|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Горе утраты и культурные особенностиСуществуют ли универсальные реакции на смерть любимого человека? Исследования показали, что 1) большинство людей, испытавших горе утраты, не разделяют некоторые реакции, долгое время считавшиеся нормой; 2) данные реакции могут быть связаны с культурными традициями: 3) в некоторых случаях они не являются здоровыми формами адаптации. Исследуя универсальность реакций на смерть любимого человека, Маргарет Стройбе (Margaret Stroebe) с коллегами (Stroebe, Gergen, Gergen & Stroebe, 1992) обнаружили, что подобные реакции связаны с историей и культурными традициями. Современные западные представления о горе требуют, чтобы люди после утраты любимого человека «вели себя должным образом», восстанавливаясь от потери как можно быстрее и возвращаясь к нормальной жизни. Тем не менее многие другие народы, не принадлежащие к западной культуре, акцентируют внимание на сохранении связи с умершим человеком. В Японии люди, потерявшие родственников, традиционно сооружают дома алтарь, посвященный предкам семьи. Они приносят на алтарь пищу и беседуют с предками, которые, как они полагают, тесно связаны с ними. В Египте оставшимся в живых близким предлагают выражать свое горе, давая выход собственным эмоциям. В Мексике существует даже специальный праздник, посвященный предкам (см. врезку 19.2). ) Современная западная культура-осегоое внимание удаляет рациональному подходу к горю утраты, считая такой подход средством скорого возвращения к нормальной жизни. В то же время в XIX веке, в период романтизма, к потере любимых относились иначе. Маргарет Стройбе и ее коллеги пишут: Поскольку тесные взаимоотношения затрагивали самые глубокие струны души партнеров, смерть любимого человека представляла собой особо критический момент жизни. Горе утраты становилось выражением значимости взаимоотношений и глубины духа оставшегося в живых. Разрушение связей с усопшим указывало не только на поверхностность отношений, но и становилось отрицанием собственной духовной силы и ценности. Оно означало мнимость духовных обязательств и лишало человека чувства осмысленности его жизни. В отличие от современного стремления к разрушению связей, в эпоху романтизма высшая степень мужества заключалась именно в сохранении связей с усопшим, несмотря на то, что сердце оставшегося в живых зачастую было «разбито» (Stroebe et al., 1992, p. 1208). M. Стройбе с коллегами указывают, что, несмотря на стремление современного западного общества к «разрушению уз», многие вдовы и вдовцы продолжают поддерживать связи с умершим точно так, как это было принято в эпоху романтизма. Они могут «чувствовать» присутствие супруга или супруги на протяжении многих лет после его или ее смерти. И все это время усопший продолжает оказывать сильное влияние на жизнь живых. Другие авторы (Wortman, Silver, 1989) рассматривали особенности горя утраты в наши дни в связи с эмоциональными переживаниями друзей и родственни- Глава 19. Смерть и умирание 813 ВРЕЗКА 19.2 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |