|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность процесса познанияВ философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. 1. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно: - непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств. Чувственное познание осуществляется в 3 формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них. Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (например, воспроизведение Спасской башни Кремля), образы воображения (русалка, кентавр и т.п.) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных. 2. Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание. Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении. Рациональное познание характеризуют: - опора на чувственные данные; - опосредованность (человек не контактирует с предметами, о которых мыслит); - обобщенность и абстрактность; - воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений; - связь с речью, фиксация в языке; Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение. Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак родового человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме – отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.). Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это связь несколько понятий, в которых либо что-то утверждается, либо отрицается. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов – столица России»). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Если суждение – это связь понятий, то суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Сократ – человек (обосновывающее знание). Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием) Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |