|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познавательные способности человека: чувственность и логические способности. Сенсуализм и рационализмПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – человек располагает двумя возможностями получения знаний: 1\чувственные способности (чувственность), проявляющиеся в процессе взаимодействия органов ощущений с явлениями действительности, 2\логические способности (мышление), с помощью которых человек получает знание, не содержащееся в чувственных образах. Формы чувственного знания – ощущения, восприятия, представления; формы логического знания – понятие, суждение, умозаключение. Интуиция как способ получения знания не является третьей способностью, т.к. она существует в двух видах: чувственной интуиции и интеллектуальной интуиции. ЧУВСТВЕННОСТЬ – одна из двух познавательных способностей человека (другая способность – мышление). Она осуществляется благодаря работе органов ощущений, взаимодействующих с мозгом. Для приведения их в действие необходимо воздействие на них явлений действительности. Чувственное знание как результат взаимодействия явлений с органами ощущений в процессе деятельности существует в форме чувственных образов вещей: ощущений, восприятий, представлений. С помощью Ч. мы получаем знание явлений, но не имеем возможности постигнуть сущность вещей. МЫШЛЕНИЕ – способность человека отражать (см. «Отражение») объективный мир в понятиях, суждениях, умозаключениях и т. д., связанная с решением тех или иных задач. Определяемое таким образом М. наз. абстрактным и отличает психические способности человека от психики высших животных. Последним, как и человеку, свойственны два более низких (чем абстрактный) уровня М.: 1) наглядно-действенное М., т. е. комбинирование наглядных образов в момент действия с вещами, предметами; 2) наглядно-образное М., т. е. комбинирование наглядных образов – представлений – в отсутствие предметной деятельности. СЕНСУАЛИЗМ – философская позиция, в соответствии с которой считается, что все знания человек получает исключительно благодаря работе органов ощущений. Принципиальное положение С.: «В интеллекте нет ничего такого, чего ранее не было бы в чувстве». Абсолютизируя роль чувственных средств познания, С. отводит мышлению, логическим средствам познания работу по упорядочению, классификации добытого органами ощущений знания. СЕНСУАЛИЗМ АБСОЛЮТНЫЙ – абсолютное, полное, некритическое доверие органам ощущений как средству познания вещей. С. а. проявляется, нпр., в убеждённости в том, что Солнце движется вокруг Земли, поскольку зрение свидетельствует о его подъёме над горизонтом. С. а. явился одним из психологических факторов формирования религиозных (см. «Религия») представлений. Преодоление С. а. достигается путём контроля за показаниями органов ощущений с помощью мышления и показаний других органов чувств. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные (доопытные) формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |