АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальное и общественное сознание

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. V. Сознание и бессознательное
  3. YI.3. Сознание и самосознание человека
  4. Античное историческое сознание и историописание
  5. Античное историческое сознание и историописание – с. 74-75
  6. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  7. Атманах – чье сознание чисто
  8. Б. Осознание предпочитаемой сферы жизнедеятельности («неопределенный рассказ»)
  9. Билет № 38 Проблема сознания в философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
  10. БЮРОКРАТИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
  11. В соответствии с первым критерием (субъектом) правосознание бывает общественным, групповым и индивидуальным.
  12. В этом же году было учреждено Общественное Объединение «Кырк Кыз», который проводит работу в рамках всех регионов Республики и с 2013 года является сетью.

Индивидуальное сознание предполагает наличие самосознания - это всегда самооценка и самоконтроль, которая предполагает сопоставление себя с идеалом. Декарт говорил, что самосознание - это единственное в чем нельзя усомниться. Предмет может восприниматься как некая иллюзия, а то, что я существую и существует процесс моего восприятия, в этом сомневаться не приходится.

Чтобы осознавать себя, надо видеть себя как бы со стороны (необходимо зеркало, осознать, что в зеркале именно он, затем образ запоминается). Животные не узнают себя в зеркале. Чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания, которые не даны ему изначально. Человек их усваивает и конструирует.

Он усваивает их и с помощью другого зеркала не реального, а метафорического. Это зеркало – общество других людей (в котором человек начинает видеть самого себя и начинает относиться к себе как к человеку, т.е. вырабатывает формы самосознания). Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку.

Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Человек не только себя воспринимает по аналогии с другими, но и другого – по аналогии с собой (сознание себя и осознание другого в качестве похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга).

Общественное сознание представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания – их тесная связь, взаимодействие и – в определенных условиях – взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания – проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них – либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т.е. всегда носят конкретно-исторический характер.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносится сознание и мозг?

2. Какова характеристика идеального?

3. В чем особенности структуры сознания?

 

План семинарского занятия


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)