|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные теории социально-экономического развитияРазрабатывались также социально-психологические проекты будущего. В 70-е годы ХХ века получили большое развитие методы глобального моделирования и исследования различных вариантов развития человечества в будущем. В 60-70-е годы ХХ века возникли центры исследований проблем будущего. В 1968 году была создана международная организация, объединяющая ученых и специалистов из 30 стран мира и получившая название Римский клуб, который направил свое внимание, прежде всего, на глобальное моделирование. В 1972 году Римскому клубу был представлен доклад группы Дж. Форрестера и Д. Медоуза, под названием «Пределы роста». Его авторы настаивали на немедленных мерах по экономической и экологической стабилизации человечества и переходе от экономического роста к глобальному равновесию. Доклад возрождал традиции предсказания будущего человека и человечества по принципу, что может быть, если не будут приняты во внимание те или иные тенденции или факторы развития человечества. Авторы доклада считали, что есть физические пределы роста потребностей человека. Они предложили сместить акценты с материального производства в сферу обслуживания, образования, здравоохранения и культуры. Эти мероприятия помогли бы достичь состояния «глобального равновесия», которое должно было привести к удовлетворению основных материальных потребностей каждого человека на Земле и реализации индивидуального человеческого потенциала. В последнее время новые научные центры по глобалистике появились в США и Европе. Они напоминали миру о необходимости свертывания темпов экономического роста и индустриализации. В конце XX – начале XXI вв. стала актуальной идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется. Эта же проблема осознается в XX в. не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Один из наиболее показательных примеров – известный итальянский промышленник Аурелио Печчеи, один из основателей Римского клуба, объединившего в своих глобальных изысканиях мировую элиту науки, бизнеса, культуры. А. Печчеи, исходя из собственного опыта работы в экономической сфере, пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет из себя миф, за которым кроется страшная опасность, подстерегающая человечество, – глобальные проблемы различного вида. Выход же из социокультурного кризиса, приобретающего глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, в ужесточении законодательств за экологические преступления, в создании экологосообразных производств и использовании альтернативных источников энергии и сырья, но, прежде всего – в самом человеке. Проблема именно в нем, а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы «в новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию человека и непрерывно изменяющегося мира. Ключ к спасению заложен в самом человеке, в его собственной «внутренней трансформации». Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу XX в. ценностей и мотиваций – социального, этического, эстетического, духовного и других видов – должны охватить, по мнению А. Печчеи, не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения. Современная экономика носит инновационный характер. Это означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают быть основными носителями ценностей, так как устаревают каждые 3-4 года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода техника меняется буквально на глазах. Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала. В результате общественный субъект приобретает все большую независимость от базиса, его свобода нарастает. Как показал Д. Белл, в современном информационном обществе человеческий выбор оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |