АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Думская монархия

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия.
  2. Билет 2. Возникновения государства Русь. Русь как раннефеодальная монархия. Первые русские князья. Характеристика внутренней и внешней политики
  3. Думская монархия в 1907 — 1914 гг.: сущность третьеиюньской системы.
  4. Думская монархия.
  5. Раннефеодальная монархия.
  6. Раннефеодальная монархия.
  7. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г
  8. Сословно-представительная монархия.
  9. Сословно-представительная монархия.
  10. Третьеиюньская монархия. Государственный деятель П.А.Столыпин и программа модернизации России
  11. Третьеиюньская монархия. Столыпинские реформы.

Манифест 17 октября стал вторым, после реформ 60-х гг. XIX века крупнейшим шагом на пути политических преобразований Российского государства. Война с Японией, нарастание революционных волнений ясно показали верховной власти, что перемены назрели. Вопрос стоял лишь о сроках, формах и мере таких перемен. Власть должна была определить: либо она проявит в политической реформе инициативу и самостоятельность, либо неудовлетворенность упрямством власти даст революционным силам хорошие шансы на реализацию своих замыслов. При разработке проекта политических реформ верховная власть пошла на широкие контакты с умеренно-либеральной общественностью. Контакты членов царской семьи с либералами были нередки и ранее. Однако они происходили на индивидуальном уровне, когда либералы выступали в качестве специалистов, университетских профессоров. 6 июня в Петергофе Николай II впервые встретился с депутацией умеренно-либеральной общественности, признав тем самым оппозицию этого толка в качестве политической реальности. От имени умеренных либералов выступил С. Трубецкой, убеждавший царя в верности его единомышленников России, а также предложивший опереться на выборных людей от всего населения. В ответ Николай заявил: «Отбросьте сомнения: Моя воля — воля царская — созывать выборных от народа непреклонна. Пусть установится, как было встарь, единение между царем и всею Русью, общение между мною и земскими людьми...» Тем самым согласившись с возможностью проведения выборов, монарх намекал на возрождение традиций земских соборов.

Однако вскоре речь зашла об ином органе — Государственной думе. Еще в августе 1905 г. был опубликовав проект созыва совещательной Думы, разработанный под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина. Дума, по замыслу ее авторов, могла обсуждать лишь проекты законов. Вся инициатива по их изданию по-прежнему принадлежала монарху. Избирательное право должно было дать значительные преимущества крестьянству и городским домовладельцам, резко ограничивая эти права в отношении рабочих и интеллигентов. Как бы в дополнение к этому в августе правительство предоставило широкую автономию университетам, где важнейшие вопросы

внутренней жизни решались отныне коллегией профессоров и выборными ректорами.

Страна, находившаяся в состоянии революционного возбуждения, слабо прореагировала на эти шаги власти. «Булыгинская дума» так и не была созвана, а автономия университетов усилила студенческие выступления, а не успокоила их. Нарастала волна забастовок. В этих условиях С. Ю. Витте со своими сотрудниками подготовил записку царю, в которой предлагал, не мешкая, провозгласить основные гражданские права и свободы, начать процесс разделения властей, ввести контроль за действиями администрации, не посягая на традиционные основы монархии. По сути, Витте предлагал достаточно широкомасштабный план политических реформ, соответствовавших процессам экономической модернизации страны. Важным местом программы Витте в отличие от предыдущих было согласие на ограниченный контроль Думы над государственным бюджетом. Витте прямо заявлял, что есть и другой вариант — идти против течения, но он лично за его осуществление не взялся бы. В эти недели Витте еще выглядел спасителем страны, выведшим ее из русско-японской войны с минимальными потерями. Равных ему по влиянию в высших сферах не оказалось. Идеи Витте начали реализовываться. Давление снизу и беспорядки нарастали. Николай II, убежденный, что все реформы в стране могут осуществляться только от имени монарха, предложил, чтобы эти идеи были оформлены специальным манифестом. Обстановка накалялась. Решающее влияние на власть оказала Октябрьская стачка. В России, особенно в провинциальных центрах, нарастали не только революционные, но и антиреволюционные настроения. Начались выступления части обывателей против забастовщиков, революционных демонстрантов и студентов. Раскол в обществе усиливался. Николай II размышлял о возможности введения военной диктатуры с передачей значительной части прав «энергичному военному человеку». Но и это бы нарушало его понимание монархизма. Оставался один выход — принять программу Витте. 17 октября в 5 часов дня Манифест был подписан. В соответствии с ним населению России дарова-

лись «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Круг избирателей существенно расширялся, а будущей Думе было обещано право одобрять законы перед их вступлением в силу. После издания Манифеста Николай II на некоторое время самоустранился от дел, а управление страной фактически перешло в руки Витте.

Реакция на Манифест была неоднозначной. Революционные группировки объявили его обманом народа и призывали усилить борьбу. Либеральная общественность, с одной стороны, приветствовала этот документ, считая, что основные политические свободы в России обеспечены, с другой стороны, сомневалась в его достаточности, не считая его положения закреплением принципов конституционной монархии. Крайне монархические и проправительственные силы также были недовольны, исходя из того что исконная власть царя рухнула, хотя и не решались открыто выступить против документа, подписанного монархом. Они организовывали проправительственные демонстрации, в ходе которых происходили столкновения с революционными демонстрантами. Имелись жертвы.

Таким образом, Манифест 17 октября, успокоив одну часть оппозиционного движения, в тех конкретных условиях не смог произвести такого же воздействия на остальных. Тем не менее сочетание провозглашения уступок обществу и силовых мер, предпринятых против вооруженных выступлений, позволило значительно ослабить оппозиционный напор к концу 1905 г. Власть выстояла.

Значение Манифеста 17 октября 1905 г. состоит в том, что это был второй крупнейший шаг, после реформ 60-х гг., по превращению России в государство, становящееся на правовой путь развития. Начала создаваться избирательная система. Был образован Совет министров не как нерегулярное совещание сановников, а как постоянно действующий орган. Его председателем стал С. Ю. Витте. Были удалены люди, бывшие в глазах общества символом консерватизма, в частности К. П. Победоносцев. После 17 октября в России началось формирование политических партий.

Однако слабость Манифеста состояла в том, что у многих людей, активно участвовавших в оппозиции, создавалось впечатление, что он был «вырван». Власть явно запоздала с уступками и политическими реформами. Вследствие этого возникало и иное ощущение, что «вырвать» можно было еще больше. Это означало, что политически и психологически Манифест лишь снизил остроту недовольства в стране, но не устранил его. Революционные события стихли, но не прекратились.

В феврале-марте 1906 г. структура власти в России была уточнена. Государственный совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, часть его отныне избиралась по сословно-корпо-ративному признаку. Нижней палатой стала Государственная дума. Обещанные Думе бюджетные права гарантировались лишь в рамках действующих законов, штатов и расписаний, а также «высочайших повелений».

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные государственные законы Российской империи». Эти законы не являлись конституцией, но приближались к ней по многим своим положениям.

Все эти акты в совокупности означали, что Российская империя перестала'быть классической самодержавной монархией, каковой она являлась на рубеже веков. Но она также не стала и классической конституционной монархией, где монарх «правит, но не управляет». Новый строй можно назвать «думской монархией» — специфическим государственным устройством, в котором монархические принципы сочетались с представительными учреждениями, носившими законосовещательный характер.

В статье 7 «Основных законов» говорилось, что монарх осуществляет власть в единении с Государственным советом и Государственной думой. За царем сохранялись право на почин пересмотра «Основных законов», руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование над вооруженными силами, право объявления военного или исключительного положения в отдельных местностях страны, назначение и увольнение министров. И все же возможности для созыва и работы Государственной думы были созданы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)