|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социокультурная точка зренияВ конце XIX века социолог Эмиль Дюркгейм (1897, 1951) разработал общую теорию суицидного поведения. Сегодня эта теория продолжает оказывать влияние на ученых. По мнению Дюркгейма, вероятность суицида определяется тем, насколько человек привязан к таким социальным группам как семья, религиозные институты и общество. Чем сильнее связи человека с этими группами, тем ниже вероятность суицида. Наоборот, люди, у которых плохие взаимоотношения с обществом, подвергаются большей угрозе самоубийства. Дюркгейм определял несколько категорий суицида, в том числе эгоистический, альтруистический суицид и суицид на почве аномии. Эгоистический суицид совершают люди, которых общество почти или целиком не контролирует. Их не беспокоят нормы или правила общества и они не являются частью социальной ткани. В соответствии с Дюркгеймом, этот тип суицида более свойственен изолированным людям, отчужденным и не религиозным. Чем больше число таких людей живет в обществе, тем выше уровень суицида. Альтруистический суицид, наоборот, совершают люди, которые настолько хорошо интегрируются в обществе, что намеренно приносят в жертву свою жизнь в обмен на благополучие. Солдаты, которые бросались на гранаты, чтобы спасти других, японские пилоты-камикадзе, отдавшие жизнь в воздушных атаках, и буддийские монахи, протестовавшие против войны во Вьетнаме и поджигавшие себя, — все они совершали альтруистический суицид. По мнению Дюркгейма, общество, которое поощряет альтруистическую смерть и смерть ради сохранения собственной чести (как это делают на Дальнем Востоке), также, по всей вероятности, имеет более высокий уровень самоубийств. Суицид на почве аномии — это еще одна категория, предложенная Дюркгеймом, — тип самоубийств, который совершают люди, чье социальное окружение не предоставляет им стабильных структур, таких как семья и религия, которые бы поддерживали и придавали жизни смысл. Такое состояние общества называется аномией (буквально «беззаконием»), оно лишает его членов ощущения принадлежности. В отличие от эгоистического суицида, который является актом человека, отрицающего структуру общества, суицид на почве аномии — это акт человека, которого унизило неорганизованное, неадекватное или переживающее упадок общество. Эгоистический суицид — самоубийство, которое совершается людьми, совсем или почти неконтролируемыми обществом, людьми, которых не волнуют общественные правила или нормы. Альтруистическое самоубийство — самоубийство, которое совершается людьми, намеренно приносящими свою жизнь в жертву общественному благу. Суицид на почве аномии — самоубийство, которое совершают люди, чье социальное окружение не предоставляет им стабильности и не формирует у них чувства принадлежности. Дюркгейм считал, что когда общество переживает период аномии, то уровень самоубийств возрастает. Исторические тенденции поддерживают эту точку зрения. Периоды экономической депрессии могут принести в страну аномию и в такое время уровень самоубийств в нации увеличивается (Yang et al., 1992; Lester, 1991). Периоды, когда меняется состав населения и наблюдается большой приток иммигрантов, также привносит в общество состояние аномии, и снова уровень самоубийств возрастает (Ferrada et al., 1995; Stack, 1981). <«Нет благороднее печали, чем горе об утрате родины». — Еврипид «Медея», 421 н.э.> Гораздо чаще к суициду, вызванному аномией, приводит серьезное изменение в непосредственном окружении человека, а не общественные проблемы. Например, люди, которые внезапно получают много денег, проходят периоды аномии по мере того, как меняются их взаимоотношения с социальными, экономическими и профессиональными структурами. Таким образом, Дюркгейм предсказал, что в обществе с большими возможностями к переменам индивидуального благосостояния или статуса будет наблюдаться более высокий уровень самоубийств; это предсказание также подтверждается исследованиями (Lester, 1985). Теория суицида Дюркгейма выделяет важность социальных и общественных факторов. Несмотря на то, что сегодняшние социокультурные теоретики не всегда полностью принимают идеи Дюркгейма, большинство признает, что структура общества и культурный стресс играют большую роль в росте самоубийств. На самом деле такая социокультурная точка зрения преобладает в изучении суицида. Мы наблюдали это влияние раньше, когда писали об исследовании, связывавшем суицид с общими факторами, такими как религиозная аффилиация, семейный статус, гендер, раса и социальный стресс. Это влияние проявится и тогда, когда мы коснемся взаимосвязи между суицидом и возрастом. Несмотря на влияние социокультурных теорий, они не могут сами объяснить, почему некоторые люди, переживающие социальное давление, совершают самоубийство, тогда как большинство этого не делает. Дюркгейм и сам сделал вывод о том, что окончательное объяснение, вероятно, включает взаимодействие между социокультурными и личностными факторами. <Психологические заметки. В США каждый год совершается больше самоубийств (29 000), чем убийств (26 000).> Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |