АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произведения античных авторов

Читайте также:
  1. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  2. Алгебраические свойства векторного произведения
  3. Алгоритм вычисления произведения
  4. Атомистический материализм как основа психологических воззрений античных философов
  5. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  6. В хороших литературных произведениях особое значение придается реакциям.
  7. Векторного произведения
  8. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).
  9. Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).
  10. Вопрос35. Предел Функции в точке и на бесконечности. Геометрическая иллюстрация определений. Предел постоянной. Предел суммы, частного, произведения. Предел элементарных функций.
  11. Вычисление скалярного произведения векторов через их координаты. Длина вектора. Угол между векторами.
  12. Глава девятая. Евангельский гуманизм в произведениях русских художников

Греческие колонисты, торговцы и наёмники уже в VII в. до н. э. в большом количестве проникают в Египет. Египетские фараоны XXVI династии усиленно вербуют греческих, главным образом ионийских, наёмников, поощряют торговлю греков с египтянами и способствуют греческой колонизации в Египте. В дельте возникают греческие колонии, как, например, Навкратис. Греческие философы и политические деятели Фалес, Анаксимандр, Демокрит и Солон путешествовали по Египту, стремясь овладеть знаниями и тысячелетней мудростью египетского народа. Поэтому в трудах греческих писателей — историков и географов — мы найдём много интересных сведений, касающихся древнего Египта[2].

Наиболее полный очерк истории и культуры древнего Египта сохранился у греческого историка Геродота, посвятившего вторую книгу своего обширного исторического труда древнему Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден черпать свои сведения у мало осведомлённых лиц. Но живой интерес Геродота к культуре древней страны пирамид, его своеобразный историко-повествовательный талант и некоторые его попытки отнестись критически к тем или иным историческим сведениям делают его красочный и яркий рассказ интересным даже для современного историка. Многие свидетельства Геродота подтверждаются древнеегипетскими источниками, а те легенды и сказки, которыми он пересыпает свой исторический рассказ, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний, занимавших столь крупное место в художественной литературе Египта первого тысячелетия до н. э. Стремясь дать по возможности полный очерк истории и культуры древнего Египта, Геродот описывает природные условия долины и дельты Нила, обычаи и религиозные верования древних египтян, сообщает некоторые сведения о хозяйстве и общественном строе страны. Говоря о природе древнего Египта, Геродот отмечает огромное значение разливов Нила для развития земледельческого хозяйства в древнем Египте. По его словам, «река наводняет и орошает поля, а оросивши, вступает в свои берега: тогда каждый засевает своё поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю». Описывая обычаи древних египтян, Геродот указывает на их своеобразие, которое можно объяснить в значительной мере тем, что древнеегипетская культура, возникнув в глубокой древности, в течение ряда тысячелетий развивалась самостоятельно[3].

Геродот подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Подчёркивая её достижения, он говорит, что египтяне первые установили особый календарь, разделив год на 12 частей, основываясь при этом на астрономических наблюдениях. Одновременно с этим Геродот правильно отмечает влияние древнего Египта на греческую культуру. Эта же мысль нашла своё яркое отражение в труде Гекатея (IV—III вв. до н. э.), который старался показать, что греческие законодатели во многом использовали опыт государственной организации древнего Египта. Геродот дал много ценных сведений о религии древних египтян. Он правильно описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности быка, сокола, собаки, кошки и даже крокодила. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, связанные с культом Озириса, получившим широкое распространение в Египте и в античном мире.

Большое внимание уделил Геродот и политической истории древнего Египта. Он сохранил в своём труде предание о древнейшем основателе Египетского государства Мине, имя которого сохранилось в родословных египетских фараонов. Его рассказ о постройке пирамид фараонами IV династии, которые, жестоко угнетая народ, использовали для этой цели труд множества людей, отличается яркой красочностью. Значительно достовернее и подробнее его рассказ, описывающий события египетской истории позднейшего времени — саисской и персидской эпох (VII—VI вв. да н. э.). Диодор, живший в I в. до н. э., посетил Египет приблизительно на 400 лет позднее Геродота, поэтому он не смог лично собрать столько ценных наблюдений над культурой древнего Египта, как Геродот. С другой стороны, Диодор смог использовать при составлении своего обширного труда по всеобщей истории много трудов различных греческих историков, как, например, Гекатея Абдерского и Агатархида, к сожалению, относясь к ним недостаточно критически. Однако современный историк может извлечь из очерков Диодора много ценных сведений, в свою очередь заимствованных Диодором из книг более ранних историков, труды которых лишь отчасти сохранились до нашего времени. Так, Диодор даёт подробное описание природных условий Египта и рассказывает о попытке фараона Нехо соединить каналом восточный рукав Нила с Красным морем. Он идеализирует государственный строй древнеегипетской деспотии, описывая особенности древнеегипетского законодательства и административного управления. Так, Диодор говорит, что каждое прошение в суд должно было подаваться в письменной форме и что пять царей до персидской эпохи вводили новые законы. Диодор с большой похвалой отзывается о древнеегипетских законах. Вообще Диодор даёт высокую оценку древнеегипетской культуре, указывая на то влияние, которое древний Египет оказал на античный мир. Особенно большой интерес в труде Диодора представляет описание египетской истории во время господства персов и тех событий, которые относятся к позднейшим периодам истории Египта. Очень подробно и во многом точно описывает Диодор эксплуатацию египтянами золотых рудников, расположенных в Нубии, где, по его словам, осуждённые преступники, «закованные в цепи, работают без устали день и ночь, лишённые даже возможности надеяться на побег, ибо они находятся под надзором иноземных воинов»[4].

В большом географическом и отчасти историко-географическом труде Страбона можно найти множество сведений о древнем Египте. Эти сведения касаются главным образом природы и населения Египта и соседних стран. Широко использовав труды своих предшественников, Страбон очень подробно описывает Нил, его разливы, систему естественного и искусственного орошения, растительность и животный мир Египта. Затем Страбон переходит к описанию хозяйственной жизни древних египтян. Особенно отмечает Страбон систему каналов и шлюзов, при помощи которых регулировали водоснабжение Фаюмского оазиса, одного из богатейших земледельческих районов Египта. Далее Страбон описывает оливководство, способы изготовления растительного масла, виноделие, отмечая в частности богатейший в хозяйственном отношении Арсинойский округ. Ценные сведения сообщает Страбон о племенах, живших по соседству с Египтом, в частности о племенах Эфиопии, отмечая низкий культурный уровень этих племён. Подобно Геродоту и Диодору Страбон счёл необходимым указать на то влияние, которое культура древнего Египта оказала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие учёные и философы, как Евдокс и Платон, долго жили в Египте и многому научились у египетских жрецов[5].

Большое значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (46—120 гг. н. э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всём античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Хотя Плутарх описывает египетскую религию в её поздней, сильно изменённой иноземными влияниями форме и рассматривает её сквозь призму своего собственного мировоззрения, пропитанного греко-восточной религиозной философией, однако его описание исторически ценно, так как оно основано на использовании большого количества источников, часть которых не сохранилась. Свидетельства Плутарха во многом подтверждаются египетскими источниками. Так, Плутарх в полном соответствии с египетскими надписями называет Озириса богом первородной влаги и олицетворением Нила. По его словам, «мудрые жрецы не только называют Нил Озирисом, а море Тифоном, но Озирисом считается у них вся влажная первостихия; её они считают причиной возникновения и сущностью семени»[6]. Особое место среди античных авторов, писавших об Египте, занимает историк Манефон (IV—III вв. до н. э.). Манефон был египетским жрецом (первосвященником) в царствование Птолемея I Сотера и Птолемея II Филадельфа, когда Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог подробно изучить древнеегипетские источники. Будучи приобщён к более высокой греческой образованности своего времени, он имел возможность подойти к составлению истории Египта во всеоружии знаний и критических методов, накопленных греческой наукой. К сожалению, труд Манефона в полном виде не сохранился. Дошли до нашего времени лишь краткие выдержки у некоторых поздних писателей, в частности у Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.). Сохранился переданный позднейшими историками краткий конспект труда Манефона, содержащий перечень фараонов, объединённых в 30 династий, с краткими сведениями исторического характера и хронологическими датами. Однако эти скудные обломки исторического труда Манефона представляют большую научную ценность для восстановления политической истории и хронологии Египта. Некоторые выдержки из труда Манефона, как, например, описание гиксосского завоевания, представляют большой исторический интерес, ибо они дополняют скудные источники этой эпохи[7].

Труд Манефона пользовался большим уважением среди античных и раннехристианских писателей. На Манефона ссылались различные авторы. Синкелл указывает, что Манефон пользовался в качестве источников египетскими надписями. Евсевий сообщает, что «Манефон египтянин облёк не только всю египетскую историю в греческую форму, но и всю их систему богословия». Однако современный историк должен критически подходить к выдержкам из труда Манефона, учитывая в первую очередь факт их позднейшей переработки, а также своеобразие взглядов самого Манефона.

Значительно меньше сведений о древнем Египте сохранилось в трудах римских писателей и историков. Тацит, живший в I—II вв. н. э., сохранил лишь бледные воспоминания о культуре древнеегипетского народа. Однако, говоря о древней стране пирамид, он описывает сохранившиеся до его времени гигантские развалины древних Фив и те надписи, которые ещё сохранились на стенах древних полуразрушенных дворцов и храмов. По его словам, римляне, посещавшие Египет, могли ознакомиться с содержанием этих своеобразных надписей благодаря старым египетским жрецам, которые могли ещё переводить древние тексты. Далее Тацит описывает войны египетского царя Рамзеса и сообщает о той дани, которую египетские цари взимали с завоёванных стран. Перечни этой дани, как вполне справедливо сообщает Тацит, сохранились на стенах фиванских храмов[8].

Интересные сведения о древнем Египте и древнеегипетской культуре сообщает Аммиан Марцеллин (IV в. н. э.). Он тоже описывает развалины древней столицы Египта — Фив, в частности бассейны, огромные статуи и обелиски, а также своеобразные картинные надписи древних, египтян. Аммиан Марцеллин особенно подчёркивает высокий уровень древнеегипетской культуры, наследие которой во многом было использовано греческими учёными, писателями и художниками в тот период, когда Александрия стала важным центром египто-греческой культуры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)