|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ассирия
2)Выберите противника Ашшурбанипала (ассирийского царя). Псамметих I 2. НехоII 3. АмасисII 4. Камбиз 3)Как называлась XXVI династия? Саисская 2. Эфиопская 3. Мемфис-ливийская 4. Финикийская 4)Восполните многоточие:Великая … колонизация. 1. Ассирийская 2. Персидская Греческая 4. Египетская 5)Как называется река, протекающая по территории Египта? Нил 2. Тигр 3. Евфрат 4. Темза 6)Кто правил Египтом после Псамметиха II?
НехоII 2. ЯхмосII 3. Амасис 4. Априй 7)Кто возглавлял армию персов в завоеваниях Египта? 1. Навуходоносор 2. Ашшурбанипал 3. Дарий I Камбиз 8)Какой город принадлежал к греческой колонии в Египте? 1. Мемфис 2. Фивы 3. Карфаген Навкратис 9)Кто единственным правителем XXVIII саисской династии? 1. Камбиз 2. Нехо Амиртей 4. Дарий I 10)Кто отвоевал Египет у персов? Александр Великий 2. Филипп II 3. Октавиан Август 4. Цезарь Список литературы. 1. Бузескул В. П. Открытия XIX—начала XX века в области истории древнего мира. Пг., 1922. Ч. 1. Восток. 2. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975. 3. Браун Т. Греки в Египте // Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007 (также и во многих др. частях книги; см. "Указатель").
4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988. 5. Всемирная история. М., 1955, 1956. Т.!—П. 6. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. I—II. 7. Гелъб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. 8. Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В.В. Эрлихман. — Т. 1.
9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. 10. Дандмаев М.А. Политическая Политическая история Ахеменидской державы. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»., 1985. 11. Искусство Древнего Востока. М., 1968..-История всемирной литературы. М., 1983. 12. История Древнего мира. М., 1982. Т. I—III. 13. Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984. 14. Литература Древнего Востока. М., 1971. 15. Массой В. М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). М., 1976. 16. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987. 17. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. I—II. 18. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. М., 1975, 1977. 19. Пост веская Н. М- Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.). М., 1961. 20. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. М., 1985. Ч. 1. 21. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. / История Древнего мира. Ч. И. - М: Просвещение, 1979. 22. Струве В. В. История Древнего Востока. М., Л., 1940. 23. Токарев С. А. Религии в истории народов мира. М., 1986. 24. Тураев Б.А.История древнего Востока / Под редакцией Струве В.В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 2. — 15 250 экз. Интернет-источники: a) http://prokipr.ru/history_island.html-История Кипра. История жизни на острове Кипр b) http://www.dissercat.com/content/gretsiya-i-egipet-v-arkhaicheskuyu-epokhu-problemy-politicheskogo-ekonomicheskogo-i-kulturno-Греция и Египет в архаическую эпоху. Проблемы политического, экономического и культурного взаимодействия c) http://maxbooks.ru/vostok1/antor37.htm- Культура саисской эпохи. d) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/-Авдиев В.И. 'История Древнего Востока' - Ленинград: Госполитиздат, 1953. Тема 18. КУЛЬТУРА ШУМЕРА И АККАДА ( автор – Гордиенко Н.)
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ? и существовало одно и то же государство – Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений, сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э. в ЮжномДвуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Культура шумера – считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречьяпервые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Многие ученые заинтересованы этой темой. Так, например, в книге Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на Земле» представлено полное содержание всех расшифрованных глиняных табличек, повествующих о богах, героях и царях таинственного народа «черноголовых», шумеров, который положил начало мифологии, экономике, астрономии, математике, медицине и кому принадлежит трагический эпос первого героя человечества – Гильгамеша; проводятся параллели с Библией, античными мифами, историей Ассирии и Вавилона. Так же эту тему изучал Сетон Ллойд «Археология Месопотамии. От древнекаменного века до персидского завоевания». Книга представляет собой свод основных материаловпо археологии Месопотамии начиная с древнейших времен и до VI в. до н. э. В ней кратко рассказывается о результатах археологических исследований, ведущихся на территории Ирака и Сирии на протяжении более 100 лет. В работе освещаются проблемы градостроительства, архитектуры, искусства, вооружения, утвари народов, населявших в древности междуречье Тигра и Евфрата. Книга профессора Чикагского университета А. Лео Оппенхейма «Древняя Месопотамия» содержит краткий очерк политической истории Вавилонии и Ассирии, а также материальной и духовной культуры древней Месопотамии (шумеров, вавилонян и ассирийцев). Автор сообщает о появлении первых городов на этой территории, рассказывает о религии, искусстве, литературе, медицине, математике, астрономии в древней Месопотамии. Саггс. Х. «Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура». Автор, используя материалы археологических экспедиций и лингвистических исследований, сделал уникальную попытку реконструировать быт людей, живших четыре тысячелетия назад в долине Тигра и Евфрата. Вы сможете перенестись к самым истокам нашей цивилизации и открыть для себя мир древней Месопотамии: её религию, политическое устройство, обычаи, искусство и ремёсла. Стивен Бертман «Месопотамия». Исчерпывающее по своей полноте издание рассказывает и о том, как шумеры и вавилоняне вели хозяйство, учились в школах и лечились от болезней,какую музыку слушали, какой косметикой умащались. Бардески К.Д. «Месопотамия: колыбель человечества». В книге рассмотрены основные этапы и наиболее яркие аспекты становления Месопотамии, даются многие ответы на спорные вопросы, которые до сих пор оставались загадкой истории.
1.1. История шумеров и их культура
Неизвестно откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии, там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы («круглоголовые») и долихоцефалы («длинноголовые»). Впрочем, это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга, как по своему внешнему облику, так и по языку. После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно, это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество «хозяйственных» записей и «списков богов», но так и не удосужились записать «философскую основу» своей системы верований. Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются «большими людьми» (лугаль), которым противостоят «маленькие люди», т. е. свободные малоимущие члены сельских общин. Если говорить о религии, то можно отметить, что, похоже, в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не «этические», корни. Культ Богов имел целью не «очищение и святость», а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках «со списками богов» (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы – небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги – покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам – храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, – а житницей богов – амбарами. Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо – мужское начало) и КИ (земля – женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли. От этого союза родился и бог воздуха – Энлиль, разделивший небо и землю. Существует гипотеза, что в начале поддержание порядка в мире являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он занял руководящее место среди богов. К сожалению, до нас не дошёл ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий, представленный в аккадском мифе «ЭнумаЭлиш», по мнению исследователей не соответствует концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований. Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются «МЕ» игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста «МЕ», из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как: правосудие, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д., все, так или иначе связанное с общественной жизнью. Некоторые исследователи считают что «МЕ» – это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, «Божественные правила». Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку. Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях, но сейчас нам гораздо более интересен их вклад в техническую сторону развития современной цивилизации. Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор СэмюелНоаКрамер, в своей книге «История начинается в Шумере» перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый «альманах земледельца»; в Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ «Ноя»; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде «слитков на вес»), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе. В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического. Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями – им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов – по их размерам, назначению и по виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога Нинурта приблизительно в 2200 году до Р. Х. Широта ассортимента этих товаров поразительна – начиная от золота, серебра, меди – и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль. Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пылью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди – для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации. Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов – процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу – твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение – 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова. В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения, из руды – оловянного камня – необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально «Небесный камень» – что многие рассматривают как свидетельство о том, что шумерская технология была даром богов. Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом– зачем это было нужно? Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента – северный, центральный и южный (соответственно у древних шумеров – «путь Энлиля», «путь Ану» и «путь Эа»). В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие – все это внезапно возникло в Шумере. Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре, созданном в городе Ниппуре– солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия). Удивительно то, что такая развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только что народившемуся обществу. Вообще математика шумеров имела «геометрические» корни и очень необычна. Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным – оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.
1.2. Появление Аккадского царства
Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи. После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт, прежде всего в скульптуре и рельефах. Искусство аккадского времени, пожалуй, более всего характеризуется центральной идеей обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической действительности, а затем в идеологии и в искусстве. Если в истории и в легендах он предстает человеком нецарского рода, который сумел достичь власти, собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-номов в Нижней Месопотамии подчинил себе весь Шумер и Аккад, то в искусстве это мужественный человек с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой – портрет идеализированный, возможно, обобщенный, но достаточно точно передающий этнический тип; этот портрет вполне соответствует сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Сар гоне Аккадском (такова, например, медная портретная голова из Ниневии – предполагаемое изображение Саргона). В других случаях обожествленный царь изображен совершающим победоносный поход во главе своего войска. Он карабкается по кручам впереди воинов, фигура его дана крупнее, чем фигуры остальных, над его головой сияют символы-знаки его божественности – Солнце и Луна (стела Нарам-Суэна в честь его победы над горцами). Он выступает также в виде могучего героя в локонах и с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской глиптики). В какой-то мере изменения в искусстве аккадского периода связаны с традициями северных центров страны. Иногда говорят о «реализме» в искусстве аккадского периода. Конечно, о реализме в том смысле, как мы сейчас понимаем этот термин, не может быть и речи: фиксируются не действительно видимые (хотя бы и типичные), а существенные для концепции данного предмета черты. Все же впечатление жизнеподобияизображаемого очень остро. События времени Аккадской династии расшатали сложившиеся жреческие шумерские традиции; соответственно процессы, происходящие в искусстве, впервые отразили интерес к отдельной личности. Влияние аккадского искусства сказывалось в течение столетий. Его можно обнаружить и в памятниках последнего периода шумерской истории — III династии Ура и династии Иссина. Но в целом памятники этого позднейшего времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. Это соответствует действительности: например, над печатями трудились мастера-гуруши огромных царских ремесленных мастерских III династии Ура, набившие себе руку на четком воспроизведении одной и той же предписанной темы — поклонения божеству.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |