|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие мореплавания. Захват Кипра. Греческие колонии в Египте и их роль в экономическом и культурном развитии Египта. Борьба с Нововавилонским царствомСамые древние сведения о мореплавании дошли до нас не из письменных источников, а благодаря раскопкам памятников и дешифровке иероглифов. Солёное море, по суевериям египтян, воспрещавшим им употреблять морепродукты в пищу, т.к. оно представлялось царством злого духа (Тифона[91]) и внушало ужас, поэтому до воцарения более свободомыслящего фараона Псамметиха (664-611 гг. до н. э.) египетская морская торговля была лишь пассивной. С другой стороны, Нил со своими рукавами, служивший естественным путем сообщения, не мало способствовал тому, что в Египте, старейшей по культуре стране, очень рано и в широких размерах развилось речное судоходство. На мелководных речных протоках с незапамятных времен использовались легкие плоты с приподнятыми оконечностями, составленные, за недостатком леса, из связок папируса. Они приводились в движение шестами и служили для перевозки людей и животных, даже быков, и для доставки товаров на рынки. Одно из изображений такого плота относится к царствованию VI династии (середина III тыс. до н. э.).
Рис. 9. Амасис 2. http://www.perankhgroup.com/famous_egyptians.htm
В то же время, нельзя преувеличивает страх египтян перед морем и недооценивать их достижения в области судостроения и мореплавания. Первые деревянные суда появились в Египте на рубеже IV-III тыс. до н. э. На судах, предназначавшихся для дальних переходов, имелись сплетенные из тросника каюты. Численность команды доходила до 70 человек. Помимо того, у египтян имелись большие понтоны, грузоподъемностью до 200 тонн, служившие для перевозки тяжелых грузов, каковыми, например, были каменные глыбы, применявшиеся для гигантских египетских построек. По конструкции египетские корабли во многом напоминали более ранние нильские тростниковые суда или плоты. Единственным пригодным для кораблестроения деревом в Египте была акация. Короткие отрезки дерева скреплялись между собой посредством врезок и шпунтов (Геродот поэтому сравнивал обшивку египетских судов с кирпичной кладкой), корпус для большей прочности обтягивался тросами. Борта завершались планширом, на уровне планшира крепились бимсы. Эти бимсы и стрингер, проходивший от носа к корме непосредственно под ними, придавали корпусу дополнительную прочность. Шпангоуты отсутствовали. Натянутый трос между высоко поднятыми носом и кормой помогал удерживать их в таком положении. Киль как таковой отсутствовал — его заменяла продольная килевая планка, а двойная мачта, стоявшая ближе к носу, опиралась на борта, как у тростниковых судов, дно которых не могло дать надежной для нее опоры. Древнейшие египетские деревянные суда были найдены недавно в Абидосе[92], в погребениях начала первой династии — время царей Аха (Менеса[93]) или Джера, около 3000 г. до н. э. В отличие от судов эпохи IV династии из Гизы, они были захоронены в собранном виде. В длину они достигали 20-30 метров, доски обшивки, как и предполагалось, скреплялись тросами, щели между ними законопачивались волокнами папируса. Именно солдаты Амасиса отобрали остров у ассирийцев. Египтяне принесли на остров новую для киприотов культуру и новую религию. Предшественник Амасиса фараон Априй был известен своей любовью к грекам: он приносил греческим храмам крупные дары, порой обделяя вниманием египетские. Несмотря на рост доходов от торговли и налогов, Априй не сумел обеспечить Египту успешную внешнюю политику, что привело к росту недовольства среди его народа. Однако последней каплей в чаше народного гнева стал эпизод, когда Априй вышел поприветствовать народ в греческих доспехах, причем вскоре после того, как египетское войско было побеждено греческими наемниками в Киренаике. Априй был свергнут, к власти пришел поддерживаемый египетской армией Амасис. Но хотя Амасис и пришел к власти благодаря египетскому войску, он не разорвал отношений с греками. Мало того – из греческих наемников он сформировал свою гвардию. Амасис в первую очередь стал заботиться об усилении Египта на международной арене. С этой целью фараон построил многочисленный флот, что позволило египтянам завоевать Кипр. Не скрывая своей любви к грекам и их культуре, Амасис делал щедрые приношения греческим храмам. При этом он не забывал и о египетских богах.
Рис. 10. Нехо 2. Нехо II. VI в. до Р. Х.
В те времена кипрский город Аласия (современное название Энгоми) играл огромную роль в Восточном Средиземноморье, будучи крупнейшим производителем меди и бронзы. Исследования современных историков показали, что глина для изготовления глиняных табличек, на которых написаны письма правителя Аласии египетскому фараону, добывалась на Кипре, в месторождениях вблизи современного поселения Калавасос. В переписке правители, в частности, обсуждали торговые отношения между Кипром и Египтом. Красной нитью в их письмах проходила тема о количестве меди, которую Кипр отправлял в Египет, и то, какое количество серебра и слоновой кости будет отправлено на остров взамен. В одном письме к фараону, например, упоминается о 500 талентов меди (примерно 12,5 т), и приносятся извинения за то, что так мало меди было отправлено в этот раз. В своих ответных письмах египетский фараон называет правителя Кипра братом, тем самым подчеркивая равенство их положения. Такое почтение кипрскому правителю фараон выражал, осознавая экономическую мощь острова. VIII - VII вв. до Р. X. начинается активное проникновение греков в страны, лежавшие к востоку от Греции, в особенности в Египет. Это было вызвано, с одной стороны, широким колонизационным движением, охватившим греческое общество в архаическую эпоху и известным как Великая колонизация, с другой же, особенностями развития Египта в этот период. В середине VII в. до Р. X. правитель одной из египетских областей Псамметих привлек на военную службу греческих наемников и во многом благодаря их помощи смог не только одолеть своих соперников, но и восстановить единство государства. Фараон отблагодарил греков тем, что отвел им земли для поселения в Египте. Греческие наемники стали составной частью армии фараонов новой XXVI династии. Они служили в пограничных крепостях, участвовали в военных экспедициях. Число наемников росло, равно как и доверие к ним египетских правителей. В VI в. до Р. X. из греческих наемников начинает комплектоваться личная охрана фараона.
Рис. 11. Религиозные изображения и надписи на саркофаге Тахо.Саисская эпоха. XXVI династия. Парною. Лувр
Почти одновременно с наемниками и даже раньше в Египте появляются греческие купцы. Конечно, греки и в прежние времена посещали страну пирамид, но только с середины VII в. до Р. X. греко-египетские связи, прежде всего торговые, становятся наиболее активными. Греки вывозили из Египта главным образом зерно, египтяне же стремились обменивать его на серебро -металл, который они необычайно ценили. Греко-египетскую торговлю также стимулировало присутствие в Египте большого числа греческих наемников. Псамметих I, основатель XXVI Саисской династии, позволил эллинским купцам создать факторию на одном из рукавов Нила. Из нее вырос впоследствии крупный торговый город Навкратис - единственная значительная колония греков, находившаяся на территории ближневосточного государства. Своим существованием Навкратис был всецело обязан милости египетских фараонов, заинтересованных в тесных отношениях с греческими государствами.
Рис. 12. Религиозное шествие. http://askpoint.org/geography/chto-takoe-nomyi/ Говоря о проникновении греков в Египет, необходимо иметь в виду, что оно было составной частью так называемого южного направления Великой греческой колонизации. Как было отмечено исследователями, характерной чертой этого направления, отличавшей его от двух других направлений, -западного (побережье Южной Италии и Сицилии) и восточного (средиземноморское побережье Малой Азии, зона проливов и прибрежные районы Черного моря), - было то, что на северном побережье Африки освоение греками чужих территорий оформилось не в виде группы поселений, вытянутых вдоль берега, а достаточно четко локализовалось в двух основных районах, расположенных на значительном расстоянии друг от друга - в дельте Нила и на полуострове Киренаика[5].
Рис. 13. Статуя периода Саисского Возрождения http://kustodiev-art.ru/?item=e7f68878-8915-4d5e-b762-5411c44204e0&termin=b1d79c8a-8b48-4c65-b86a-d6366ea0d878
Сильное культурное влияние оказывала древняя культура Египта на юную формирующуюся культуру греческих племён. В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. В «Илиаде» говорится, что: «…в египетских Фивах — (жилища там полны сокровищ) в городе там сто дверей, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают по фронтальной композиции тела и по типичной для этой эпохи улыбке египетские статуи, в частности саис-ского периода. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, не могли не подпасть под влияние египетской культуры. Они были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией[d]. Интересно отметить многочисленные связи, соединявшие египетскую культуру с греческой. В «Илиаде»[94] говорится, что в «египетских Фивах — жилища там полны сокровищ. В городе там сто ворот, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвященные греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе[95]. Поэтому неудивительно, что греческое искусство оказывало некоторое воздействие на египетское. В этом отношении характерна египетская статуэтка с именем Априя, хранящаяся в Тюбингенском музее, прекрасно передающая как общий тип, так и индивидуальные черты знатного аристократа. Художественный реализм в искусстве получает свою законченную форму в Египте в VI в. до н. э. В египетских рельефах этого времени художник лучше изображает человеческое тело в профиль и свободнее размещает в плоскости фигуры и предметы. Портретная скульптура достигает высокого совершенства. Голова Монтуэмхата и голова жреца из зеленого шифера являются шедеврами скульптурного портрета этого времени.
Рис. 14. Статуя периода Саисского Возрождения http://kustodiev-art.ru/?item=e7f68878-8915-4d5e-b762-5411c44204e0&termin=b1d79c8a-8b48-4c65-b86a-d6366ea0d878
С проникновением в Египет греческих ремесленников развилось производство античной расписной керамики. Возник даже особый «навкратийский» стиль, в котором античные формы сосудов гармонично и оригинально сочетались с египетскими и эфиопскими сюжетами и орнаментацией. Возродилось производство совершенных по форме и фактуре алебастровых сосудов, которые пользовались большим спросом у персидской знати и отправлялись в Персию для нужд царского двора. Греки ввозили в Египет помимо серебра вино и оливковое масло, судя по найденным хиосским амфорам VI в. Страбон упоминает Вино и масло предназначались проживавшим в Ьгипте грекам, прежде всего наемникам, так как египтяне в соответствии со своими древними обычаями воздерживались от всего чужеземного (даже греческая утварь — ножи, котлы, вертела— считалась ими нечистой, о чем свидетельствует посетивший Египет Геродот [II, 41]). Вывозились из Египта помимо хлеба папирус и ткани. Открытая в Навкратисе мастерская по производству скарабеев, функционировавшая в VI в., могла обслуживать и греческий рынок — находки этих изделий известны от Этрурии до Северного Причерноморья. Огромную роль в истории Египта и в его связях с внешним миром начали играть греки - торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморское побережье страны, а вскоре греческие кварталы появились и в Мемфисе. Саисские фараоны, вначале ориентировавшиеся на слабеющую Ассирию и пытавшиеся противопоставить союз с ней усилившемуся Нововавилонскому царству, затем взяли курс на сближение с греками. Греки чувствовали себя все вольготнее на севере Египта, где ими была основана колония Навкратис. В 594 году до н. э. умер фараон Нехо. Сразу же по вступлению на престол его сын Псамметих II начал подготовку к большой войне с Вавилонией. В 591 году до н. э. он во главе флота и в сопровождении сонма жрецов прибыл якобы с религиозными целями в финикийский город Гебал (Библ). Это была явная провокация против Вавилона, под властью которого находилась Финикия. Фараон демонстрировал военно-морскую мощь Египта населению Заречья, поощряя его тем самым к восстанию.
Рис. 15. Фреска периода Осенью 589 года до н. э., по сигналу из Египта, выступили иудеи. Навуходоносор во главе своей армии появился на границе Иудеи. Прочие мелкие государства Заречья не посмели примкнуть к восстанию и по требованию Навуходоносора выставили свои вспомогательные отряды. В результате Иудея осталась в одиночестве. Вавилоняне опустошили её территорию и 15 января588 года до н. э. осадили Иерусалим. Осаде подверглись также города Лахиш и Азек, где засели иудейские гарнизоны. 8 февраля 588 года до н. э. Псамметих II умер, так и не успев послать обещанную иудеям помощь. Выполняя обещание отца иудеям, новый фараон Априй двинул в Азию свою армию и флот. Навуходоносор, узнав о наступлении египтян, отступил от Иерусалима и направил свою армию на врага. В последующем сражении на суше египтяне потерпели неудачу, но на море они одержали победу над объединённым флотом Тира и Кипра, посланного в бой Навуходоносором. Затем Априй высадил войско для взятия Сидона, после чего сдались и другие финикийские города. Египетское проникновение в Финикию серьёзно поколебало вавилонское господство в Заречье. Восстал Дамаск, попытки мятежа имели место в Хамате и Арпаде (англ.)русск.. К тому же вСирию с севера неоднократно вторгались лидийцы — союзники Египта, которые вели войну сМидией, союзницей Вавилона. Но всё же Навуходоносору удалось восстановить своё господство в Заречье и продолжить осаду Иерусалима.
Рис. 16. Статуя "священного барана" бога Амона в Фивах. Саисская эпоха. XXVI династия
В 590 г. египетский фараон Псамметих II, а вскоре после него новый фараон Априй попытались вновь захватить Финикию и Палестину. Априй, поддержанный, повидимому, царём Тира, захватил Сидон; на его сторону перешёл и иудейский царь Цидкия, а также и другие царьки Палестины и Заиорданья (Эдома, Моава и Аммона). Повидимому, все они возлагали надежды на назревавший конфликт между Мидией и Вавилонией. В 591 Псамметих II во главе флота и в сопровождении сонма жрецов прибыл, якобы с религиозными целями в финикийский город Гебал (Библ). Это была явная провокация против Вавилона, под властью которого находилась Финикия.
Рис.17. г.Саис http://www.ancientcity.ru/goroda-drevnego-egipta/sais.html
В декабре 601 года до н. э. Навуходоносор подступил к египетской границе. В ожесточённом сражении египтянам удалось остановить врага. Навуходоносору пришлось отступить и вернуться в Вавилон. Потери вавилонян, особенно в коннице и в колесницах, были настолько велики, что потребовалось целых 20 месяцев, прежде чем Навуходоносор сумел восстановить боеспособность своей армии. Но и Египту победа досталась такой ценой, что после этого сражения Нехо был вынужден вообще отказаться от мысли в ближайшие годы вести борьбу с Вавилоном за азиатские провинции. В июне 604 года до н. э. вавилоняне вновь двинулись в Заречье. Против них выступил филистимский город Аскалон, рассчитывающий на помощь Египта. Аскалонский царь Адон, когда враги вторглись в его владения и уже дошли до Афэка (в 15 км севернее Лидды), послал гонцов к фараону Нехо II с просьбой о помощи, но египтяне не пришли, и в декабре 604 года до н. э. Навуходоносор взял Аскалон штурмом. Город был разграблен и разрушен; царь Адон, знать и уцелевшие граждане были угнаны в плен. В мае 603 года до н. э. Навуходоносор двинулся в Иудею, но иудейский царь Иоаким покорился и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. В 602 году до н. э. Навуходоносор завершил покорение Заречья.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |