АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические типы мировоззрения. Белове́жское соглаше́ние— термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых

Читайте также:
  1. Билет.50.. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, осн. этапы, цена победы, исторические уроки.
  2. Введение - Исторические данные
  3. Виды мировоззрения.
  4. Вопрос 1. Предмет философии, его исторические изменения, роль в обществе.
  5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИСТОРИЯ КНИГИ
  6. Генезис философии. Исторические типы философии.
  7. Географическое разделение труда: факторы, исторические типы, формы. Роль работ Н.Н. Баранского, И.А. Витвера и Ю.Г. Саушкина в развитии теории географического разделения труда.
  8. Глава II. Исторические процессы повлиявшие на общество.
  9. Диалектика как система принципов, законов и категорий, её исторические формы. Синергетика.
  10. Древнерусские исторические сочинения (XI-XVII вв.) – с. 118-123
  11. Древнерусские исторические сочинения (XI–XVII вв.)
  12. Древнерусское государство и его исторические значения.

Белове́жское соглаше́ние— термин, используемый в СМИ для обозначения документа, называющегося Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанного главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Украины 8 декабря 1991; ознаменовало прекращение существования Союза ССР. Две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.

Соглашение подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик:

Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина).

Преамбула документа констатировала, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Статья 1-я Соглашения гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» (СНГ).

Соглашение заявляло о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Статья 14-я определяла Минск «официальным местом пребывания координирующих органов содружества».

Последствия в РСФСР

Соглашение и другие подписанные вместе с ним документы были ратифицированы Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991; одновременно Россией «расторгнут» Союзный договор 1922 года. Против ратификации Беловежских соглашений проголосовали 7 депутатов: Сергей Бабурин, Николай Павлов, Владимир Исаков, Илья Константинов, С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов. Против денонсации Союзного договора проголосовали трое: один из них — Владимир Исаков, Сергей Бабурин, П.Лысов. Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Николай Павлов, Сергей Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, Иван Шашвиашвили, А. Н. Луговой. Впоследствии денонсация Союзного договора была признана антиконституционным актом, принятым с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

Ряд депутатов отмечали, что, согласно действовашей до декабря 1993 года Конституции РСФСР, для принятия такого решения необходимо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР — высший орган государственной власти. В 1989 Литва, Латвия, Эстония объявили о своей независимости, в 1990 Молдова и Грузия объявили о суверенитете, 17 марта 1991 в остальных 10 республиках СССР был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (за сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании) и потому юридически они противоречили итогам референдума и были незаконны. Конституция СССР 1977 года продолжала действовать на территории России согласно 4 статьи Конституции Российской Федерации (РСФСР) до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая на референдуме Конституция Российской Федерации, утвердившая атрибуты независимого российского государства после распада СССР. Cоюзная республика РСФСР полностью стала независимым государством Российская Федерация. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Реальных политических последствий данное решение не имело.

В 1996 году президент России Борис Ельцин заявил, что сожалеет о подписании им Беловежского соглашения.

Споры по поводу оценки значения Беловежских соглашений и последовавших событий продолжаются по сей день. Беловежские соглашения стали одним из эпизодов обвинения против Бориса Ельцина, при попытке отрешить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила что Ельцин подписав Беловежское соглашение пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 03 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года. Есть мнение что будучи Президентом РСФСР, Б. Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР. Однако попытки отстранить Президента Российской Федерации от должности по этим и другим основаниям провалилась. В 2005 году Президент России Владимир Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической катастрофой века».

Последствия в прочих союзных республиках

21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Эти страны подписали в Алма-Ате совместно с Белоруссией, Россией и Украиной Декларацию о целях и принципах СНГ.

В декабре 1993 к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств присоединилась и Грузия. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о намерении Грузии выйти из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. 12 июня 2009 года парламент Грузии формально завершил процедуру выхода, единогласно приняв два постановления «О межпарламентской ассамблее СНГ».

В 2005 году экс-президент Украины Леонид Кравчук заявил, что если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписать Беловежское соглашение.

 

В середине 1980-х гг. в состав СССР входили ^рав­ноправных республик. Но в межнациональных отно­шениях прослеживались разногласия. В дальнейшем они приобрели более жесткие формы, а экономический кри­зис только «подливал масло в огонь». Поскольку власти стра­ны не могли справиться с возникшей экономической ситуа­цией, в республиках росло недовольство. Деятели новых политических партий и движений поговаривали о том, чтобы выйти из состава СССР. Страна оказалась не готова к реше­нию такого рода проблем.

В 1988 г. между Армянской ССР и Азербайджанской ССР возник военный конфликт, затем между Туркме­нистаном и Узбекистаном. В апреле 1989 г. Грузия на­чала требовать независимости.

В конце 1980-х гг. руководство республик Прибалти­ки также задумалось о выходе из СССР. Сначала они требовали, чтобы их язык стал официальным в респуб­ликах, чтобы было ограничено число лиц, въезжающих в рес­публику, и настаивали на самостоятельности местных орга­нов власти. Руководство республик главной задачей считало установление независимости и создание суверенных госу­дарств. В результате они добились суверенитета, и вскоре после этого были избраны президенты теперь уже бывших республик.

12 июня 1990 г. принята Декларация о государствен­ном суверенитете России. Президентом РСФСР стал Б.Н. Ельцин. На IV съезде народных депутатов обсуж­дался вопрос о дальнейшем существовании Советского Со­юза. Высказалось мнение, чтобы сохранить СССР, преобра­зовав его в демократическое федеративное государство.

Весной 1991 г. состоялась встреча Горбачева с руко­водителями девяти республик. Обсуждался вопрос о заключении нового союзного договора с целью создать новый союз — Союз Суверенных Государств (ССГ). Этот до­говор должен был быть подписан 20 августа 1991 г.

Однако публикация этого договора только усугубила по­ложение. Предполагалось заключить временный договор, всего на один год, чтобы переизбрать руководителей учре­дительного собрания и передать ему право решения устрой­ства общесоюзных органов власти. Те, кто был против этого договора, боялись, что это может привести к уничтожению народно-хозяйственного комплекса и ухудшит экономиче­скую обстановку в стране. Противники попытались помешать этим реформам и предотвратить распад Советского Союза.

 

Весной 1991 г. М.С. Горбачев встретился с руководителями девяти республик, которые входили в состав СССР, чтобы обсудить вопрос о заключении нового союзного договора. Все, кто участвовал в этих переговорах, согласились с тем; что необходимо создать обновленный союз — Союз Суверенных Государств (ССГ). Это должна была быть демократическая страна равноправных советских суверенных республик. Должны были произойти изменения в структуре органов власти и управления. Оговаривалось составление и принятие новой конституции. Дата подписа­ния договора была назначена на 20 августа 1991 г.

После публикации нового проекта союзного договора еще больше увеличился общественный раскол в стране. Привер­женцы Горбачева говорили о том, что это решение поможет предотвратить опасность гражданской войны. Движение «Демократическая Россия» предлагало подписать договор на небольшой срок, примерно на год. За этот период предпола­галось выбрать новых руководителей учредительного собра­ния для того, чтобы они решили, как нужно сформировать общесоюзные органы власти. Оппозиционеры этого догово­ра, который уже был подготовлен к подписанию, боялись, что переустройство Советского Союза разрушит уже отлаженный народно-хозяйственный комплекс и еще больше усугубит эко­номическое положение в стране. Противники нового союзно­го договора попытались остановить реформы, так как пони­мали, что это неминуемо приведет к развалу Советского Союза.

В ночь на 19 августа 1991 г. М.С. Горбачев был снят с поста Президента Советского Союза. Его отстранение от власти группа государственных деятелей мотивиро­вала тем, что по состоянию здоровья он уже не может управ­лять государством, а страна нуждается в уверенном и сильном руководителе. На полгода в Советском Союзе было объявлено чрезвычайное положение. Создан Государственный комитет по чрезвычайному положению — ГКЧП, в который вошли пре­мьер-министр Павлов, министр обороны Язов, вице-президент Янаев и др. Цель ГКЧП — преодоление политического и эконо­мического кризиса в стране. Это означало возвращение тех по­рядков, которые были в стране до начала перестройки.

В Москву были введены войска и установлен комендантский час. Несмотря на это, население и часть партийного аппарата не поддержали действий ГКЧП. Б.Н. Ельцин, который 12 июня 1991 г. всенародным голосо­ванием был избран Президентом РСФСР, в обращениях к народу просил оказать поддержку властям. Все органы ис­полнительной власти на территории страны были переданы новому «народному" президенту, а действия Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям рассматривались как антиконституционный переворот.

22 августа все члены ГКЧП были взяты под арест. По ука­зу президента КПСС прекратила свою деятельность. А на сле­дующий день эта партия уже не являлась правящей структу­рой государства.

Таким образом, попытка государственного переворо­та окончилась полным провалом, а события этих че­тырех дней (19—22 августа) ускорили распад Совет­ского Союза. 8 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук (руководители соответственно России, Бело­руссии и Украины) объявили о том, что союзный договор, за­ключенный в 1922 г., прекратил свое действие. Союз Советских Социалистических Республик распался, и образовалось СНГ (Содружество Независимых Государств). Вместе с распадом СССР закончилась перестройка, продолжавшаяся шесть лет.

 

 

 

Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из жи­вотного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходи­мость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).

Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противо­речий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ри­туалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драмати­ческими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в трудно­доступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят чело­веческие количественно, но не качественно.

Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, бо­лее совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.

Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой ду­ховной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построен­ное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, ор­гани­чески присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и со­времен­ных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основы­вается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценно­стей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое созна­ние искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. Примеры со­временных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная ис­ключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.

Многие представители современной философии считают, что сложив­шиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс).

3.Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абст­рактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуали­стично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта — вера в существование Бога (или богов). Бог трансцендентен миру, т.е. находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и явля­ется гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека («пути Господни неисповедимы»). Бог — пре­дельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика (подобие Бога в человеке — бессмертная душа) и непознаваемая. Праведник может получить откровение, содержащее информацию о божественной сущности, но само­стоятельно, при помощи собственного разума, познать ее не может никто. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом (само слово «религия» производится от латинского religio — воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содер­жит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Перво­бытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.

 

4,. Предмет философии. Структура философского знания Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача до­статочно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры; философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет; многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей; в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д. Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы: онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего; гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности; эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования; философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии; праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

 

5.Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода.

Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений. или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод». Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией, конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания

шла своего метода.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)