|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВСЕВОЛОД БУЙТУРОВ
ЗОЛОТОЙ РАЗБРОС 1 СЛЁЗЫ НЕВИДИМЫХ
Во сне наяву По волне моей памяти Я поплыву. Николас Гильен.
Предисловие.
Ну, вот теперь отпустило, и можно дать свои пояснения тому, что читатель найдёт ниже. Всё началось до невозможности просто и до полной невозможности неожиданно: решил я купить себе нетбук. Штука полезная, компактная и недорогая. Освоился немного с новой машинкой, привык к клавиатуре. А дальше… Дальше набрал эпиграф. Тут всё понятно, текст знакомый. Это слова заглавной песни мега хита 70-х диска Давида Тухманова «По волне моей памяти». Подумал: к чему бы это мне вздумалось настучать этот текст, как уже возникло на мониторе название главы «Хорошо знакомый берег». То есть, это я потом понял про эпиграф и главу, когда эта глава написалась, и до меня дошло, что за ней последуют другие. О штуковине, именуемой автоматическим письмом, краем глаза приходилось читать и краем уха слышать: медиумы им пользуются. Решил в Сети посмотреть подробнее. Только вот не получилось на буке: уже следующая глава подгоняет. Перешёл на большой компьютер, открыл пару статей и понял, что попал: хочешь ‑ не хочешь, а придётся писать. Порадовало то, что пишу по-русски. Говорят, случается, пишут люди и на незнакомых языках. Хотя бы сам смогу прочитать, что написано. Взялся набирать дальше, никакого понятия, что будет в следующей строчке, а тем более в абзаце или главе, не имея. Главки появлялись спонтанно, с неравной периодичностью, но чувствовалось, что пока не наберу, не отвяжутся. Почему главы имеют такое содержание и порядок — не знаю. Названия глав тоже у меня самого иногда вызывают недоумение. Я бы точно по-другому некоторые назвал. Имена персонажей и географические названия, а также события из истории сейчас хотел, было, поправить по своему разумению. Но, почувствовав сопротивление материала, отказался от этой затеи. Ведь не зря так приходило, что иногда названия и имена реально существуют, а иногда заменяются. А иногда совсем неясно — есть такие места и люди, или нет. С событиями то же самое. Грешным делом подумал: может это не про нашу историю и действительность говорится, а про какую-то очень похожую, существующую параллельно с нами? Но очень уж с нашей пересекающуюся! Пусть всё будет в таком виде, как пришло. Решаю только слегка подправить неизбежные опечатки и грамматические ошибки. Но именно слегка, чтобы не сбить общее настроение. Раз так писалось.
Хорошо знакомый берег
Хорошо знакомый берег Могучей Реки, с заросшими дикой тайгой берегами, Древний Утёс на противоположном берегу и странная Тёмная Туча над ним. Хотя, что было странного в этой Туче сказать трудно. Знакомая, странная — и всё. Всякий раз, когда Туча начинала выкидывать свои номера, Иван был уверен, что всё это видел уже когда-то. И не один раз. Вот дом, вот школа, одноклассники, однокурсники, учителя, коллеги, друзья. Великий Хан, Святилище в лучах солнца, гимназия. Дворянское собрание, тайга и тяжкий путь на Север. А ещё эта Туча, этот Утёс! Они ведь и правда были в жизни Ивана в ранней юности, когда он ещё увлекался рыбалкой и охотой и ездил на север области к родственникам мужа своей сестры. Тогда-то впервые и обозначились странные, можно сказать необыкновенные свойства «тучки небесной», мягко выражаясь. Навсегда врезались в мозг картины давнего боя. Звон тетивы, зловещее пение летящих стрел, дым, крики нападающих и обороняющихся. А место сражения узнавалось сразу. Здесь он жил, рос, учился в школе. Теперь в самом центре территории той давней битвы работает. Так получилось, что вся жизнь Ивана связана была, так или иначе, с Белой Горой и её окрестностями. А ещё, очень трудно убедить себя после пробуждения, что всё было не наяву… Да, что греха таить, внутреннюю-то уверенность в реальности событий так просто не объедешь. По жизни, как теперь говорят, Ваня был музыкантом — преподавателем музыкального отделения местного педагогического училища. Училище это, когда он только начинал свою педагогическую деятельность, располагалось на территории старинного монастыря в монастырских корпусах и храмах. До «возрождения» в центральном пределе главного храма был устроен спортзал с уходящим под купол гимнастическим канатом, матами, брусьями, шведскими стенками. А в боковых пределах нагородили классов-клетушек для индивидуальных музыкальных занятий. Там будущие учителя музыки и пения обучались игре на фортепьяно, баяне, аккордеоне, домре и балалайке. Был в училище даже свой академический хор и оркестр народных инструментов, которые репетировали в келейном корпусе, названном по-новому «музыкальным». Замечателен и двор монастыря-училища: монастырское кладбище, сровненное с землёй. Когда кладбище уничтожали и подводили к будущему очагу просвещения современные коммуникации, экскаваторы выбрасывали из разоряемых могил множество черепов и костей. За отсутствием особых развлечений, Иван и его друзья по школе, расположившейся тоже на костях монастырского кладбища, чувствуя себя крутыми пиратами и страшными лесными разбойниками, замирая от страха, по ночам развешивали на деревьях монастырского сада черепа и кости. Кто-то сказал, что, если вставить сухие гробовые гнилушки в глазницы черепов, они в темноте будут светиться. Теоретически — да, а на практике — не очень. Однако пацаны убеждали себя, что всё круто. Со сменой идеологии, всеобщим прозрением и просветлением монастырь был восстановлен, пардон, «возрождён», а училище, переименованное в колледж, загнали в единственный новостройный корпус на монастырской территории. Так что все занятия от математики и биологии до сольфеджио и хора проходили под аккомпанемент колокольного звона. Надо бы отгородить территорию учебного заведения, да у колледжа денег на счету — кот наплакал. В монастыре после разрухи и запустения тоже лишней копейки не было. Были, конечно, деньги, но были и огромные затраты на восстановление. Пока даже кирпичную стену вокруг монастыря было не по средствам привести в надлежащий вид. Зияла стена многочисленными рваными проломами — следами народнохозяйственной деятельности прежней власти. А звонарём в ожившей Обители стал Ванин коллега-музыкант, бывший ресторанный барабанщик Колян, на всю голову заболевший колоколами и даже открывший по благословению светских и духовных властей «Городской институт русского колокола», где он был и директором, и научным сотрудником, и консультантом, и звонарём-испытателем. Интересно, что на нужды нового очага науки Колян исправно находил спонсоров и жертвователей, а для него это было важно: как мирской служащий барабанщик-звонарь состоял в монастыре на жаловании. А прижимистый игумен Хризостом платил копейки, более радея о хозяйственно-реставрационных нуждах. Тоже можно понять. Вот и приходилось парню в свободное от творчества время заниматься научной работой. На задворках монастырской территории, Бог весть каким образом, при безбожной власти возник особняк, в котором проживала дружная семья то ли татар, то ли эвенов. Короче, потомки древнего кочевого коренного населения края, а может и не кочевого. Не могли их выдворить с церковной территории и после возрождения — прописаны были на жилплощади по всей форме. А у кочевников квартировал, тогда ещё молодой и малоизвестный, выдающийся ныне писатель нового поколения. Писатель прозрачно намекал соратникам и почитателям таланта, что он установил духовный контакт с неким, захороненным в давние времена на монастырском кладбище, Праведным Старцем. Впрочем, тут ясности нет, но Писатель утверждал, что информацию для своих романов-открытий он получает у самого Праведника.
Хорошо знакомый берег 2
На берегу могучей Сибирской Реки, к берегам которой вплотную подступала древняя тайга, стоял великий хан Тогизбей. Взор его устремлен был на тучу, нависшую над Могучим Утёсом. Тогизбей велел своим людям возвращаться в становище. Он всегда чувствовал момент, когда туча готовилась выкинуть один из своих номеров. Свите незачем было присутствовать при этом чуде, посланном духами, чтобы уважить его ханское достоинство. Сложно жилось Тогизбею. Никто, кроме него, не знал, что прямо на территории охотничьих угодий племени находились эти невиданные сооружения, называвшиеся «буровые». А среди людей, прилетавших на вертолетах, были и его, Тогизбея, соплеменники, с которыми он сам, оставаясь Великим ханом, «работал вахтовым методом» и после вахты летел в Город, где жил и отдыхал до следующего заезда в странном деревянном доме(не в чуме) на территории какого-то святилища чужой веры под названием «монастырь». В доме он жил вместе со своими сородичами, а всем на территории монастыря распоряжались могущественные шаманы, которых здесь называли монахами, во главе с Игуменом Хризостомом — главным шаманом этого святилища-монастыря. И вот он, глава племени, хан, лишний раз робел пройти по монастырскому двору, чтобы не столкнутся с монахами или, не дайте Духи Рода, с самим Хризостомом. А священники его как-то и не замечали, что, с одной стороны, радовало, но и наносило урон Ханскому самолюбию. Единственным, кто знал и замечал Тогизбея, был странный человек по имени Иван, который приходил в большой дом на территории монастыря, чтобы заниматься нелепой и бессмысленной работой. Целый день стучал по большой чёрной деревянной колоде с узкими чёрными и белыми плашками на одном конце, извлекая из неё то ужасные, то ласкающие слух звуки. Они здоровались, как старые знакомые, на бегу, особо не обращая друг на друга внимания. Впрочем, в становище рода Иван вёл себя прилично и выказывал властителю должное почтение. Да вот только в таёжном селении никто, кроме Тогизбея, не замечал этого странного чужеземца. *** Умный и хитрый шаман Племени Турухан давно заподозрил неладное. В пасмурную погоду Повелитель Тогизбей всегда норовил остаться один на берегу Могучей Реки, а шаман в это время ловил ноздрями странный удушливый запах, и непонятное слово «нефть» звучало в его натруженном мозгу. Ещё казалось Турухану, что Хан смотрит на кого-то невидимого остальным и даже, вроде, общается с этим невидимкой, не очень внимательно, скорее, между делом, но общается. А как тут быть шаману — духовному вождю Племени? Турухан часто, тайно принеся в жертву Духам пару зайцев или диких голубей, тайком пробирался на берег и взывал к Невидимым, чтобы открыли ему глаза и дали узреть, ведомое хану. Но, Невидимые молчали и не торопились помочь любопытному шаману.
В особняке «Монастырских татар»
Известный Писатель затеплил лампаду в красном углу перед бронзовой массивной плитой, в былые времена венчавшей могилу Праведного Старца. Икон он в своём жилище не держал: с одной стороны — не разбирался он в Ликах и не испытывал внутренней потребности, с другой — из уважения к хозяевам дома. Правда, какой они веры Писатель так и не понял. А вот к возжиганию лампадок, живя на территории монастыря, он пристрастился, подсел на это действо. И запах ладана ему был приятен. Благо, прямо во дворе в церковной лавке можно было приобрести и уголь для домашней кадильницы, и ладан, и елей, чтобы заправить лампадку. Ещё Писатель считал, что тонкие ароматы способствуют пробуждению вдохновения, ну, а если повезёт, может и со Старцем сеанс связи получится. Одним словом сиди и жди вдохновения — хорошо-то как! Да не ко времени раздался стук в окошко почти на уровне земли. Бывшие кочевники сдавали Писателю жильё в полуподвальном этаже. Верх был густо заселен членами их большой семьи. Ну, так вот, раздался стук, и следом в дверь просунулась улыбающаяся физиономия звонаря Коляна. — Бог в помощь! Здрав буди, летописец ты наш! — И тебе не болеть, звонила! — А вот, чтобы не болеть, есть у меня средство чистое, как Слёза Господня. Шурик-певчий гнал двойной перегонкой, а я на кедровых орешках настоял да на травках собственного сбора. Ты же знаешь, за скудостью дохода церковного, для поддержания бренного тела и души каждый год промышляю боем ореха да сбором трав. А то как концы с концами сводить? Надо сказать, писатель никогда не возражал против приёма лишней стопочки: кровь веселит, армейское и геологическое прошлое вспоминается, да и вдохновение опять же… — Что ж ты так живёшь в Святом месте, как басурман — лоб в избе не на что перекрестить?— весело потирая руки, изрёк Колян. — Ишь, лампадку к бирке от могилы приспособил! — И что с того? Бирка-то с могилы Праведника, выглядит солидно и благообразно. Он не в обиде, а иной раз и вразумляет меня в трудах,— радостно ответил Писатель, протирая стаканы и выкладывая на стол домашнюю колбасу. Во, хозяева угостили, от родни привезли. Как и положено в их породе. Из конины. Раньше-то из оленины делали кочевники, а теперь и коняга за милую душу. — Ну, давай, грамотей, по единой. Во здравие тела и души и во Славу Божию! — А ты, церковная мышь, молиться перед трапезой и возлиянием не будешь? — Да ладно ты, фарисей и книжник! Я молитву внутреннюю творю ежечасно. Вздрогнем! Выпили, закусили, ещё налили. Хорошо! И лампадка так мирно горит! И уже время к вечерней службе близится. Стало быть, допивать надо скорее да идти звонарю на колокольню. Разлив по последней, Колян посерьёзнел: — Слышь, грамотей, помнишь, мы к тебе как-то с корешем из прежней моей мирской жизни на Пасху разговляться приходили? С Базукой? Его вообще-то Лёха зовут. Так вот, правильный он мужик. Бывало, как к нам в кабак, прости, Господи, мя грешнаго, заглядывал, так все официанты и хозяин перед ним на цырлах ходили. Фартовый человек. Я, конечно, теперь при храме, Вон Владыка подрясник благословил, но сана на мне нет — значит, и базар могу с кем хочу держать! —Ты к чему это, Колян, так длинно излагаешь? Или надо чего? —Нет, ты того… не подумай плохого, только Базука к тебе какой-то интерес имеет. Заглядывал на днях, просил с тобой стрелу забить. Мол, потрещать кой-о-чём надо, а я такому человеку отказать не могу. И тебе не советую… — Ну, ты даёшь! То по-старославянски, то по-кабацки изъясняешься! Зови своего Базуку. Помню — хорошо мы в Светлую Седьмицу посидели.
Трудна ханская жизнь
Вот и ещё одна вахта завершена. Значит, конец сухому закону. Цивилизация, ванна или банька, водочка… Шамиль зашел в бытовку поторопить своего родственника Тогизбея. «Странный он какой-то, — подумал Шамиль, — не пойму, кем он мне приходится? И живёт он, вроде, у нас при монастыре, как родной, а вроде и нет его вовсе. А как на вахту прилетаем, будто вдвое больше становится да вдвое сильнее. И мужики в бригаде перед ним робеют, хотя авторитетом не давит, да и видать не очень в нашем деле разбирается»… …Тогизбей в последний раз перед отъездом, оглядел родные просторы. До следующей вахты он сюда не вернётся. Но, что всегда его поражало: в Племени, ханом которого он был много лет по древнему праву наследования, его отсутствия никто не заметит. И, вот ещё диво — работа на буровой никак не отвлекала вождя от забот «государственных», и никто из соплеменников не догадывался, что их грозный Хан одновременно ещё и работяга-нефтяник. Как, впрочем, никто из подданных Тогизбея не замечал нефтеразработок посреди своих исконных охотничьих и пастбищных угодий. Лишь шаман Турухан после камлания и приёма изрядной дозы отвара мухоморов зрел в зыбких, призрачных снах, посланных Невидимыми, странные жуткие сооружения на землях Племени, да в мухоморном трансе иногда шептал странное слово «нефть». Те, кто слышал сонное бормотание Турухана, думали, что это имя какого-то могучего Духа-покровителя, доступного только шаманам. Но, Невидимые ничего не хотели объяснять Жрецу. Количество выпитого отвара и съеденных грибов не переходило в качество. Прозрения не наступало. Тогизбея всё больше и больше тяготило ощущение своей умноженности на два. Он не мог уже различить, где в нём начинается хан, где заканчивается нефтяник. — Так пойдёт, скоро и утро с днём путать стану. Бедный мой разум! За что Духи так мучают меня? Тяжко быть ханом!
Дети Невидимых
Караван продирался сквозь тайгу уже много дней и ночей. Лошади были нагружены сверх всякой меры. Они испуганно прядали ушами. Люди тоже шли настороженно. Так далеко на Север Племя ещё не заходило. А виной всему были чужеземные люди, именовавшие себя Вольницей. Изредка в чаще мелькали пугливо-любопытные лица таёжных жителей. Раскосые глаза с тревогой и любопытством смотрели на неизвестных людей и невиданных животных, совсем не похожих на оленей. Может немного на лосей, но без рогов. Гнус изматывал и людей, и животных, воздух звенел от несметных полчищ комаров и мошки. Это не прибавляло спокойствия путешественникам. Злая судьба заставила бросить родную Белую Гору, гордо вознесшуюся над рекой Ушкуйкой, оставить дома, и древнее Святилище — Дом Духов. И, по повелению тех же Духов, спорить с которыми никто в племени не решился бы ни за что, отправиться в дальний путь. Искать спасения от чужеземного войска. Племя жило на Белой Горе и окрест её с незапамятных времён: с тех пор, когда Отец-Орёл и Мать-Рысь облюбовали эти места для своего Брачного Пира, после которого и пошло плодиться и приумножаться, смешиваясь с соседями для прилива свежей крови, Племя Любимых Детей Невидимых Владык. Это Владыки устроили, своим промыслом на Небесах, союз Орла и Рыси, так как не было у Невидимых, и не могло быть детей, а они знали, что им начертано на Звёздных Путях управлять могучим Племенем. Вот Духи, очнувшись после многовекового сна и увидев, что управлять им некем, и предприняли необходимые действия. Всего-то за две сотни лет, срок Вечным вовсе незаметный, Племя расплодилось и приумножилось. И дали Невидимые своим чадам пропитание, силу и богатство невиданные, которые приучили преумножать трудом и защищать от чужаков. И были Дети Орла и Рыси могучи, умны и сильны, как их Прародители. И стали они любимыми приёмными детьми Невидимых Небесных Родителей. И подумали Родители: «Нет у наших Детей имён, а как именовать людей мы не знаем. Тут младший из Родителей — Отец Солнце, которому по жребию выпало стать видимым, чтобы освещать Землю, где живут Дети (ночью Мать Луна о свете заботилась), сказал: «Знаю я недалеко от Белой Горы поселение людей. Они сильные воины и хорошие охотники. Возьмём у них имена для наших Чад». И стали звать детей Невидимых, Равилями, Лейлами да Гульнарами. Были те люди Сибирскими татарами. К тому времени часть их уже поклонялись Пророку, остальные ещё были приверженцами древнего Шаманского Культа. Заметили они, что, Бог весть, откуда появившееся люди носят такие же, как у них имена, да решили, что на всё воля Божья. И стали окрестные племена и заезжие люди звать Детей тоже Сибирскими татарами — имена такие же, не отличишь. Что Дети веровали в Невидимых Духов — Небесных Родителей, в Отца Орла и Святую Мать Рысь инородцам было невдомёк. А Дети не стремились открыть чужакам тайны своей Веры.
На Чистом Озере
Ничего не предвещало беды. Этой ночью сын вождя Детей Фируз, что означает Счастливый, и его возлюбленная Лилия решили по обычаю отправиться на ночное купание в священных водах Чистого Озера, провести ночь на Священном берегу, а утром возблагодарить Невидимых, и предстать перед родителями и соплеменниками, объявив себя мужем и женой. Озеро приняло жертву молодых людей. Перед Священным купанием они сожгли на жертвенном огне тушу дикого кабана на приготовленном заранее их родственниками жертвенном костре из очищенных должным образом шаманом племени берёзовых дров. И была жертва приятна Небесным Родителям, и спокойны были воды священного Чистого Озера. Вода благословила их, и ночь они провели как супруги. Дух Матери-Рыси сошел в лоно невесты, а дух Отца-Орла пребыл на чреслах жениха — значит, потомство их будет сильно и многочисленно. Утром же, осталось только вернуться на родную Белую Гору, почтительно выслушать поздравления, и начать обустраивать новый дом, сложенный, как завещали Родители, из обожженных глиняных кирпичей. Крыша на кедровых стропилах была для тепла залита толстым слоем той же перемешанной с опилками глины. Её в округе было в достатке. Дом загодя был построен заботами Племени и уже освящён Огненной Пляской, в которой участвовало по восемь незамужних дев и неженатых молодых охотников, только в это лето впервые добывших своего первого лося. Шаман освятил и возложил на супружеское ложе шкуру хозяина таёжных угодий Отца-Медведя. Ведь каждый знает, что если Хозяин не подарит новобрачным шубу со своего плеча, не бывать доброй семейной жизни. И приплода не скоро дождёшься, если на ложе не будет этой доброй шкуры. Фируз и Лилия, держась за руки крест-накрест, чтобы не нарушить святость союза, начали свой путь к дому…
Хорошо знакомый берег 3
В чёрном от сажи котелке ароматно булькала уха. Обласок — долбленый эвенский челнок, на добрую половину был заполнен рыбой и мирно покачивался на речной ряби, привязанный к большой дюралевой лодке. Колян и Базука уже уговорили вторую поллитровку, вечер плавно переходил в непроглядную ночь, но спать ещё было рановато, и друзья сидели у костерка со второй закладкой ухи. Есть уже не хотелось, просто ждали, когда доварится, чтобы снять с огня. Жалобно вскрикнула неизвестная ночная птица, ей отозвались голоса пернатых сородичей, и всё снова стихло. А на обозначившейся уже лунной дорожке вода приобрела вдруг странный фиолетовый оттенок, и легкая дымка обозначилась в свете Луны. — Смотри, Лёха — что за фигню в сумерках на воде высветило! — Да, странная какая-то хрень! Вроде на мужика с бородой похоже, мокрого... — Твою мать! Там и вправду мужик — мокрый, чертяка. Вода по лохмам и бородище течёт. Вот тут, не совсем трезвых рыбаков ждал конкретно сюрприз! Водный мужик стал плавно, приближаться к ним, шагая по поверхности воды, грозя почему-то пальцем. — Срывайся, Колян! Шухер! — дурным голосом заорал Базука. Однако взгляд похожих на два глубоких омута нечеловеческих глаз, заставил приятелей замереть, а прозрачная рука сделала им знак следовать за собой. Надо сказать, что мысль ослушаться такого серьёзного субъекта даже не рассматривалась. Как зачарованные, Колян и Базука двинулись по лунному пути, который вдруг оторвался от водной поверхности и повёл их к площадке из серебристого света, возникшей высоко над Рекой. Молодцы, внезапно протрезвев, оглядели с высот чёрный от темноты массив тайги, прорезанный серебрящейся извилистой лентой Реки. — Красота! — радостно завопил Колян. Его артистическая натура даже в такой экстремальной ситуации обязана была отреагировать на это великолепие. — Чего орёшь, кретин! Ща нам с тобой кирдык будет! Это же явный псих на воле! Такой шутить не будет. Чего спросит — колись по полной! С ним несознанка не прокатит. Как есть, пахан здешний лесной, и прокурор заодно! Знать бы какого ему надо — может, и отмазались бы! — Не ссы, Базука! Выкрутимся! Мы же ничё не сделали! — Колян помолчал, затем жалобно обратился к этому Нечто. — Вы на нас не гневайтесь, уважаемый! Вот рыбки немного у вас взяли, но не сомневайтесь — снасть вся законная, не браконьерская. Спросить осмелюсь: Вы кто будете? Базука ошалело таращился на это порождение речных глубин. — Интересно, в каком таком тихом омуте такие черти водятся? — про себя подумал он. А вслух почтительно обратился. — Господин Водяной.... Фразу ему закончить не удалось. — Не сметь, — рявкнул странный тип, — Водяные — мои подданные, Я — Великий Хранитель Могучей Реки! А Тайгой по берегам Лесной Дед командует, а у него в подчинении Лешие. Вот так у нас заведено. Немного помолчав, Хранитель добавил с непонятной тоской: — Ещё у меня тут Русалки — Девы Водные есть... Только этим рыбьим родственницам закон не писан. Никого не слушают, хоть тресни. Что хотят, то и творят. А у Деда Лесного Древесные Девы шалят. Тоже никого не слушают. Беда с ними! — А спросить всё-таки осмелюсь: зачем мы Вам понадобились? — Есть интерес, да не всё вам знать надобно. Что захочу, расскажу, а что не захочу, не расскажу. А вы, сердешные, мои наказы в точности выполните! Цыц! Не спорить, — прикрикнул грозный старик, хотя спорить никто и не думал. — А чего надо-то? Мы завсегда чисто конкретно... Тут произошло вовсе неожиданное: Речной Дед выхватил из мокрого кармана живую извивающуюся щуку, и с размаха ловко саданул ею Коляна по лбу, а рыбину бросил в реку. — Пускай дурь, которую из башки этого мудрилы набрала, на стремнине вымоет, а то сама одуреет. Что мне с ней в Реке делать? А на вопрос отвечаю: от него мне ничего не надо. Пока не надо. — А от меня, стало быть, надо? — отчего-то испугавшись, спросил Лёха Базука. — Надо. И сделаешь всё, как миленький!
На Чистом Озере 2
И так шли Фируз и Лилия к Чистой Горе. Только стали спускаться в низину, которая разделяла Белую Гору и Гору Чистого Озера (да, озеро, как ни странно, располагалось на горе, и из него даже брала начало коротенькая речка Чистая, которая впадала в реку Ушкуйку). Так вот. Только молодые стали спускаться в низину к Ушкуйке, чтобы, переплыв ее и благословившись ещё и речной водой, предстать перед роднёй, которая уже заждалась начала свадебного пира... Тут всё и началось!!! В устье Ушкуйки плавно заходили из вод Великой Матери Реки диковинные лодки, совсем не похожие на скорлупки, в которых Племя занималось рыбной ловлей. Невиданных размеров были те лодки, а в них, зорко всматриваясь в берег, стояли крепкие вооружённые люди. И просвистела стрела. И, охнув, схватилась за левую грудь красавица Лилия, и упала со стоном на землю... И засвистели стрелы вокруг Фируза, приникшего к бездыханному телу жены. — Где мой лук? Кинжал? Копьё? — мысленным криком взорвалась тишина в голове мужа-вдовца... Но беспощадная правда уже стучала в висках: муж, не уберегший жену в брачный день, не вправе вернуться к Племени. Он покрыл себя вечным позором. Теперь он будет до скончания века бродить неприкаянно по лесам и горам, одичает, быстро-быстро состарится, и превратится в дикого безумного лесного Деда-Бабая, которым матери и бабки пугают ребятишек. — Предупредить Племя! — пронеслось в голове Фируза. Но нет! Он не вправе теперь показаться на глаза соплеменникам! А каждый, кто встретит его — должен немедленно убить недостойного, по вине которого Племя не получило новой семьи и их детей — новых охотников и хозяек! Сам же горе-вдовец не имеет права сопротивляться. Вот, если бы он прожил долгую семейную жизнь, родил детей для Племени, и потерял жену из-за болезни или ещё по какой причине, то получил бы звание Вдового Орла, и главы семей поочерёдно отправляли бы в его дом своих жён. Чтобы поддержать огонь в его очаге и разделить с ним ложе из медвежьих шкур, чтобы плодилось и приумножалось Племя. Каждый из Детей Невидимых знал древнюю историю про то, как после многих лет счастливой жизни Орла и Рыси, Родительница Рысь, ставши старой и уже не очень ловкой, сорвалась с ветви высокого дерева, стоявшего на краю Великого Утёса. И разбилась Родительница насмерть. Посмотрели Невидимые на горе Орла — нехорошо ему быть одному! И велели Старшим из родов лосей, бурундуков, белок и всего остального Лесного Народа по очереди присылать к Отцу-Орлу своих жён. Все в Племени знают об этом с незапамятных времён. Знают, и посмеиваются над глупостью иноплеменников. А те веками удивляются, что Дети Невидимых такие разные. Иная семья сплошь горбоносые, другая — узкоглазые. Третьи — слишком смуглые. Четвертые — жёлтые. Сосед на соседа не похож! Но, все они — Дети Невидимых. А Отец у них один — Гордый Орёл! И нет Племени дружней и сильнее.
Опять в монастырском особняке
Писатель поправил фитиль в начавшей, было, чадить, лампадке, протёр и так уже блестевшую табличку с надписью "Зде покоится..." (Вот бы Хризостом узнал, чем вместо иконы пользуется труженик пера, проживающий на монастырской территории!) А Писатель относился к Святой Обители и к Вере Христовой с полным уважением, но с детства не вразумили — отец его был сильно пьющим атеистом, мать — комсомолкой, хотя и не спортсменкой. В институте совсем в голове всё попутал курс научного атеизма. Но, стремилась-таки к высокому душа поэта (прозаика, конечно). Да вот только сильно раздражало и смущало мятущуюся и жаждущую душу то, что чуть ли не самым активным прихожанином монастырского храма был, как раз, его, Писателя, вузовский преподаватель научного, так сказать, атеизма. Заходил Писатель на богослужения, но когда слышал на клиросе козлиный голосок бывшего профессионального научного атеиста, начинал сильно нервничать и потеть. А ещё сразу нестерпимо хотелось материться и выпить, а в святом месте, понятно, нельзя. И шёл Писатель домой к своей странной божничке, и зажигал лампаду, и, помаленьку успокаиваясь, ждал вдохновения. Бывало, оно и приходило, если мысли не сбивались на давно мучивший его воображение вопрос: кто же такие его квартирные хозяева — вроде татары, а вроде и остяки, а вроде и на корейцев похожи. Верой — точно не христиане и не мусульмане. И ни в одну схему про религии и секты из того, вузовского, атеистического ликбеза не укладываются. Спросить бы у Научного Атеиста, но он всем теперь рассказывает, что дед его был митрополитом, за веру Христову сосланным в эту глухомань безбожными властями, отец его — истинный православный, он сам воспитан в лоне Церкви и все годы гонений был её верным чадом. Спроси тут чего у такого... Да ладно. Короче, затеплил Писатель лампаду, а в окошко-то опять стучат. — Ну, заходите, коль пришли! Колян, ты? — Ага, да вот гостя привёл. Помнишь, предупреждал? — А, крутой, Базука? — Кому Базука, а кому — Алексей Иванович! Шучу, шучу, не ершись! Ишь, зазнался после пятнадцатого романа! Кто только читает? И кто издаёт? — Базука ты и есть, Алексей Иванович! Поди в библиотеку. Знаешь, что это такое? Да спроси! А издают, не жалуются. Свой навар имеют. И, как хошь, а книги у меня хорошие! — Базара нет! А будут ещё лучше. Тут мы с Коляном конкретно такую тему взяли, что ой-ей-ей... К тебе интерес имеем, а тему в довесок получишь. Слушай сюда!
Слёзы Невидимых
Караван шел много дней и ночей. Мать Луна сменяла Отца Солнце много раз. Единственно Видимые из Небесных Родителей, как могли, освещали путь своих Детей. Счастье, что хоть кого-то из Родителей можно видеть, хотя бы по очереди, одного днём, другого ночью. Отец Солнце и Мать Луна — младшие из Родителей, потому им и выпала доля стать Видимыми. Надо же, чтоб кто-то светил Детям. Вот пусть Младшенькие и потрудятся. Зато старшие Невидимые дают другие блага своим Детям. Ведь не светом же единым... А кроме света давали Невидимые Родители Возлюбленным Детям мясо, дичь, лес, и глину для жилищ, шкуры для тепла и украшения домов, да всего и не упомнишь... Но, самым бесценным даром был жёлтый металл, который Родители научили детей добывать в верховьях реки Ушкуйки, и который заезжие торговцы называли словом «золото». Дети же знали: это Слёзы, пролитые Родителями с Небес, чтобы оросить Землю, уплодоносить её и освятить. И чтобы Дети, через Родительские Слёзы, могли всегда связаться с Духами, Невидимыми. А те всегда могли дать своим Чадам силу, и знания, и опыт, и всё, что Любимым Детям может понадобиться. И ещё плакали Родители по ушедшим на Вечную Охоту Орле и Рыси — им, Бессмертным, грустно становилось, когда вспоминали они избранных смертных Прародителей своих Детей. Великую силу имел этот жёлтый металл. Не говоря уже о том, что Соседи и заезжие торговцы готовы были всё, что угодно, отдать за золото. Глупые купцы готовы были всего за маленький ковшик самородков полностью снарядить молодого охотника и снабдить его самым лучшим оружием. Или за горсть золотого песка продать невесте ткань на свадебный наряд. Дети знали, что Слёзы Родителей ничего не стоят. Иди да набирай, сколько надо, Невидимым ничего не жалко для своих Детей, только помни об Их вечной любви. Невидимые же, когда показали Племени залежи своих Слёз, строго-настрого запретили им рассказывать чужакам, где скрыто золото. С добытчиков, которые впервые шли за металлом, брали клятву, страшнее которой не ведал мир. Не соединиться им и их потомкам с Родителями в Небесном Селении, если вольно или невольно наведут иноплеменника на запасы Родительских Слёз! Бродить им во тьме между Небом и Землёй веки вечные. А это значит, что ни пиров с Невидимыми, ни Обильной Охоты, ни Вечного Света, который воссияет каждому, пришедшему на Небесное Веселье, на долю отступников и предателей не будет отпущено. Что может быть страшнее: жизнь прожита зря! Пробовали лихие люди пленять золотодобытчиков. И пыткам лютым подвергали, ни один не сознался. Зато лиходеев ждала кара лютая. Ни один злодей не ушел от расплаты. А Родители заповедали Детям построить на самой вершине Белой Горы Святилище небывалое и назвать его Родительским Домом и беречь пуще своих домов и своего достояния. Каждое Чадо знает, что нет ничего дороже Родительского Дома. За него и жизнь отдать не жалко.
Бабай
Каждую ночь прокрадывался Фируз к месту трагедии — туда, где так жестоко оборвала Хозяйка Судеб его только зарождавшееся семейное счастье. Что поделать, с Хозяйкой не поспоришь, какую захочет, такую и отмерит тебе судьбу. Даже Невидимые не берутся с ней тягаться. Вот и стал молодой охотник вместо вождя, по праву наследования за отцом, Бабаем. Страшная судьба! Слово это у соседей-татар значит всего-навсего дедушка, а у Детей — страшный перерожденный человек, потерявший разум и человеческий облик. Только за великий грех становятся Бабаями. А что страшнее, как не уберечь самое главное — семью, которая должна усиливать и прославлять Племя? Как жить, если не сохранил в первый брачный день ту, которую Родители дали тебе в жёны? Оброс Фируз страшными космами, почти сразу и поседевшими. Борода и волосы спутались и скатались. Набилось в них щепок, когда в припадках злого беспамятства носился он по лесным дебрям. Запутался в космах лесной мох, на котором он спал, измазались некогда прекрасные кудри землёй и глиной, когда от неизбывной тоски катался он с диким нечеловеческим воем по земле. Всё это склеилось, смешалось воедино, когда несчастный бросался в воды Матери Реки, надеясь, что она будет милостива и примет его тело в свои Благословенные Глубины. Как молил несчастный о милосердной смерти! Но, удел Бабая — горькое бессмертие. И вот, каждую ночь несчастный пробирался на место гибели своей возлюбленной и изменённым зрением жадно вглядывался в светящиеся в Лунном свете капли крови на месте трагедии. Чужие Воины перекопали землю в этом месте, поскольку была она там тучна и плодородна, и посадили репу да капусту, да и всякий другой овощ, соорудили вокруг изгородь из жердей от праздно шатающегося скота и зверья, и назвали это место «огородом». Но изменённое зрение Бабая могло видеть то, что было ранее. И он со сладостной мукой прозревал в прошлое и видел наяву всё, что случилась в тот страшный день. И кровь сияла в лучах солнца, как разбросанные на траве самоцветные камни, которые, он помнил, привозили на Белую Гору торговцы-купцы и продавали на украшения Детям за смешную цену — за малую толику самородков! Однако, странное зрение, которое подарила Фирузу его злая судьба, с некоторых пор приобрело ещё одну мучительную для него особенность. Бабай стал прозревать ещё и будущее. Страшнее ничего быть не могло! Как тёмными ночами то молил, а то поносил страшными словами он коварную Хозяйку Судеб, которая по-честному должна была помиловать его безумием, а разум его оставался незамутнённым уже многие годы. И вот теперь, если повезёт, видел Фируз по ночам картины той страшной ночи, а нет… *** Молодая красавица с лицом, на котором, казалось, навечно застыла маска страдания, нетвёрдой походкой пробиралась вдоль изгороди к рубленному из брёвен большому дому, называвшемуся, Фируз уже знал, «казарма», где её поджидали здоровые мужики в странных одеждах. И те, кто был не занят в карауле или не исполнял другой воинской работы, вроде чистки оружия и отработки воинского артикула, подходили к красавице, которая при их приближении начинала дрожать и внутренне вся сжималась, но при этом старалась держаться как можно более развязно. Она была изрядно пьяна: это помогало ей в нелегком ремесле полковой шлюхи. Фируз с бессильной яростью наблюдал, как красавица уединяется по очереди с желающими её услуг мужчинами. Те при этом весело смеялись, похлопывали бедняжку по заду, щипали за груди и бока. Некоторые беззлобно давали ей легкого пинка, подгоняя к палатке — её рабочему месту и журили: «Опять напилась лохудра! Смотри ужо, не засни под Ванькой! Не то в воду скинем, а как протрезвеешь — все бесплатно попользуемся!» Страшно и жутко становилось Бабаю от этих видений. Лицо, глаза, походка, голос, тело — всё было знакомое, родное. Но, вмешаться, защитить, оградить, обнять не мог несчастный свою утраченную возлюбленную. Страшно, жутко было Фирузу. Он знал, что его возлюбленная погибла очень-очень давно: может, и больше ста лет уже прошло — счёт времени для Бабая был недоступен. Но вот она — живая, красивая, пьяная, чтоб заглушить душевную боль, идёт с очередным солдатом в свою проклятую палатку. И знает несчастный, что нет у красавицы иного пути. Чем ещё она прокормится и прокормит детей? Поздними вечерами он видел, как её, совсем пьяную, часто с трудом, вели под руки домой «после работы» мальчик и девочка. Мальчик до боли напоминал Бабаю себя в далёком безоблачном детстве. Девочка похожа на Лилию, такую, какой он увидел её впервые на пороге дома её родителей. Вдогонку Лилии (или её призраку?) раздавались издевательские выкрики: «Небось! Тащи мамку до дому. Пусть отоспится! Она нам завтра в свежести понадобится! А ты, девонька, подрастай скорее. Вместе с мамкой нас ублажать будешь! И мальчонке применение найдем — писаный красавец растёт! Не трясись, малец, шутим, содомскому греху не привержены. А бабам завсегда применение найдём!» Если счастье смерти недоступно Бабаю, то где же милосердное блаженное безумие! Проклята будь в веках подлая Хозяйка Судеб. Безумие положено несчастному по древним установлениям! *** Городок Чумск был основан первопроходцами Вольницы в месте слияния Матери Реки и её правого притока реки Ушкуйки. Название новому Острогу, а затем Городу дали те же первопроходцы, от слова «чум» — так назывались передвижные жилища местных кочевых туземцев, часто встречаемые по берегам Большой Реки и Ушкуйки. Малоприметные землянки и полуземлянки поселений Сибирских татар разглядели позже, уже освоившись на берегу. Наземные жилища также имелись у этого народа. Но были эти домишки низкими и приземистыми, и мало отличались от полуземлянок. Суровый Сибирский край требовал бережного отношения к теплу в жилищах. Каждый решал эту нелёгкую задачу по-своему: кто-то при помощи тёплых шкур, накрывавших чумы, кто-то — за счёт заглубления в землю и малой высоты построек. Единственные капитальные строения были только на вершине Белой Горы: что-то вроде крепости с капищем и жилыми домами за общей бревенчатой стеной. Знать, могли себе позволить так роскошествовать обособленно жившие на Горе люди. Были дома из глиняного кирпича с глиняными крышами, только народ, их населявший, ушёл неведомо куда от неприятельской осады. И каменная храмина в центре поселения опустела… *** Из стоявшего неподалеку от казарм экипажа Белую Гору наблюдали почтенного вида господин и дама ослепительной красоты. Что-то азиатское едва уловимо проглядывало в её чертах. На бедного бродягу дама глядела с болью и состраданием. На безобразное действо у казарм с участием пьяной шлюхи вообще не решалась поднять глаза. Редкие прохожие удивлённо оглядывались на странную пару: виданное ли дело, чтоб благородные господа обращали внимание на сумасшедшего босяка и подвыпивших солдат? Граф Брюханов (а это был, несомненно, он) хмурился, уже сожалея о решении взять в Чумск свою фаворитку Лилиан. Но, дело — прежде всего: необходимо было приглядеться к странному умалишённому, про которого ему отписывал чумский градоначальник. Однако зрелище оказалось для мадемуазель слишком сильным. Даже нельзя было компенсировать тягостное впечатление достаточным количеством шампанского: политес следовало соблюдать. Сам факт появления Графа в местном «приличном» обществе с персоной сомнительного происхождения и занятий вызывал ненужные сплетни и кривотолки. А в свете предстоящей поездки в Петербург, сплетни были крайне нежелательны. В вечно хмельной головке Лилиан, к тому же, прочно поселилась бредовая идея быть представленной ко двору, что при её статусе являлось полным абсурдом. Всё складывалось не так, как мыслили Их Сиятельство. С самого начала поездка задумывалась небольшим этнографически-развлекательным вояжем. Градоначальник писал, что в Чумске появляется временами занятный абориген, к которому местные жители относятся со страхом, уважением и насмешкой одновременно. Кличут аборигена Бабай и, похоже, у местного населения связана с этой кличкой какая-то легенда. Однако если начались неприятности, то уж, точно, жди их много. По-другому не бывает. Лев Николаевич и так был фраппирован ажитированным поведением своей подруги (про француженку и думалось французскими словами), которая при первом же визите к казармам устроила истерику и порывалась бежать к Бабаю сломя голову. У него самого нервы взбрыкнули, как лошадь, укушенная оводом. Изрядно похоже было обличье безумного оборванца, несмотря на лохмы и спутанную бороду, на портрет, который показывался Их Сиятельству из зеркала цирюльника во время бритья, завивки усов и прочих, необходимых культурному человеку процедур. («Только бы никто из уважаемых господ внимания не обратил!») Да кому такое в голову придёт — Графа с босяком сравнивать! Неприятности стремительно преумножались. Не ко времени черт принес полицмейстера с городовым. Нешто не мог градоправитель прижать ретивого служаку, пока его друг с пассией разъяснят колоритного безумца? Ан, нет. Полицмейстер, не добившись от убогого каких-либо объяснений, приказал городовому препроводить нарушителя спокойствия, смущавшего горожан своим диким видом, в участок для производства дознания и следствия. Знали бы Их Сиятельство, что главные неприятности с Бабаем ещё впереди! Но, в конце концов, всё решилось. После коммерческих переговоров с жадноватым блюстителем чумского порядка, Граф забрал бедолагу в Верхнеудинск: уж больно диковинны были рассказы того про Невидимых Родителей, плачущих золотом. Надо было спокойно всё обдумать, истину от бреда отделить. Так вот, поселился Бабай в графской усадьбе. Подолгу беседовал Лев Николаевич с новым жильцом. Тот даже немного стал в себя приходить. Побрили, помыли, накормили. Стал меньше дичиться. Про свою жизнь бездомную рассказывал. Только плохо понимал Граф его наречие, а Лилиан, «подругу разлюбезную», откуда-то разумевшую сибирские диалекты, звать не хотелось. После визита в Чумск девушка запила пуще прежнего. Ругала домочадцев дурными словами. Графа в свою спальню не допускала. Кричала, что дурак, не понял ничего про себя, Гэгээна и Бабая. Через то лишились они общества бродячего бурятского мудреца, сказителя-виртуоза Гэгээна, часто прибегавшего к их гостеприимству. Коренные жители очень уважительно относились к Гэгээну, а просторный двор усадьбы Графа свободно вмещал всех желающих послушать удивительные баллады. Дело в том, что едва привезли в Верхнеудинск странного Бабая, Гэгээн попросту исчез. То ли обиделся на что-то, то ли взыграла в очередной раз тяга к перехожей жизни. А его соплеменники и Лилиан уверяли, что на этот раз Просветлённый удалился навсегда. Граф отмалчивался. Подолгу беседовал с бродягой. Надеясь получить хоть какую-то ценную информацию. Беда: наречием, которое тот понимал, аристократ-этнограф больно плохо владел. Тут, к облегчению Их Сиятельства, дворовый человек Лхасарашка, поклонившись хозяину, заявил, что коли освободят его от другой работы, станет переводить барину беседы с Бабаем и ухаживать за ним. Стирать, кормить, следить: сущее, однако, дитя! — Полно, да знаешь ли его наречие? Я же его из Чумска привез, а там бурят отродясь не бывало. — Знай, все Лхасарашка знай! Мой татарски говори. И другие люди какой говори знаю. Батька мой, однако, могучий шаман был. Арса крепкий пил. Саламат кушал — со всеми Духи мира говорил. Мене тоже, мала-мала, учи. Быть бы Лхасарашка шаман и лекарь, да батька помри: арса много пил — Духам мало возливал. Дух обиделся и Батька пьяный с горки кидал. Лхасарашка сирота стал. Батька Цэрэмпил звали — Множащий Долгую Жизнь значит. Только обижал Духа: арса сам один пил. Его никто защищать не стал. Духи сердись — Цэрэмпил много жить не дали. А Лхасаран — Защищённый Божеством по-бурятски. — Ну, коли не врёшь, будешь при Бабае толмачом. Как допустил Граф недоучку-шамана к своей чумской находке, стало совсем всё неладно: Лхасаран Батькович (Цэрэмпилович) понёс по городу слухи, что извёл хозяин Просветлённого Гэгээна, а вместо него привёз поддельного. Вроде похожий, но не Просветлённый. А благодать Гэгээна Граф, мол, себе присвоить хочет: сильно лицом на него похож. Хотя из столицы Империи и рода высокого! Лев Николаевич косо смотрел на Защищённого Божеством по отчеству Множащего Долгую Жизнь, но признавал, что с Лхасарашкой Бабай общается более охотно, чем с остальными. Ещё отметил, что у бурята и впрямь талант есть к шаманству и целительству. Заботой, разговорами, какими-то своими фокусами и зельями Лхасаран быстро привёл одичавшего туземца в сносный человеческий вид. «А такое сочетаньице имён туземных тоже неспроста. Видно сама Судьба здесь Просветлённого с Защищённым столкнула. И ещё батька-шаман Множащий Долгую Жизнь! Надо поразмыслить на досуге».
Родительский дом
И велели Невидимые Родители устроить дивное Святилище — Родительский Дом, чтобы Дети всегда могли прийти в гости к Родителям, рассказать им о своих делах и нуждах, а родители выслушать, помочь, а, если надо, и пожурить своих Детей. И велели Родители так построить Дом: Длины же ему быть пятьдесят локтей. Ширины быть тридцать пять локтей. Высоты поднять на пятьдесят локтей Под Домом же копать яму великую глубины тоже пятьдесят локтей. Яму ту заполнять Слезами Родительскими, пролитыми и от радости за Детей Возлюбленных, и от горести за неправедные дела их, что по глупости Чада совершили, а Родители, за многостью забот своих, от беды и дурного дела не оберегли. И наполнять яму ту великую золотом — Слезами Небесными многие и многие годы. И заботиться о прибавлении золота неустанно и Вождю, и каждому из Племени. Ибо, чем больше Слёз Родительских соберётся в той яме великой, тем ближе станут Дети к Небесам, тем святее будет союз с Родителями и крепче связь с ними. А будет сильна связь — будут чудеса небывалые и благо Детям Возлюбленным. Золото Божественное расплавлять на огне великом, а как станет жидким, заливать в формы и делать кирпичи равные. И так укладывать в ямину. А будет та доверху наполнена Слезами — рыть по порядку на Юге, Западе, Севере и Востоке ямы меньшие, над ними Святилища Малые устраивать и также золотом заполнять. Снаружи и внутри Дом Родительский золотом не украшать. Стены же снаружи и внутри изукрасить картинами дивными. И будет Рука Небесная водить кисти живописцев. И даст им разумение запечатлеть на стенах Лики и Чертоги Небесные. А коли хотение есть, в доме своём иметь изображение Ликов и Чертогов, то звать живописцев и давать им доски кедровые сухие и ровные, да напишут на них Святые картины на радость хозяевам и в назидание. И весить картины те Святые в домах — достойно Детей. Живописцам же платить за работу и почёт им оказывать: рукой их Небеса водят. Только Золотыми Слезами не платить живописцам и меж собою торг на Слёзы не вести, а одаривать взаимно друг дружку припасом, шкурами и прочим полезным скарбом. С иноплеменниками же можно рассчитываться золотом и приобретать, что Верным Детям потребно. Родителям для своих Чад ничего не жалко. Когда же Слёз будет в яминах в избытке, Дети смогут свободно разговаривать с Родителями. И Родители явят через Слёзы свои многие чудеса. Посему ежедневно и неустанно должны самые сильные Дети трудиться на добыче Слёз, а Вождь радеть о плавлении и закладке Слёз в ямы для славы Родителей и процветания Племени. И да не узнают иноплеменники, как золото добывается и как в ямины закладывается. И благословенны будут Родители и Дети их на Белой Горе и по всей Земле.
Чистая Гора (Ваня шизует)
Весна благоухала черёмухой и сиренью. Точнее, черёмуха уже отблагоухала, а цвет сирени только набирал силу. То ли от этих терпких ароматов, которыми наслаждаются раз в году, то ли от жары в классе (отопление в колледже к скорби директора всё не отключали, чем платить?) у Ивана вдруг резко заболела голова. Вообще-то он головой почти никогда не маялся. А тут — на тебе. Даже с глазами что-то произошло. Может давление скачет? И погода была распрекрасная. Настоящая весна. И странная тёмная туча не портила весеннего настроения. Если бы не головная боль… Воздух стал густым, вдыхать его стало трудно, и в этом густом воздухе в окне первого этажа возникло сначала лицо, а затем вся фигура девушки изумительной нереальной красоты. Бездонные глаза манили обалдевшего Ивана в неведомые дали: «Разве так бывает? — подумал он. — Как в кино, только лучше. И сердце творит что-то невероятное. Точно, давление...» Надо сказать, что был урок вокала, и Ваня выполнял обязанности концертмейстера — попросту аккомпаниатора. Так вот, стояла у рояля очередная будущая учительница пения, простая деревенская девушка из далекого северного села, и спокойно так, неспешно осваивала азы исполнительского искусства: ровно столько, сколько нужно для работы с детьми на уроке музыки: не в Большой театр готовилась, а на ниве народного просвещения пахать. Глядь, а пианинщик Иван Семёнович рояль-то свою забросил — и шасть в окошко. Руки куда-то вперед тянет, глаза чего-то ищут, и как будто за кем-то спешит, отстать боится. «Жаль, хороший дядька был. На уроках не напрягал, и под юбку не лазил. Смирный. Но, видать — ку-ку. Весна подействовала. Теперь в дурку заберут, точно. Глаза, вон, совсем остекленели. Видит, однако, чего-то». Мысли непривычно быстро ворочались в головке будущей юной педагогини. Тут совсем плохо дело стало… Со стороны могилы Праведного Старца стремительно приближалось какое-то Чудо: благообразный старичок, очень, надо сказать, бодрый. — Дева! Поведай, куда сей злокозненный скоморох ринулся? Даже гусли свои диковинные бросил! Догоню, пусть пощады не ждёт! Нечего за непорочными голубками гоняться, словно коршун! — Это, как бы…и мне, однако, дурка светит? — пронеслось в перегревшемся от непосильной мыслительной деятельности юном мозгу. — Что за хмырь? Как на старинных картинках: длинные седые волосы, бородища до пояса, весь в белом, рубаха длинная, штаны, кажется, моя бабушка Груня такие портами называла. Сапоги дёгтем начищены, как от телеги дедушки Павла пахнет, когда он колёса смазывает. Откуда взялся? — Дева! Нешто ты сомлела? Прости, красавица, Не хотел тебя смутить да напугать. Скажи — скоморох ведом тебе? — Дак, это ж Иван Семёнович — концертмейстер! — Как? Что-то туговат стал на ухо! Квартирмейстер! Убью мерзавца! Знавал я одного квартирмейстера, так он, негодяй, первый сводник в полку был! Сколько невинных девиц с пути сбил. А когда французского супостата били, сию девицу совратил. Модисткой она была, в городе Париже. Походные бордели организовывал! Ой! Прости отроковица! Негоже старому солдату при деве такое говорить! А скомороха порешу! И гусли его бесовские порушу! Но сперва скомороха! Держись, квартирмейстер!
Златой Телец
— Так вот, — медленно и задумчиво протянул Базука, подходя к писателевой божничке.— Ты, брат мой книжный, где табличку-то прихватил? Конкретно? — А вот лежала неподалёку от входа в колледж. Девки, как на учёбу бежали, об неё подошвы шоркали: перекопано по всей ограде, будто клад кто-то ищет. Да глина сплошная. Я смотрю, дощечка знатная, вроде бронзы. Красивая вещь оказалось, как глину отмыл. А надпись разобрал, понял: негоже такой штуковине в грязи валяться. Девкам я доску пошире у хозяев в сараюшке приискал, да на место таблички и бросил. Им всё равно, обо что тапки скоблить. — Голова, два уха! Бронза! А вес? — Ну, тяжеловата будет, да ведь и не маленькая штука, без малого на полнадгробья. — А как ты её домой-то запер? — Так кантовал с боку на бок, а потом и установил в красном углу. — Слышь? Давай я Борюсика-ювелира к тебе подгоню, он посмотрит, какая такая бронза. — А ты думаешь… — Я не думаю. Я вот за край поднять попробовал — хрен с два. А бронзовую бы легко. — И чё твой Борюсик? — Не чёкай, столп культуры. Борюсик мне реально должен. Золотишко-то из ломбардов для его народного высоко рентабельного творчества через меня по бросовой цене имеет. Пусть будет поглядеть, а там решим. Если фуфло, ладно, а нет — задумаемся. Может, и все интерес иметь будем. Однако это только начало. Если тема с надгробным художеством покатит, работаем дальше и, глядишь, все в шоколаде будем. — Ну-ка, ну-ка! — Для начала с тебя хватит, а там, через Коляна связь будем держать. Позже, может, чего ещё расскажу. Короче, жди Борюсика. — Слышь, Лёха, мне звонить пора. Пойдем. Всё ясно. А этот интеллигент всё равно ничего не нальёт. Вот с собой бы принесли, так лакал бы за милую душу. Кореша вышли на улицу. Лёха потянул из пачки сигарету. — Сдурел: Хризостом увидит, тебе хоть бы хрен, а у меня с ним геморрой будет. Курить на территории монастыря воспрещается! — Ладно. Главное, болван не задавал лишних вопросов. Борька посмотрит, если желтяк, то сразу мне свистнет. А Псих Речной ботал, хренова гора тут, на территории, жёлтеньких железок. Ему-то для каких-то своих заморочек это надо, а мы уж себя не обидим. — Слушай, а не порвёт тебя старикашка? Он же, вроде, думает, что я ничего не знаю - не помню, а ты мне его инфу сдал? — Пусть узнает! Тоже мне, Биг-босс нашёлся! — А кто землю, интересно знать, на территории колупает? Давно ведь уже, пройти негде из-за глины. — Придурки, вон вся ограда в дырьях: заходи кому не лень. Пусть роют. Речник сказал, что глубоко надо лезть, ходы знать. И, как-то, говорит, связано золотишко здешнее с его Могучей Рекой. Гонит про какие-то Линии Сил. Может, псих конченый, а может что-то тут есть. — Колька! Разгильдяй, прости Господи! Нет в тебе радения. Службу начинать без звона, что ли? — раздался из окна келейного корпуса голос Хризостома. — А ты добавь червонцев, Отче, я буду загодя приходить! — Не добавлять тебе надо, а звонаря нового искать. И водкой, бывает, пахнет. С кобелиной, к тому же, нагло по территории гуляешь! — Так это ж редкой породы животное! — Редкой! А пёсьим образом своим могилку Старца пометил! Братия и прихожане видели! Срам! А если до Владыки дойдет? Служить мне тогда за Полярным кругом всю оставшуюся жизнь! — Не прибедняйся, Батюшка. Все знают — вы с Владыкой друзья-товарищи! — Не смей! Он лицо высшее. Иерарх. — Короче, Колян, кончай вату катать,— встрял Базука. — Мне ваши разборки по фигу. Иди, звони, а я похрял. Дел много. Пока! И тебе не кашлять, Святой Отец! — И кого только на церковный двор ты, Николай, ни приводишь! — А это к службе не относится! — Искушение мне с тобой, раб Божий!
На Васильевском острове
В тихом особнячке на Васильевском острове с окнами на Большую Неву, а значит всегда на ветру, старый человек чего-то мудрил над столом, заставленным спиртовками и колбами, в которых булькали разноцветные жидкости. Был он ещё крепок. Азиатские глаза не утратили молодой блеск. В движениях старика чувствовалась нерастраченная сила и энергия. Звали азиата Лхасаран Багмаев. Был он вхож как восточный доктор-целитель во многие влиятельные дома. Поговаривали, что и сам генерал-губернатор с супругой ходят у него в пациентах. Никто бы не узнал в этом вальяжном туземном лекаре замухрышку, пришедшего с рыбным обозом в Петербург с далекого озера Байкал. Тот обоз отряжен был в столицу для доставки диковинной байкальской рыбы омуля. Возчики за долгую дорогу насквозь провоняли рыбным духом. Провонял и прибившийся, Христа ради, к обозу узкоглазый басурман, всю дорогу молившийся на свой лад своим басурманским Богам. Сидел на краешке телеги, смотрел в одну точку, не мигая, ничего не видя и, ни на кого не обращая в пути внимания. И ещё утробным голосом тянул какую-то туземную молитву на одной ноте. Мужики сначала матюгали дикаря, чтоб не наводил тоску своим нытьём, потом плюнули: пусть себе воет. Всяк народ на свой лад Богам молится. А басурман по прибытии в стольный город распростился с обозниками, достал из-за пазухи засаленный кисет, а из него помятую бумажку. Стал пришлый человек совать ту бумажку под нос прохожим, вопрошая: «Куда ходи Лхасаран говорит пжалста, лубезни?» Люди, учуяв невыносимый запах тухлой рыбы, махали руками, гнали прочь грязного оборванца. Наконец один сердобольный старичок пожалел убогого. Прикрыл платочком нос, взял кончиками пальцев замызганную бумажку, растолковал, куда идти нерусю. Так началась новая жизнь Лхасарана. Хозяин дома, где нашел приют инородец, был суров, но справедлив. К письмецу от своего соратника из Забайкалья отнёсся ответственно. Просит соратник сделать из дикаря, найденного в экспедиции на Чумские Холмы, человека — сделаем. Труда много придётся положить — ничего. Судя по письмецу, окупится все сторицей. Перво-наперво, вдолбить русскую речь, чтоб мог сносно изъясняться, научить в обществе себя вести. Потом разобраться с его лекарскими талантами. И уж после самая малость останется — заинтересовать питерский свет в новом лекарском светиле. Ну, и под таким соусом уже приспособить Лхасарашку к настоящему делу, ради которого деньги в его учёбу вкладывались. Много сил положил Хозяин. Много трудился Лхасаран. Терпел, бывало, и побои, когда медленно осваивал учение. Но претерпел и вознёсся высоко на Северном небосклоне. Который сезон мода на целителя не спадала! И вот, однажды, Хозяин привёл его к запретной двери в подвале своего особняка, молча повернул ключ, впустил Лхасарана. — О! Это же сам воплотившийся Великий Гэгээн! — завопил Лхасаран, забыв вмиг с таким трудом усвоенные светские манеры! — Будь славен в веках, Отец наш. В ответ тот, кого Лекарь назвал Гэгээном, разразился страшным звериным рыком. — Не гневайся, Великий! Я твой поддельный Просветлённый — Верхний Удинск лечил-учил. Тебя вижу — настоящий! Опять рычание. — Ты не дикуй тут! Твоя задача — вернуть этому зверюге человеческий облик, да чтоб рычать перестал. Нам от него много чего узнать надо. Верни ему речь человеческую. Озолотим. Сам подумай: ещё сезон-два и осточертеешь ты всем в Питере. На что жить будешь? А через эту образину многие богатства сможем поиметь. — Сделаю, всё сделаю, Хозяин! Это же счастье какое — сам Великий! Настоящий бурятский Просветлённый. — Дурья башка! Смотри — он масти не вашей. Вообще непонятно какой породы. Граф его где-то в Сибири подобрал одичавшего. В Чумске. Каждый день приходил и садился посреди плаца у казарм. Вшивый, грязный. И корёжило его, как будто видения какие… Городовой свёл в участок, а у него полны карманы самородков. Не отдавал: плакал, кричал, что это чьи-то там Слёзы. Мол, они по какой-то Лилии в веках родителями пролиты и её освободят. Так вот. Отобрали у него в участке золотишко, а он окончательно рехнулся и речи лишился. Ревёт, как зверь. — Нешто городовой за так его отпустил? Как он у вас-то оказался? — удивился туземец, уже разобравшийся в тонкостях цивилизованного ведения дел. — Отпустил, как же! Граф всё уладил. Самородки — городовому. И ещё от себя добавил, чтоб ненасытного заткнуть. Слыхал он кое-что, когда в Сибири золото искал, от таёжного люда. Говорят, есть народец в тайге, который каким-то Невидимым поклоняется, а золота у них — пруд пруди. И тоже его Слезами называют. Говорят, пришли с Белой Горы, а там их Родители одаривали. И чего-то там про слияние Таёжных Слёз с Белогорскими глаголют. Вот так. — Так я для самого Гэгээна постараюсь, как для Отца родного! — Да ты уж постарайся. Всем лучше будет. Надо мною ведь тоже Хозяева есть. Что не так — от них не укроешься! Зря, что ли, на тебя столько денег убухали. Один немчина-лекарь за науку сколько содрал. Да индус ободрал меня, как липку. А учитель словесности и вовсе по миру пустил. Говорил, такого дикаря, как ты, по-русски толком научить, что пуд соли съесть. — Посмотрим, какой такой Тыгын-Гыгын! «Визит вежливости» Не было у Лёхи-Базуки счастья по большому счёту. Бабло водилось, женским вниманием обделён не был, домишком, вон, в элитном коттеджном поселке обзавёлся. Тачка, опять же, не самая хилая в городе. А вот счастья, покоя, душа не чувствовала. Тоска порой нападала смертная. Сам понять не мог: почему так тошно становилось. «Вот поднять бы лавэ конкретное, как у Ротшильда, тогда была бы жизнь». — Крутилось в похмельной голове. Хотя, что бы он делал с вожделенным богатством, Лёха представить не мог. От этого ещё тоскливее становилось. А в последнее время поводов для тоски добавилось немерено. Вот и сейчас в подвале забурлила вода, и Базука, как ошпаренный, кинулся по лестнице вниз. — Стой, Батя, скоро весь дом угробишь! Уже везде грибок да плесень! — Помолчал бы. Больно много воли взял. Захочу — совсем твою хибарку смою! — не особенно злобно, но весомо, объявил Речной Дед, он же Дух Хранитель Могучей Реки, штопором выкручиваясь из гейзера, образованного его стараниями прямо в полу подвального этажа базукиного дома. — Ну,… Салют, вредитель. Поднимайся в гостиную. Всё равно избе хана. — Ты не печалься. Сослужишь мне службу — тыщу таких хибарок построишь. Да с окнами хрустальными и крышей золотой! — Поёшь складно. А я и эту жилплощадь непосильным трудом… — Будет! — оборвал Дед. ‑ Некогда мне твоё нытье слушать. Пока я тут с тобой, как бы Русалочки мои какого Водяного насилию не подвергли. Скучно Девкам, вот и шалят. А я уж стар. Едва справляюсь с окаянными. Сынок мне нужен, а я его только из утопленничка заполучить могу путём законного усыновления. Айда мне в наследники? — Тьфу на тебя, Старик. Я в твою бригаду пока не тороплюсь. На земле хоть и тошно, а всё-таки привычнее! — Пошутили, и будет, — снова осадил парня Дед. — Давай дело говори! — А чего говорить-то. Коляну, хоть и кореш он мой давний, я всё вправил, как ты велел. Мол, долбанул тебя Дух Реки щукой по лбу, своей печатью отметил и, как говорится, в светлое будущее поведёт. — Ты яснее говори. Не мудрствуй. Кобелину звонарь принял? — Я и не мудрствую. Парень думает, что всё слышал. А то, что мы с тобой перетирали, когда он долбанутым стоял, совсем в его башке не отложилось. А про Кобеля (кстати, сукой оказался) я сказал, мол, редкостной породы — эскимосы для охоты на белого медведя вывели. Он после твоей щуки всему верит. Даже белому медведю в Сибири. — Молодец, щучка! Правда, пару дней тогда плавала, как хмельная, да от ельчиков с подъязками бегала: боялась, что проглотят. Сейчас уже одыбалась. А ты следи, чтоб он почаще на монастырской территории собачку выгуливал. И вообще-то, без тебя знаю, что она сучка, только с кобелиными замашками, знаток собачачьих половых различий ты наш. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.075 сек.) |