АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Удельная Русь в XII–XV веках

Читайте также:
  1. Арабы в 6-7веках. Мухаммед и начало Ислама.
  2. Армянское Рыцарство в IV-VI веках
  3. В Европе в XVII—XVIII веках
  4. В России в XIX—XX веках
  5. В России в XVIII—XIX веках
  6. Восточных славян в X – XII веках
  7. Германия в IХ-ХI веках.
  8. Западно-Франкское королевство в 9-11 веках.
  9. Италия в 9-11 веках. Особенности социально-экономического и политического развития.
  10. КИРГИЗ-КАЗАКИ В 17 И 18 ВЕКАХ
  11. Китай эпохи Тан. Государственное устройство, социальная структура китайского общества в VIII-X веках.
  12. Культура Руси XIV - XVII веках.

С 30-х гг. ХII в. древнерусское государство распадается на полтора десятка княжеств-государств, главными из которых постепенно становятся Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Сохраняя общность языка и культуры, но утратив политическое единство, Русь вступает в период феодальной раздробленности, продолжавшийся до конца XV в. После походов Батыя (1237–1240 гг.) Владимиро-Суздальское и ряд других княжеств Северо-Восточной Руси входят в состав Золотой Орды. Новгородская земля, платя дань монголам, все же сохраняет независимость. Часть русских княжеств вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского, а часть – в Галицко-Волынское княжество, которое в ХIV в. было разделено между Литвой, Польшей и Венгрией. К концу XV в. земли, объединившиеся вокруг Москвы, образуют независимое централизованное государство, получившее название Россия.

В чем причины распада Киевской Руси? К XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Хо­зяйство носило натуральный характер, экономические связи княжеств были слабы. Удельным князьям и их боярам-вотчинникам требовалась самостоятельность для оперативного решения местных задач, например подавления народных выступлений. Развитие производительных сил, установление само­стоятельных торговых связей (у Галицко-Волынского княжества с западными соседями – Чехией, Польшей, Венгрией, у Владимиро-Суздальского – с восточными, у Новгорода – с балтийскими стра­нами) поддерживало центробежную тенденцию. Ей же способствовало снижение роли Киевского кня­жества, подвергавшегося набегам кочевников и бывшему яблоком раздора между удельными князьями, боровшимися за великое княжение.

Огромный урон экономике Руси нанесло монголо-татарское вторжение. Из 74 городов было разру­шено 49, причем 15 так и не смогли восстановиться. Велики были и людские потери. В течение 2,5 ве­ков русские княжества платили ханам дань, торговые пошлины, налоги для «кормления» ханских чи­новников. Народные выступления заставили Орду с конца XIII в. передать сбор дани в юрисдикцию русских князей, но она не стала меньше.

 

Тем не менее развитие производительных сил не остановилось. Увеличивались площади пахотные земель, ос­новным типом землепользования стало трехполье (яровое и озимое поля, третье – под паром), хотя сохранились подсечно-огневая система (зерно сеялось в золу от вырубленного и сжигаемого леса) и перелог (распашка новых участков по мере истощения старых). Землю стали обрабатывать железными орудиями труда, удобрять. Начал применяться водяной двигатель (в домницах, на мельницах, на руд­никах). Если в ХII в. было около 60 ремесел, а в ХIII в. – 90, то к XVI в. их стало более 200.

Хотя основной формой землевладения продолжала оставаться вотчина, но в производственных отно­шениях с XIII в. появляется принципиально новый элемент – условное, или поместное, землевладе­ние. Князь или боярин наделял своего дружинника или слугу (нередко бывшего холопа) землей за службу (как правило, военную). Такое владение поначалу не было наследственным и сохранялось только при условии добросовестной службы господину. Появляется новый социальный слой помещиков-дворян (термин «дворянин» известен с ХII в. и означал «человек княжеского двора»).

 

Система вассалитета, характерная для всех средневековых европейских государств, в т. ч. и для Ру­си, начинает вытесняться системой подданства. Отношения между сеньором и вассалами характеризо­вались определенным демократизмом и, как правило, скреплялись договором. Относительная незави­симость западноевропейских феодалов от своих сеньоров и центральной королевской власти (плюс достаточно свободный статус городов) стали одной из предпосылок развития демократических инсти­тутов в Западной Европе (появление в ХIII в. английского парламента и др.). Отношения подданства, характерные для восточных деспотий, начиная с Древнего Египта, требовали беспрекословного подчи­нения слуги, холопа своему господину. Развитию их на Руси в значительной степени способствовали физическое уничтожение большого числа дружинников и бояр во время похода Батыя, княжеские усобицы, полу­оккупационный режим в период ига, частичное заимствование русскими феодалами золотоордынских порядков.

Процесс закрепощения крестьян, характерный для феодализма, нашел отражение в исчезновении старых терминов, обозначающих формы феодальной зависимости (смерды, закупы и др.), и появлении в XIV в. нового термина — «крестьяне» («христиане»), что говорило о приобретении этой категорией населения общих черт, характерных для кресть­янства как класса феодального общества. Наряду с зависимым крестьянством существовало и «черно­сошное», жившее на свободных («черных») землях и платившее подати в казну.

В Западной Европе в ходе длительной борьбы с феодалами (например, «коммунальные революции» на рубеже ХI–ХII вв. во Франции) городам удалось добиться независимости от сеньоров. На Руси же города (а не феодальные замки) были издавна административными центрами. Их зависимость от кня­зей многократно возросла при монголах, т. к. князь был единственным защитником от ханских карательных экспедиций. Зависимое городское население делилось на «черных ремесленников», несших натуральные и денежные повинности в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, князьям или монастырям.

Разделение Руси сказалось на процессах этногенеза: проживание в разных, нередко воюющих друг с другом государствах, разница климата и другие факторы привели к обособлению трех групп восточных славян. Накапливались различия в языке, обрядах, традициях, образе жизни, культурно-психологическом складе. В результате в XIV–XVI вв. на базе древнерусской народности постепенно формируются три новых: русская («великороссы»), белорусская и украинская.

«Белая Русь» означала «свободная Русь» – свободная от дани Орде. Белоруссия входила в состав Великого княжества Литовского и Рус­ского, большинство населения которого были русскими. «Украина» означала и «окраина», и «свой край», т. е. «своя страна». Украина была разделена между Литвой, Польшей и Венгрией. Различия между родственными народностями поначалу были очень незначи­тельными, а самоназвание «Русь» среди украинцев и белорусов сохранялось очень долго. До конца XIX в. украинский язык считался «полтавским диалектом» русского языка.

Активные этнические процессы происходят и на других территориях будущей Российской импе­рии. Так, в это же время происходит образование татарской народности в Золотой Орде из завоевате­лей-монголов (их было меньшинство, название «татары» было, вероятно, наименованием одного из монгольских племен), булгар, кипчаков (половцев) и покоренных народов Средней Азии и Поволжья. Этому способствовало объявление в 1312 г. ислама государственной религией.

 

В социальной психологии и общественной мысли на Руси боролись достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, проявлялась сепаратистская тенденция (любой ценой защитить свое хозяйство, вотчину, княжеский удел), а с другой – объединительная, особенно заметная со второй половины XIV в. С одной стороны, налицо было стремление к сохране­нию личных и групповых прав и привилегий, унаследованных со времен военной демократии (вече, общины, дружинников и др.), с другой– к закреплению отношений подданства (по типу «господин – хо­лоп»). Последнее, например, нашло отражение в таких литературных памятниках рубежа ХII–ХIII вв., как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где автор почти обожествляет княжескую власть. К концу XIV в. идея освобождения от ига и восстановления единства русских земель становится ведущей. В ее становление внес заметный вклад один из духовных лидеров эпохи Сергий Радонежский, благословивший московского князя Дмитрия Ивановича на битву с войсками Мамая в 1380 г. Художественным воплощением идеи возрождения Руси стали фрески и иконы Андрея Рублева.

 

В ХIII–ХV вв. для Руси главными внутренними и внешнеполитическими задачами стали: выжить, а за­тем добиться независимости. Монгольская империя, основанная Чингисханом (1201–1227 гг.), подчинила себе народы Сибири, Китая, Кореи, Средней Азии и др. Внук Чингисхана Батый (1208–1255 гг.) в 1236 г. предпринимает поход в Европу. Героическое сопротивление русских княжеств ослабило монголь­ские войска. Их продвижение на запад было окончательно остановлено в Чехии и Венгрии в 1242 г.

Однако главная опасность Руси грозила с северо-запада – от шведских феодалов и немецкого Ливонского ордена (образовался в 1237 г. после слияния орденов меченосцев и Тевтонского). Монгольское завоевание не привело к ассимиляции русичей. Русские воины служили в ордынских войсках. Относительно свободно действовала православная церковь. Крестоносцы же несли на покоренные земли крепостное право, жестокую эксплуатацию и насильственное «окатоличивание». Кроме того, орден представлял собой одну из лучших по тем временам военную организацию и победить его было очень трудно. Победы Александра Невского над шведами в 1240 г. и орденом в 1242 г. (битва на Чудском озере, или «Ледовое побоище»), а также победа польско-русско-литовских войск в битве при Грюнвальде в 1410 г. остановили западную агрессию.

Попытки галицко-волынских князей организовать сопротивление Золотой Орде в конечном итоге окончились неуда­чей. В XIV в. наметились три центра, претендовавшие на объединение русских земель: Москва, Тверь и Великое княжество Литовское и Русское. Последнее, возникнув в 40-х годах ХIII в. как федерация рус­ских и литовских земель под верховной властью литовской династии, к ХIV в. объединяет под своей властью значительное число русских княжеств. Талантливый полководец князь Ольгерд в 1362 г. у Синих вод наносит крупное поражение татарам, а затем совершает три похода на Москву. Однако взять Москву ему не удалось, и от претензий на объединение земель бывшей Киевской Руси пришлось отказаться.

В 1327 г., подавив антиордынское восстание в Твери, московский князь Иван Калита полу­чает от хана ярлык на великое княжение. К 1375 г. Тверь, как и другие княжества, признает лидерство Москвы в объединении Северо-Восточной Руси. Возвышению Москвы способствовали не столько достаточно безопасное и выгодное географическое положение или экономические факторы (торговые свя­зи между вотчинами и княжествами были достаточно слабы), сколько стремление избавиться от дани и – главное – добиться национальной независимости, плюс достаточно последовательная, гибкая политика московских князей.

 

В 1378 г. на реке Воже русские войска во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем наносят первое крупное поражение Орде. Триумфом русского оружия стала победа в 1380 г. на Куликовом поле объединенного войска большинства русских княжеств над ордынским военачальником Мамаем. За нее великий московский князь стал именоваться Дмитрием Донским, а впоследствии был причислен к лику святых.

Эта победа настолько высоко подняла престиж Москвы, что бывший союзник Мамая литовский князь Ягайло, по каким-то причинам опоздавший (?) на Кули­ково поле, рассматривает проект союза с Дмитрием Донским. Такой союз мог бы, вероятно, привести к восстановлению территориальной целостности русского государства и свержению монгольского ига уже в XIV в. Московско-Литовскому союзу помешал захват в 1382 г. (с помощью предательства) Москвы ханом Тохтамышем и восстановление дани. В 1385 г. Литва заключает унию (союз) с Польшей и тем самым закрепляет территориальный раздел Руси.

Московскому княжеству потребовалось еще столетие, чтобы добиться независимости. За это время к нему были присоединены города Муром, Нижний Новгород, Новго­род и другие княжества и земли. Этому способствовало вступление Золотой Орды в полосу феодальной раздробленности. В XIV в. от нее отделяются среднеазиатские владения, в XV в. – Крымское, Казан­ское, Астраханское и Сибирское ханства. В 1480 г. Москва отказывается платить дань Орде. Хан Ахмат приводит войско на Русь, но не решается вступить в бой с полками московского великого князя Ивана III. Простояв несколько недель на реке Угре, Ахмат возвращается в Орду. С игом было покончено. Вскоре после этого как отражение независимости государства появляется новое название Московской Руси – Россия. На смену древнерусской цивилизации приходит новая – российская цивилизация.

 

Таким образом, в ХII–XV вв. Русь, пережив феодальную раздробленность, монголо-татарское иго и потеряв часть территории, отошедшей к Литве, Польше и Венгрии, вновь возрождается как централи­зованное государство – Россия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)