АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Паскаль

Читайте также:
  1. XIV. ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ
  2. Алфавит языка Паскаль
  3. Г-н Паскаль Лавик
  4. Операторы языка Паскаль.
  5. Основные команды Паскаль
  6. Основные символы Паскаль
  7. ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
  8. Среда Турбо-Паскаль
  9. Структура Паскаль
  10. Структура программы на языке Паскаль
  11. Структура языка Турбо-Паскаль

 

Существует убеждение, что заболевания сердца связаны с жизненными позициями и стереотипами поведения челове­ка В связи с этим люди, заботящиеся о здоровье, не только стараются уменьшить стрессы современной жизни, но и укрепить тело, для того чтобы оно противостояло этим стрессам. Для многих это ограничивается приобретением физической формы. Они соблюдают диету, регулярно зани­маются гимнастикой, бросают курение, регулярно проходят контрольные обследования, а иногда практикуют медита­цию или другие релаксационные техники. Все эти практики заслуживают похвалы, однако они не имеют отношения к ключевому фактору, приводящему к заболеванию сердца, о котором мы говорили на протяжении всей этой книги, то есть, к недостатку любви. Я утверждаю, что у человека, сердце которого открыто любви, не разовьется ишемическая болезнь сердца. Такой человек не будет жестким, будет свободно дышать и не будет иметь преувеличенной потребности к достижениям, что характеризует стереотип поведения типа А. Если это оценка верна, ге из нас, кото­рых заботит здоровье собственного сердца, должны сосре­доточиться на том, как открыть собственное сердце любви. Проблемой большинства из нас является то, что защит­ные механизмы, которые мы создали для того, чтобы защи­щать наши сердца, стали их тюрьмой. Мы не осознаем эти механизмы. Многие люди не отдают себе отчет даже в том, чго их грудная клетка напряжена и они не способны открыть своё сердце. Большинство людей считает, что если бы только их любили, они были бы вполне способны к любви. Они путают тоску по любви с самой любовью. Они чувствуют в своих сердцах любовь, но не могут до нее добраться, потому что отделены от сердца барьерами, которые возвели для того, чтобы его сохранить.

Недостаточно принять решение для того, чтобы стать более любящим. Силой воли мы не в состоянии принудить себя к любви или к счастью. Чувства по самой своей при­роде происходят из глубины организма; мы можем их пода­вить, но мы не можем их преднамеренно создавать. Хотя можно пробудить чувства при помощи фантазии п разыг­рывания, они не будут подлинными, пока действие не кос­нется их подавленной основы. Временами можно продрать­ся через барьеры, сдерживающие чувство любви, так что оно появится на поверхности, но такой опыт, хотя он и важен, не изменяет личность, если мы не поймем, что барье­ры существуют и не уберем их. Например, многие люди получили опыт огромной радости, которую дает влюблен­ность. Однако это чувство носит детский или романтичес­кий характер и ломается в обличий зрелых обстоятельств жизни, оставляя человека таким же закрытым к любви, как и прежде.

Для того чтобы открыть сердце, чтобы оно давало чело­веку чувство смысла и жизнь его телу, мы должны опреде­лить, почему и как оно стало закрытым и какие силы и страхи эту замкнутость поддержали. Без понимания этого терапевт не может "снять" защитный панцирь, и убрать бар­рикады в себе или в своем пациенте. Первым шагом явля­ется исследование и анализ прошлого человека, особенно детских переживаний. Одновременно мы должны углубить понимание физических процессов, которые создают защит­ный панцирь. Мы должны рассмотреть тело не как меха­низм, а как живое свидетельство истории личности. Как мы убедились, любое хроническое напряжение в теле — это след какого-то прошлого конфликта, который оставил в человеке живущие до сих пор опасения. Если он хочет открыть сердце жизни, следует проанализировать эти опасе­ния и прекратить их парализующее влияние. Для того чтобы это сделать, следует освободить мышечные напряжения и дать возможность подавленным чувствам достичь сознания. Оба процесса, аналитический и физический, происходя! в психотерапии одновременно, так же, как это происходит в жизни.

Следующий отрывок терапевтической сессии иллюстри­рует эту связь. Одной пациентке -- женщине после 30 лет,, которую я буду называть Барбарой — я предложил во время сессии лежа протянуть руки и сказать, чего она хо­чет. Она сказала: "Я хочу чувствовать любовь в сердце". Как она пояснила мне позже, она имела в виду своего мужа и сестру. Выраженное ею желание породило чувство печали, но она не могла плакать. Сжатые челюсти и напряженное тело не давали ей возможности расплакаться. Когда мы анализировали ее неспособность к плачу, она сказала: "У меня та же самая проблема, когда я нахожусь в постели с мужем и начинаю расслабляться под влиянием сексуального желания. Я становлюсь жесткой, отделяюсь от своих чувств и становлюсь враждебной. Если бы я проявила свои чувства, люди бы хорошо позабавились и получали бы какое-то извращенное удовольствие от моего бессилия". Затем она добавила: "Если я потеряю контроль, то окажусь в невыгодном положении ". "И буду унижена", — дополнил я.

Барбара жаловалась ранее на недостаток самостоятель­ной личной жизни в детстве. У нее было сильное чувство, что мать постоянно за ней наблюдает, и что отец обращает слишком много внимания на ее сексуальность. Став взрос­лой, Барбара все еще вела себя так, как если бы какое-либо проявление чувств обрекало ее на унижение. Конечно она знала, что на самом деле это не так, но ее сознание не могло побороть чувство страха, закодированного в хронических напряжениях тела.

Чувства, как мы указали ранее, это проявление того, что происходит в теле. В случае Барбары подавление чувств было сигналом страха перед уличением и унижением. Если бы она плакала, она чувствовала бы себя униженной, а унижение было чувством, которое она старалась подавить. Но даже если бы она никогда не плакала, она всегда опасалась бы уличения и унижения. Была ли эта ситуация ло­вушкой? Не обязательно, при условии, что Барбара нашла бы в себе отвагу попробовать стать взрослой. Чувство унижения, которое она могла бы испытать, решаясь на плач, было бы только минутным. Оно быстро уступило бы чув­ству облегчения и радости, так что близкие отреагировали на ее плач симпатией и пониманием.

Барбара нуждалась в таком облегчении, поэтому её не трудно было к этому склонить. Я предложил ей снова вы­тянуть руки и на этот раз попросить меня о помощи. Не­смотря на то, что она испытывала в этом отчаянную по­требность, ей было трудно выполнить этот жест с чувством. Когда она произносила слова: "Помоги мне, прошу", я стал надавливать сбоку на её челюсти, благодаря чему они рас­слабились. Не прошло и минуты, как она начала плакать Когда Барбара выплакалась, она сказала, как прекрасно иметь возможность расслабиться. Она знала, что без моего вмешательства она была бы на это не способна.

И не она одна. Многих людей парализует конфликт между "хочу" и "не хочу, и они нуждаются во вмешательстве психотерапевта для того, чтобы перенести центр тяжести с подавления чувств на их проявление.

Исключение составляют маленькие дети. Когда младе­нец испуган, травмирован или фрустрирован, его челюсть начинает дрожать, что тут же приводит к глубокому рыда­нию. Этот плач выражает чувство несчастья, и одновре­менно конвульсивно разряжает напряжение.

Когда младенец подрастает, он учится другим методам разрядки напряжения. Например, он впадает в злость, когда кто-то травмирует или оскорбляет его. Ребёнок, испуган­ный неожиданным движением, может ударить человека, который его испугал. Выражение злости, проявляющееся в физической атаке, разряжает напряжение. Ребёнок также учится разряжаться, отдаляясь от стрессогенной ситуации. Когда он вырастает, он может также использовать смех.

Ни один из этих способов недоступен младенцу, для которого плач является единственным путём разрядки на­пряжения. И для взрослых плач является единственным способом разрядки напряжения, возникающего в результате потери любви. Траур не в состоянии уменьшить боль утраты, если он не сопровождается глубоким рыданием. Смерть любимого человека может также вызвать гнев, как эго бывает у примитивных народов, но их гневу всегда сопутствуют возбуждение, крик и плач. Один из пациентов сказал мне, что много лет назад, после смерти жены, он плакал каждую ночь в течение недели. Боль, связанная с утратой была, такой большой, что он думал, что не выдер­жит её. Но плач позволял ему уснуть, и эго давало ему энергию для жизни.

В то время как злость снижает напряжение задней по­верхности тела, плач снижает напряжение передней поверх­ности. Каждое всхлипывание — это пульсация, которая зарождается в глубине живота (плач из живота) и движет­ся выше, к грудной клетке п горлу, для того чтобы освобо­диться вместе со звуком. Для того чтобы издать звук, надо сделать выдох; плач невозможен, если мы сдерживаем дыхание. Блокирование звука посредством напряжения в горле и челюстях также подавляет плач. Но если эти трудности преодолеваются, и человек выплачется, в его грудной клетке возникает чувство лёгкости и облегчается дыхание.

Смех, так же как п плач, способен разрядить напряжение. Как мы убедились, Норман Казинз рекомендует смех в качестве антидота от паники и как лечебное средство. Его ценность очевидна. Смех поднимает дух. С психологичес­кой точки зрения смех и плач не сильно один от другого; это конвульсивные реакции, в которых используется голос, и мобилизуется дыхание. Освобождение напряжения -результат конвульсивных движений тела, но в то время, как смех вызывает движение мимических мышц вверх, плач вызывает их движение вниз. Но смех из живота и хороший плач из живота — не одно и то же. Смех в состоянии печали не разряжает печаль, хотя может привести к её частичному освобождению. Только глубокий плач разряжает печаль.

Многие пациенты смеются, блокируя или отрицая соб­ственную печаль. Иногда пациент, лёжа на биоэнергетичес­ком столике и глубоко дыша, начинает спонтанно смеяться, но этот смех неадекватен, так как ситуация не имеет в себе ничего смешного. Но если мотивировать этого человека смеяться дольше, временами смех превращается в плач. Может возникнуть также обратная ситуация. Я вспоминаю один такой инцидент. Я сидел на ковре, а жена занималась напряжением в моих руках. Она стояла за мной и размина­ла пальцами напряжённые мышцы между моей шеей и рука­ми. Это было настолько болезненным, что я начал плакать. Неожиданно боль пропал, я начал смеяться. Когда мышцы расслабились, из них ушло напряжение, а вместе с ним и боль. Я смеялся с облегчением от хорошего самочувствия.

Некоторым людям очень трудно плакать, и они даже гордятся своей способностью переносить неприятные ситу­ации без видимых проявлений. Есть обстоятельства, в кото­рых такая позиция являе1ся проявлением отваги. Умение не сломиться перед лицом опасности достойно похвалы, но перенесение этой позиции в повседневную жизнь опасно и его нельзя назвать мудрым решением. Можно спросить, старается ли такой человек показать, что он сделан из кам­ня? Но в этих случаях, как и во многих других, очевидные причины скрыты под поверхностью, в бессознательном. Будучи детьми, эти люди выжили благодаря этой способно­сти. Не плача, ребёнок может не дать наказывающему родителю удовлетворения от того, что он подчинил ребёнка себе. Каменея, можно вызвать у родителя чувство бесси­лия. Никто не имеет достаточно сил для того, чтобы подчинить себе камень. Кроме того, многие мужчины стыдятся плакать. Если они плачут, то заслоняют лицо руками. На уровне сознания они считают, что плач является чем-то не мужским. Но трудности, которые приносит им плач, имеют свой источник в бессознательной жёсткости, блокируя глубокое дыхание и являясь проявлением подавленных конфликтов.

Ранее я уже упоминал о собственных трудностях с пла­чем. В течение многих лет я осознавал, что моя грудная клетка напряжена, и в ней скрывается паника. Я знал, что страдаю от страха отвержения. Терапия, через которую я прошёл, и упражнения, которые я выполнял, заметно умень­шили панику и страх, но я знал, что всё ещё являюсь кандидатом на сердечный приступ. Мне снилось, что у меня будет сердечный приступ и что я умру. Хотя причин для сердечного приступа не было, сон сообщал, что он случится в скором будущем. Эта перспектива не наполняла меня страхом. Я просто сказал себе: "Всё в порядке, только бы умереть с достоинством". На следующую ночь мне присни­лось, что я был доверенным управляющим короля-ребёнка. Я был убеждён, что предал его, и он приказал меня казнить. Меня привели на место казни, где должны были отрубить мне голову. Я видел палача, стоящего с топором около пня, но не испытывал страха, так как был убеждён, что король осознал свою ошибку и освободит меня в последнюю минуту. Проходили секунды, приближался момент казни, а помилования всё не было. В последний момент я увидел, что цепи у меня на ногах игрушечные и что я могу их попросту отбросить и уйти. В этот момент я проснулся. Пластичность этого сна указывала на его значение.

Размышляя над этим сном, я осознал его смысл. Король-ребёнок — это моё сердце; доверенный управляющий -это моя голова. Управляющий предал короля, используя его несовершеннолетие. Сон был отражением типичного конфликта между взрослым эго и сердцем. Если я исцелю сердце — я потеряю голову — таково было послание сна. Другим посланием было то, что моей жизни ничего не угрожает, если я осознаю свою реальную ситуацию. Я был свободен. Я должен был только принять гегемонию серд­ца. Во мне был конфликт, и я мог его разрешить, осознав, что роль управляющего не в принятии решений. Отноше­ния между сердцем и головой выглядело бы следующим образом: сердце должно говорить нам, что мы должны делать, а голова - находить наилучшие пути, как это сделать.

Мои подход к рассматриваемой в этой книге пробле­ме — неспособности открыть сердце любви — в равной степени и психологический, и соматический. 11а психологи­ческом уровне человек должен осознать сущность пробле­мы и глубоко заглянуть в неё. Это требует подробного анализа, который должен помочь человеку установить кон­такт с переживаниями детства. Но я считаю, что одного анализа недостаточно. Проблема находит своё структурное выражение в теле, в виде хронических мышечных напряжений, на что я много раз в этой книге обращал внимание. Я описал мышечный панцирь впереди грудной клетки, кото­рый блокирует печаль и панцирь сзади, что делает невоз­можным проявление злости. Если мы хотим вернуть орга­низму здоровое функционирование, следует освободить эти напряжения. Первым шагом в лечении является разрядка этих напряжений.

Рисунок 14 А выполнен но фотографии сорокалетнего пациента, мужчины, страдающего от депрессии, который два года назад перенёс инфаркт миокарда. Наиболее характер­ная черга на этом рисунке - искривление спины. Некото­рые животные выгибают хребет, когда они злятся, так что шерсть встает дыбом на загривке. Спина этого мужчины была изогнута подобным образом. За четыре недели до инфаркта его вызвал "на ковёр" шеф, что пациент описал как очень унизительное событие. Хотя он был разъярён, он не дал выхода своим чувствам. Во время Рождества он чувствовал себя одновременно измученным и возбуждён­ным. У него были также определённые проблемы с дыха­нием. Он был настолько истощён, что ему посоветовали взять отпуск. Перед Новым Годом он поехал в отпуск к своей сестре в Калифорнию и там жених сестры, молодой человек, предложил ему поиграть в пинг-понг. Пациент не мог отказаться от этого вызова. Он проиграл первую партию 21 — 12, проиграл также и вторую. В третьей партии он выложился полностью, но снова проиграл. После третьего проигрыша он гулял около 15 минут. Когда он присел, то ощутил боль в грудной клетке. К счастью, больница нахо­дилась в пяти минутах ходьбы.

Хотя на представленных рисунках обращает на себя вни­мание, прежде всего, изгиб спины, существенным является также мышечный панцирь грудной клетки, который свиде­тельствует о "разбитом сердце" и панике. Если бы пациент был одет, из-за изгиба спины мы не увидели бы раздутой грудной клетки. Когда он раздет, это хорошо видно. Этот пациент никогда не был женат и никогда не пережил дли­тельной или удовлетворяющей связи с женщиной. Когда мы говорили о его детстве, он не осознавал того, что пере­жил утрату любви.

Рис. 14. ПАТТЕРНЫ НАПРЯЖЕНИЯ У ЛИЦ С "МЫШЕЧ­НЫМ ПАНЦИРЕМ".

Он очень немного помнил из своего детства и не думал, что в его воспитании произошло что-то необычное. Разго­вор о его сердечном приступе не возбудил ни чувства пе­чали, ни ощущения, что с ним произошло что-то страшное. Он осознал, что чувствует злость, но считал, что он злится на себя из-за проигрыша. Отрицая печаль, связанную с недостатком пли с утратой любви, он не испытывал жела­ния плакать. Он не помнил, когда он в последний раз пла­кал. Даже после смерти матери, несколько лет тому назад, он не сломался и не начал рыдать.

На рис.14 Б представлено строение тела, достаточно ти­пичное для мужчины в среднем возрасте: поднятые напря­жённые плечи, чрезмерно выраженная жировая складка и выступающий вперёд живот. Человек с таким строением тела может иметь склонность к перееданию и достаточно высокий уровень холестерина в крови. На мой взгляд, од­нако, эти физические признаки вторичны по отношению к эмоциональным факторам и проблемам с дыханием из-за увеличенной грудной клетки. Заслуживает внимания ещё одна черта таких людей - западание поясницы. На обоих этих рисунках ягодицы достаточно уплощены, и эта пози­ция напоминает позу пса с подогнутым хвостом. Я считаю, что эта позиция тела связана с утратой задора (лихости), что является очередным фактором, предрасполагающим к заболеванию сердца. Так как человек — это его тело, оно должно измениться, если мы хотим добиться стойких изме­нений личности. Я хочу сейчас описать некоторые упраж­нения, использующиеся с целью таких изменений

Основная техника, которую я использую для того, чтобы помочь человеку разблокировать плач, является возбужде­ние его дыхания и голоса Этого можно добиться несколькими способами, но в лечении людей, которые стали очень жесткими, помогает биоэнергетический табурет. Табурет, представленный на рис. 15, имеет 50 см высоты. На него кладётся свёрнутое одеяло. Человек ложится спиной на табурет с руками, вытянутыми за голову, в сторону кресла. Тело должно соприкасаться с одеялом на уровне сосков. Эта позиция напоминает позицию, снижающую напряжение, её принимают люди, которые очень долго сидели. Для того чтобы глубоко вздохнуть, они поднимают руки вверх и вытягивают туловище, опираясь на спинку стула. Так как большинство людей страдает от сильного напряжения в мышцах спины, позиция на табурете для них неудобна. Однако, если человек сильно расслабится, табурет облегчает ему дыхание посредством растяжения напряжённых мышц грудной клетки. Полное описание способов использования табурета можно найти в учебнике по биоэнергетическим упражнениям (А.Ьо\\-сп, Ь.Ьо\\-еп, ТЪе У/ау Со УИэгапЬ НеаШт: А Мапиа1 о г Вюепег^е1дс Ехегз15ез, Ые\у Уогк, 1977).

Как мы уже знаем, люди, подавляющие свои чувства, ограничивают дыхание. Лежание на табурете усиливает выдох, и это позволяет расслабиться. Во время глубокого выдоха из живота появляется и спонтанно взрывается глубокая печаль.

 

Рис.15. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СТУЛ И ДЫХАТЕЛЬ­НЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В большинстве случаев люди не могут так глубоко дышать, но такое дыхание можно облегчить, ис­пользуя голос. Использование голоса во время лежания на биоэнергетическом столике, хотя и связано с усилием, уг­лубляет выдох. Неспособность издавать звуки в течение периода большего, чем несколько секунд, указывает на труд­ности с дыханием, которые мы можем не осознавать в повседневной жизни. Обычно трудности с дыханием связа­ны с проблемами вдоха, в то время как здесь проблемой является неспособность к глубокому выдоху. Большинство людей перестают издавать звуки, когда они достигают кри­тического пункта, то есть в момент, когда продолжительный выдох переходит в прерывистый звук "ух", "ух", "ух", который легко может превратиться в рыдание. Во многих случаях напряжение в бронхах вызывает кашель. Если напряжение в горле сильное — пациент начинает задыхаться. Некоторые люди, когда в них пробуждается печаль, сдерживаются.

Независимо от того, какой вид принимает сопротивление, я советую пациентам расслабиться, насколько это возможно, и сознательно издавать звуки плача. Несмотря на это, многие пациенты, особенно мужчины, всё ещё имеют трудности с тем, чтобы расплакаться. Для меня это тоже было нелегко. Я очень боялся боли в сердце, но осознавал, как важно мне научиться плакать. Продолжающаяся в течение многих лет работа с дыханием научила меня плакать легко и свободно, как плачет младенец, чем я очень доволен.

После упражнения с табуретом следует упражнение, в котором разогнутая спина сгибается (рис. 16). Человек сгибается вперёд, дотрагиваясь пальцами до пола, со слегка согнутыми коленями п стопами на расстоянии 25 см друг от друга, направленными немного внутрь. Когда человек стоит в этой позиции 3-5 минут, у него начинают дрожать ноги. Хотя жёсткость могла вызвать то, что упражнение с табуретом было достаточно стрессогенное, дрожание в процессе этого упражнения разряжает стресс и дополнительно облегчает процесс дыхания. Это упражне­ние я называю заземляющим.

Когда в процессе тренингов несколько пациентов про­шли через это упражнение, все они сказали, что чувствуют себя после его выполнения лучше.

Для того, чтобы углубить дыхание, необязательно исполь­зовать биоэнергетический табурет. Можно лечь на ковёр и подложить под верхнюю часть спины свёрнутое одеяло. Хотя эта позиция не настолько успешна, как упражнения на табурете, таким способом также можно вызвать глубокий плач. Даже использование голоса во время сидения на стуле может помочь человеку расплакаться. Помогает воспоминание о какой-то утрате и печали. Многие люди говорят, что они могут плакать во время просмотра печальной сцены по телевизору пли слушая музыку, но чаще всего они имеют в виду слёзы, а не рыдания и всхлипывания. Хотя слёзы и важны, как проявление печали и средство, очищающее глаза, они не разряжают напряжения, возникшего из-за утраты любви. С этой целью мы должны плакать из горла неконтролируемым образом.

Рис. 16. ЗАЗЕМЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Существует ещё одно биоэнергетическое упражнение, которое мы используем в биоэнергетической герапин для того, чтобы помочь людям выразить протест против утраты любимого человека. В примитивных обществах люди протестуют криком, когда умирает любимый человек, но мы, рафинированные и цивилизованные люди, принимаем смерть и потерн философски, хотя эта рациональная позиция игнорирует телесные ощущения и омертвляет нашу эмоциональную жизнь. Упражнение заключается в том, чго человек ложится на спину и ритмично наносит удары вытя­нутыми ногами по постели. Если кровать застелена матра­цем из губки толщиной в 10 см, можно ударять очень сильно, без риска нанести себе травму или разрушить кровать. Нанося удары, пациент кричит длительно и протяжно: "Почему?". Я прошу пациентов, чтобы они издали три таких крика, продлевая их до утраты дыхания и не переставая ударять ногами - и только тогда набрать воздуха. Когда они переходят в этом упражнении от первого до третьего "почему?", удары становятся всё быстрее, а голос — всё выше. Многие женщины третье "почем)7?" заканчивают криком. Плач и крик - это часть настоящего процесса скорби. Это упражнение разряжает напряжение в грудной клетке, в горле, в ногах и прекрасно углубляет дыхание так, что человек осознаёт его спонтанность. Крик протеста, так же как глубокий плач, снимает с сердца тяжесть печали и боль.

В этих упражнениях важно го, что их влияние на дыха­ние не ограничивается временем выполнения упражнений. Они помогают человеку преодолеть страх перед отдачей собственным чувствам, поэтому вызывают далеко идущие и долговременные изменения в поведении и в личности. Вместо того чтобы подавлять чувства, пациент учится раз­блокироваться, быть более расставленным и свободным. Это происходит проще, если человек проходит терапию, так как она помогает ему найти причины, которые привели к возникновению напряжения. Следует подчеркнуть, что терапия не является обязательным условием для роста и развития. Жизнь предоставляет нам множество шансов от­крытого и непосредственного выражения чувс1в, п всякий раз мы можем углубить нашу открытость и любовь. Но упражнения помогают в этом процессе.

Разговор о чувствах будет неполным, если мы не пого­ворим о злости. Многие люди не осознают подавленную злость, несмотря на то, что могут чувствовать раздражение или время от времени страдают от приступов ярости. Они не осознают также огромного напряжения в верхней части спины, сопутствующего подавленной злости. Плечи челове­ка могут быть подняты вверх, хотя сам он этого обычно не замечает. Как мы уже упоминали, подавленная злость возникает из ранних детских переживаний депрнвацин, от­рицания и необходимости подчиняться родительскому ав­торитету. Часто эти ранние переживания имеют свой источ­ник в плохом отношении со стороны родителей, которое они допускают в качестве наказания. Злость, являющаяся реакцией на такое отношение, настолько сильна, что она граничит с убийственной яростью, которой большинство людей боятся отдаться из-за опасения утраты контроля и нанесения кому-либо травмы. Но когда такие чувства по­давляются, человек обращает их против себя и становится саморазрушающим. Подавленная злость имеет также след­ствием го, что человеку очень трудно просить о чём-либо, в чём он нуждается или ему трудно отказаться О1 удовлетво­рения необдуманных желаний. Он опасается, что если встретит сопротивление, то взорвётся яростью. Поэтому он поддерживает эту злость, как обезьяну на плечах, в виде хронических мышечных напряжений. Если он хочет успешно и рационально справляться со стрессовыми ситуа­циями, он должен эту злость разряжать. Логичным реше­нием будет ударять по кровати, сопровождая эти действия сопутствующими словами. Это упражнение приносит катарсическую разрядку, но его главной целью является ос­вобождение рук для тою, чтобы они могли стремиться к любви. Подавляемую годами злость невозможно разрядить в одном упражнении. Так долго, как "обезьяна" сидит на спине, в человеке будет жить злость. Для достижения пол­ного освобождения необходимы две вещи: во-первых, чело­век должен почувствовать собственную злость и иденти­фицироваться с ней; во-вторых, ударение по матрацу должно стать регулярным домашним упражнением, пока не исчезнет напряжение в плечах и в руках. Указания по выполнению этого упражнения можно найти в моей книге— "Путь к вибрирующей жизни" (вибрации - движения с высокой амплитудой и лёгкое чувство "ползания мурашек" в мышцах, появляющиеся в процессе выполнения биоэнергетических упражнений, А. Лоуэн считает их проявлением здоровья и полноты жизни организма. Прим. пер.).

Регулярно, каждое утро, после посещения туалета и пе­ред завтраком, я ложусь на несколько минут на биоэнерге­тический табурет, что позволяет мне расслабить тело и углубить дыхание Я принимаю различные позиции, про­двигаясь от верхней части спины к нижней. Позиции эти для меня неудобны, несмотря на многолетние упражнения на биоэнергетическом табурете. Они не могут быть удоб­ными до тех пор, пока существует напряжение в мышцах спины или в области верхних конечностей. Некоторые люди могут опасаться сломать спину, что, конечно же, не случится, но никто не должен оставаться в болезненной позиции, если она вызывает слишком много страха. Однако боль — это не что-то негативное, так как она отражает конфликт между стремлением к расслаблению и страхом перед ним. Боль всегда можно уменьшить при помощи стонов, они снимает часть напряжения благодаря углублению дыхания.

После работы с табуретом я выполняю описанное здесь упражнение на заземление. Когда мои ноги начинают дро­жать, все тело становится очень заряженным и оживлён­ным. В этот момент я перехожу к упражнению ударения или к какому-то другому, включающему руки и кисти. А время от времени, когда я осознаю собственную жёсткость или то, какой борьбой является моя жизнь, я плачу. До тех пор, пока я могу плакать, я знаю, что моё тело расслаблено, а сердце открыто. Эти упражнения позволили мне достичь способности разряжать накопленную злость.

Удивительно то, что я имею очень лёгкий доступ к своей злости. Когда у меня возникает чувство, что кто-то меня унизил, я чувствую, как во мне растёт злость. Я могу выразить это глазами, сообщая людям, что я зол, без потреб­ности нападать на них. Имея доступ к своей злости, я являюсь целостным человеком, а так как люди чаще всего так ко мне относятся, у меня возникает меньше поводов для злости. Во мне сейчас меньше страха, поскольку я стал менее податлив к травмированию. Уменьшилось также моё защитное настроение, из-за того, что мысли и сердце стали более открытыми.

Если мы говорим о здоровом сердце, мы должны осоз­нать, что его может иметь только здоровая личность. Если мы хотим вылечить "разбитое сердце", мы должны чётко осознать роль любви в жизни. Может быть, в этом помо­жет одна аналогия. Представим себе сердце как колесо со спицами, которые символизируют исходящие из сердца лучи любви. Так как колесо не может функционировать без обо­да, человек не может функционировать без границы, очер­чивающей "я".

Когда я работаю с пациентом над тем, чтобы помочь ему открыть сердце, я не предлагаю ему отбросить все защитные механизмы. Такое поведение редуцировало бы его до уровня маленького ребёнка, у которого целостное сердце, но который также зависим и беззащитен. Именно поэтому важно помочь человеку почувствовать и идентифицироваться с собственной злостью. Если он располагает защитными механизмами, он не должен замыкаться в крепости. Он также не должен застревать в болезненной ситуации.

В разделе 3 я изучал этапы развития и описал, каким образом личность расщепляется на два центра: сердце и эго. Давайте рассмотрим эти этапы (см. рис. 9 и 10) в категориях черт, характерных для любви, приписываемых каждому из них.

а) Младенческая любовь нуждается в тепле, кормлении, защите, заботе. Взамен она дает связь даже ценой поте­ри собственной индивидуальности.

б) Любовь ребёнка нуждается в опеке, защите, восхище­нии. Взамен делится радостью и игрой.

в) Любовь мальчика (или девочки) нуждается в опеке, восхищении, лидерстве.4 Взамен делиться приключения­ми и жертвует глубокую привязанность.

г) Любовь подростка нуждается в лидерстве и свободе.

Взамен жертвует возбуждающий и эмоциональный ро­мантизм и секс.

д) Зрелая любовь нуждается в партнере, для того чтобы разделить с ним жизнь. Взамен жертвует уважение, чувства и заботу.

Мы рассмотрели выше развитие любви, которое должно сопутствовать зрелости человека. Когда это развитие тормозится разрывающими сердце переживаниями в дет­стве, стремление к любви ограничивается, становится пол­ным колебаний, имеет как бы пробный характер и не исхо­дит из сердца. Степень этого ограничения колеблется в зависимости от времени и силы этих прошлых пережива­ний В результате стремление к любви несёт в себе не удовлетворённые потребности из прошлых жизненных эта­пов. Слова "я тебя люблю" могут означать: (а) "Я нужда­юсь в твоём кормлении"; (б) "Я нуждаюсь в твоей опеке"; (в) "Я нуждаюсь в твоём одобрении"; (г) "Я хочу, чтобы ты реагировал на меня сексуально"; (д) "Я хочу делить с тобой жизнь". Любовь некоторых людей содержит в себе сильный детский элемент; у других — значительную долю романтики. Когда эти ранние потребности сильны, они ограничивают зрелость. Так, когда пациент говорит о чувстве любви к супругу или партнёру, я хочу знать, из какого слоя лично­сти происходит это признание. Это позволяет мне оценить степень зрелости пациента.

Когда лечить человека по поводу какой-либо эмоцио­нальной проблемы, недостаточно сосредоточиться на серд­це. Если мы сконцентрируемся на всей личности, понимая, что любовь является ключевой частью его проблемы, мы можем помочь ему в открытии сердца и отыскании удов­летворения в любви. Один из моих пациентов, мужчина после сорока лет, которого я буду называть Майклом, ис­пытал в контактах с женщинами множество разочарований и фрустраций, несмотря на то, что главной целью в его жизни было отыскание удовлетворения в любви. Майкл был сильным, энергичным и симпатичным мужчиной, к которому испытывали влечение многие женщины. Он ода­ривал их тёплыми чувствами, так как считал, что жизнь, лишённая любви женщины, пуста. И это несмотря на то, что его брак распался, а три других серьёзных связи не выдержали испытания временем. Он искал идеальную жен­щину, которая удовлетворила бы все его неудовлетворён­ные потребности. Но всякий раз, когда он получал любовь женщины, он убеждался, что она не дорастает до его идеа­ла. Если наоборот, женщина отказывала ему в полной вов­лечённости, он становился зависимым от неё и испытывал много очень болезненных чувств. Может быть, именно она была его идеалом? Недоступность женщины будила в нём то же самое чувство табу, которое он испытывал по отно­шению к собственной матери.

Этот анализ, хотя он и правдив, не был фактором, кото­рый помог измениться Майклу. Он знал о связи соединяю­щей его с матерью. Однако он не знал, каким образом эта связь приводит его к фиксации на уровне мальчика. Я сказал Майклу, что его проблемой является не то, как найти любовь, а то, как стать мужчиной. Со временем он стал осознавать, что предавал себя в связях с женщинами, подобно тому, как его предала собственная мать, для которой он стал её "маленьким мужчиной". Это осознание вызвало злость на мать, а также на всех женщин и сильное чувство, что он от них ничего не хочет. Эта независимость позволила ему любить как мужчине — всем сердцем.

Достижение этой точки требует серьезной аналитической работы. После того как в детстве "разбивается сердце", человек развивается среди боли и торможений. Их последствия надо проработать. Одно из упражнений, кото­рое я использую, должно помочь человеку говорить "нет". Когда пациент лежит в постели с вытянутыми ногами, его надо мотивировать к тому, чтобы он ударял ногами что есть сил, одновременно выкрикивая "нет" так долго и так громко, насколько это возможно. Такое произнесение слова "нет" оказывает сильное влияние на дыхание и позволяет освободить чувства. Если человек не имеет подавленной или заблокированной уверенности в себе, "нет", будет гром­ким н выразительным. Но так бывает не всегда. Большин­ство людей, не спровоцированных к этом)', имеют трудности с решительным проявлением себя. Когда они были детьми, им не позволяли решительно выражать собственную, и поэтому они имеют с этим проблемы. Это упражнение пре­доставляет случай проявить себя и благодаря тренингу пре­одолеть трудности. Пациент может также говорить "нет", стоя перед терапевтом пли группой, что является вариан­том тренинга асертивности.

Способность говорить "нет" является чертой личности, которая чувствует себя в безопасности. Человек, лишённый чувства безопасности, отреагирует своё "нет" в поведении ас!т§ ои1, не делая того, о чём его просят и объясняя это тем, что он забыл. Он мог забыть об этом на самом деле, но это также является проявлением враждебности. То же самое относится к человеку, который говорит смиренно "да". Хотя он может стараться скрыть свою обиду, она будет видна во множестве мелких признаков, которые замечает другой человек. Способность открыто сказать "нет" свидетельствует о доверии к другом)' человеку. Нельзя быть с кем-то по настоящему открытым без уверенности, что он поймёт и примет наши чувства.

Честное "нет" принимается легче. Другой человек может быть недоволен отказом, но ценит уважение и доверие, которые выражает такое "нет". Честное "да" или "я тебя люблю", исходящее от того же самого человека, оказывает похожий, но ещё более сильный эффект. Мы очень часто пользуемся словами "я тебя люблю" для того, чтобы избежать конфликта или скрыть враждебность. Многие люди остаются в связи не из-за любви, а из-за страха отвержения.

То, что мы сказали здесь о произнесении "нет" — откры­то и непосредственно — относится к любому союзу, опирающемуся на доверие. Человек, который не сможет сказать "нет" своему шефу, не будет иметь ни его доверия, ни уважения, поскольку его начальник будет чувствовать, что его лояльность опирается на страх. Кроме того, игнори­рование своей истинной индивидуальности, проявляющееся в рабской позиции, подрывает способность человека быть творческим. Он может отлично исполнять приказы, но становится растерянным, когда от него требуют принятия собственных решений.

Ни в одном союзе речь не идёт о том, чтобы настаивать на своём, а о том, чтобы полностью выразить себя. Мы все отдаём себе отчёт в том, что проблемой многих браков является недостаток взаимопонимания. Если мы не выра­жаем наши настоящие чувства, мы одновременно не можем услышать того, что другие хотят сказать нам. Мы слышим слова, но слишком часто трактуем их как атаку на нас, а не как экспрессию чувств другого человека Замыкая свой разум, мы закрываем свои сердца, и таким образом ситуация перерождается в конфликт, который можно разрешить только силой. Другой человек может поддаться нам, или мы ему, для того чтобы сохранить связь. Однако, когда мы ведём себя подобным образом, мы тиражируем стереотипы поведения в нашем родительском доме, где "нет" отца или матери всегда было окончательным. Очевидно, что любящий человек должен иметь открытый разум, открытое сердце и способность слушать. Такая позиция — результат полной коммуникации между головой, сердцем и сексуальностью (см. рис.11 в разделе 3). Мы узнали в разделе 1, что у многих людей нарушается связь между "сегментами" так, что мышление отщепляется от чувств, а сексуальность от любви. Это расщепление разрушает интеграцию личности. Так, например, поступки человека в бизнесе могут абсолютно отличаться от того, как он ведёт себя в семье. Заповедь "люби ближнего своего" может иметь для кого-то значение только в костёле во время воскресного богослужения, но перестаёт быть актуальной в понедельник в офисе. Анало­гично, когда наша жизнь расщепляется на части, роман с секретаршей или с коллегой не противоречит любви к жене. Но быть разным человеком в разных обстоятельствах зна­чит, что человек не целостен ни в одном из них. Он может испытывать чувство любви, но оно ограничено и фрагмен­тарно.

Что означает быть целостным, любящим человеком? В любви сердце не должно быть подчинёно голове Нельзя решить, кого и когда мы полюбим. Во многих случаях голова не выбрала бы тот же объект, что и сердце, но кто слушает голову там, где речь идёт о любви? Холодный разум никогда не пересилит огня страсти. Но не совершаем ли мы ошибку, следуя желаниям сердца? Я не думаю, что так может произойти. Это правда, что на вершине страсти мы идеализируем любимого человека, но есть что-то значитель­ное в том, что она пли он могут возбудить в нас такие высокие чувства. К сожалению, когда мы опускаемся на землю, мы можем столкнуться с другой реальностью, про­блемами, недостатками и различными проявлениями челове­ческой слабости. Означает ли это, что любовь была слепа? Не обязательно.

В разделе 3 мы узнали, что в результате ранней утраты любви личность расщепляется на два различных центра: сердце и эго. Защищаясь, эго помещает сердце в клетку и следит за каждым, кто может ранить его своей критикой пли цинизмом. Но сердце всё время ищет кого-то, кого оно может полюбить, кого-то, кто освободит его из этой клетки. Когда сердце находит такого человека, оно побеждает эго — своего стражника — и убегает из тюрьмы. Так как сердце не ошибается, оно находит подходящего человека. К сожалению, не всегда оно может сохранить свою свободу. Когда проходят первые, прекрасные минуты и любовники вынуждены встретиться с реальностью повседневной жиз­ни, эго снова берёт своего узника под контроль.

Неспособность эротической любви сохраниться в своей первоначальной интенсивности не уменьшает её значения в жизни человека. Хотя огонь, воспламенившийся между двумя любовниками со временем тускнеет, он не угасает совсем. В глубине он горит интенсивно, и его отблеск мы видим в глазах любовников, которые прожили вместе целую жизнь. Мы не можем также забывать, что он взрывается в момент экстаза, когда эти двое отдаются сексуальной любви. Не сущность эротической любви, а расщепление в человеческой личности является причиной поражения в любовной связи. Концепция, что любовь может нас освободить, является иллюзией, имеющей свои корни в представлении ребёнка, что если бы мать любила нас безусловной любовью, жизнь была бы раем. В реальности только редкие дети бывают объектами безусловной материнской любви и переживают земной эквивалент небесной благодати. Большинство из нас отчаянно тоскуют по такой любви, но никогда её не получают. Отчаянная тоска, которую мы испытывали в детстве, всё ещё жива в наших сердцах и лежит в основе убеждения, что внешняя любовь нас освободит. Благодаря силе любви это бывает возможным на некоторое время. Но по настоящему свободными мы можем стать только тогда, когда любовь проникнет во всё наше существо, когда мы станем по настоящему любящими людьми.

Для того чтобы стать любящим человеком, мы должны преодолеть расщепление между эго и сердцем. Это не озна­чает, что эго должно отказаться от своей роли арбитра реальности, или что голова должна отказаться от своей гегемонии в иерархии личности, но в том смысле, что голо­ва и сердце должны сотрудничать, стремясь к здоровью и счастью человека. Я ещё раз подчёркиваю, что власть и любовь — противоположные ценности. Власть создаёт не­равноправие; обращение к ней требует отстранения от чувств. В то же время любовь означает равноправие. Даже связь матери и ребёнка должна опираться на гарантии, что ребё­нок является личностью такой же, как она сама. Если нет такой гарантии, у ребёнка развивается нарциссическнй характер, и он не будет относиться к другим как к равным себе.

Власть часто приводит к искажениям интимных связей взрослых люден, подрывая доверие, необходимое для раз­вития любви. Наиболее частым проявлением власти явля­ются деньги. Многие люди используют деньги для контро­ля других людей и доминирования над ними; они дают их или отказывают в них для того, чтобы добиваться своих целей. Многие люди верят в то, что за деньги можно ку­пить любовь. Обладание деньгами или властью не должно уничтожать любовь так же, как достижение славы или успе­ха. Важно, чтобы эти стремления не стали доминирующими в личности для того, чтобы эго не стало отщеплённым от сердца, потому что в этом случае человек не сможет любить всем своим существом. Стремление к власти, успехам или славе требует направления на них огромного количества энергии. Это может затруднить её естественное движение и привести к тому, что тело станет жёстким, а жёсткое тело нелегко поддаётся любви. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что любовь и стремление к получению денег, достижению успехов или славы не должны находиться в конфликте. Любовь и удовольствие являются внутренними составляющими творческого процесса, а любящий человек — высоко творческий человек, так как он во все вкладывает сердце. Он может добиться славы, успехов или власти, но эти ценности не доминируют в нём. Он не жертвует для них собственной интеграцией.

Определённые ценности эго - уважение, гордость, чес­тность, справедливость — могут гармонично сочетаться с ценностями сердца и помогают в развитии целостной лич­ности. Уважение необходимо в любой любовной связи между взрослыми людьми. Если его недостаёт — любовь носит инфантильный или детский характер, являясь в большой степени проявлением потребности в опеке и защите, чем разделением сердечных чувств. Недостаток уважения при­води! также к дегенерации связи, которая перерождается в связь по расчёту. Любящим человеком может быть только тот, для кого важно уважение. Это не означает, что такой человек никогда не чувствует злости по отношению к партнёру. Мы увидели в разделе 1, что амбивалентные чувства очень часто встречаются в любовных отношениях. Но ам­бивалентность всегда приводит к утрате уважения одного человека другим, что в результате ослабляет связь. Уваже­ние к себе и уважение к другому человеку требует того, чтобы человек не избегал ситуации и выражал свою злость. Гордость, внешнее проявление чувства собственной ценнос­ти, является ещё одной составляющей эго, которая обога­щает любовь. Она даёт личности сильный заряд, делая её притягательной. Гордый человек держится гордо выпрям­ленным, поэтому многие люди путают любовь с жёсткостью, но это разные вещи. Жёсткая личность держится прямо из-за того, что боится сломаться. Гордый человек также боится сломаться, но он не жёсткий иди надменный и сохраняет способность к плачу. Его позиция вызывает наше уважение и взамен обещает, что к нам также будут относиться с уважением.

Честность - выражение состояния внутренней интегра­ции — является очередной чертой любящего человека. Человек, голова и сердце которого разделены, говорит о том, чего он на самом деле не чувствует. Его признания в любви пронизаны недоверием п подозрительностью. Он также нечестен по отношению к себе. Он маскирует непри­язнь к себе пли объясняет её, обвиняя других. Любая ложь, которую он произносит, углубляет расщепление личности, поскольку его сердце знает правду. Любая ложь нарушает отношения между людьми, так как невозможно иметь от­крытое сердце и обманывать.

Немногие из нас избежали травм в детстве. Это выну­дило нас изолировать своп сердца и создать броню против любви. Однако все мы отчаянно тоскуем по ней. Мы не можем полностью открыть сердца, когда не чувствуем себя в безопасности. Мы не можем найти чувство безопасности в любви другого человека, а только в своей любви к себе. Такая любовь к себе не является нарциссизмом, о котором я говорил в своей работе на эту тему. Это также не эгоизм. Когда чувство любви выходит за свои пределы, распрост­раняясь но всему телу, мы переживаем это как любовь к себе, так как это нам приятно. Когда это чувство касается другого человека, мы познаём радость любви другого че­ловека, что обозначает то, что психологи называют "любовью к объекту". Но эти два состояния — одно и тоже, поскольку, как говорил Эрих Фромм: "Мы сами явля­емся объектом наших чувств и позиций; позиции по отно­шению к другим и по отношению к себе не столько проти­воречивы, сколько взаимодополняющи. И далее он замечает: "У всех, кто способен любить других, мы нахо­дим любовь к самим себе". Но мы можем себя любить только тогда, когда мы живём согласно таким ценностям как уважение, гордость и честность.

Объединение головы и сердца — это только половина пути к становлению любящего человека. Надо ещё обеспе­чить свободное движение энергии между сердцем и поло­выми органами для того, чтобы сексуальная активность проистекала из сердца. Существует движение крови от сер­дца к половым органам. Если бы этого не было, мы не смогли бы испытывать половое возбуждение. Но посколь­ку мы не ощущаем движения крови, мы не осознаём эту связь. Мы можем осознать её посредством дыхания. Если мы не сможем связать любовь с сердцем, наше дыхание ограничивается верхней частью тела, в которой мы задержи­ваем дыхание. Полный выдох является условием вовлече­ния в секс. Когда дыхание достигает таза, достигая самого его дна, мы ощущаем связь между грудной клеткой и тазом. Сексуальное возбуждение не ограничивается в этот момент половыми органами, а распространяется по всему телу давая чудесное чувство тепла, охватывающее также и сердце. Оно исходит из глубины сердца.

Некоторые люди считают, что сексуальное возбуждение естественным образом уменьшается вместе с возрастающей интимностью, но я думаю, что это относится только к пред­варительным ласкам. Окончательное удовольствие и удов­летворение от оргазма увеличиваются по мере углубления интимности, так как наша отдача становится полнее, когда существует чувство безопасности, связанное с любовью.

Моя концентрация на любви и сексуальности может вызвать у некоторых читателей вопрос, не упускаю ли я духовный аспект любви. А как же любовь к Богу? А не Бога ли я люблю, получая радость от его творения? Или любовь к Богу можно отделять от любви к его созданиям?

Во всей этой книге я подчёркиваю важность целостного существования. Говорить о духовности как о чём-то отлич­ном от других человеческих функций — значит расщеп­лять единство личности. На мой взгляд, духовность — это противоположная сторона сексуальности; они обе происхо­дят из сердца. Глядя в небо, мы достигаем неба; глядя вниз, мы обретаем контакт с землёй. Но, так же как и у деревьев, наше стремление ввысь тесно связано с контактом с землёй. Можем ли мы быть по настоящему духовными, не получая радости от нашей сексуальности? Я не думаю.

Если великие мистики и религиозные учителя не ошиба­ются, Бог находится в сердце. Когда мы вкладываем сердце в какую-либо деятельность, это становится выражением духовности. В этом свете сексуальность, если она является непосредственным выражением любви, дана от Бога и бо­жественна. По той же причине единение с Богом или кос­мическим сознанием может вызвать чувства, близкие к эро­тическим. Когда женщина уходит в монастырь, посвящая себя Богу, она становится возлюбленной Христа. Я думаю, что если наши сердца полностью открыты, мы одухотворе­ны в нашей сексуальности и эротичны в нашей духовности.

Я начал эту книгу с рассуждении о сущности любви, которая находится в сердце жизни. Когда мы взрослеем и развиваемся, наша любовь изменяется, охватывая всё боль­шую часть мира. Она становится зрелой, а мы берём на себя всё большую ответственность за тех, кого любим. Любящий человек охватывает своими чувствами всё живое и всё, что поддерживает жизнь. Именно такая любовь продлевает жизнь людям, животным и растениям. Ответственность не означает тяжести или принуждения. Она означает реагирование по любви, а не по обязанности. Это два несовместимых понятия, поскольку любовь является реакцией свободной личности, обязанностью которой является реализация своего потенциала.

 

Институт общегуманитарных исследований

Наши книги вы можете приобрести в магазинах:

«Библио-Глобус», ул. Мясницкая, д.6, тел. 928-43-51.

«Москва», ул. Тверская, д. 8, стр. 1, тел. 229-73-55. «Московский Дом Книги», ул. Н. Арбат, 8, тел. 203-82-42, 291-78-32.

«Молодая гвардия», Б. Полянка, 28, тел. 238-50-01.

«Дом медицинской книги», Комсомольский пр-т, 25 (рядом ст. м. «Фрунзенская»), тел. 245-39-33, 248-28-46.

«Дом книги в Медведково», Заревый пр-д, д. 12 (ря­дом ст. м. «Медведково»), тел. 476-16-90. «Книинком», Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом ст. м. «Кузьминки»), тел. 177-19-86. «Дом Деловой Книги», ул. Марксистская д. 9, (рядом ст. м. «Пролетарская»), тел. 270-54-20, 270-54-21. «Дом Книги на Войковской», Ленинградское ш.,13, стр.1 (рядом ст. м. «Войковская»), тел. 150-69-17, 150-24-66.

«Дом Книги в Сокольниках», ул. Русаковская, 27 (ря­дом ст. м. «Сокольники»), тел. 264-81-21. «Дом Книги в Измайлово», Измайловская пл., 2, стр.1 (рядом ст. м. «Измайловский парк»), тел. 166-69-96, 165-13-15.

«Дом Книги на Ленинском», Ленинский пр., 86, тел. 131-81-47, 133-13-15.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)