|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные формы и диалектика бытияВыделяются следующие различающиеся и взаимосвязанные формы бытия: 1. Бытие вещей (тел) и процессов, которое делится на бытие, процессов, состояний природы, состояний природы, произведенных человеком. Начнем с уточнения понятия «окружающий мир». Исторически первой предпосылки, основой человеческой деятельности бытия были – и остаются сегодня – вещи, процессы, состояние природы, которые возникли, существовали да человека, существуют вне и независимо от сознания людей. Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов и состояний. К. Маркс назвал их «второй природой». Рассмотрим сначала основные формы бытия «первой природы». Здесь философия сталкивается с такой вот трудностью, своего рода парадоксом: вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает существование природы до, вне и независимо от своего сознания и действия – и устанавливает не иначе, как опираясь на свое сознание и действие. О бытии «первой природы» можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом – коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Первая природа – объективная и первичная реальность. В том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека. Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем никогда не воспринимались, и человек не может охватить их не только восприятием, но даже воображением и мыслью. Это огромный универсум. О бытии первой природы можно, прежде всего, утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Этого сказать о «первой природе» нельзя. Особенность бытия «первой природы» – диалектика преходящего и непреходящего бытия. Вторая природа строго зависит от первой – от природы как таковой, от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, из которой она рождается. В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? C одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены труди знания человека. Все предметы второй природы предназначены выполнять определенные функции в жизни людей и удовлетворять определенные социальные человеческие потребности. Однако специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что бытие «второй природы» как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по своему существу есть социально-историческое, или цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации. Первая природа в целом – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. Вторая природа в целом – бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. 2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека – тело природы. Работа духа в известной мере зависит от здоровья тела («В здоровом теле – здоровый дух»). Но не всегда: нередко дух поддерживает больное тело. Для Декарта первое условие человеческого существования («Мыслю, значит – существую»). Но тело человека тело природы. Поэтому диалектико-материалистическая концепция человеческого бытия не может обойти те предпосылки, которые общи для бытия всех без исключения природных тел. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия небытия, возникновения становления гибели преходящих тел природы. 3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и объективированное духовное. Индивидуализированное духовное – это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя, прежде всего, сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание – одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности. Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное. Первый уровень бессознательного – неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворение наиболее простых нужд и потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически (бессознательно). Бессознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, патологические душевные состояния (фобии, паранойя и т.д.). Второй уровень бессознательного – это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными. Когда мы говорим «созрела мысль», «мне подумалось », то, по существу, мы фиксируем рождение мысли в недрах бессознательного и последующее осознание их. Сюда относятся переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объема информации, от болезненных, тревожных впечатлений и т.д. Третий уровень бессознательного находит проявление в процессах художественной, научной, философской интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа – объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие объективированного (интерсубъективное) духовного – это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов и т.д., оторванных от индивидуального бытия человека. 4. Бытие общества. Это бытие социального, включающее социальную структуру, социальные институты, социальные процессы, происходящие в сообществах людей. В последние годы широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Чаще всего под этим термином понимают созданную с помощью компьютера модель реальности, создающую эффект присутствия в ней человека и позволяющую ему оперировать с воображаемыми объектами. Другими словами, виртуальная реальность есть не что иное, как иллюзорная, воображаемая реальность. Любой объект виртуальной реальности – это объект, являющийся результатом взаимодействия человека и компьютера. Специфическими особенностями виртуальной реальности являются ее порожденность (искусственность), актуальность, автономность и интерактивность. Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному миру, к миру материальных вещей. Оно, в этом смысле, является разновидностью субъективной реальности, в которой по-особому предстают, например, пространственно-временные отношения. Время здесь может быть и остановлено, и даже «обращено», повернуто вспять: прошлое переживается человеком как бы заново, с учетом предыдущего опыта. Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возможность создавать разнообразные модели, имитировать различные принципиально возможные ситуации. Интерактивность, которой обладает виртуальная реальность, позволяет ей осуществлять связь с объективной реальностью. Актуальность виртуальности погружает сознание человека в свое «сейчас-и-здесь-бытие». Человек ощущает свою полную причастность к виртуальному миру, он живет в нем, бытийствует. Автономность виртуального мира позволяет человеку существовать в мире собственной рефлексии независимо от объективных условий его физического и социального бытия. Проблема виртуальной реальности в последние годы активно исследуется психологами и философами (См.: Микешина Л. А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997; XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.). В 4 т. Т. 1: Онтология, гносеология и методология науки, логика. Ч. 2. Екатеринбург, 1999.). Виртуальное бытие оказывает значительное воздействие на формирование личности человека, упраздняет границы человеческого общения и совместной деятельности, что побуждает ученых и философов осмыслить это явление, осознать его значение для человечества. Бытие вещей, которые могут быть простыми, а могут быть и чрезвычайно сложными по своему составу и строению, их собственная включенность в различные природные и культурные образования более высокого уровня – все это с необходимостью ставило перед онтологической мыслью важные вопросы о соотношении целого и частей, о различных видах целостности, существующих в мире. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |