|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика русской философии XVIII-XX ввДо XVIII русская философия представляла попытки осмысления важнейших исторических событий (христианизации Руси, становления русской национальности и государственности). С XVIII века наступает то время, когда философия заявляет о себе как особая форма теоретической деятельности. Ценным было то, что философия, освободившись от религиозных пут, послужила основанием для дальнейшего развития - философии естествознания, природы; - философской проблематики общественного развития. Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М. Ломоносов и А. Радищев. М. Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет атомно-молекулярное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении. А. Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, где вершиной является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляют материальную основу сознания. К началу XIX в., следует отнести возникновение систематической философии в России, когда в высшем русском обществе уже были широко известны и усвоены учения немецких философов-идеалистов – И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Характеризуя русскую социально-философскую мысль первой половины XIX в. в целом, следует отметить, что она была направлена в первую очередь на определение роли и места России в мировом историческом процессе. В дальнейшем это продолжилось в виде противостояния друг другу славянофильства и западничества. Славянофилы (А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.). Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России. В России конца XIX – начала XX века получили свое развитие материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) и марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ленин и др.). Ядром этической доктрины Н. Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед. В понимании истории Г. Плеханов разделяет взгляды К.Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории. Религиозная философия России конца XIX-XX вв. связана с такими именами, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев. Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. Всеединство понималось в трех аспектах: - гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой; - социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия; - аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра. Важной идеей философского творчества Соловьева является идея Богочеловека. По мнению Соловьева, она неотделима от проблем человека и человечества. Между двумя абсолютными началами, т.е. Космосом, природой и Богом, находится человек как крошечная часть мирового целого, представляющая собой таинственный мир огромных и потенциально бесконечных сил. Причем человека он рассматривал, как и вся русская философия, не только как часть мирового целого, но и как представителя рода человеческого. А судьба и благо человека зависят от благополучия и судьбы человечества и спасения Мира. Свободное раскрытие человеком своих сил и потенциала приведет к осуществлению Царства Божьего, которое нельзя реализовать путем принуждения и насилия, ибо к Богу возможно только свободное движение. Он особо подчеркивает активное выражение человеческого начала в богочеловечестве, не только рассматривая человека в качестве связующего звена, но и подчеркивая его активность. Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., следует выделить философию русского космизма и эсхатологическую философию. Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь. Идеи русского космизма наиболее полно воплотилось в учении В.И. Вернадского о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Вернадский с тщательностью естествоиспытателя исследовал значение ноосферы, расширяющейся с развитием науки и общества. В творчестве Вернадского с наибольшей глубиной реализовалось представление о жизни как о факторе планетарного и космического порядка и об ответственности наделенного разумом человека за сохранение жизни. Концепцию ноосферы развивал и русский ученый А.Л. Чижевский. По его мнению, ноосфера – это не только земное, но и космическое явление, а человек как частица ноосферы – космическое существо. Ноосфера представляет собой единство-живого, разумного и космического. Русский космизм привлекателен верой в безграничные возможности человеческого прогресса. Этот прогресс, как правило, не мыслится вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершенствования. В советское время (1917-1991) русская философия развивалась под непосредственным влиянием политических институтов общества – коммунистической партии и государства. При отсутствии необходимых элементов демократии (свободы слова, политического выбора, многопартийности) философская мыль не имела достаточных возможностей для самостоятельного существования. Ее важнейшей функцией стало идеологическое обоснование необходимости и закономерности существования советского строя. Современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая оказывается созвучной переходному характеру отечественной и мировой истории. Вопросы для самоконтроля 1. В какой исторической эпохе был представлен космоцентризм? 2. Как вы охарактеризуете эпоху Возрождения? 3. Представителем каких направлений и концепций выступает Р. Декарт? 4. Почему немецкую классическую философию называют «классической»? 5. Почему В. Соловьев назвал свое учение философией «всеединства»? 6. Что такое «ноосфера»?
План семинарского занятия Тема 2.Основные этапы развития философии. Вопросы: 1. Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения и развития античной философии. II в. до н.э. – V в. н.э. 2. Теоцентризм средневековой философии V - XV вв. 3. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения XV – XVI вв. 4. Наукоцентризм философии XVII-XVIII вв. 5. Социально-экономические и духовные предпосылки немецкой классической философии конца XVIII-XIX вв. 6. Характеристика русской философии XVIII-XX вв.
Основные понятия Космоцентризм (мако- и микокосмос). Первоначало. Логос. Гилеморфизм. Теология. Теодицея. Универсалии. Субстанция (Б. Спиноза, Р.Декарт, Лейбниц). Заблуждения человеческого разума (Ф.Бэкон) Понятия «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас» (И.Кант). Антиномии чистого разума. Агностицизм. Логическая идея Гегеля. Объективно-идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический принцип (Л. Фейербах). Всеединство (В.С. Соловьев). Западничество. Славянофильство. «Русский космизм» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |