АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура мусульман

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Адхократическая культура
  5. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  6. Андроновская культура
  7. Антикультура, контркультура, субкультура.
  8. Аристократии, мусульманского духовенства, авторитетом монар-
  9. Афанасьевская культура.
  10. Билет 22. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Культура и быт Древней Руси.
  11. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.
  12. Билет 69.Музыкальная культура Древнего Китая и Японии.

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммеда - посланник Аллаха".

Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего.

1) Молитва (салят)

Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

2) Мечеть (масджид)

Это место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

3) Пост (саум)

Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры.

4) Хаджж (паломничество в Мекку)

Это поломничество прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго - западный угол которого вмурован "черный камень" - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

5) Закят

Это обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписываются еще и добровольные пожертвования и милостыня.

11. Историческая обусловленность разделения христианских церквей (православие, русское православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм).

Термин «православие» или, что то же самое, - «ортодоксия» существовал задолго до разделения церквей: Климент Александрийский во II веке обозначал им истинную веру и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию. Название «Православная» укрепилось за Восточной церковью после церковного раскола 1054 г., когда Западная церковь присвоила себе название «католической», т.е. «всеобщая».
Часть догматов, принятых в православной церкви, кратко сформулированы в Никео - Царьградском Символе веры (подробнее об этом Символе веры мы говорили на прошлом уроке). От католической православная догматика отличается отсутствием догматов о главенстве и о непогрешимости папы римского и догмата filioque (об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына); признанием только двух догматов, связанных с Девой Марией - догмата о её приснодевстве (означавшем девственность Марии до и после чудесного рождения ею богочеловека Иисуса Христа); и о том, что она родила Иисуса – Сына Божьего, и потому она - Богородица).

Православные отрицают существование чистилища, в котором душа человека, имеющего не очень тяжкие грехи, проводит какое-то время, очищается и попадает в рай. Они также не признают существование «сокровищницы сверхдолжных заслуг» - благих дел, накопленных святыми людьми, которыми может распоряжаться церковь (например – выпуская индульгенции).
Существуют и обрядовые отличия православия и католицизма: в восточной церкви более длительное богослужение, таинство крещения через погружение, а не окропление (обрызгивание) святой водой, совершение евхаристии на квасном хлебе, причастие хлебом и вином (его ещё называют «под двумя видами») и для духовенства, и для мирян (в католической – для мирян – хлеб, а для клира – хлеб и вино) и другие.

«Католицизм» - от греческого «кафолика», т.е. - «всеобщая». Этот термин применялся в древних символах веры в качестве наименования всей христианской церкви. Первым назвал церковь «кафолической» Игнатий Антиохийский (умер ок. 110 г.). Окончательно этот термин был закреплён в Никео - Царьградском Символе веры. После разделения церквей в 1054 г. обе они сохранили наименование «кафолическая» в своих самоназваниях. В процессе исторического развития слово «католическая» стало относиться только к Римской церкви. В качестве католической («вселенской») она противопоставила себя в Средние века восточной Греческой церкви, а после Реформации – протестантским церквам. Однако почти все течения в христианстве претендовали и продолжают претендовать на «кафоличность».
Одним из оснований для раскола церкви стали претензии Римской церкви на общецерковное руководство. Причины высказывались следующие: её территориальное расположение в столице единой Римской империи - Риме;
Она была местом деятельности наиболее почитаемых апостолов Петра и Павла, нашедших в Риме свою мученическую смерть. В Евангелии от Матфея говорится от имени Христа: «Ты – Пётр [т.е. «камень»], и на сём камне Я создам Церковь Мою». Так сам Иисус Христос вручил апостолу Петру и его преемникам всю полноту власти.
Но в первые века христианства римские епископы именовались папами наряду с другими епископами. Поэтому претензии на главенство в церкви, высказанные римскими папами вызвали недоумение у восточных патриархов.
Постепенно накапливавшиеся различия с восточной церковью привели к тому, что Римская церковь стала целенаправленно распространять своё влияние не на Востоке, а среди вновь обращённых в христианскую веру народов Западной Европы.
В VIII веке возникло церковное государство, в котором римские папы осуществляли как церковную, так и светскую власть. Папа Стефан II в 752 г. обратился к франкскому королю Пипину Короткому за военной помощью в борьбе против лангобардов. Пипин в благодарность за помазание его на престол (за то, что папа объявил его королём, поставленным на своими подданными от Бога) отдал папе в 756 г. земли, отнятые у лангобардов: Римскую область, часть Равенны и Кампаньи. Впоследствии для оправдания претензий на светскую власть в этой области папы ссылались на документ «Дарственная Пипина», который на самом деле был составлен не ранее 1 половины IX века.

Ещё одно явление, характерное для католической церкви - инквизиция (лат. Inquisition = розыск) – церковный суд. Начало инквизиции пришлось на понтификат (правление в качестве римского папы) Луция III (1181 – 1185). Расцвет инквизиции традиционно связывают с деятельностью в Испании Фомы Торквемады (1420 – 1498). Он ввел практику аутодафе (акта веры – сожжения на костре). За 18 лет своей деятельности Фома сжёг живыми 10220 человек, подверг опозорению, конфискации имущества и пожизненному тюремному заключению 97.321 человека. В Германии были знаменитые инквизиторы Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, написавшие известный труд «Молот ведьм». Инквизиционные процессы и казни на некоторое время упрочили влияние церкви, но не предохранили её от кризиса.
Глубокий кризис потряс католицизм в XVI в. В результате Реформации появилось новое направление в христианстве – протестантизм.

12. Русская православная церковь XX – XXI веков.

Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI века сопровождался кардинальными переменами в ее социополитическом положении в России и других странах бывшего СССР. Впервые после более семидесяти лет Церковь вновь стала интегральной частью общества, признанной духовно-нравственной силой, обладающей высоким общественным авторитетом. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе, выстраивать свои отношения с государством. Впервые у Церкви появились широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности.

Изменение ситуации потребовало от Церкви и ее служителей больших усилий по преодолению «менталитета гетто», который сложился за долгие годы ее вынужденной изоляции. Если раньше служитель Церкви общался почти исключительно со своими прихожанами, которые мыслили теми же категориями, что и он сам, то теперь священник столкнулся лицом к лицу с огромным числом невоцерковленных людей, чьи знания о религии были рудиментарными или нулевыми. Если раньше священник не выходил с проповедью за стены своего храма, то теперь для него открылась возможность выступать на телевидении, по радио, в печатных и электронных изданиях. Если раньше общество жило своей жизнью, а Церковь своей, то теперь Церковь оказалась вовлеченной в общественную дискуссию по основным вопросам современности.

С конца 1980-х годов государство начало возвращать Церкви храмы, которые Церковь должна была восстанавливать за свой счет или за счет добровольных пожертвований верующих: никаких регулярных субсидий от государства Церковь не получала. Знаковым событием в жизни Церкви стало восстановление в 1995-2000 годах храма Христа Спасителя в Москве. Этот храм был построен в XIX веке в память о воинах, погибших в русско-французской войне 1812 года: строился он на народные пожертвования на протяжении 46 лет. После того как храм был взорван большевиками, на его месте предполагалось строительство гигантского Дворца советов со статуей Ленина наверху. Котлован для здания был вырыт, но здание так и не построили. В конце концов, котлован был залит водой, и на месте храма Христа Спасителя был построен плавательный бассейн «Москва». С конца 1980-х годов начались споры о восстановлении храма, на Архиерейском Соборе 1994 года решение о восстановлении было принято, и в январе 1995 года в основание храма был заложен камень. Спустя пять лет, в юбилейном 2000 году, храм был освящен.

В период между 1988 и 2004 годами возобновили действие более 6оо монастырей, в том числе все крупные исторические центры русского монашества — Печерская лавра в Киеве, Донской и Новодевичий монастыри в Москве, Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, Оптина пустынь, Валаамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Дивеевский монастыри. Большинство монастырей восстановлено из руин, многие построены заново. Некоторые монастыри, в частности Троице-Сергиева лавра и московский Сретенский монастырь, ведут обширную просветительскую деятельность, при них действуют крупные издательства. Некоторые обители осуществляют благотворительную и миссионерскую деятельность. Большинство насельников и насельниц монастырей — среднего и молодого возраста, ощущается нехватка пожилых монахов, духовно опытных наставников. Традиция старчества никогда, даже в годы гонений, полностью не прерывалась в Русской Церкви, однако духовно опытные старцы исчисляются единицами.

 

13. Нетрадиционные религиозные культы XX – XXI веков.

Новое религиозное движение (сокращённо НРД, англ. New Religious Movement (NRM), другие названия: новое религиозное сообщество, новая религия [1], неорелигия [2][3], нетрадиционная религия [1][4], нетрадиционный культ [1][3], нетрадиционное религиозное сообщество, религия Нового века [4][5][6], альтернативная религия, маргинальная религиозная группа, тоталитарная секта [1][4]) — это религиозная или духовная группа, зародившаяся сравнительно недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве религии, деноминации или «церкви»[7][8][9].

Термин НРД охватывает собой широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Использование этого термина принято не всеми группами, к которым он применяется[10]. По мнению некоторых исследователей термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научныйобиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ»[11], хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения.

Характерные черты:

1. Малый период существования.

2. Значительная роль лидеров.

3. Аморфность структуры движения. Частое использование горизонтальных организационных структур вместо иерархических.

4. Синкретизм, включающий элементы учения других религий.

5. Значительная личная вовлечённость последователей.

6. Миссионерская направленность, часто превращающая региональное движение в международное.

7. Нестабильность состава движения и ротация части последователей.

8. Непривязанность к «родной» религии для части НРД, её переосмысление в некоторых случаях.

9. Малая численность последователей.

10. авторитаризм лидера

11. фрагментарность и эклектичность вероучения

12. претензии на понимание истины

13. организационная замкнутость

14. суровость религиозной дисциплины

15. фанатизм последователей

16. оппозиционность традиционным церквям

Классификация:

1. Неохристианские религиозные группы

2. Индуистские и восточные религиозные группы

3. Оккультные, колдовские и сатанистские группы

4. Спиритические группы

5. Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией

6. Расовые группы

7. Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов

8. Психологические или психотерапевтические группы

9. Политические группы

10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

 

 

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)