|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научное познание и его специфика
.31. Общество как объект философского анализа. Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др. Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом и др. Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволили рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития. Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуалльно-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания – философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания. Философия истории как самостоятельная часть философского знания появилась в 18 в. В древних обществах Востока и Запада в философии и культуре преобладала идея вечного повторения (колеса) жизни, связанная с трактовкой мира как Космоса – живого, гармоничного, но замкнутого в себе целого. В средневековой теологии и христианской философии идея исторического изменения обрела вид разомкнутого движения человечества из прошлого через настоящее в будущее по пути искупления греха и обретения прощения Бога. В ХVIII в., в ответ на социально-исторические изменения, вызванные развитием индустриального общества, формируется устойчивый исследовательский интерес к проблемам социально-исторической динамики. В обществознании появляются новые понятия - «цивилизация», «культура», «прогресс» и др.; формируется классическая философия истории, представленная Дж.-Б. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтером, И. Кантом, Г. Гегелем и др. Концепции классического периода имели целый ряд общих идей и ценностных установок, которые делали их созвучными либерально-прогрессистским настроениям, доминировавшим в обществе и культуре этого периода. История общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, фундирующих его прогрессивную направленность. Классическая модель истории во многом была умозрительной, глубина ее расхождения с социальными реалиями была критически осмыслена в социальной философии марксизма. Неклассическая философия истории обрела устойчивые черты к концу ХIХ-ХХ в.в. в творчестве В. Дильтея, О. Шпенглера, К.Ясперса, А. Тойнби, П. Сорокина, Ж. Броделя, П. Бурдье и др. В центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии исторического познания (история в человеке). Отказ от объективистских и умозрительных установок инициировал интерес к многообразию исторической реальности, единичности и уникальности культур, особенностям исторического времени и пространства, проявлениям нелинейности в истории и др. Принципиальный плюрализм современных историко-философских воззрений не исключает постановки ряда инвариантных проблем, раскрывающих специфику исторической реальности: становления общества и закономерности его развития; источника и факторов исторического развития; направленности и периодизации истории; субъектов и движущих сил исторической динамики; единства и многообразия истории и др. Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза - возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса. Креационистский подход (лат. сreacio – творение) формировался в русле религиозного понимания общества. Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как привило, не рассматривали. Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важными вехами социогенеза явились: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности. Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ веке игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд, психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса. При анализе общества как объективной реальности необходимо учитывать: 1. материально-трудовую деятельность 2. наличие сознания, цели Проблема построения модели общества: - вся история зависит от к-л фаворитного лица - история – это воплощение идей отдельных людей - история – цепь случайностей Материалистическое понимание истории (Маркс): показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. И основным видом такой деятельности является труд, который выступает постоянной и естественной необходимостью человеческого общества, а производство - материальной основой его жизни и развития. Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общественного развития являются потребности и интересы. Потребность выражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средствами и условиями деятельности. Последние представляют собой социальную сферу, предполагают место и время реализации цели.
Основные исследовательские программы Предметом изучения социальной философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеческого общества, его качественного своеобразия, целей, идеалов, механизмов социогенеза, динамики и смысла истории. Общество определяют как: выделенную из природы и взаимодействующую с ней реальность; систему человеческой деятельности, ее условий и результатов; систему взаимодействий между людьми; систему социальной коммуникации между людьми на основе культурных ценностей; определенный этап человеческой истории или конкретного общества (например, современное белорусское общество) и др. Структуру общества образуют следующие элементы: социальные индивиды, социальные группы, социальные общности, социальные институты. Социальная философия рассматривает общество в качестве сверхсложной системы, в которой - наряду с объективными - всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором социальной деятельности, организующим социальную реальность, является сам человек. Он привносит в социальную реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию между людьми, создает культуру и осуществляет выбор вариантов развития общества. Такой статус социального субъекта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. Поэтому фундаментальной социально-философской проблемой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу общественного согласия людей и, тем самым, определяет целостность общества как такового? В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы, каждая из которых представляет собой систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность. К основным из них относят следующие: натуралистическая, социологическая, культур-цен тристская (или в более широкой версии культурно-историческая), психологическая и социопсихологическая (см. табл. 11). Их различие состоит прежде всего в том, какой научной методологии (т.е. системе методов) отдается предпочтение в анализе общественных явлений. Эти программы конкретизируются и реализуются в адекватных им концепциях, т.е. теоретических картинах изучаемой сферы реальности (или того или иного класса объектов). Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой. Из множества факторов, реально действующих в обществе, ведущими в соответствующих концепциях признаются, например, географические (Ш. Монтескье и др.), природно-национальные, природно-космические (Л.Н. Гумилев), биологические закономерности (Г. Спенсер и др.). Соответственно, общество в рамках этой программы уподобляется механическому агрегату (Т. Гоббс, П. Гольбах), химическому процессу (М.Шевроль), биологическому организму (Г. Спенсер и др.). Социологическая программа формируется в результате становления в первой половине XIX в. социологии - науки об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называемую «социальную физику». Социологическая программа может рассматриваться в качестве альтернативы натуралистической, поскольку подчеркивает качественную специфику социальной реальности, отличной от других видов реальности. В рамках данной программы общество позиционируется в качестве надындивидуальной реальности, подчиняющейся объективным социальным законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов. Несмотря на то, что общество - это результат взаимодействия индивидов, тем не менее, оно функционирует по своим собственным законам (Э. Дюркгейм). Природа этих законов определяется: 1) спецификой экономической деятельности (К. Маркс); 2) особенностями функционирования социальных подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньгами, властью, влиянием, ценностями (Т. Парсонс); 3) природой социального действия (М. Вебер) или коммуникативного действия (Ю. Хабермас). Культурно-историческая программа (кулытур-центристская) формируется во второй половине XIX - начале XX вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе (В. Дильтей) и, соответственно, разной методологии, используемой при анализе природных и социальных систем. Такой подход связан с ее ориентацией на достижения в области исторического, антропологического, психологического, аксиологического знания, а также переключением внимания на культуру как особый тип реальности, определяющий во многом линию поведения людей, продуцирование ими культурных смыслов и системы ценностей. Соответственно, общество понимается как сверхиндивидуальная реальность, основу которой составляет культурный ландшафт, задающий ход всемирной истории, и деятельность самих индивидов. Поэтому при исследовании общества следует ориентироваться на науки о культуре как идеографические, выявляющие специфику конкретных, уникальных и индивидуальных социальных событий, в то время как науки о природе (номотетические) преследуют цель выявить общие законы и объяснить механизм их функционирования в природной системе (В. Виндельбанд). Близок к этой позиции и Г. Риккерт, но он полагает, что в принципе выбор метода в социо- гуманитарном познании определяется: 1) предметной областью исследования и 2) задачами, которые ставит перед собой исследователь. Общий вывод: социальные науки должны не объяснять, а понимать процессы общественной жизни, ибо понимание основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей эти события. В рамки данной программы вполне вписываются следующие значимые концепции XX в.: «морфология культуры» О.Шпенглера («Закат Европы»), «локальных цивилизаций» А.Дж.Тойнби («Постижение истории»), «культурно-исторических типов» Н.Я Данилевского («Россия и Европа»), «генеалогия власти» М. Фуко, «политической семиологии» Р. Барта, «социальной практики» П. Бурдье и др. Психологическая и социопсихологическая программы, несмотря на то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными избираются психические факторы на основании биопсихосоциальной природы человека. Отличия между ними можно установить по предмету изучения: если первая программа рассматривает в качестве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая - переносит акцент на специфику групповой и социальной психологии. Эти программы представлены такими общеизвестными психологами XX в., как Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон. 3. Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др. Исследовательские программы и концепции Программы Концепции Методологические принципы Доминирующие факторы Специфика социальности Натуралистическая Механицизм Органицизм Геодетерминизм Этноцентризм Редукционизм (сведение к методам естественных наук) Объективизм Социальное растворяется в природном Социологическая Марксизм Структурно-функциональный.анализ «Понимающая» социология Коммуникативная рациональность* Социологизм Объективизм Общество - особая надындивидуальная реальность, функционирующая по своим объективным законам Культурно-историческая Морфология культуры Локальных цивилизаций Культурно-исторических типов Генеалогия власти Политическая семиология Социальная практика Историцизм Синтез объективного и субъективного Специфика общества определяется динамикой культуры, системой духовных ценностей Окончание таблицы II Программы Концепции Методологические принципы Доминирующие факторы Специфика социальности Психологическая и социопсихологическая Социальная психология Фрейдизм Аналитическая психология Индивидуальная психология Экзистенциальный психоанализ Символический интеракционизм Психологизм Субъективизм Специфика общества связана с деятельностью и поведением индивидов, наделенных сознанием, волей, чувствами и т.д. *М. Вебер («понимающая социология») и Ю. Хабермас («коммуникативная рациональность») уже исходят из учета объективных и субъективных факторов в общественном развитии.
32.Социальная структура общества Социальная структура общества представляет собой: совокупность относительно устойчивых общностей людей; исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности; систему связей и взаимодействий между социальными группами. В современной литературе понятие социальной структуры общества используется как в широком, так и в узком смысле сдова: в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни - экономической, политической, духовной и др.; во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.). Основные компоненты социальной структуры общества: индивид, обладающий социально-значимыми качествами, определяющими его личностную позицию; социальная общность, представляющая собой то или иное объединение людей (группа, класс, страта) на основании общих признаков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.); социальный институт как система форм организации и механизмов регулирования общественных отношений, соответствующих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.). Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие традиционные типы социальных структур общества: этническую, демографическую, поселенческую, социально-классовую, стратификационную, профессионально-образовательную и т.д. Качественные характеристики основных социальных структур общества: - Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентичными признаками, такими, как: кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований. Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени - имена собственные. Развитие общества приводит к замене кровнородственных отношений социально-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языком, территорией, верованиями, культурой, генезисом экономических отношений. Усиление экономических связей в эпоху капитализма приводит к формированию нации, с присущим ей единством территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка и национального самосознания. -Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др. Данные показатели подчеркивают преимущественное значение социально-экономических факторов динамики народонаселения над биологическими (хотя они также учитываются). Поселенческая структура общества означает пространственную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образом жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступом к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского. Социально-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность классов, слоев и групп, которые различаются своим социально-экономическим положением. Но базовой единицей структуры общества является класс, определение которого было дано В.И. Лениным в работе «Великий почин». Под классом понимаются большие группы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношением к средствам производства (главный признак); 3) ролью в общественной организации труда; 4) способами получения и размерами доходов. Специфика такого подхода состоит в том, чГо основное внимание концентрируется вокруг роли классов, которые рассматриваются основной движущей силой социального прогресса. Экономический фактор становится главным, а те группы людей, которые не заняты в структурах материального производства (например, творческая интеллигенция), не составляют самостоятельного класса. Стратификационная (от лат. stratum - слой, пласт) структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество - это многомерная система. Основоположником такого подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В частности, в структуру общества включаются различные классы, слои, группы, т.е. социальные образования, которые находятся в прямой зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. Страта - это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Критериями стратификации выступают: форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об экономической, политической, профессиональной типах стратификации. В рамках теории социальной стратификации особое внимание уделяется концепции социальной мобильности, которая подробно описана П. Сорокиным в работе «Социальная мобильность». Он выделяет два типа мобильности: 1) горизонтальную - переход из одной социальной группы в другую (например, из одного вуза в другой), при которой не изменяется социальный статус человека; 2) вертикальную (восходящая и нисходящая), представляющую собой своеобразный социальный лифт, который функционирует в разных сферах общества - экономической, политической и профессиональной. - Профессионально-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность. Следует обратить внимание, что в современной социальной философии существуют и другие концептуальные подходы к анализу структуры общества. В частности, определенные нюансы в интерпретации социальной структуры обнаруживаются в концепциях: символического интеракционизма Дж. Мида, «структурных изменений общественности» Ю. Хабермаса, «сетевой модели», предстающей в виде «конфигурации социальных сетей», «ролевой модели» с акцентом на социально-психологическом характере поведения людей и их социальной адаптации, и целый ряд других.
33.Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т. е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории (приведенная ниже типология концепций предложена В. Т. Новиковым). Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических циклах. Первая концептуализация данной идеи осуществляется в XVIII в. одним из основоположников философии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи знаменует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к первобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала. В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях, наиболее авторитетными из которых являются концепция культурно- исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» здесь используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического промежутка времени (исключение составляет О. Шпенглер, для которого цивилизация - это стадия стагнации и деградации культуры, связанная с исчерпанием ее творческого потенциала). Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: а) отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множественности типов исторического развития (Данилевский выделял 10 цивилизаций, Шпенглер - 8, Тойнби - 37); б) приоритет духовно-мировоззренческих факторов над материально-производственными (у Данилевского специфика цивилизации определяется ее ценностными ориентациями, у Шпенглера - «душой культуры», у Тойнби - диалогом с Божественным Логосом в форме «Вызова - Ответа»; в) подчинение развития цивилизации «жизненным циклам» (у Данилевского - рождение, развитие, старость, смерть; у Шпенглера - весна, лето, осень, зима; у Тойнби - возникновение, рост, надлом, распад). Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве исторической судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрес- сизм и регрессизм. Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и, в особенности, будущее представляются в образах грядущих катастроф (религиозный эсхатологизм, экологический пессимизм, технократический антиутопизм). Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. Оформляется он в философии Просвещения (Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро и др.), связывавшей прогресс с развитием научных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственности у Канта, свободы у Гегеля). Для неклассических концепций прогрессизма характерно: а) выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; б) подчинение истории человечества единым универсальным законам; в) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизацион- но-стадиальный подходы. Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история - это закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической). Формация - это исторически конкретный тип общества, характеризующийся определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис (совокупность производственных отношений, среди которых центральное место занимают отношения собственности) является определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом. Цивилизационно-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен и др.) и информационного (Е. Масуда, А. Тоффлер) общества. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах: I) как противопоставление доцивилизационным (первобытным) обществам (признаками перехода к цивилизации являются возникновение городов, государства, письменности); 2) как длительная стадия в развитии общества, основанная на определенном типе технико-техно- логических факторов, определяющих историческую специфику природно-преобразовательной и социокультурной практики. Соответственно, выделяется три типа цивилизаций: 1) доиндустри- альная (аграрная, традиционная), основанная на доминировании сельского хозяйства в экономике, традиции в социальной сфере, религии - в духовной; 2) индустриальная, связанная с приоритетами промышленного производства, установками на модернизацию и прогресс, властью капитала; 3) постиндустриальная, в рамках которой акцент переносится из сферы производства в сферу услуг и потребления, создаются новые наукоемкие технологии, а на смену собственников к власти приходят профессионалы. Конкретизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, сделавшая акцент на приоритете именно информационных технологий в производстве и социальном управлении, превращении информации в основной ресурс и капитал общества.
34Марксизм и его статус в историко-философской традиции Философия марксизма возникла в 40-х гг. XIX в» ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Теоретическими предпосылками марксистской философии являются: классическая немецкая философия: диалектика Г. Гегеля и материализм JI. Фейербаха; классическая политическая экономия - трудовая теория А. Смита, Д. Рикардо; социально-утопические проекты (от Т. Мора и Т. Кампанел- лы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна). Естественнонаучные предпосылки: эволюционная теория Ч. Дарвина; закон сохранения и превращения энергии Р. Майера; открытие Шванном и Шлейденом органической клетки. Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»). Эталоном для построения научной теории общества стало для К. Маркса и Ф. Энгельса классическое естествознание, ориентированное на исследование природы в ее объективности и закономерной эволюции. По аналогии с законами природы они рассматривали развитие общества как объективный естественно- исторический процесс. Основу общества составляет экономическая сфера, связанная с трудовой деятельностью людей по производству материальных благ. Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они: разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении; открыли материалистическое понимание истории, согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»; объяснили закономерности исторического процесса, что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи: отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому; превращение труда в первую потребность жизни; всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К Маркс «Критика Готской программы»); предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения распределения произведенных продуктов; проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от: 1) результатов его труда; 2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, т.е труда; 3) другого человека. Человек (рабочий) предстает в качестве: 1) товара; 2) рабочей силы; 3) общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»); 6. ввели понятие общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная - человек, его способности, цели и действия; объектная ~ предмет, средства и продукты деятельности. Классический марксизм получил дальнейшее развитие в к. Х1Х-ХХ вв., что нашло отражение в: отказе от догматизации основных положений марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский): например, допущение мирного развития капитализма и ликвидация его противоречий эволюционным, а не революционным путем; опыте адаптации социально-философской теории к практике общественных преобразований (Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др.), что привело к превращению марксизма в государственную идеологию («марксизм-ленинизм»); развитии идей гуманизма и анализе целостной природы человека как субъекта исторического действия (А. Грамши, Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.), что присуще «гуманистическому» варианту неомарксизма; попытке преобразовать «недостаточно научный» традиционный марксизм в строгую научную теорию по образцу естественных наук (Л. Альтюссер, Л. Коэн и др.), характерной для сциентистского варианта неомарксизма. Предыдущая глава Следущая глава Разделы книг Религия Религиозная литература Атеизм Философия История философии Этика Социальная философия Юридическая философия Философские книги и учебники Христианство История церкви Богословие Гомилетика Детские книги Душепопечительство Толкования и комментарии Христианская литература Христианская семья Христианское образование Апологетика Книги для души Книги для женщин Поэзия Лучшие книги - Забытые письмена - Гордон Сайрос - Песнь творения - Жан Бастер - Вера глазами физика - Джон Полкинхорн - Благодать Божия - Уильям Макдональд - Основания философской антропологии - Капец В.П. - Собрание сочинений - Розанов В.В. - Депрессия - Джеймс Адамс - Христианский брак - автор неизвестен - Философия и зеркало природы - Ричард Рорти - История мировой философии 2 - Аблеев С.Р. Партнеры библиотеки Rambler's Top100 Электронная библиотека книг, учебников, справочников и словарей Электронная библиотека книг, учебников, справочников и словарей Недвижимость в Ирпене
Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата, который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои интересы. Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее важных открытий в естествознании XIX века: 1) закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о единстве материального мира; 2) открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о генетическом родстве всех живых организмов; 3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции. Теоретическими источниками марксизма стали: - немецкая классическая философия, из которой марксизм воспринял идею диалектического развития Гегеля и материализм Фейербаха; - английская политическая экономия, основу которой составляла трудовая теория стоимости А. Смитта и Д. Рикардо, где стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство; - французский утопический социализм, который выдвинул идею классовой борьбы как движущей силы исторического процесса. Основателями марксизма являются К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.). Первоначально они были сторонниками философии Гегеля и принадлежали к младогегельянцам. Так называли тех философов, которые использовали философию Гегеля в борьбе против религии и абсолютизма. В 1844 г. в своей работе «К критике гегелевской философии права» явно обозначился переход Маркса на позиции материализма. Особенностью его философии является интерес не к теоретической, а к революционно-практической деятельности. Одним из своих главных достижений Маркс называл материалистическое понимание истории. По его мнению, люди должны работать, чтобы прежде всего удовлетворить простейшие потребности в еде, одежде, жилье и т.д. Только после этого они способны заниматься политикой, наукой. Материальное производство – это основа существования и развития общества. Маркс пришел к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Он выработал фундаментальное понятие «общественно-экономическая формация». Так Маркс называл общество на определенной ступени развития с присущим ему экономическим базисом и духовно-идеологической надстройкой. Историю человечества он рассматривал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Всего он выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. При этом, за исключением первой и последней, три формации являются антагонистическими, то есть предполагают существование враждебных классов, интересы которых непримиримы. Механизм смены общественно-экономической формации Маркс объяснял следующим образом: экономический базис развивается быстрее, чем идеологическая надстройка. В определенный момент политические и идеологические институты начинают сковывать развитие производства. В этой ситуации происходит социальный взрыв, в результате которого возникает новый общественный строй, обеспечивающий благоприятные условия для развития производства. Носителями перемен выступают те общественные классы, которые наиболее заинтересованы в преобразованиях. Таким образом, целью человечества является построение бесклассового коммунистического общества, которое обеспечит реальное равенство людей и на практике осуществит принцип распределения «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Основное внимание в своем творчестве Маркс уделял социально-политическим проблемам. Его друг Энгельс, будучи соавтором ряда работ Маркса, обращался к проблемам философии естествознания. Исследуя развитие общества и природы, Маркс и Энгельс на основе диалектики Гегеля разработали материалистическую диалектику, в соответствии с которой идеи и теории являются отражением материальных условий жизни людей. Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, которая проявилась в следующих моментах: - явная недооценка потенциальных возможностей капитализма, его способности видоизменяться и находить оптимальные формы своей жизнедеятельности; - однозначное признание буржуазии реакционным классом, неспособным к социальному творчеству; - преувеличение достоинств пролетариата как самого передового и организованного общественного класса; - недооценка роли личности в историческом процессе. После смерти Маркса и Энгельса их учение приобрело широкую популярность не только на Западе, но и в Центральной и Восточной Европе. Стали возникать социально-демократические партии, которые провозгласили марксизм теоретическим основанием своей деятельности. Такая партия возникла в России, практически сразу расколовшись на радикально-революционное и умеренно-реформистское течения. Вождем радикалов стал В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Он выступил с призывом к творческому развитию теоретического наследия Маркса и Энгельса. Сам Ленин считал себя не философом, а революционером-практиком. Из его многочисленных работ непосредственно к философским сочинениям относятся: книга «Материализм и эмпириокритицизм», конспекты по истории философии под общим названием «Философские тетради» и статья «О значении воинствующего материализма». Философия интересовала Ленина лишь как средство осуществления социалистической революции, поэтому его исследовательский интерес смещен в область общественной практики. В своей книге Ленин проанализировал, революционные открытия естественных наук на рубеже XIX-XXвв., разработал и обосновал такие понятия материалистической философии, как «материя», «сознание», «истина», «свобода», «необходимость», «практика» и др. Изучая историю философии, он представил историко-философский процесс как непрерывную борьбу между материализмом и идеализмом. В своей статье он призвал к прочному союзу между философами-материалистами и представителями естественных наук. После Ленина марксизм был признан единственной официальной философией в СССР. Однако на практике советский марксизм не был философией. Он представлял собой государственную, тоталитарную идеологию, главной задачей которой было обоснование и укрепление авторитета правящей партии. В то же время в советской философии были достигнуты определенные успехи, преимущественно в области методологии науки и истории социально-политических учений. На Западе марксизм развивался как философское учение и приобрел форму неомарксизма. Его сторонники, исследуя творчество Маркса, главное внимание уделяют раннему марксизму. По их мнению, наиболее продуктивные идеи Маркс высказал в начальный период своего творчества: - проблема отчуждения; - необходимость развития творческих сил человека; - вопрос соотношении эволюция и революции в общественном развитии и т.д. Наибольшее влияние неомарксизм имеет во Франции, Италии, ФРГ. Идеи марксизма приобрели популярность и в странах «третьего мира». В Азии, Африке, Латинской Америке возникли собственные варианты марксизма, которые представляют собой идеологические доктрины национально-освободительной направленности. Они используют марксистскую фразеологию, но к настоящему марксизму не имеют никакого отношения. В качестве их можно назвать маоизм в Китае, чучхе в Северной Корее, различные варианты троцкизма в странах Латинской Америки. Марксизм представляет собой закономерный продукт развития философской мысли Западной Европы второй половины XIX в. Его теоретические положения заслуживают внимания и уважения, но претензии марксизма на исключительное положение по отношению к другим философским течениям являются неправомерными. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |