АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественно-политические движения

Читайте также:
  1. Виды стратегий продвижения.
  2. Вопрос 14 Распределение молекул идеального газа по скоростям хаотического теплового движения.
  3. Вопрос 4: Траектория движения. Криволинейное движение. Нормальное и тангенциальное ускорения при криволинейном движении.
  4. Журналистские времена декабристского движения.
  5. Закон количества движения.
  6. Закон Максвелла для распределения молекул идеального газа по скоростям и энергиям их теплового движения. Средние скорости теплового движения частиц.
  7. Закон Максвелла о распределении молекул идеального газа по скоростям и энергиям теплого движения.
  8. Западники и славянофилы: общественно-политические взгляды, историческое значение.
  9. Звенность товародвижения.
  10. И общественные движения.
  11. Идейные течения и общественно-политические движения первой половины XIX в.
  12. КБП – управляет процессами регулирования направляет их на решение общей задачи - достижение рабочего эффекта или цели движения.

Революционно-демократическое движение. Начало складывания радикально-демократического направления общественной мысли в России относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его представителями стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-начала 70 гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков разночинной интеллигенции в Москве, Петербурге и ряде провинциальных, в основном университетских городов (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»).

Наиболее значительным среди них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовывать различного рода производственно-бытовые артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли к мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», а один из основателей кружка Д.В. Каракозов по собственной инициативе совершил покушение на Александра II, после неудачи которого Каракозов был казнен, другие члены кружка отправлены на каторгу или сосланы.

Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом от 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов, начались цензурные гонения на демократическую прессу – были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка Городской реформы. Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения. Осенью 1868-1869 гг. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы. Возникли новые студенческие кружки. Один из них был организован в столице С.П. Нечаевым, впоследствии создавшим тайную организацию «Народная расправа», которая планировала применять в своей деятельности широкомасштабный террор. Деятельность Нечаева привлекла внимание полиции, организация была раскрыта. С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над «нечаевцами» показательный процесс.

Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы «нечаевщины», создавались кружки, практиковавшие иные методы борьбы (пропаганда и просвещение в среде рабочих и интеллигенции). Наиболее известным из таких кружков стал кружок «чайковцев», по имени студента Петербургского университета Н.В. Чайковского, одного из основателей. Организация занималась пропагандой социалистических идей, планировала создание «единой рабочей организации». В 1874 г. была раскрыта полицией и разгромлена, некоторые члены кружка вошли впоследствии в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».

С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг.

Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. XIX века А. И. Герценом – «предтечей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество.

Сам термин «народник» появился в литературе в середине 1860-х гг., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь, крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

На рубеже 60-70-х гг. сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин («бунтарское» направление в народничестве), П.Л. Лавров («пропагандистское» направление) и П.Н. Ткачев («заговорщицкое» направление). Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. - массовому движению революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма в крестьянской среде.

Неудача этой акции, а также слабые результаты пропаганды социалистических идей в деревне выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана в 1876 г. – «Земля и воля». Организация пыталась проводить политические демонстрации, она имела несколько отделений и до 200 членов. В 1879 г. в этой организации выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Это привело к расколу организации на две - «Народная воля» (сторонники террористических акций) и «Черный передел» (занимали позицию пропагандистской работы). «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра II, «Черный передел» вскоре также распался на мелкие самостоятельные группы. Этим завершился этап «действенного» народничества.

В 80 - 90-х гг. распространение получили идей либерального («легального») народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. На рубеже XIX – XX вв. возникают неонароднические организации и кружки, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников. Именно на базе революционно-народнических организаций оформилась партия эсеров.

Рабочее движение. О его возникновении как о социальном явлении в пореформенной России можно говорить применительно к 70-м гг. XIX века (см. схему «Рабочее движение в России и начало распространения марксизма»).

В 1860-е гг. было зафиксировано всего 51 выступление рабочих, причем число стачек не превышало десяти, остальные выступления мало чем отличались от обычных крестьянских волнений. Но уже в 70-е гг. число стачек увеличилось до 326, в печати заговорили о возникновении «рабочего вопроса». Наиболее значительными выступлениями стали стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмской мануфактуре (1872). Продолжительный рабочий день, низкая зарплата, система штрафов и отсутствие рабочего законодательства вели к все возраставшим конфликтам рабочих с фабричной администрацией. Во второй половине 1870-х гг. число стачек заметно возросло, что было связано с проявлениями промышленного кризиса, охватившего с 1873 г. всю Европу.

Царский режим оказался не в состоянии выработать адекватные времени и естественному стремлению рабочих к самоорганизации и отстаиванию своих интересов правовые нормы трудового законодательства, как это было сделано в индустриальных странах Европы и США. Буржуазные реформы 1860-70-х гг. мало затронули рабочий класс. Это было следствием того, что в стране еще только происходило становление капиталистических отношений, не завершилось формирование основных капиталистических классов буржуазии и пролетариата. Но основные элементы будущей охранительно-попечительной рабочей политики складывались именно в эти годы, в процессе начинавшейся разработки рабочего законодательства. Уже тогда, в 1870-е гг., определился отказ от либерально-буржуазного принципа свободы отношений между трудом и капиталом и связанной с ней свободой стачек и рабочих организаций, рабочего представительства в выборных организациях.

И все же в 70-е гг. начинаются попытки формирования первых независимых рабочих организаций. В 1875 г. в Одессе Е. Заславским создается «Южнороссийский союз русских рабочих» (см. в хрестоматии статью «Устав «Южнороссийского союза рабочих»), а в 1878 г. в Петербурге С. Халтуриным и В. Обнорским путем объединения рабочих кружков открыт «Северный союз русских рабочих». Обе организации просуществовали очень недолго, были раскрыты полицией, а участники арестованы. Рабочие выступления продолжались и в 80-е гг., причем в это время произошли наиболее масштабные, в частности Морозовская стачка 1885 г. Именно под влиянием этой стачки и последовавшего суда над рабочими был издан специальный Фабричный закон 1886 г., регламентировавший отношения рабочих с администрацией.

Главной движущей силой в освободительном движении российский пролетариат становится в конце XIX века. Численность рабочих стремительно возрастала, с 1870 по 1900 г. она увеличилась втрое и достигла 3 млн. человек. В 90-е гг. в требованиях, выдвигаемых рабочими все еще преобладают экономические требования (сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, отмена системы штрафов, ограничение труда несовершеннолетних), но постепенно появляются и политические. Это было связано с распространением, благодаря образованию в Женеве группы «Освобождение труда» идей марксизма, а также с появлением в 1880-х гг. марксистских кружков: Бруснева в Москве, Благоева в Петербурге. Членами этих кружков, в основном, были студенты. Они изучали марксистскую литературу и пытались разъяснить идеи классовой борьбы и социальной революции рабочим. Однако эту задачу они выполняли плохо: пропаганда шла вяло, кружки существовали недолго и раскрывались полицией. Для усиления работы в 1895 г. возникает «Союз борьбы для освобождения рабочего класса», основанный В.И. Лениным при содействии Л. Мартова. Он объединил 20 марксистских кружков и установил связь с рабочими питерских предприятий. В декабре 1896 г. руководители были арестованы, но оставшиеся на свободе рядовые члены организации продолжили деятельность.

В конце 1890-х гг. по типу этой организации возникают социал-демократические союзы в Иваново-Вознесенске, Одессе, Николаеве. На рубеже XIX – XX вв. происходит формирование социал-демократических партий. Раньше всего они возникают в национальных окраинах России – в Финляндии, Армении, Польше. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию – РСДРП - была предпринята в начале 1898 г. по инициативе оставшихся на свободе членов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». (см. в хрестоматии статью «Из решений 1-го съезда РСДРП»). Но окончательное оформление РСДРП как партии произошло только в 1903 г.

Отказывая рабочему классу и буржуазии в свободе взаимоотношений в сфере трудового договора, царизм неизбежно становился на путь казенного попечительства, вмешательства «сверху» в трудовые взаимоотношения между рабочими и промышленниками. Одним из направлений такой политики стало создание подконтрольных правительству рабочих организаций. Создание подобных объединений было связано с деятельностью начальника Московского Охранного отделения С.В. Зубатова и получило название политики «полицейского социализма».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)