|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отрицание смертиНекоторые авторы полагают, что технологичное, ориентированное на юность общество Соединенных Штатов имеет тенденцию отрицать и игнорировать смерть, испытывая в то же время выраженную озабоченность ею. Упоминания о смерти постоянно встречаются в средствах массовой информации, но люди пытаются отстраниться от этого, не воспринимают ее как событие, которое может произойти и с ними. Они, как правило, думают, что убийства, несчастные случаи со смертельным исходом случаются только с другими людьми. Глава 19. Смерть и умирание 795 Люди также стараются не затрагивать тему смерти, когда кто-либо умирает. Для того чтобы проиллюстрировать свой вывод, один из авторов (Kalish, 1985) приводит следующий рассказ. Как-то некий человек был приглашен на обед в дом своего друга. Войдя в столовую, гость с удивлением заметил, что за столом сидит лошадь. Он начал оглядываться по сторонам, ожидая, как хозяин и другие гости отреагируют на это событие. Все присутствующие были шокированы, на их лицах было написано смущение. Тем не менее никто не хотел обижать хозяина упоминанием о том, что всем им, без сомнения, было неприятно. Обед продолжался, и тишину время от времени нарушали лишь безобидные разговоры. Не это ли, спрашивает автор, аналог того, что происходит вокруг умирающего человека, с которым никто не разговаривает о том, что с ним происходит? В предшествующие исторические эпохи смерть была обычным событием. Она, как правило, заставала человека дома, и члены семьи ухаживали за ним до самой его смерти. Приготовление тела к погребению и исполнение похоронных обрядов также становилось делом семьи и общины. В частности, члены семьи и друзья собственноручно выкапывали могилу и погребали умершего. Тем не менее в XX веке смерть стала неким технологическим процессом. В западных странах большинство людей умирает в больницах, где все необходимое делает медицинский персонал, в то время как родственники больного находятся в стороне. Сотрудники похоронного бюро готовят тело к проведению необходимых ритуалов, затем оно выставляется для последнего прощания в церкви. Контакты с умирающим человеком крайне ограничены как до, так и после смерти. Таким образом, можно сказать, что мы живем в эру «невидимой смерти». Более того, люди обманываются, убеждая себя в том, что смерть — всего лишь одна из проблем, требующих решения, как, например, изучение заболевания, способ лечения которого пока не известен (Aries, 1981). Отрицание — распространенный способ поведения в условиях стресса. Человек просто отказывается видеть или принимать реальность, и это оказывает существенное влияние на его поведение. Если человек четко оценивает реальность смерти, он предпринимает разумные предосторожности против возможных жизненных опасностей, но и не ограничивает себя без нужды. Мы должны быть способны принять и жизненные ограничения, и собственную уязвимость. Некоторые ученые полагают, что при вхождении в культуру Соединенных Штатов более тесных контактов с умирающими людьми дети встречались бы с гораздо меньшим количеством искаженных образов смерти (Pattison, 1977). Тем не менее некоторые исследователи полагают, что в последнее время культурное табу на обсуждение смерти ослабевает. Людям становятся доступны книги, статьи и специальные учебные программы, способные изменить их отношение к смерти. Даже медики, ежедневно сталкивающиеся со смертью, нуждаются в подобных учебных программах и семинарах, чтобы научиться справляться с собственными чувствами. В середине 1960-х годов Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kubler-Ross) начала исследование процесса смерти, которое мы обсудим в следующем разделе. Она отметила, что часть персонала больниц проявляет значительную устойчивость к смерти и отрицает ее (Kubler-Ross, 1969). Как только выяснялось, что пациент болен смертельно, медицинские сестры и врачи начинали обращать на него значительно меньше внимания, избегая любых контактов, за исключением самых необходимых. Они меньше разговаривали с пациентом, оказы- 796 Часть IV. Взрослость вали ему меньшую повседневную помощь и, как правило, не сообщали, в какой стадии находится его заболевание, даже если он сам спрашивал об этом. Никто из персонала не хотел обсуждать с умирающим пациентом его чувства. Сегодня ситуация изменилась (Kastenbaum, 1998). Во все сестринские программы и во многие программы подготовки врачей включены специальные семинары, посвященные смерти. Они учат будущих медиков поддерживать контакт с умирающим пациентом и уважать его право на информацию. Сегодня общепризнано, что медицинские работники, адекватно оценивающие процесс умирания, способны поставить перед собой более реальные цели и спрогнозировать для пациента «хороший исход», при котором он сможет умереть с достоинством, получит возможность выразить свои чувства семье и друзьям и встретит смерть в соответствии с присущим ему стилем жизни. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |