АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребность в эмоциональном насыщении как природная основа ценности эмоций

Читайте также:
  1. D. Субъективный характер меры ценности. Труд и ценность. Заблуждение
  2. F. Метод, основанный на использовании свойства монотонности показательной функции .
  3. I . Экономически обоснованные страховые тарифы.
  4. I. Методы, основанные на изучении фрагментов ДНК.
  5. I.1.8. Философия и ценности.
  6. II.4.3.Три драгоценности буддизма
  7. III. Методы, основанные на амплификации нуклеиновых кислот.
  8. TO.g. Вызов желательных эмоций 273
  9. VI. Методы, основанные на модификации генетической информации.
  10. ZOOSN (ПРИК.Основания пунктов приказов)
  11. ZOSNSP (ЗП.Основания начислений Параметры)
  12. а) на основании договора юридическому или физическому лицу

Рассмотрев основные тезисы концепций гедонизма, мы убедились, что они не помога­ют решению проблемы ценности эмоций, а скорее затушевывают ее. Существуют, од­нако, две другие области психологических

изысканий, откуда можно почерпнуть важ­ные для правильного подхода к этой пробле­меданные. Мы имеем в виду накопленный современной психологией печальные наблю­дения за последствиями отрыва ребенка от матери, с одной стороны, и исследования во­проса о так называемой сенсорной деприва­ции — с другой.

Размеры настоящей книги не дают нам возможности сколько-нибудь полно изло­жить соответствующий материал. Поэтому, касаясь первой группы наблюдений, скажем только, что, как выяснили американские, западноевропейские, а также польские психологи, потребность младенца в интимном контакте с матерью столь велика и значительна, что при его отсутствии никакие, даже идеальные гигиенические условия этой потери возместить не могут (если только места матери не занимает другая женщина). Дети в таком случае плохо развиваются, часто бо­леют, дают высокий процент смертности, а если и выживают, то до конца жизни отличаются ущербной эмоциональностью, “холодностью”, низкой способностью к сопе­живанию и сочувствию и т.д.

Что же касается явлений сенсорной де­привации, то они наблюдаются при резком

1 См. К. Обуховский. Психология влечений человека. М., 1972; Н. Bakwin. Emotionaldeprivation in infants.— “Journal of Pediatrics”, 1949, №35; J. Bowlby and J. Robertson. A two-year child goes to hospital.— “Mental Health and Infant Develop­ment”. N. Y., 1956.

ограничении притока раздражителей, воз­действующих на органы чувств человека или животного. Экспериментально “сенсорный голод” вызывался у взрослых людей путем помещения их в специальные звуконепрони­цаемые кабины (сурдокамеры) с неизмен­ными освещением, температурой и общей обстановкой. По данным, сообщенным в “Эн­циклопедии человеческого поведения” Р. М. Голденсона, на первых порах боль­шинство испытуемых чувствует себя в такой обстановке хорошо, некоторые испытывают удовольствие. Однако уже через несколько часов отсутствие новых впечатлений начи­нает угнетать. Возникает беспокойство, ску­ка, раздражение. В некоторых случаях по­является все усиливающийся страх, дости­гающий у отдельных лиц уровня паники. Наблюдаются парадоксальные явления в сфере восприятия. Тишина “начинает зву­чать”. По словам одного испытуемого, для него “тишина была столь громкой, что, ка­залось, нож пронизывает барабанные пере­понки”. Одновременно возникают зритель­ные иллюзии и галлюцинации. Становится все труднее контролировать свои мысли и в конце концов испытуемые погружаются в грезы и фантазии1.

Как мы видим, ни первая, ни вторая группа рассмотренных психологических изы­сканий не нацелены прямо на исследование эмоций. Явления нарушений психики, кото-

1 R. М. Goldenson. The Encyclopedia of Human Behaviour, vol. 2. N. Y-, 4970.

рые в них выявились, несомненно, имеют сложную и неоднозначную детерминацию. Однако подробное ознакомление с данными тех и других исследований заставляет серь­езно подозревать, что среди причин, вызы­вающих описанные нарушения, было и от­сутствие разнообразия эмоциональных пере­живаний.

В частности, возникновение у взрослых людей, заключенных в сурдокамеры, гнету­щего чувства тоски и скуки естественно ис­толковать так, что сенсорная депривация имеет своим следствием депривацию эмоцио­нальную. Само бурное фантазирование, воз­никающее в конце концов у таких иссле­дуемых, наталкивает на мысль о защит­ной реакции мозга от эмоционального го­лодания путем организации собствен­ной внутренней эмоциональной деятель­ности.

Факт эмоционального голодания явствен­но выступает и при отсутствии у ребенка возможности постоянно контактировать с близким человеком.

В ряде опытов, проделанных учеными, было убедительно показано, что функциони­рование анализаторов — непременное усло­вие их нормального развития. Так, советский исследователь Б. Н. Клоссовский, заклеивая новорожденному щенку один глаз, выращи­вал его до определенного возраста, а затем усыплял, подвергая исследованию развитие зрительной коры анализатора в левом и пра­вом полушариях. При этом обнаружилось гораздо лучшее созревание нервных клетокв том полушарии, которое было связано с ра­ботающим глазом.

Но если доказана важность чисто сен­сорного насыщения для нормального разви­тия и функционирования мозга, то не есте­ственно ли предположить, что насыщение эмоциями, которые играют столь большую роль в интеграции всех функций организ­ма, является для него еще более необхо­димым?

А раз дело обстоит именно таким обра­зом, то это означает, что эмоциональное на­сыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Потребность эта в своей ис­ходной форме есть, очевидно, потребность физиологическая, несмотря на то, что сами эмоции несут в себе психологическое содержание. Ведь речь в данном слу­чае идет не о несомненной ориентационной полезности эмоций; не о том, что без них ор­ганизм мог бы остаться безучастным к воз­действию вредного для него агента, а о том, что для физиологического благополучия ор­ганизма помимо всего прочего необходимо, как выражался еще Т. Рибо, удовлетворять “естественное стремление каждого чувства проявлять свою функцию” 1.

Разберемся подробнее в сущности такой потребности в эмоциональном насыщении и в том, как на ее основе у человека постепен­но возникают социализированные и индиви­дуализированные программы содержатель-

1 См. Т. Рибо. О страстях. Одесса, 1912, стр. 5.

ных переживаний, то есть как формируется его эмоциональная направленность.

Хорошо известно, что наши эмоции — “продукт” особых нервных аппаратов, нахо­дящихся в головном мозгу, главным образом в верхнестволовой его части и прилегающих областях архипалеокартекса. Существуют многочисленные работы, пытающиеся уточ­нить его структуру и расположение1. Нас, однако, сейчас конкретное их строение и точ­ная локализация нисколько не интересуют. Важно, что такие аппараты есть и поэтому нуждаются в регулярном функционирова­нии, подобно всем другим органам и систе­мам. В пользу этого мнения свидетельству­ют, в частности, интересные данные амери­канских физиологов Р. Мельзака и Т. X. Скот­та, которые обнаружили, что у животных, выросших в условиях изоляции и, следова­тельно, эмоционального голодания, расстрой­ство эмоциональной сферы достигало такого уровня, что они переставали реагировать да­же на болевые раздражители, (Наблюдения над людьми также показывают, что длитель­ная обедненная чувствами жизнь неизбежно ведет к часто неустранимому снижению эмо­циональной сенситивности индивидуумов. По мнению известных зарубежных исследо-

1 См., например: В. Кеннон. Физиология эмо­ций. Телесные изменения при голоде, страхе и ярости. М., 1927; Э. Гелъгорн и Дж. Луфборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966; “Экспериментальная нейрофизиология эмоций”. М., 1972; /. Delgado. Emotions.— “Self — Selection Psy­chology Textbook”. 1966.вателей эмоций Э. Гельгорна и Дж. Луфбор­роу, подобные факты объясняются патологи­ческим снижением реактивности симпатиче­ского отдела гипоталамуса1. С другой сторо­ны, нормальное эмоциональное обеспечение человека, очевидно, не только помогает ему сохранить необходимую реактивность эмо­циональных систем, но и способствует под­держанию оптимального тонуса всего его ор­ганизма. В опытах на животных, во всяком случае, было доказано, что развитие в усло­виях эмоционально обогащенной обстановки протекает быстрее и успешнее1.

Говоря о потребности организма в функ­ционировании его эмоциональных аппаратов, подчеркнем, что при этом имеется в виду ре­гулярная работа систем, связанных не толь­ко с продуцированием положительных эмо­ций, но и с отрицательными эмоциями. Од­ностороннее мнение о безусловной вредно­сти последних для здоровья человека должно быть решительно отвергнуто. Если тяжелые переживания и являются порой причиной не­которых наших болезней, то это связано с особыми обстоятельствами. Они состоят пре­жде всего в том, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными эмоциями. Не случайно механизм отрица­тельных эмоций функционирует у ребенка с первого дня появления его на свет, а поло­жительные эмоции появляются значительно

1 Э. Гельгорн и Дж, Луфборроу. Эмоции и эмо­циональные расстройства, стр. 312.

2 См. Р. Шоеен. Поведение животных, стр. 169.

позднее1. Отрицательная эмоция — это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положи­тельная эмоциясигнал возвращенного бла­гополучия. Ясно,что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональ­ная адаптация к хорошему наступает быст­ро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена. Вследствие этого у здорового организма за­стойными могут оказаться только отрица­тельные эмоции. В естественных природных условиях, на которые “работала” до сих пор эволюция, такое положение дела ничего страшного не представляло.

Нашим животным предкам ситуации, приводящие к застойным отрицательным эмоциям, встречались крайне редко: все кон­фликты быстро кончались уничтожением со­перника, собственной гибелью или бегством. К тому же при любом конфликте тут же реализовывались соответствующие моторные ус­тановки, что вело к уменьшению эмоцио­нального напряжения. Только у людей (осо­бенно если учесть их способность находить­ся под влиянием не только реальных, но и воображаемых ситуаций) эмоциональные конфликты могут принимать затяжной (ино­гда на месяцы и годы) характер. Понятно, что при этих условиях здоровье человека действительно часто страдает от переизбытка отрицательных эмоций, и тем сильнее уве-

1 См. Е. И. Макарова. Развитие эмоций у детей раннего возраста.— В сб.: “Физиология высшей нервной деятельности”. М., 1968.

личивается его потребность в нейтрализую­щих положительных переживаниях. Поэтому практически иногда, быть может, и есть смысл, как это делают врачи, подчеркивать полезность положительных эмоций и опас­ность отрицательных. Но теоретически отри­цательные эмоции должны быть полностью реабилитированы в смысле их прямого вли­яния на здоровье, даже если не принимать во внимание такие их биологические функ­ции, как сигнально-побудительная и мобили­зующая, важность которых оценена уже дав­но. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно в этом случае все (в том числе и положительные аффекты), что превышает норму, характеризующую то, в чем организм непосредственно нуждается1. В пределах же некоей определенной силы и длительности, различных для людей разных возрастов, отрицательная эмоция безусловно тоже полезна. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приво­дят к лучшему питанию мозга, усиливают со­противляемость организма перегрузкам, ин­фекциям и т. д.

Мысль о том, что отрицательные эмоции в определенном их сочетании с положитель­ными должны быть не вредны, а полезны организму, была высказана нами несколько лет тому назад2. А недавно было опублико-

1 См. В. С. Лукьянов. Эмоции и здоровье. М., 1966, стр. 30.

2 См. Б. И. Додонов. Потребность в “эмоцио­нальном насыщении” как сторона направленно­сти человека.— “Вопросы психологии”, 1970, № 1.

вано описание интересного эксперименталь­ного исследования, результаты которого пря­мо говорят в пользу данного взгляда: В. В. Фролькис, занимающийся проблемами долголетия, обнаружил, что из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, ко­торых систематически подвергали стрессо­вым воздействиям средней силы — пугали, брали в руки и т. д.' В последние годы од­носторонний взгляд на отрицательные эмо­ции сменяется правильной их оценкой даже в среде врачей, имеющих дело с заболевани­ями сердца. “...Жизнь современного человека в цивилизованном обществе немыслима без... отрицательных эмоций, — пишет профессор Г. Косицкий.—...Оградить себя от этого не­возможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же мере, как и мыш­цы” 2.

Очень интересно осмыслить развиваемую здесь точку зрения в свете теории эмоций и эмоциональных расстройств, выдвигаемой уже упоминавшимися физиологами Э. Гельгорном и Дж. Луфборроу. По их мнению, нервные и гуморальные механизмы положи­тельных и отрицательных эмоций находятся в строго сбалансированных отношениях друг с другом. При атом приятные эмоции связа­ны с доминированием парасимпатического

1 См. В. В. Фролькис. Старение и биологиче­ские возможности организма. М., 1975.

2 Г. Косицкий. Сердцу — внимание.— “Наука и жизнь”, 1972, № 4, стр. 25.

отдела нервной системы, а неприятные — симпатического отдела. В норме обе эти си­стемы находятся в состоянии динамического равновесия. “Сдвиг” его вследствие застой­ной эмоции или каких-либо других причин ведет к патологическим расстройствам в ор­ганизме1.

Естественно, что такой сдвиг опасен вне зависимости от того, в каком направлении он произошел, а следовательно, для организма важно не сохранение однообразно положи­тельных эмоциональных состояний, а посто­янный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интен­сивности.

Таким образом, переживание положи­тельных и отрицательных эмоций можно счи­тать врожденной физиологической функцио­нальной потребностью организма. Посколь­ку, однако, эмоции не могут возникать без внешних поводов, еще точнее говорить (как мы это и делаем) о врожденной (и прижиз­ненно развивающейся ) потребности в эмоциональном насыщении.

Рассмотрение эмоций в качестве объекта потребности может вызвать недоумение. Ведь эмоция является формой человеческого отношения к действительности, определяемо­го его насущными нуждами. Эмоции, следо­вательно, своеобразно “обслуживают” наши потребности, ориентируя необходимую для удовлетворения последних активность орга-

1 См. Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу. Эмоции в эмоциональные расстройства, часть V.

низма. Именно в этом состоит “смысл” суще­ствования эмоций и производящих их нерв­но-гуморальных аппаратов. Встает поэтому вопрос, совместимо ли признание эмоций объектом особой потребности с их “генераль­ной” функцией — обслуживания других по­требностей человека? Ответ на него может быть один: да, совместимо. В подтверждение справедливости такого ответа обратим вни­мание на то, что в данном отношении по­требность в переживании эмоций аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности его потребности в дви­жении.

Способность производить движения необ­ходима человеку для удовлетворения самых разных его потребностей. Движения еще бо­лее несомненно, чем эмоции, “обслуживают” потребности организма. В то же время нали­чие у человека потребности в движениях как таковых, помимо всякой их служебной роли, давно является общепризнанной истиной. Более того, сейчас стало очевидным, что в ус­ловиях современной цивилизации эта потреб­ность человека в двигательной активности далеко не всегда удовлетворяется в доста­точной степени (гиподинамия). “Без преуве­личения можно сказать, что в наши дни мил­лионы людей испытывают “мускульный го­лод”” 1.

Таким образом, совмещение ролей средст­ва и объекта в одном и том же феномене — вещь принципиально возможная. А раз так.

1 “Эврика-70”. М., 1970, стр. 390.

нет ничего неправомерного и в выводе о том, что эмоции, выполняющие функцию связи между потребностями и действительностью, могут, кроме того, сами выступать. Как объ­ект особой функциональной потребности. Эмоциональное голодание столь же реальное явление как и голодание мускульное. Оно может и особым образом сигнализироваться, переживаться. Это переживание — чувство скуки и тоски. Тоска отличается от скуки “положительным знаком”: в ней присутству­ет устремленность к чему-то, что способно утолить эмоциональный голод.

В некоторых патологических случаях, ко­гда больные теряют способность испытывать не только чувство любви, радости, но даже горе, печаль, чувство тоски становится столь мучительным, что нередко больные решают­ся на самоубийство 1. Изнывающий от скуки, вызванной бесцельностью существования, пушкинский Онегин тоже с тоской мечтал об избавительном страдании: “Зачем я пулей в грудь не ранен?”

Дальнейшее сопоставление потребности человека в эмоциональном насыщении с его потребностью в двигательной активности по­может нам лучше уяснить некоторые общие и специальные особенности первой.

Очевидно, что свой мускульный голод че­ловек насыщает как бы между прочим, в про­цессе разнообразной деятельности, в которой он участвует, чтобы удовлетворить другие

1 См. С. С. Корсаков. Избранные произведения. М., 1954, стр. 104.

свои нужды. Однако если физическая нагруз­ка недостаточна, он может ликвидировать де­фицит мышечной активности с помощью спе­циально предназначенных для этой цели средств: гигиенических прогулок, пробежек, физкультурных упражнений и т. д.

Потребность человека в эмоциональном насыщении тоже удовлетворяется главным образом походя, в процессе борьбы за дости­жение самых разных целей, которые инди­вид перед собой ставит и которые определя­ются самыми разными его нуждами — как биологическими, так и социальными. И так же, только в виде некоторой добавки к есте­ственному попутному удовлетворению этой потребности, выступают случаи, когда эмо­циональное насыщение становится самоце­лью, как, например, при слушании музыки, чтении развлекательной литературы и т. д. И для той, и для другой потребности воз­можны, наконец, случаи, когда они прочно объединяются с вполне определенными деятельностями, к которым индивид “тянется” и ради достигаемых с их помощью социаль­но значимых результатов, и ради самого их процесса, доставляющего ему функциональ­ное удовлетворение.

Таким образом, потребность в эмоцио­нальном насыщении во многом подобна по­требности в движении. Вместе с тем было бы ошибкой видеть между двумя сравниваемы­ми потребностями только сходства и анало­гии. Потребность в эмоциональном насыще­нии обладает и своими специфическими осо­бенностями, которые коренным образом отличают ее от потребности в движении, равно как и от всех прочих функциональных пот­ребностей. Все эти особенности обусловлены тем капитальным фактом, что эмоция связа­на с “обслуживаемыми” ею потребностями глубже, органичнее, теснее, чем движения или, скажем, умственные действия. Ведь она “обслуживает” потребности, выражая их, вы­ражая характер их связи с действительно­стью в данный момент времени. Именно по­этому эмоции плохо поддаются волевой регу­ляции, их нельзя прямо вызвать по своему желанию, подобно двигательным актам. Из этого вытекает прежде всего такое важное следствие: в отличие от потребности в дви­жении, потребность в эмоциональном насы­щении даже в принципе нельзя удовлетво­рить чисто искусственным путем. В самом деле, хотя потребность в двигательной ак­тивности в норме удовлетворяется попутно, главным образом в процессе труда, все же существует принципиальная возможность “оторвать” удовлетворение этой функцио­нальной потребности от трудовой деятельно­сти человека, заменив последнюю вольными физическими упражнениями. Но никакой че­ловек не может жить полноценной эмоцио­нальной жизнью вне труда и борьбы за важ­ные конкретные цели, Даже такие способы эмоционального насыщения, как слушание музыки, чтение и т. п., очевидно, возможны лишь постольку, поскольку данные произве­дения искусства возбуждают в человеке ка­кие-то потребности, отношения, опять-таки сформировавшиеся в реальной жизни и ею поддерживаемые. По мере того как человек суживает свою деятельность, гаснет и его способность наслаждаться искусством. Заня­тия физкультурой могут сохранить высокий мускульный тонус и у бездельников, но не существует никакой гимнастики чувств, ко­торая могла бы полностью компенсировать эмоциональное голодание, вызванное бесцельностью жизни. Английский сплин или русская хандра аристократии, хорошо опи­санные в классической литературе XIX в., — убедительное тому свидетельство.

Невозможность удовлетворить потреб­ность в эмоциональном насыщении вне дея­тельности, вне борьбы за достижение опре­деленных целей не единственная особенность данной потребности, вытекающая из самой природы эмоций. Другая важная ее черта — неоднородность и противоречивость ее про­явления. Дело в том, что эмоции, выполняя свое назначение оценки действительности с точки зрения ее способности удовлетворить те или иные нужды человека или помешать их удовлетворению, неизбежно делятся на два полярные класса: приятные и неприят­ные, переживаемые как “наслаждение” и как “страдание” (в том смысле, какой вкладыва­ли в эти слова психологические гедонисты). Именно благодаря этой полярности эмоцио­нальные оценки способны выполнять свою ориентировочную функцию. Объекты, вызы­вающие приятные (положительные) эмоции как бы притягивают субъекта к себе; объек­ты, вызывающие неприятные (отрицатель­ные) эмоции — отталкивают его. Играя различную сигнальную (психоло­гическую) роль, положительные и отрица­тельные эмоции оказываются в разном соот­ношении с физиологической потребностью в систематическом функционировании “произ­водящих” их “эмоциональных аппаратов”.

Физиологическая потребность в функцио­нировании “аппаратов поощрения” совпада­ет с психологической притягательностью их продукта”. Следовательно, положительная эмоция часто оказывается, так сказать, два­жды приятной — и как ободряющий сигнал и как эмоциональное действование, удовлетво­ряющее рассматриваемой функциональной потребности. Поэтому положительные эмоции всегда переживаются нами однозначно. Они просты по своей природе, и мы легко осознаем и принимаем наше влечение к ним. Совсем иное дело отрицательные эмоции, С одной стороны, отрицательная эмоция в силу своей сигнальной функции всегда от­талкивает человека, с другой, при длитель­ном бездействии нервных аппаратов человек начинает испытывать актуальную потребность в переживании этой эмоции, что придает ей парадоксальный положительный от­тенок. При этом, поскольку порог эмоционального насыщения, очевидно, невысок (то есть для “насыщения” большой интенсивности эмоций не требуется), то соотношение приятного и неприятного оттенков переживания (порождаемых, с одной стороны, отри­цательной сигнализационной функцией ос­новной эмоции, а с другой, дополнительными эмоциональными сигналами об удовлетворении потребности в функционировании эмоци­ональных аппаратов), понятно, не должно оставаться неизменным. Слабая отрицатель­ная эмоция будет слабо сигнализировать уг­розу организму и достаточно хорошо эмоцио­нально насыщать его. Сильная же эмоция этого знака будет не только сильно сигнали­зировать угрозу, но и с точки зрения удов­летворения потребности в эмоциональном на­сыщении окажется уже чрезмерно интен­сивной.

Из сказанного следует, что сильная отри­цательная эмоция явится безусловно неприятной, в то время как слабая станет переживаться двойственно. А раз так, то для каж­дого отдельного индивида должен существовать такой уровень интенсивности отрица­тельной эмоции, когда последняя в целом бу­дет скорее притягивать, чем отталкивать его. Фактически так оно и есть. В пользу данного утверждения можно привести множество свидетельств, о некоторых из них мы уже го­ворили раньше. Приведем новые факты. Уже маленькие дети, например, любят, когда ро­дители подбрасывают их кверху, и они гром­ко взвизгивают при этом от страха и удовольствия. В более старшем возрасте неизъ­яснимо притягательными для детей стано­вятся страшные сказки и рассказы. Легкая грусть тоже оценивается нами скорее как приятное, чем как неприятное состояние. Степень интенсивности отрицательных эмо­ций, которые сохраняют для нас известную притягательную силу, может быть увеличена при условии, что эти эмоции будут быстро сменяться положительными или даже сочетаться с ними. Самый повседневный факт для иллюстрации — психология спортивного болельщика. Как показывает само его назва­ние, он идет на стадион не для того, чтобы радоваться и веселиться, а для того, чтобы “болеть”, то есть, сочувствуя любимой коман­де, попеременно испытывать то тревогу, то успокоение, то огорчение, то восторг. Он страстно желает победы своим фаворитам, но был бы, очевидно, разочарован, если бы по­беда далась им легко. Чем больше было в иг­ре всяких острых и волнующих моментов, тем более удовлетворенным уходит он со ста­диона. То же, впрочем, можно сказать и о самих участниках матча. И его и их “страдания” были достойно вознаграждены, и это дает ощущение счастья. Нетрудно сообра­зить, что похожие ситуации встречаются в жизни на каждом шагу и в сферах, далеких от спорта.

Интересно также отметить, что физиоло­гическое исследование некоторых элементар­ных состояний острого наслаждения1 показало, что при нем вовлекаются в работу две разные системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных кор­релятов отрицательных эмоций 2.

1 Здесь и далее слово “наслаждение” мы в зависимости от контекста вынуждены употреблять двух смыслах: 1) как состояние, полярное стра­данию; 2) как состояние, включающее в себя стра­дание, но в целом приятное человеку.

2 Э. Гелъгорн и Дж. Луфборроу. Эмоции и эмо­циональные расстройства, стр. 229.

В связи с изложенным хотелось бы ска­зать несколько слов и по поводу понятия о счастье. Что оно такое? Широко распростра­нено представление о счастье как о “чистом” наслаждении, как о переживании “сплошно­го блаженства”. Такое понимание неверно и приводит, с одной стороны, к искажению, из­вращению жизненных целей, с другой, к пес­симистическим выводам. Первое выражается в том, что некоторые люди в погоне за сча­стьем стремятся уйти от преодоления всяких жизненных трудностей, от тревог и забот. В результате, убивая печали, они, как метко выразился один поэт, тем же выстрелом уби­вают и радости. Уделом этих пресыщенных удовольствиями индивидов становится почти постоянное чувство скуки, как выражение жестокого эмоционального голодания. Иног­да на такую участь обрекают своих детей че­ресчур заботливые, но неразумные родители, стремящиеся создать им так называемое “безоблачное детство”. Что же касается пес­симистических философских выводов, то они основаны на сознании, что радости покупа­ются лишь ценой страданий. Мнение это верно, но, поскольку счастье неправильно отождествляют с блаженством, отсюда делается ошибочный вывод о непрочности и мимолетности первого.

В действительности же “страдание”, то есть переживание тех или иных отрицатель­ных эмоций, отнюдь не антипод счастья как чувства. Более того, последнее немыслимо без страдания, как немыслимо удовольствие от пищи без чувства голода, наслаждение отдыхом — без усталости. Счастье художника складывается не только из радостей, но и из мук творчества. Но это — страдание, которое тут же “снимается” наслаждением. Только недостаточно или несвоевременно “возна­гражденное” страдание переживается как не­счастье.

Часто наслаждение не просто гасит стра­дание, оно как бы вбирает его в себя, усили­вается за его счет. Наиболее остро счастье переживается тогда, когда одновременно удовлетворяются все основные потребности человека, и в том числе его потребность в разновалентном эмоциональном насыщении. Именно поэтому, как отметил журналист А. Васинский, “в высшем счастье, в предель­ном жизнеупоении всегда есть какой-то эле­мент трагизма, какое-то отчаяние непосиль­ной, непомерной красоты, крик счастья на высшей ноте переходит во что-то щемящее, в неслышимый ультразвук печали...”1. “За­мирающее от грустного счастья сердце” — так охарактеризовал эстетическое наслажде­ние А. В. Луначарский.

Свободный творческий труд даже чисто психологически является важнейшим источ­ником человеческого счастья, потому что он, как ничто другое, способен насыщать нашу жизнь самыми разными эмоциями, структу­рированными так, что порождаемое им стра­дание тут же вознаграждается живой радо­стью реализации своих возможностей, на­слаждением результатами своих усилий,

1 “Известия”, 22 декабря 1970 г.

приятным удовлетворением от сознания вы­полненного долга.

Потребность в эмоциональном насыщении теснейшим образом связана с психическими явлениями, но, как уже было сказано, в сво­ей исходной форме является все же не психо­логической, а физиологической потребно­стью. Первоначально она представляет собой всего лишь “требование” организма к под­держанию определенного физиологического тонуса в системах, связанных с продуциро­ванием эмоций и реагированием на них. В этом виде анализируемая потребность оди­накова для всех людей и, будучи лишена дифференциальных характеристик, может рассматриваться в качестве свойства их лич­ности не в большей мере, чем, скажем, по­требность в воздухе. Однако такое положе­ние сохраняется недолго. В процессе жизни человека его потребность в эмоциональном насыщении, вместе со многими другими врожденными потребностями организма, психологизируется, приобретая индивидуальные черты.

Психологизация физиологических (орга­нических) потребностей связана с формиро­ванием у человека системы представлений в идей, образующих его духовный мир. “Собы­тия” в этом духовном мире часто опережают события в мире материальном, заранее ори­ентируя будущее практическое поведение субъекта.

Характерно, что эта “психологическая ре­альность” в мозгу индивидуума, подобно его “физиологической реальности”, в известном смысле тоже следует принципу динамическо­го гомеостазиса, как это демонстрирует хотя бы теория когнитивного диссонанса 1.

Возникновение дисгармонии внутри ду­ховного мира личности или между этим ми­ром и поступающей извне информацией со­здает напряжение, подобное тому, что и при физиологических потребностных состояниях. Поэтому представления, сформированные в процессе социально обусловленного удовлет­ворения физиологических потребностей, мо­гут подключаться к механизму этих послед­них, психологизируя и социализируя их. Та­кая психологизация потребностей ведет к то­му, что одни формы их удовлетворения начи­нают предпочитаться другим. Так, людям становится далеко не безразлично, чем и как удовлетворить свою потребность в основных питательных веществах. К. Маркс по этому поводу писал: “Голод есть голод, однако го­лод, который утоляется вареным мясом, пое­даемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглаты­вают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов”2.

1 L. Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford. University Press, 1957. Когнитивный дис­сонанс — несовместимость новой информации со сложившейся у человека общей системой взглядов на мир, что порождает состояние сильного эмоцио­нального напряжения личности и вызывает у нее стремление тем или иным путем разрешить воз­никшее противоречие.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. 1; стр. 28.

Внутренней подоплекой психологизации потребности в эмоциональном насыщении яв­ляется образование эмоциональных пред­ставлений. В результате человек в своем по­ведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на “предвкушаемое” переживание. В качестве такового сначала обыкновенно выступают по­ложительные эмоции, в связи с чем значи­тельно усложняются их функции: раньше они лишь “санкционировали” успешный по­веденческий акт, мотивированный отрица­тельной эмоцией; теперь они сами становят­ся побуждающей силой. Поведение человека отныне не только “подталкивается сзади” — отрицательными эмоциями, страданием, но и “подтягивается спереди” — предвкушением положительных переживаний, как это, на­пример, бывает с каждым, кто “нагуляв” здоровый аппетит, идет обедать, отчасти влекомый также предстоящим удовольстви­ем. При таком положении дел эмоции челове­ка все еще обслуживают какую-либо виталь­ную потребность организма, и эмоциональ­ное насыщение по-прежнему происходит как параллельный процесс. Однако уже и здесь положительная эмоция удовольствия до из­вестной степени выступает как некоторая са­мостоятельная ценность. В определенных же случаях ее субъективная значимость возра­стает настолько, что человек начинает к ней стремиться уже независимо от органиче­ского потребностного состояния. Более того, он рад специально вызвать такое состояние, чтобы затем можно было наслаждаться, утоляя его. Желанным здесь становится уже и само “страдание”. Коль скоро это произошло, уже не столько эмоция начинает обслужи­вать потребность, сколько определенная по­требность сама ставится человеком на служ­бу полюбившемуся эмоциональному насыще­нию. В наиболее вульгарной и открытой фор­ме это проявлялось в поведении тех римских патрициев, которые с помощью специальных приемов заставляли себя срыгивать съеден­ное, чтобы можно было наслаждаться изы­сканной пищей вновь и вновь. Тот же смысл, в общем, имеет и употребление разных спе­ций, повышающих аппетит.

В главе II мы покажем, что, в сущности, по этому же принципу “переворачивания” исходных взаимоотношений между потребно­стями и эмоциями формируются и самые бла­городные склонности человека.

В роли переживаний, приобретающих до некоторой степени самостоятельную цен­ность для личности, могут, разумеется, ока­заться и эмоции, возникающие на основе не биологических, а социальных потребностей индивида; определенное поведение человека может быть первоначально продиктовано ему только велением долга. Но, возможно, эмо­ции, пережитые в процессе такого поведе­ния, окажутся настолько приятными, что в дальнейшем возникнет стремление повторить его уже в известной мере ради собственного удовольствия.

Во всех рассмотренных случаях у челове­ка формируется особое, психологически обу­словленное тяготение к определенным переживаниям. От исходной потребности в эмо­циональном насыщении эта преобразованная потребность отличается следующим:

1. Человек теперь испытывает нужду не просто в любом случайном “наборе” эмоций, достаточном, чтобы заставить “звучать все струны” его эмоциональных аппаратов, а только в таком, который образует ту или иную полюбившуюся ему “эмоциональную мелодию”, обладающую известной структу­рой и единством составляющих ее элемен­тов.

2. Каждая из таких “мелодий” записана в эмоциональной памяти человека и как бы заранее запрограммирована “для исполне­ния”; она возникает не случайно, но в ре­зультате преднамеренного воссоздания соот­ветствующей эмоциогенной ситуации.

3. Эмоциональные образы этой “мелодии” тесно спаяны с определенными зрительными, слуховыми и прочими представлениями, а также нередко и с определенным идейным содержанием.

4. У личности закрепляются специальные способы или формы удовлетворения ее по­требности в эмоциональном насыщении. Как будет показано далее, в качестве таких спе­циальных форм выступают интересы, мечты а некоторые воспоминания человека.

Для психолога наибольший интерес как раз и представляет такое опсихологизированное, заключенное в определенные формы, ин­дивидуально дифференцированное эмоцио­нальное насыщение, ставшее потребностью уже не одного только человеческого организма, но и личности. Однако в каком бы преоб­разованном виде эту потребность ни рассмат­ривать, никогда не надо забывать о ее ис­ходной функциональной физиологической ос­нове. Без учета этого факта потребность в эмоциональном насыщении легко полностью свести к психологически как будто бы “само­му по себе” понятному стремлению к на­слаждению, удовольствию. Нельзя также упускать из виду, что специализированное эмоциональное насыщение через интересы, мечты и воспоминания всегда дополняется непроизвольным насыщением в процессе разных событий жизни и определенным об­разом взаимодействует с ним. Анализ этого взаимодействия, однако, требует специально­го исследования.

Описание того, что происходит с потреб­ностью в эмоциональном насыщении при ее психологизации, еще не дает ответа на воп­рос, как это происходит. Логика изложения нашего материала подсказывает, что пора от­ветить и на него, хотя бы в самых общих чертах.

Основной путь психологизации и ин­дивидуализации эмоционального насыщения представляется нам так.

Первоначально характер эмоционального насыщения как бы целиком подчинен тем. целям, которые формирующаяся личность перед собой ставит, стремясь к удовлетворе­нию самых разных своих потребностей. В за­висимости от особенностей этих целей и ус­ловий их осуществления человек и пережи­вает разные эмоции. Систематическая повторяемость таких целей и условий, вызванная конкретными обстоятельствами жизни и вос­питания, приводит к повторяемости эмоцио­нальных состояний. Некоторые из них сопро­вождают неудачу или предшествуют ей. Дру­гие, напротив, так или иначе оказываются связанными с достижением цели. В резуль­тате в дальнейшем человек, ставя перед со­бой цели того же характера и “проектируя” в сознании пути их достижения, вместе с тем невольно “проектирует” одни эмоции и “от­страняется” от других. Ведь человек, как правильно подчеркивает Г. X. Шингаров, имеет возможность оперировать пережива­ниями так же, как и объектами внешнего мира1. Наиболее яркий и типичный случай такого проектирования эмоций и оперирова­ния ими мы имеем в мечтах. Мечтая, чело­век не только создает в своем воображении красочные картины достижения цели, но и вызывает у себя целую гамму соответствую­щих переживаний. Тем самым он наряду с образными “моделями потребного будущего” формирует в своем мозгу не менее важные эмоциональные его модели. Другими слова­ми, у людей наряду с целевыми установка­ми формируются также и установки на опре­деленные комплексы эмоций.

Такие опсихологизированные потребно­сти в эмоциональном насыщении, будучи по происхождению производными от целей, ко­торые личность перед собой ставила, теперь

1 См. Г. X. Шингаров. Эмоции и чувства как формы отражения действительности, стр. 92.

начинают оказывать обратное влияние на последующий выбор человеком новых целей. Утверждение о формировании направлен­ности на определенные эмоции, то есть о возникновении индивидуально-типичного ха­рактера эмоционального насыщения, может показаться несовместимым с ранее выска­занным положением о том, что для нормаль­ного существования организма должны регу­лярно функционировать все его органы, в том числе и вся “эмоциональная аппаратура”. Ведь на первый взгляд избирательная по­требность в эмоциональном насыщении не­пременно создаст большую дисгармонию в функционировании эмоционального механиз­ма. Это возражение, однако, должно отпасть, если, мы примем во внимание, что эта инди­видуализация эмоционального насыщения. может происходить не столько за счет изме­нения состава элементарных эмоций, сколь­ко благодаря образованию из них различных сложных структур, включающих все те же простейшие элементы. Если сравнить эмоции с музыкой, а нервные центры эмоций с кла­вишами рояля, то можно сказать, что эмоци­ональные “мелодии”, к которым тяготеют отдельные индивиды, могут быть очень непо­хожими одна на другую, но написаны они все с помощью одних и тех же эмоциональ­ных “нот”. Поэтому при исполнении любой такой “мелодии” работать в общем будет все та же нервная “клавиатура”.

Следует отметить, что каждый человек тяготеет не к одному только, а ко многим эмоциональным комплексам, через которые, правда, обычно проходит как бы некоторый связующий их лейтмотив. Кроме того, как будет показано далее, каждое из своих эмо­циональных тяготений человек не всегда удовлетворяет одинаковым способом. Встре­чаются, например, случаи, когда свою по­требность в эстетических, интеллектуальных, праксических эмоциях личность утоляет главным образом через свои интересы, в то время как потребность в альтруистических, пугнических (боевых), романтических или каких-либо иных переживаниях утоляется ею преимущественно в процессе мечтаний или воспоминаний. Все это делает характе­ристику индивидуальной потребности в эмо­циональном насыщении чрезвычайно слож­ной. Но еще больше она осложнится, если мы учтем взаимодействие потребности в эмоцио­нальном насыщении с другими побудитель­ными мотивами человеческого поведения. Эта потребность не только может в извест­ной степени обособляться от потребностей, которые ее породили (что было показано вы­ше), но и, наоборот, заново “спаиваться” с какими-либо личностными потребностями бо­лее высокого ранга, а иногда даже заново формировать их. Особенно важно отметить связь потребности в переживаниях с опи­санной польским психологом Казимежем Обуховским потребностью в искании смысла жизни.

Веления этой потребности столь на­стоятельны, что люди всегда будут стремить­ся к тому, чтобы их деятельность не просто эмоционально насыщала их, но и имела ка­кое-то объективное значение. Поэтому, например, свою мальчишескую любовь к “ост­рым переживаниям” повзрослевший индиви­дуум всегда старается поставить на службу какой-либо идее. Какой именно — это опре­деляется его общим мировоззрением. В дру­гих случаях, очевидно, влечение к опреде­ленным эмоциям само влияет на формирова­ние идей о назначении человека. Ребенок, который с детства, говоря словами Льва Тол­стого, “полюбил любить”, в более зрелом воз­расте не без влияния своей эмоциональной установки, может прийти к мысли, что цель жизни заключается в служении другим лю­дям. Возможны и разные другие пути соеди­нения потребности в эмоциональном насы­щении с потребностью в искании смысла жизни, но мы останавливаться на них не бу­дем, поскольку не это является целью насто­ящей работы. Нам важно лишь подчеркнуть, что в норме потребность в эмоциональном насыщении, даже став потребностью лично­сти, имеет тенденцию выступать “под сур­динку”, в качестве аккомпанемента другим потребностям. Тем не менее она играет до­статочно важную роль среди внутренних факторов, побуждающих нашу целенаправ­ленную активность. Любая деятельность, ко­торую человек выполняет не только по необ­ходимости, ценна для него и тем, что удов­летворяет его влечение к определенным пе­реживаниям. Без этого нет интереса, нет склонности. Еще Рихард Вагнер отметил, что творчески работающего человека отличает от ремесленника то, что первый, “независимо от цели его деятельности, испытывает наслаждение уже в самом творчестве”. И это на­слаждение (в него входят и муки творчест­ва!) для каждого вида деятельности — свое. И хотя не оно, а чувство “должного” направ­ляет наше поведение в реальном процессе нашей деятельности, однако сам ее выбор во многом диктуется закрепившимся у личности тяготением к определенным эмоциональным состояниям. Бывает, что два человека выби­рают один и тот же вид деятельности и на первых порах как будто успешно с нею справляются. Но затем для одного из них работа становится все интереснее, а для дру­гого — все скучнее. Почему это так? Очевид­но, второму она не доставляет тех желанных эмоций, тяготение к которым у него сформи­ровалось давно и прочно.

Таким образом, первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным пере­живаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности.

Быть может, именно эту сторону челове­ка, названную нами его эмоциональной на­правленностью, в свое время интуитивно уловил “великий писатель земли русской” Лев Николаевич Толстой, который, по словам К. И. Чуковского, “первый понял, что, кроме всяких свойств, у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собою, и что если мы захотим изобразить человека и изо­бразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, — то изображение наше бу­дет ложь и клевета” 1.

Как бы мы ни изучили убеждения, спо­собности, интеллект, характер и темперамент человека, мы не сумеем его до конца понять, если оставим без внимания индивидуальные особенности его потребности в социализиро­ванном эмоциональном насыщении, в той особой гамме переживаний, к которой его неудержимо влечет как к чему-то свойственно­му его личности. И хотя человек далеко не всегда ясно осознаёт эти влекущие его пере­живания, ему, должно быть, становится скучно и тоскливо жить всякий раз, когда долго не встречаются ситуации, которые эти переживания вызывают.

“Чего ему надо?” — спрашивают себя другие, видя его тоскующим как будто бы без всяких причин. “Ах, никто меня не по­нимает!” — думает он в свою очередь...

1 К. И. Чуковский. Толстой как художествен­ный гений.—“Юность”,1971, № 9, стр. 88,104


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)