АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отмена валютных ограничений и введение обратимости валют

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. ВВЕДЕНИЕ
  8. I. Введение
  9. I. Введение
  10. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  11. I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
  12. I. Введение.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валю­ты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

• выбор момента и темпа введения обмена валюты;

• для кого — резидентов или нерезидентов и в какой последо­вательности;

• по каким операциям — текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели — шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый — волюнтаристский — вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Подобная девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касает­ся стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно про­является лишь при наличии экспортных конкурентоспособных то­варов.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимуще­ство перед шоковым вариантом, так как основан на увязке усло­вий функционирования национального и мирового рынков, в част­ности ценообразования, и подготовки предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стаби­лизация экономики, сокращение дефицита государственного бюд­жета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накоп­ление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.

Вторая проблема — определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в равноправном сотрудничестве.

Третья проблема касается выбора операций, по которым вво­дится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объек­тивные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные огра­ничения по текущим операциям платежного баланса для нере­зидентов. Технически это было осуществлено путем слияния пе­реводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны от­менили валютные ограничения также для резидентов.

При Бреттонвудской системе валюта считалась конвертиру­емой, если страна отменила валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса и не препятствовала ее обмену на другие валюты и использованию в международных расчетах. Тре­бования Устава МВФ того периода не распространялись на фина­нсовые операции (движение капиталов). Следовательно, домини­рующий критерий конвертируемости валюты — отсутствие ва­лютных ограничений по текущим операциям.

Лишь с середины 70-х годов постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвер­тируемость своих валют на финансовые операции. Это объясня­ется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумага­ми, кредитные операции, значительно опережает движение то­варов и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномер­но; периодически они возобновляются с целью защиты нацио­нальной экономики. Со второй половины 60-х годов и в 70—80-е годы в условиях переплетения структурных кризисов либерали­зация валютных отношений сменилась валютным протекцио­низмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличается неравномерностью, что усиливает межстрановые разногласия. В 1971—1973 гг.ФРГ, Франция, Швей­цария, Бенилюкс, Испания ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов. В июне 1972 г. Великобрита­ния впервые ввела валютные ограничения по движению капиталов в отношения со странами стерлинговой зоны с целью сдержи­вания «бегства» капитала в условиях перехода к режиму пла­вающего курса фунта стерлингов. Массовый переход к режиму плавающих валютных курсов с марта 1973 г. означал ослабле­ние валютных ограничений и контроля за международными фи­нансовыми операциями, хотя при кризисной ситуации он уси­ливается.

Эволюция валютных ограничений по финансовым операциям США также отражает переплетение противоположных тенденций. В начале 60-х годов в связи с ухудшением платежного баланса и позиций доллара США ввели ограничения на вывоз капитала в следующих формах:

• «уравнительный» налог (1963 г.) на доходы американских граждан и фирм от инвестиций в иностранные ценные бумаги, предназначенный для уравнивания их с доходами от американских ценных бумаг с целью ограничить вывоз капитала. Здесь валют­ные ограничения переплелись с налоговым регулированием;

• программа «добровольного ограничения» международных кредитов американских банков в пределах 5% их годового роста (1965 г.). С 1968 г. эта программа была заменена контролем над всеми формами вывоза капитала из США.

В 1976—1978 гг. была принята поправка к Статье IV Устава МВФ, которая зафиксировала, что одной из задач мировой валют­ной системы является обеспечение свободного движения капита­лов. С переходом к Ямайской валютной системе (1976—1978 гг.) в измененном Уставе МВФ введено новое понятие «свободно используемая валюта», т.е. валюта, широко применяемая в меж­дународных расчетах и операциях мировых валютных рынков. МВФ отнес к этой категории доллар, марку, иену, фунт стер­лингов и французский франк, которые входят в валютную корзину СДР.

США первыми начали дерегулирование (либерализацию) де­нежного, кредитного, валютного, финансового рынков, чтобы по­высить престиж доллара и привлечь иностранных инвесторов. С 1974 г. США отменили контроль за вывозом капитала и не восстанавливали его даже в период ухудшения позиций доллара. США активно использовали либерализацию движения капиталов в условиях повышения процентных ставок и курса доллара для привлечения иностранных капиталов в ущерб своим торговым партнерам.

По Римскому договору (1957 г.) либерализация валютных операций была обязательной в той мере, в какой она необходима для нормального функционирования «Общего рынка». Поэтому к 1989 г. — моменту принятия «плана Делора» лишь в Великоб­ритании и ФРГ валютные ограничения отсутствовали. ФРГ, от­менив валютные ограничения в начале 60-х годов, практически избежала их последние 40 лет. Глобальная либерализация 80-х годов охватила и ее. С 1984 г. были отменены ограничения на валютные операции банков: немецким банкам разрешены опера­ции «своп» и сделки в ЭКЮ, отменен налог на проценты по немецким облигациям, принадлежащим нерезидентам.

Валютные ограничения в Великобритании, введенные в 1939 г., постепенно (с конца 1958 г.) были в основном ликвидированы к концу 1979 г. В ответ на возросшую американскую конкуренцию в 80-х годах был совершен «большой лондонский скачок»: широ­кая либерализация финансового рынка с целью привлечения ино­странного капитала.

Во Франции, несмотря на введение конвертируемости франка в 1958—1961 гг., традиционно сохранялась государственная рег­ламентация международных валютных, кредитных, финансовых операций. Попытки их дерегулирования (в 1967 г., начале 70-х годов и особенно в 1978—1980 гг.) были безуспешны в силу внутренних и международных событий. В связи с ухудшением валютно-экономического положения страны в 1981 г. восстановле­ны, а в 1983 г. усилены валютные ограничения с целью сокращения дефицита торгового баланса и сдерживания отлива капитала. С ноября 1984 г. они были постепенно ослаблены. К 1989 г. во Франции, Италии, Дании, несмотря на ослабление валютных ба­рьеров, сохранялись ограничения на открытие банковских счетов за границей. В Бельгии и Люксембурге практиковался двойной валютный курс (для коммерческих и финансовых сделок). В Испа­нии, Португалии, Греции, Ирландии также существовали валют­ные ограничения.

План создания экономического и валютного союза (1989 г.) предусматривал полную либерализацию движения капиталов в Европейском союзе (ЕС). Франция, Италия, Дания, Нидерланды отменили в 1990—1992 гг. практически почти все валютные огра­ничения, а Бельгия и Люксембург — двойной валютный курс. Ослаблены валютные ограничения в Испании. Поэтапная либера­лизация валютного режима в Ирландии, Португалии, Греции в основном завершилась в 1994 г. в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза, вступившим в силу в ноябре 1993 г.

Японский опыт перехода к конвертируемости валюты отлича­ется тщательной подготовкой предпосылок, осторожностью и прагматизмом. Жесткие послевоенные валютные ограничения были постепенно отменены лишь к 1980 г. в основном по текущим операциям, но сохранены по финансовым. Для выпуска еврооб­лигаций в иенах и сделок на рынке капиталов требуется разреше­ние министерства финансов. Резиденты обязаны сообщать орга­нам валютного контроля сведения о международных кредитах, гарантиях, прямых иностранных инвестициях, продаже и эмиссии ценных бумаг за границей. Министерство финансов имеет право в течение 20 дней рекомендовать изменить условия сделки или аннулировать ее. Участие японских банков в международных бан­ковских консорциумах по предоставлению евродолларовых креди­тов также подлежит регламентации. Несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются резервные протекционистские меры, которые японские фирмы добровольно используют.

Таким образом, валютные ограничения — составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвер­тируемости валюты большинство стран предпочли вариант, кото­рый обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса. Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. — 27, в 1978 г. — 46, (1/3 стран — членов МВФ), в 1985 г. (апрель) — 60 (40%), в 1994 г. (апрель) — 88 (49%), в 1999 г. — 147 (80%), в том числе Россия с июня 1996 г. В этом проявляется ориентация современной ва­лютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных операций. Дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного конт­роля для надзора и учетно-статистических функций.

• 5.3. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Развивающиеся страны в принципе используют те же экономичес­кие и административные методы валютной политики, что и разви­тые страны. Однако соотношение этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики существенно различаются. Главная направленность валютной политики состоит в стремле­нии ослабить валютно-экономическую зависимость от более раз­витых стран и создать благоприятные условия для развития наци­ональной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:

• открепление валют молодых государств от валют разви­тых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фун­та стерлингов, португальского эскудо и др.). Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Толь­ко 14 стран — членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;

• внедрение валют некоторых развивающихся стран — экспор­теров нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран — членов ОПЕК иностран­ным заемщикам);

• возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся стран, в частности экспортеров нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.);

• создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).

Каждая развивающаяся страна, проводя свою валютную поли­тику, увязанную с регулированием экономической конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит платежного балан­са, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для этого применяются следу­ющие основные методы валютной политики.

1. Регулирование валютного курса путем использования раз­личных режимов — фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и изредка ревальвации. Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развива­ющихся стран часто бывают вынужденными. В частности, сниже­ние курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно деваль­вации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного произ­водства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдер­живает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положи­тельное влияние его падения на платежный баланс.

2. Разные формы валютных ограничений по текущим и финан­совым операциям платежного баланса. Они активно используются в целях защиты национальной экономики, выравнивания платеж­ного баланса (путем сдерживания отлива капиталов, ограничения переводов за границу). В ряде развивающихся стран валютные ограничения содействуют в той или иной степени развитию наци­ональной экономики, особенно если сочетаются с другими мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограниче­ниями, снижением процентных ставок. В рамках региональных экономических и валютных группировок, которые охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные огра­ничения в основном отменены, но применяются по отношению к третьим странам.

3. Заключение межгосударственных платежных и клиринговых соглашений в целях экономии валютных резервов (Азиатский кли­ринговый союз, Западноафриканская клиринговая палата и др.).

4. Развитие валютного сотрудничества и интеграции развива­ющихся стран путем создания собственных валютных группиро­вок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита пла­тежного баланса. Валютная интеграция как составная часть эконо­мической интеграции имеет целью:

• обеспечить валютную стабилизацию, которая является усло­вием нормального развития интеграционного процесса в различ­ных сферах экономики;

• оградить освободившиеся страны от негативных процессов в экономике и на валютных рынках развитых стран.

Валютная интеграция в развивающихся странах, как правило, находится в начальной стадии и характеризуется еще незрелыми формами. В середине 90-х годов насчитывалось примерно 30 валютных группировок, объединявших большинство государств Азии, Африки, Латинской Америки. В их рамках подписаны раз­личные соглашения, в том числе о валютных клирингах, платеж­ных союзах, создании субрегиональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций (Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд и др.), координации валютной политики, обмене информацией, совершенствовании статистики. Под эгидой ЮНКТАД создан специальный комитет по координации соглаше­ний о многосторонних платежах и валютном сотрудничестве раз­вивающихся стран.

Особое место в валютной политике ряда молодых государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. После второй мировой войны функционировало шесть валютных группировок: стерлинговая, долла­ровая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена. Отношения внутри группировок строились на основе экономического и политического доминиро­вания одной ведущей страны и ее валюты.

В настоящее время, после распада колониальной системы, про­должает функционировать лишь зона французского франка, объ­единяющая 14 стран. Внутри нее создано два региональных ва­лютных союза: Западноафриканский (Нигер, Сенегал, Того и др.) и Валютный союз Центральной Африки (Габон, ЦАР, Чад, Каме­рун и др.). В основе механизма группировки лежит поддержание обратимости франка африканского финансового сообщества, об­ращающегося в странах Тропической Африки, к французскому франку. С этой целью страны-участницы вынуждены выполнять следующие условия: 1) фактически доверить Франции денежную эмиссию, а также контроль над денежным обращением; 2) обес­печить свободный перелив капиталов во Францию и другие стра­ны — участницы зоны; 3) поддерживать твердый курс местного франка к французскому; 4) хранить валютные резервы во фран­цузских франках; 5) сдавать выручку во французской валюте в цен­трализованный фонд при французском казначействе; 6) проводить валютные операции через парижский валютный рынок.

Процесс валютной интеграции развивающихся стран натал­кивается на препятствия. В их числе — нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам; ограниченные возможности координации валютной по­литики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации; дестабили­зирующее влияние внешних факторов, особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики. Препятствием явля­ются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохране­ние фактического контроля развитых стран над их экономикой, слабое развитие национальных валютных и финансово-кредитных систем, валютно-кредитная зависимость от иностранных банков и ТНК.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему необходимо сочетание рыночного и государственного регу­лирования валютных отношений?

2. Что такое валютная политика — структурная и текущая?

3. Каковы формы валютной политики?

4. Как определить размер девальвации и ревальвации?

5. Каковы потери и выгоды страны от девальвации и ревальвации национальной валюты?

6. Каковы цели и формы валютных ограничений?

7. Какие методы обхода валютных ограничений используются в ми­ровой практике?

8. Что такое конвертируемость валюты?

9. Каковы проблемы перехода к конвертируемости валют?

10. В чем особенности валютной политики развивающихся стран?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)