|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учения о человеке и обществеДля французских просветителей характерно натуралистическое понимание человека. Человек понимается как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум и здравый смысл выглядят так же как естественный свет. «Мы маленькие животные с двумя ногами и двумя руками, как обезьяны, менее проворные, чем они, такие же комичные и имеющие большее количество идей. Мы подчиняемся всем общим законам природы»)Вольтер). Апеллируя к природному равенству людей, просветители обосновывают и борьбу за социальное равенство. По их убеждению надо прислушиваться к природе, ибо она никогда не обманывает и всегда права. О воспитании. Надо предоставить всем людям равные возможности для воспитания, в результате каждый сможет стать добродетельным и просвещенным членом общества. Просвещение породило многообразие педагогический теорий и идей. Общественный договор. «Робинзонада» – характерная особенность понимания человека активно действующего и самостоятельного, свободного. Люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя. Это не столько в интересах других, сколько в своих интересах. Это так называемый разумный эгоизм. Без учета интересов других невозможно построить нормальную повседневную жизнь. Наделенный здравым смыслом индивид самостоятельно приходит к этому выводу. Доводы разумного эгоизма подталкивают людей к заключению общественного договора, когда они переходят на стадию общественного, или гражданского общества. В политических учениях оспаривается богоданность и священность монархической власти и духовенства, обосновывается право людей на восстание против тирании и изменение общественного строя. В канун революции политиков и философов волновал вопрос, как не допустить перерождения демократической власти в деспотизм. На вооружение был взят либеральный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Идеалом было провозглашено «слабое государство», позволяющее своим гражданам «делать все, что дозволено законом» (Монтескье), решающее лишь принципиальные, а не частные вопросы. 6). Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778) Представитель старшего поколения французских просветителей. Подверг жесткой критике религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей. Блестящий сатирический ум, глубина знаний, широта эрудиции позволили Вольтеру создать яркие памфлеты против церкви. Вольтер не атеист, он – деист, это значит, что Бог признается только творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества (Вольтер говорил, что «если бы Бог не существовал, мы должны были бы его выдумать»). Вольтер был сторонником «естественной религии», под которой он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Он признавал зло за нечто неизбежное и даже позитивное, но оно должно быть побеждено. Отсюда его беспощадная и острая критика общепринятой религии. Главный принцип морали: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Вольтер возлагал надежды на просвещенного монарха. Полагал, что просвещенная монархия наилучшая форма правления. Многолетнее личное общение с Фридрихом II Прусским, Марией-Терезией Австрийской, Екатериной II дали почву надеждам. Отстаивал точку зрения на историю как на прогресс разума. Сидел в Бастилии. Бежал из Франции. Триумфальное возвращение Вольтера в Париж незадолго до смерти. 7). Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Руссо выступил в защиту человеческой природы. Только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости, – таково его убеждение. Культура, доказывал он, научила людей неестественным потребностям, рабами которых они стали. Науку он осуждал, т.к. она, по его мнению, возникла на основе низменных побуждений. Цивилизованные люди развращены, добродетелью обладают только благородные дикари. Только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости, – таково его убеждение. В 1750 г. принял участи в конкурсе Академии Дижона на тему, приносят ли искусство и науки пользу человечеству. Руссо получил премию за блестящее доказательство вреда от наук и искусства. В 1762 г. появилась «Эмиль», трактат об образовании. В своей этике Руссо утверждает, что наши естественные чувства указывают правильное направление поступкам, тогда как разум сбивает нас с толку. Затем «Общественный договор», содержащий его политическую теорию. Обе работы были осуждены, первая за ее обоснование естественной религии, вторая – за демократический дух. Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Руссо – главный идеолог Великой Французской революции. 8). Дени Дидро (1713 – 1784) Глава французских энциклопедистов. Под руководством Дидро издавалась знаменитая «Энциклопедия» о достижениях «во всех областях знания и во все времена», 35 томов которой стали зримым воплощением торжества просветительских идей. В 50 – 70-е годы Дидро пишет большое число произведений, в которых разрабатывает материалистическую теорию. С начала 50-х годов возникают собственно философские салоны. Один из них открыл Гольбах, другой – Гельвеций. Душой гольбаховского салона был Дидро. Салон играл роль своего рода генерального штаба просветительского движения, его мозгового центра. Дидро хотел, чтобы до 1780 г. осуществить за границей исправленное и дополненное, выдержанное «в свободном духе» издание Энциклопедии. Этот проект Дидро представил Екатерине II, по приглашению которой он находился в России с осени 1773 по весну 1774 г. и в которой он страстно желал видеть воплощение «просвещенного государя», каковым она всячески стремилась изобразить себя в общественном мнении Европы. Русская императрица заявила согласие на этот проект, но сделала все, чтобы он был похоронен посредством проволочек и оговорок. Гольбах Поль-Анри (1723 – 1789) был материалистом и атеистом. Основная работа «Система природы» (1770). Человек, считал Гольбах, есть произведение природы, живет в ее системе и подчинен ее законам и не может освободиться от нее даже в мыслях. Человек есть чисто физическое существо. Природа есть великое целое из соединения различных веществ. Представления о Боге возникли в результате невежества, тревоги и бедствий. «Просвещенный человек перестает быть суеверным». В данном случае Гольбах смешивает два понятия, веру и суеверия, что не одно и то же. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |