|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Отражение реалистического мироощущения в произведениях крупнейших деятелей литературы XIX века. Поэтика реалистического искусстваТема 2.1. Характеристика реализма Франции 1-ой половины XIX в., его достижения: создание объективной картины буржуазного мира, изучение личности, ее поведения во взаимосвязи с обществом. Реалистическая концепция мира и человека. Краткая характеристика творчества крупнейших представителей реализма. Творчество Бальзака. Характер эпохи и личность писателя. Бальзак и его идеалы. Эпичность творчества Бальзака. Основные черты реалистической эстетики в замысле "Человеческой комедии". Концепция мира и человека в творчестве Бальзака. Значение сквозного построения романов; позиция автора; форма повествования; способ реалистической интерпретации героя. "Шагреневая кожа". Характер символики романа. "Утраченные иллюзии". Тема утраты иллюзий как способ характеристики главного героя. Место и значение образа Давида Сешара. Тема 2.2. Анализ романа "Отец Горио". Место романа в "Человеческой комедии". Полицентризм романа. Роль образа Растиньяка для раскрытия трагедии Горио. Сущность и причины трагедии Горио, общечеловеческое и конкретно-социальное в нем. Нравственная проблема романа, отношение центральных героев к светскому обществу (Растильняк, Вотрен, г-жа де Босеан). Тема 2.3. Стендаль. Жизненный опыт, отношение к Наполеону. Эстетическая программа в литературном манифесте "Расин и Шекспир". Соотношение романтизма и реализма в творчестве. Место писателя во французской литературе XIX в. "Красное и черное". Символика и характер названия. Соотношение картин общества и образа гланого героя. Историческая мотивизация характера "страстной личности" и социальная обусловленность ее "поисков счастья". Сущность борьбы Жюльена с самим собой. Победа и поражение героя. "Красное и черное" как роман судьбы и роман эпохи. Соотношение характера "сына эпохи" в творчестве Бальзака и Стендаля". Тема 2.4. П.Мериме и развитие французского реализма. Новаторство писателя в драматургии ("Театр Клары Гасуль"). Движение Мериме к реализму. Историческая тема в творчесиве Мериме. История в романе "Хроника времен Карла IX". Реалистический принцип раскрытия соотношений человека с историей. Сущность религиозных распрей, отношение к ним писателя. Частная жизнь и жизнь общественная, способы их художественных связей. Художественные открытия Мериме (деталь, использование подтекста, позиция автора, использование диалогов). Анализ поэтики реалистической новеллы Мериме. Особенности поэтики рассказов 1 и 2 периода творчества. Историческая и национальная достоверность образов как художественный принцип творчества писателя. Художественный интерес к неординарным личностям. "Маттео Фальконе" - шедевр реалистического метода Мериме. "Таманго". Противопоставленность и сходство главных героев, Таманго и капитана Леду. Обличение светского общества в новеллах "Этрусская ваза", "Двойная ошибка", "Аббат Обен". Поиск положительных ценностей за пределами светского общества, изображение цельных женских образов в рассказах "Арсена Гийо", "Коломба", "Кармен". Тема 2.5. Французский реализм и его развитие после революции 1848 года. Историческая ситуация и ее влияние на художественную жизнь страны. Многообразие направлений в литературе 50-60-х гг. XIX в. "Искренние реалисты" и их взгляды. Сущность новаторства Ш. Бодлера во французской поэзии. Тема 2.6. Сущность художественных открытий Ш. Бодлера. Перенос акцента с традиций на новаторство. Расширение возможностей языка. Утверждение особой сакральной роли поэта. Трагизм человеческой судьбы, двойственность натуры. Новаторская образность поэзии Бодлера. Тема 2.7. Творчество Флобера. Жизнь и становление художника. Концепция личности и общества и отношение к миру после 1848 г. Роман "Воспитание чувств": тема утраты иллюзий, отрицания буржуазной пошлости. Продолжение этих тем в зрелом творчестве писателя. "Башня из слоновой кости" и раскрытие сути общественной позиции Флобера. Эстетическая теория Флобера, отождествление красоты и истины, искусства, творчества и познания; принцип целостного видения мира; теория безличности; форма и содержание. Реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа "Госпожа Бовари". Роман "Госпожа Бовари". Художественные открытия писателя. Принцип целостного видения в художественной системе произведения. Воспитание Эммы и суть "романтизма" ее характера. Мечта и действительность. Специфика конфликта романа. Образ Шарля. Шарль и Оме, Шарль и любовники Эммы. Тема 2.8. Творчество Диккенса. Становление и развитие художника. Периодизация творчества. Просветительские идеалы, просветительская позиция в поэтике Диккенса первого периода творчества: своеобразие ранних социальных романов, просветительское отношение внешнего и внутреннего. Социальные романы второго периода творчества Диккенса. Характер "сцепления" событий и образов. Своеобразие романов третьего периода. Открытие новых качеств буржуазного мира. Новое понимание связей в буржуазном мире и применение новых художественных форм изображения (символ, гротеск и пр.). Двоемирие в романах "Холодный дом", "Крошка Доррит". Композиционная роль "Холодного дома" в романе. Открытие Диккенсом "обездушенного мира" и обезличенного человека Анализ творческого метода Диккенса в романе "Домби и сын". Отличие концепции романа от ранних произведений. Поэтика изображения конфликта антагонистических классов. Обоснование краха Домби. Логика рождественской сказки. Новые художественные приемы изображения действительности. Тема 2.9. Особенности творческого метода У.Теккерея. Связь мироощущения и творческого принципа изображения мира со взглядами и принципами просветителей. "Ярмарка тщеславия" и сатирическое изображение английской буржуазно-аристократической действительности. Проблематика романа. Характеры и их изображение в романе. Смысл подзаголовка ("Роман без героя"), его значение для понимания общественной и художественной позиции Теккерея. Скрытая полемика в создании образа Эмилии Седли. Способы организации "Ярмарки тщеславия": Кукольник, история и автор в романе. Тема 2.10. Американский реализм. Творчество Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома». Реализм и аболиционизм в романе. Поэтика романа Дж.Дефореста «Мисс Равенел переходит к северянам». Творчество Уитмена. «Листья травы». Космизм и демократизм мировоззрения автора. Особенности поэтики. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX вв. Тема 1. Введение. Общая характеристика мировой литературы и культуры рубежа веков. Период рубежа веков – переломный момент в истории европейского искусства. Социальные, исторические, экономические влияния на литературу. Разнообразие эстетических тенденций в искусстве и литературе. Традиции и новаторство в европейской литературе. Черты западноевропейской культуры начала ХХ века. Поиски нового языка. Философия Ницше и ее значение. Начало формирования модернисткой эстетики. Принцип «независимости» искусства и культ «витальной силы». Эстетизм начала века. Литературные направления рубежа веков. Возрастание интереса к фольклору, народным мифологиям, национальному сознанию. Декаданс как тип культуры. Романтизм как главный источник стиля и эстетики декаданса. Восприятие истории, тема «заката Европы». Пессимизм декаданса и переживание всеобщего кризиса системы европейских ценностей. Свобода творчества в декадансе: «искусство для искусства», «искусство жизни», «чистая поэзия», имперсональность письма. Тема гения. Трагический конфликт между художником и жизнью. Место натурализма, импрессионизма, символизма, декадентства, неоромантизма в декадансе и соотношение между ними. Роман «Госпожа Бовари» Г. Флобера и флоберовская эстетика в целом как источник влияния на литературу рубежа веков. Тема 2. Символизм: философия, эстетика, поэтика. Литературный символизм – одно из главных художественных явлений эпохи декаданса. Связь символизма с романтизмом. Трагическое переживание разрыва между бытием и сознанием, явлением и знанием, идеей и ее воплощением, между «казаться» и «быть». Символ как сфера познания, а также самопознания в творчестве. Содержание понятия «символ» в культуре конца ХIХ века, его связь с и отличие от аллегории, символики, мифа. Манифесты символизма. Поиск личного интуитивного соответствия между знаком и смыслом. Раскрытие символа в языке как важнейшее содержание творчества. Суггестивность, музыкальность, общий лирический характер символа, сознательное и бессознательное в нем. Понятие синестезии, воплощение в творчестве символистов. «Искусство для искусства», «искусство жизни», дендизм, эстетизм, деперсонализация письма – разновидности символистской эстетики. Парадокс – форма творческого восприятия и способ актуализации красоты. Абсурд как крайняя форма парадокса. Примат «искусственного» над «естественным», образ «болезни», отклонения от нормы: сплин, демоническое начало, перверсии. Поэзия символизма. Роль философского начала в поэзии символизма.. Поэтический язык как философская проблема. Символистская реформа в стихосложении. Отрицание описательного начала и «декламации» в пользу возможностей ритма и тоники. Диссонансы, перенос строки, свободный стих. Трактовка музыкальности. Проблема поэтической маски. Характер аллюзий, поэтических реминисценций. Лирический характер французского символизма 1870 – 1890-х годов. Парнасская и бодлеровская традиция в французской поэзии конца века. Поэзия Верлена. Верлен и парнасцы. Импрессионистическая тенденция верленовского символизма. Поэзия Рембо. Символистское жизнестроительство как составная часть поэтической легенды Рембо. Теория сновидения Рембо. Творчество Малларме. Малларме – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. «Поэтическая тайна». Связь символистского романа с традициями «романа воспитания» и романтического романа о художнике. Трактовка творчества в символистском романе (роман о гениальном художнике, деперсональная линия «романа в романе»). Неоготические и фантастические элементы. Интертекстуальность символистской прозы. Символизм Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Этетизм Уайльда. Символистская теория искусства, характер критики реализма и натурализма, представление о парадоксе, образ творчества как религиозного служения («Замыслы», «De Profundis»). Мотив убийства любви в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея». Вопрос о высшей реальности искусства в романе; образ Сибиллы Вейн, роль художника Бэзила; функция заключительной сцены. Разнообразные смыслы игры в пьесах Уайльда. Роман Гюисманса «Наоборот» как антинатуралистический манифест и первый опыт символистского романа о художнике. Своеобразие гюисмансовского эстетизма. Связь романов «Портрет Дориана Грея» и «Наоборот». Антинатуралистическая направленность символистской драмы. Символистская драма и Ибсен. Значение творчества Метерлинка для символистского театра. Протест против «прозаизма» «драмы идей» и актерской концепции «вживания». Особое внимание к театральности спектакля и его лирическому характеру. Концепция диалога. Реформа сценического пространства, пересмотр функции декораций. Традиция «театра масок». Соотношение символа и аллегории в символистской пьесе. Трактовка любви и смерти, мотив ожидания. Мотивы пробуждения, возмездия; фольклорное начало. Тема 3. Натурализм: идеология, стиль, поэтика. Натурализм как переосмысление литературной условности. Взаимодействие мира (среды) и личного темперамента. Биологичность, физиологичность натуралистического метода. Значение социологии, политэкономии, эволюционной теории, медицины, научно-технических открытий, изобретения фотографии, и т. д. для натуралистического мышления. Натуралистическое представление об объективизме, художественной реальности, реализме. Антиромантическое в натурализме. Эксперимент Э. Золя: смысл серийности романов. Теоретические сочинения Золя («Экран», «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре») и становление натуралистической школы во Франции. Концепция 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Творчество братьев Гонкур. Преобладание среды над характером в натуралистической картине мира. Социальная критика в натурализме, внимание к насилию над человеческой природой и к теме социально-биологического возмездия. Преобладание феноменальной (видимой) стороны мира в натуралистической поэтике; показ внутреннего состояния человека через внешние приметы; вопрос о литературном документе; «натурализм нервов» и экспрессивность текста (подтекст). Импрессионистичность натуралистического стиля; функция репортажа, очерка, этюда; особенности натуралистического лиризма. Различные судьбы натурализма в национальных литературах. 1880–1890-е годы как начало заката викторианской эпохи в английской литературе и появления натурализма. Творчество Т. Гарди. Влияние Спенсера; роль случая. Концепция трагического в романах Гарди, неприятие пуританской морали, противопоставление аристократии и простых людей, городских и сельских нравов. «Уэссекский цикл» и «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»; темы рока и жертвы в романе. Натурализм Т. Драйзера. Влияние Бальзака, Спенсера, Золя. Роман «Сестра Керри»; «принцип равновесия»; образ «приспособления к среде»; становление восприимчивости Керри и ироническая сторона ее успеха. «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия». Тема 4. Импрессионизм как способ выражения в литературе рубежа веков. Импрессионизм в живописи: обновление техники, идеологии, восприятия. Влияние живописи на литературу, вопрос о непрямом соотношении живописи и литературы. Различные подходы к пониманию литературного импрессионизма: импрессионизм как самостоятельный метод; импрессионизм – промежуточное явление между натурализмом и символизмом; импрессионизм – неотъемлемая черта символистского стиля; импрессионизм – основная поэтика всей прозы ХIХ века; импрессионизм как преобладающий способ выражения. Отказ от нормативности, подражания в импрессионизме; роль «точки зрения», мимолетного, иллюзионизма. Соотношение «поэзии» и «прозы» в импрессионистической поэтике; «дневники чувств»; импрессионистический эротизм. Новелла и лирическое стихотворение – главные формы импрессионистического «пейзажа души». Называние предметов в импрессионистической поэтике, место «каталогов», «путеводителей» и создание импрессионистического интерьера. Становление особого рода чувствительности – одна из главных тем импрессионистической прозы. Трактовка темы любви. Значение повествовательной рамки в импрессионистической новелле. Соотношение натурализма, реализма, импрессионизма в творчестве Ги де Мопассана. Интерпретация флоберовской темы в романе «Жизнь», вопрос о цели существования, трагико-иронический смысл названия. Герой романа «Милый друг» как идеально приспособленный к среде, смысл финала как свидетельства социального успеха. Натуралистический импрессионизм мопассановских новелл, трактовка любви и смерти; особенность диалога, повествовательной рамки. Метаморфоза как главное событие в новеллах. Тема 5. Что такое неоромантизм? Неразработанность понятия в российском литературоведении и недостаточность представления о нем как «литературном течении». Особенность употребления понятия на рубеже веков в Германии, Австро-Венгрии, скандинавских странах. Неоромантизм – признак культурного сдвига и показатель формирования новой романтической парадигмы в условиях «гибели богов» и «размыва контуров». Ницше и неоромантизм. Идея сверхчеловека в неоромантизме. Полемика с декадансом и преодоление декаданса в неоромантизме; отрицание раннеромантических разновидностей двоемирия: идея интересности и авантюрности актуальной реальности. Неоромантический активизм, маленький человек как персонаж, вынужденный обстоятельствами быть героем. Неоромантическая героика. Мотив столкновения хаоса и порядка, мотив освоения нового как чуждого. Мотивы «другой страны», «путешествия». Отказ от «культуры», «книжности». Эстетика примитива. Экзотизм. Проблема самопознания, предвосхищение экзистенциалистских исканий. Готический роман в неоромантизме. Детектив и научная фантастика как жанры, зародившиеся в неоромантизме. Р.Л. Стивенсон как основатель английского неоромантизма. Готические и научно-фантастические элементы в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Неоромантизм Киплинга. Тема «бремени белого человека» в его творчестве и ее аллегорическое осмысление в «Книге джунглей». Полемика с поколением Уайлда и символистским представлением о художнике (баллада о Денни Дивере, роман «Свет погас»). Мотив «другой страны» в колониальных рассказах; поиск мудрости в романе «Ким». Очерк и репортаж в творческой манере Киплинга; образность киплинговских баллад. Неоромантизм Конрада. Идея живописности стиля. Стилистика конрадовского стоицизма: трагедия самопознания (повесть «Сердце тьмы»), тема «победы в поражении» (повесть «Тайфун»), противоречивость романтического индивидуализма (романы «Лорд Джим», «Ностромо»). Готика Б. Стокера и Г.Джеймса. Фольклорная традиция и разговорный язык в творчестве М.Твена. Роман «Приключения Гекльберри Финна» и формирование литературного мифа национальной истории. Значение твеновского творчества для литературы США ХХ века. Тема 6. Новая драма: обновление сюжетостроения, языка, идеологии. Влияние натурализма на драматургию рубежа веков: «драма состояния», драма для чтения, концепция «вживания в роль». Аналитизм «драмы идей»; аллегоричность. Основополагающая роль диалога. Соотношение разговора и действия в сюжете. Конфликт между поколениями, образ «новой женщины», проблема брака. Специфика сюжета новой драмы: мотив тайны, лжи, узнавания, опасности правды. Обновление языка. Роль детали и подтекста. Драматургия Шоу. Театр 1890–1890-х годов («Неприятные пьесы», «Приятные пьесы»); тема эмансипации («Профессия госпожи Уоррен»). Парадокс у Шоу («Пигмалион»). Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Драматургмя Г. Ибсена: Проблема самоопределения женщины в пьесе «Кукольный дом». Символика обыденного в пьесе «Дикая утка». Фольклорная основа и проблема поиска предназначения в пьесе «Пер Гюнт». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |