АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сердце — источник любви и жизни 11 страница

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. Перевести текст. 1 страница
  3. I. Перевести текст. 10 страница
  4. I. Перевести текст. 11 страница
  5. I. Перевести текст. 2 страница
  6. I. Перевести текст. 3 страница
  7. I. Перевести текст. 4 страница
  8. I. Перевести текст. 5 страница
  9. I. Перевести текст. 6 страница
  10. I. Перевести текст. 7 страница
  11. I. Перевести текст. 8 страница
  12. I. Перевести текст. 9 страница

"Если я буду дышать, то я умру", — сказала мне одна из пациенток. Дыхание, наверняка, не относится к саморазру­шающим вещам. Чем больше и полнее дышит человек, тем |- более он жив. Чем больше он жив, тем более он чувствует Но когда его чувства болезненны до невозможности, он делает все для того, чтобы избежать контакта с ними, сопротивляясь и не признавая их существования. В этом случае он дышит поверхностно, чтобы меньше чувствовать.

Я говорю о пациентке, случай которой описывал ранее. Когда она была грудным ребенком, мать не реагировала на ее плач так долго, пока ее не стало рвать, и она чуть не задохнулась. Этот опыт оставил в молодом организме не­изгладимый след — отчаянное желание любви слилось в ее понимании с риском болезненной смерти. Один травмати­ческий инцидент может и не вызвать у ребенка такой серь­езной травмы, но в данном случае он определил тип отноше­ний между матерью и ребенком. В этой истории поразительно то, что пациентка услышала ее от матери, которая рассказывала об этом с гордостью. Она не уступила ребенку! Она видела эту историю, как пример борьбы с ребенком за власть, борьбы, которую она выиграла. Дочь не столько проиграла борьбу за власть (ибо трудно допустить, что двенадцатимесячному ребенку знакомо понятие власти), сколько потеряла веру в свою мать. И хотя мать и дочь каким-то образом контактировали после этого, в их взаимоотношениях не было сердечности. В результате боль­шую часть своей взрослой жизни пациентка страдала от.депрессии. Ей приходилось силой заставлять себя испол­нять ежедневные обязанности. На самом деле ей хотелось лечь и больше никогда не вставать. Это отражает борьбу человека за выживание, несмотря на разрывающую сердце боль, связанную с утратой любви. Поскольку без любви жизнь лишена смысла, выживание требует большой силы воли для того, чтобы побороть желание сдаться и умереть.

Большинство людей, страдающие от утраты любви, со­противляются желанию смерти постоянной борьбой за то, чтобы заслужить себе любовь, добиваясь успехов, служа и исполняя ожидания других. Люди с разбитым сердцем дол­жны добиться успеха. Их зубы сжаты в суровой решитель­ности, поскольку поражение для них означает смерть. Они мобилизуют сознательную жажду жизни. Их девиз: "Я не сдамся, я справлюсь, ты мне не нужен". Эта воля, направлен­ная на подавление чувств, является источником сопротив­ления в терапии и главным препятствием для здоровья.

Как часто встречается такое желание смерти? Я слышал, как его выражает множество пациентов и научился относиться к нему серьезно, с тех пор, как один пациент совершил самоубийство. Я не считаю каждого пациента, сказавшего такие слова, потенциальным самоубийцей, но каждый раз, когда я их слышу, я осознаю глубину скрытой боли. Я также знаю, что такой человек не хочет умереть, что в нем есть стремление к жизни.

Стремление к жизни и к смерти могут сосуществовать вместе, поскольку они исходят из разных слоев личности. Оценивая возможность самоубийства, необходимо понять силу каждого из этих чувств.

Не знаю, осознавал бы ли я, как часто встречается жела­ние смерти, если бы не испытал его на себе. Несколько лет назад я плавал в бассейне, и когда моя голова оказалась под водой, я внезапно подумал, что не хочу ее поднимать. Чтобы поднять голову, требовалось усилие, а я устал заставлять себя. Как приятно так лежать и ничего не делать. Это было как бы возвращением в лоно. Но я знал, что если я не подниму голову, чтобы вдохнуть, то умру. Эта мысль не была с тишком пугающей, однако я почувствовал, что хочу жить. Я поднял голову, вдохнул и поплыл дальше, но эта минута дала мне понять, как важна для меня жизнь.

В психотерапевтической практике мне неоднократно при­ходилось отмечать, что для моих пациентов жизнь - это борьба, для некоторых унылая, не оставляющая места для удовольствии и радости. Но они — не исключение. Многие люди ощущают глубокую усталость от ежедневной беско­нечной борьбы. Если мы хотим испытать радость жизни, мы должны отбросить борьбу. Для взрослых война закончена. Мы проиграли, н больше уже не получим от наших родителей безусловной любви просто так, ни за что, которая была нам так необходима, н которой мы так отчаянно желали, будучи детьми. Мы теряем свою энергию, неустанно борясь за нее Принятие этой потери болезненно и связано с признанием поражения, против этого восстает эго. Но признание этой реальности освобождает нас от углубления в прошлое. Только приняв прошлое, мы получим свободу стремления к более обещающему будущему. Я часто напоминаю пациентам, что два народа, проигравшие вторую мировую войну, теперь самые преуспевающие в мире.

На глубоком бессознательном уровне пациент считает, что поддаться, отбросить волю — равнозначно смерти. Он выжил благодаря силе воли, поэтому он боится ее отбро­сить и поддаться чувствам, считает, что он мог бы от этого умереть. Это мало вероятно, поскольку большинство людей хочет жить. Когда во время терапии пациент осознает и почувствует желание жить, его саморазрушительное пове­дение редуцируется или исчезает. Цель терапии — помочь пациентам получить непосредственный контакт с существу­ющей в них силой жизни, таким образом, чтобы они могли пользоваться ею для собственного удовлетворения. Но чтобы получить этот контакт, им необходимо пробиться через два первых слоя личности: поверхностную волю к жизни п стремление к смерти (рис 13). Воля к жизни, хотя и черпает энергию из желания смерти, объединяет эту энергию с выживанием, в то время как ее имманентной целью является самореализация.

 

Рис.13. ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ И ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕР­ТИ.

а) Слово соге (ядро, сердце) происходит от латинского корня сог, означающего сердце. Французское слово соиег и испанское согагоп подтверждают.это. Сердце находится в ядре, в центре жизни. Сердечные чувства сильно связы­вают нас с желанием жизни.

б) Стремление к смерти — это слой, охватывающий боль, грусть и отчаяние из-за утраты любви Это слой "разбитого сердца".

в) Стремление к жизни (в отличие от стремления к смер­ти) является пристройкой к это. Базируется на защитных механизмах против боли, тоски, грусти н отчаяния, которые блокируют желания сердца

Первый шаг, который необходимо совершить пациенту, — это осознать конфликт между стремлением к жизни и стрем­лением к смерти. Этого осознания можно достичь благода­ря биоэнергетическому упражнению, которое состоит в том, что пациент, лежа на биоэнергетическом стуле, дышит как можно глубже. Через несколько минут ему говорят, чтобы после выдоха он не набирал воздуха. То, как пациент ведет себя в этой ситуации, говорит о его личности. Если он почувствует необходимость вдохнуть воздух сразу же после полного выдоха — это говорит о существовании пани­ки- Её переживают многие пациенты. Они выражают это в таких словах: "Мне нужен воздух. Я чувствую, что умру, если не сделаю вдох". Но невозможно умереть во время сознательной задержки дыхания. Когда отсутствие воздуха становится критическим, инициативу берет тело и, несмотря ни на что, человек дышит.

Я знаю, что задерживать дыхание можно довольно на­долго. Каждый, кто нырял без акваланга, знает, что это можно делать даже на несколько минут. Думаю, что рекорд находится в пределах 10 минут, если человек неподвижен. Однако в нашем упражнении не задерживается вдох. Ныряльщики задерживают дыхание на глубоком вдохе. В упражнении дыхание задерживается на выдохе. Поскольку тело располагает запасом кислорода в легких и в крови на две-три минуты, паника, охватывающая пациента, является следствием не нехватки кислорода, а неспособности свобод­но дышать из-за хронического напряжения мышц грудной клетки. Паника связана с чувством опасности и страха, которые вызывает призрак смерти.

Другие люди во время этого упражнения задерживают дыхание надолго. Это говорит об их устоявшемся желании смерти, поскольку вдох является олицетворением желания жить. Когда в этом упражнении желание жизни блокирует­ся, становится ясно видимым желание смерти. Желание жизни будет легче понять в негативной версии: "Я не умру". Пока это желание присутствует, человек дышит довольно ритмично, но поверхностно; воля удерживает дыхание на уровне, на котором не происходит активизация глубоких чувств, таких как отчаяние. Глубокое дыхание, а особенно фаза выдоха, ограничивает защитную функцию воли, облегчая приближение к чувству отчаяния и желанию смерти. Это объясняет панику людей, которые боятся до конца выпустить воздух. Они также ощущают стремление к смерти и одновременно боятся его, но доминирует равновесие в виде сильного желания жизни. Во второй группе желание жизни слабее.

Есть люди, воля которых не сильно задействована, по­скольку желание смерти слабое пли его вовсе не существует Эти люди выпускают много воздуха и долго задержи­вают дыхание, чтобы вызвать непроизвольный вздох. Такой вдох является спонтанным знаком утверждения жизни, по­добно первому крику и вдоху новорожденного Интенсив­ность, с которой производится вдох, является показателем интенсивности и желания жизни. Горло широко открывает­ся, чтобы зачерпнуть как можно больше воздуха, что равно­значно полной открытости жизни. После этого человек дышит глубже и полнее.

Стремление к жизни — это психологический аспект био­логического инстинкта самосохранения. Он существует в сердце человека и проявляется в поддерживающих жизнь функциях организма: биении сердца, перистальтических движениях кишечника, вдыхании и выдыхании воздуха, а также в бесчисленных функциях различных органов, тка­ней и клеток. Дыхание, как наиболее выразительная из этих функций, является мерой жизненной силы пациента Важно, насколько глубоко он дышит, достигает ли волна вдоха низа живота и доходит ли она до дна таза, является ли дыхание целостной функцией организма, или ограничивает­ся лишь одним сегментом — грудной клеткой или диафраг­мой Противоположным глубокому дыханию является поверхностное, ограниченное дыхание, или дыхание с усилием. Дело не в том, сколько воздуха с усилием может вдохнуть человек, а сколько воздуха он может вдохнуть без труда. Поскольку вдох — это процесс всасывания воздуха, мы измеряем также силу всасывания. Если какое-либо детское переживание, ослабило силу всасывания, снижается также желание жить. Дыхательные упражнения, мобилизующие и укрепляющие всасывание, увеличивают энергию человека и желание жить. Если при этом удастся активизировать плач, это уменьшит стресс, давящий на сердце, и сильно активизирует дыхание, уменьшая мышечное напряжение, которое тормозит жизненные функции тела.

Людей, отличающихся сильной жизненной волей, мы называем «приспособленными», это определение подходит многим в нашей культуре. Они характеризуются стиснуты­ми зубами и общей напряженностью Несмотря на явную способность к выживанию, они остаются на уровне боли и отчаяния связанными с изначальной утратой любви, кото­рая привела к желанию смерти. Это желание постоянно укрепляется из-за неудовлетворенного желания любви, ко­торое является неотделимым атрибутом личности, занятой выживанием Живя в состоянии готовности, хотя и бессоз­нательной, такие люди склонны к борьбе или к бегству, но не могут решиться ни на то, ни на другое.

Закрепощенность позволяет им существовать, но они не в состоянии найти удовлетворения. Кроме того, давление огромного стресса на тело не гарантирует длительного су­ществования. Рано или поздно такие люди чувствуют себя истощенными и хотят поддаться. Именно в этот момент может случиться паника (другими словами, они могут по­чувствовать желание смерти) и сердечный приступ.

Чтобы избежать подобных последствий, человек должен выключить свой волевой самоконтроль и свободно почувствовать боль, отчаяние и желание смерти, чтобы после многих лет борьбы оплакать утрату любви. Это поможет наладить контакт с жизненной силой в самом ее ядре: с импульсом дыхания п желанием жизни. Любовь — это сер­дце жизни, а сердце — источник любви. Нужно добраться до ядра собственного существа, чтобы найти любовь, явля­ющуюся смыслом и реализацией жизни.

Хорошим примером такого процесса является представ­ленный далее отчет о терапевтической сессии с молодым мужчиной, клиническим психологом, который приехал изу­чать биоэнергетический анализ. Во время обеденного пере­рыва он решил попробовать упражнения на биоэнергети­ческом стуле. Когда он лежал на нем, я как раз проходил мимо и увидел на его лице выражение смерти. Я обратил его внимание на это, н после обеда он решил поработать со мной. Стоя перед группой, он сказал: "Ваше наблюдение удивило меня Хотя в последнее время мне приходилось часто иметь дело со смертью. Три месяца назад моя жена покончила жизнь самоубийством". Но выражение его лица было скорее хроническим. Кроме того, напряжение в челю­сти говорило о сильном желании жизни, уравновешиваю­щим желание смерти. Я предложил ему выполнить выше­описанное упражнение. Обычно необходимо несколько попыток воздержания от вдоха, прежде чем пациент смо­жет задержать дыхание настолько долго, чтобы вызвать рефлекторный вдох. Так было и с ним. В определенный момент его рот открылся, и он начал хватать воздух. После чего разразился глубокими рыданиями. "Я хочу жить, я хочу жить," - повторял он.

По окончании упражнения я спросил его, был ли он когда-нибудь близок к смерти. "Да, — ответил он, — гово­рят, когда я был грудным ребенком, то я чуть не умер. Врачи, впрочем, считали, что я не выживу. Я ничего не ел и терял вес". Я спросил, что же случилось в этот период его жизни. "Мать перестала кормить меня грудью", — ответил он.

Напряженная челюсть пациента выражала его решимость не прикладываться губами к груди матери, поскольку раз­дражение было слишком болезненным Одновременно это была решимость выжить, несмотря на отсутствие необходи­мой ему любви Не открываясь и не ища сближения, он мог избежать боли. Но живя на уровне выживания, он был вовлечён в борьбу не на жизнь, а на смерть, что отражалось на его лице.

Я предложил ему попытаться избавиться от боли про­шлого, основанной на его желании смерти, ища теперь сбли­жения со своей матерью. Он уже не был ребенком и поэто­му мог вынести боль, не борясь с ней. Лежа на кушетке, он вытянул губы, одновременно распростер объятия и стал звать маму. Я обратил внимание на напряженные мышцы челюсти. Он разрыдался, так, что все мы, собравшиеся в комнате, смогли почувствовать страдание ребенка (все еще существующее во взрослом) из-за утраты мира, то есть материнской груди, олицетворяющей радость и удовлетво­рение. С психологической точки зрения грудной ребенок не мог иметь стремления к смерти, но боль, связанная с потерей, была так велика, что его горло охватил спазм, сделавший невозможным принятие пищи.

По окончании упражнения пациент сказал, что чувствует себя свободнее, чем раньше. Он знал историю своей болезни, но никогда не связывал ее с утратой груди. Я уверен, чго его мать и врачи не заметили этой связи. Вследствие этого ребенок оказался в исключительно безнадежном состоя­нии Плач во время упражнения и понимание потери "стер­ли" выражение смерти с лица пациента.

Не каждый случай столь драматичен. Часто у пациента возникают трудности с переживанием чувства желания смер­ти. Часто можно услышать слова: "Я хочу умереть". Но в реальности страх смерти достаточно силен, чтобы пациент мог позволить настоящую конфронтацию с ним. С некото­рыми пациентами необходимо работать долгое время, пока они наберутся храбрости полностью испытать его. Можно уверить пациента, что он не умрет во время сессии. Он пережил это в реальности, будучи маленьким и беззащитным, кроме того, он теперь находится под опекой терапевта.

Когда человек умирает, его смерть можно рассматривать как выражение его биологического желания смерти. На психическом уровне он может все еще испытывать стрем­ление к жизни, представляющее позицию его эго пли созна­ния, но не желание тела. Таким образом, можно сказать, что если причина смерти была естественной, человек жил так долго, как хотел. Стремление к жизни эффективно до тех пор, пока его поддерживают жизненные силы организма. Надлом этой силы в результате ее ослабления или стресса приводит к исчезновению желания жизни.

Несколько исследований подтвердило, что рак часто раз­вивается после потери любимого человека. Справедливо считается, что стресс, связанный с потерей, вызывает бо­лезнь. Однако многие исследователи утверждают, что такая реакция на утрату в более позднем периоде жизни связана с подобной травмой в детстве, то есть утратой любви матери пли отца. Позднейшая потеря пробудила старую боль, увеличивая стремление к смерти. Во многих случаях желание смерти сознательно, поскольку в старшем возрасте присутствует чувство безнадежности, связанное с отсутстви­ем возможности найти новую любовь. Без любви пли хотя бы надежды на любовь невозможно выжить.

Мы начали эту главу с рассказа о саморазрушающем поведении пациентов с болезнями сердца. Самой распрост­раненной формой является поведение типа А, которое ха­рактеризуется необходимостью достижений, служащих доказательством того, что человек достоин любви. Интенсив­ность такой необходимости проявляет ее отчаянный харак­тер. Один из пациентов определил это так: "Жизнь — это борьба. Отказываясь от борьбы, я отказываюсь от жизни. Я не умею жить для себя. Я содержу семью, мне также необходимо, чтобы дети выросли, вышли замуж, нашли работу, и т.д. Вся моя жизнь была неустанным усилием подтверждения моего существования, так как меня могло бы не быть. Мать не хотела второго ребёнка, но раз уж он должен был родиться, то она предпочитала девочку. Когда я родился она сказала: "Заберите его! Это не мой ребёнок!" Неизвестно, зачем мать рассказала ему эту историю, кото­рая стала для него большой тяжестью в жизни.

Многие читатели знают книгу Нормана Казинза "Анато­мия болезни", в которой он рассказывает о своей первой серьезной болезни. Это было заболевание коллагеновой ткани, которая развилась неожиданно и имела фатальное течение. Казинз приписывает своё выздоровление терапии смехом и очень высоким дозам витамина С. Из описания событий, предшествующих болезни, следует, что в результате стресса он очень сильно переутомился. Но он не воспринял это переутомление, так как его воля требовала выстоять. Болезнь развивается, когда человек перейдёт меру и преодолеет какой-то критический пункт. К сожалению, он не всегда может распознать этот критический пункт, прежде чем он его перейдёт. Опасность кроется не в самом состоянии истощения, но в убеждении, осознанном или неосознанном, что поддаться утомлению — означает проявить слабость. В результате человек не может сказать: "Я больше не могу!"

В то же время, способность поддаться утомлению озна­чает возможность восстановления энергии и духа. Человек, отдавшись своей печали, открывает и освобождает глубокую боль, связанную с "разбитым сердцем". Эта боль расположена в теле — в зажатой челюсти, сжатом горле, жёсткой грудной клетке и впалом животе человека, подавляющего тоску по любви и стремление к жизни.

Блокируя тоску по любви, человек больше не ощущает боли. В той степени, в какой она заблокирована, он ощущает вместо этого глубокое чувство фрустрации и безнадёжности, которое подпитывает стремление к смерти. Открытие себя оживляет боль. В смерти нет боли, поэтому она становится искушением для многих людей. Но в жизни также нет боли, если человек в полной мере жив. В этом случае чувства текут свободно, не подвергаясь торможе­нию. Боль сопутствует пробуждению к жизни, наплыву энергии и чувств к напряжённым или мёртвым областям юла.

Страх перед этой болью объясняет, почему сердечные приступы появляются в то время, когда склонный к ним человек ощущает стремление к любви и находится в пред­дверии совершения шага с целью вырваться из ловушки недостатка любви. Болезненно осознать, насколько пустой и не приносящей удовлетворения была и может быть наша жизнь. Но если это осознание приводит к плачу, а не к очередным попыткам подавления, боль сразу же уменьша­ется и проходит.

Допущение боли служит также другой цели — пробуж­дению подавленной злости, так, чтобы она могла быть на­правлена вовне. Блокированная злость обычно связана с психическими травмами в раннем детстве. В более позднем периоде жизни её невозможно выразить в отношении ро­дителей. Подавленная злость может проявиться как ярость в ответ на какую-то незначительную фрустрацию. К сожа­лению, как мы уже знаем, такие взрывы не разряжают злость, которая представляет опасность для сердца. Направление её на собственных детей, что можно считать частой практи­кой, является паттерном поведения ас(лп§ ои(. (действие или, точнее, отыгрывание вовне — прим. переводчика) и не приносит настоящей разрядки. Злость должна быть выра­жена в соответствующих обстоятельствах, где она никому не может причинить вред. Пациент в процессе терапии разряжает её ударами по кушетке в кабинете у терапевта или у себя дома. Эго упражнение уменьшает напряжение в мышцах спины и рук, освобождает грудную клетку и позво­ляет дышать глубже и полнее. Выпускание злости наружу отлично редуцирует саморазрушающее поведение, которое, в конечном счёте, является результатом злости, направляе­мой против себя.

Я уже упоминал о том, что злость может быть основой для развития серьезных заболеваний, таких как рак или сердечный приступ. Однако почему одни умирают от рака, в то время как у других случается смертельный сердечный приступ? Рак связан с медленной смертью и вызван посте­пенным ослаблением стремления к жизни. Это удивительно, но стремление к жизни остаётся до самого конца очень сильным у онкологических пациентов. В то время, когда тело умирает, эго утверждает своё стремление к жизни, хотя это не оказывает влияния на развитие болезни. В результате онкологический пациент не отказывается от невротической борьбы, пока её не прервёт смерть. Но не относится ли это и к жертвам сердечного приступа? И да и нет. Жертва сердечного приступа больше осознаёт собственную борьбу и стремление отказаться от неё. Если человек не сможет освободиться от этого сознательным способом, он делает что-то деструктивное, чтобы освободиться из ловушки, как эго сделали два описанных Фридманом директора, которые потеряли свои посты, не представив налоговые декларации Лучше потерять пост, чем жизнь. В некоторых ситуациях сердечный приступ является способом избавиться от неимоверной тяжести. Но нельзя утверждать, что кто-то сам вызвал у себя сердечный приступ; такого рода выход из болезненной ситуации мог быть для него возможен на бессознательном уровне.

Жертва сердечного приступа находится в конфликтной ситуации. Человек стремится к освобождению, но опасает­ся этого. Для того чтобы освободиться, он должна был бы открыться, что бросило бы его в объятия боли, связанной с "разбитым сердцем", и страха быть отвергнутым Смерть, если она наступает в результате сердечного приступа, явля­ется выражением не эмоционального отказа, а страха. Символически сердечный приступ соответствует реакции паники, которая появляется, когда стремление к освобожде­нию, выходу за свои пределы и раскрытия является на­столько сильным, чтобы поставить под вопрос кажущуюся безопасность. Ни это стремление, ни паника не осознаются. Если бы они осознавались, проблема разыгры­валась бы на уровне сознания, и её можно было бы решить.

Смерть, вызванная сердечным приступом, указывает на потерю надежды, поскольку сердце является в той же мере органом надежды, как и любви. Утрата надежды, являющаяся следствием паники — это подавляющее острое чувство, которое очень отличается от эмоционального отказа онкобольного, надежда которого постепенно подтачивается стремлением к смерти. Когда такие вопросы появятся и проработаются в процессе терапии, пациент имеет шансы справиться со страхом. Тем более, что присутствие психотерапевта даёт чувство безопасности. Для многих па­циентов связь с психотерапевтом является связью с жиз­нью. Конфронтация с собственными конфликтами — все­гда болезненный п пугающий, но в тоже время и ценный опыт, так как он даёт возможность жизни не искажаться стремлением к смерти.

Я приведу сейчас пример, в котором пациент испытал все симптомы сердечного приступа без самого приступа. Я считаю, что Морис избежал инфаркта миокарда благодаря тому, что оставался в контакте с собственными чувствами. Инцидент произошёл в то время, когда любовь стремилась проникнуть через защитный панцирь его грудной клетки. Морис, 55-летний клинический паталогоанатом, в течение нескольких лет проходил биоэнергетическую терапию. Клю­чевым пунктом в терапии была его борьба за открытие сердца. Десять лет тому назад он женился в третий раз. Его семейная жизнь всё это время была бурной. Вслед за периодами сердечности и тепла между ним и его женой Барбарой наступали периоды дистанцирования, холодности, травмированных чувств. Однако, их контакт постепенно улучшался по мере того, как они оба работали над своими личными проблемами. Морис усиленно работал над тем, чтобы стать более автономной личностью и не зависеть от женщины, больше идентифицироваться с собственной сексуальностью и чувствовать себя в ней безопаснее и быть более любящим человеком. Проблемы, которые у него были с Барбарой, были аналогичны тем, которые он переживал с собственной матерью. Он принял роль помощника и всегда приходил по первому её зову. Однако он впадал в ярость, когда она не удовлетворяла его потребности.

Инцидент, описанный Морисом, позволяет нам понять конфликты и чувства, связанные с попыткой преодолеть напряжения, закрывающие сердце. Однажды Морис про­снулся с "очень неприятным чувством в горле". Во сне он увидел знакомого мужчину, мышцы грудной клетки которо­го были отпрепарированы длинными разрезами. "При виде этой ужасной картины, я почувствовал печаль. Я был уве­рен, что он умрёт, но в то же время испытывал к нему глубокую сердечность. Я проснулся с болью в горле".

Интерпретация сна проста. Человеком из сна был сам Морис, грудная клетка и горло которого открывались, вызывая великолепные чувства, но в то же время также возникали боль и страх смерти. Когда он проснулся, боль напоминала несварение желудка, и она усугублялась при попытке сесть. Он испугался и начал сомневаться, не испы­тывает ли он сердечный приступ. Его прошиб холодный пот, и он подумал, что, возможно, умирает. Он разбудил Барбару со словами: "Мне кажется, что я очень болен". Она решилась вызвать скорую помощь, на что Морис со­гласился, чувствуя себя на грани обморока. Однако боль в горле и в грудной клетке прошла. Но мысль о том, что он умирает, не проходила, и Морис приготовился принять это.

Членом команды скорой помощи был муж женщины по имени Дженни, которая была когда-то ассистенткой Мориса. Морис спросил его о Дженни и их очередном ребёнке и услышал в ответ, что у них всё хорошо. Морис рассказывал потом: "Когда я подумал о Дженни, я почувствовал своё сердце и приток любви к ней.» Я сказал: "Прошу вас, пере­дайте, что я люблю её". Это казалось мне очень важным.

Когда Мориса привезли в больницу, персонал приёмно­го покоя сразу же подключил его к монитору и снял ЭКГ. Такие быстрые действия успокоили его. Он восхищался их работой. ЭКГ показало, что его сердце в норме. Однако его поместили в реанимацию, где он провёл ночь, подключён­ным к монитору. На следующий день он чувствовал себя лучше и поняв, что с сердцем всё в порядке, обсуждал с женой их эмоциональную ситуацию и состояние своего сердца. Впоследствии он рассказывал: "В машине скорой помощи, по дороге в больницу, я придавал большое значение своей просьбе передать Дженни, что я её люблю. Я чув­ствовал своё сердце: я на самом деле её любил. В приём­ном покое, оглядываясь по сторонам, я думал: "Кого я могу здесь полюбить?" Дело было в том, что моя жена в течение последнего месяца не позволяла проявлять мою любовь. Она была разгневанной и ревнивой, так как думала, что у меня есть другая женщина. Я держался на дистанции и не ощущал потребности в сексуальном сближении. В течение этого дня я чувствовал, что во мне что-то умирает. Во время разговора с женой в больнице у меня было чув­ство, что я могу отдать за неё жизнь. Это означало, что я мог бы отдать жизнь за свою мать для того, чтобы сделать её счастливой или вернуть её. Я вспомнил, как, будучи ребёнком, решил посвятить часть своей жизни тому, чтобы мои родители жили сотни лет. Это было проявлением опа­сения потерять их, так как где-то в глубине я чувствовал, что без них умру. Я помню, как переживая проблемы с женой, однажды ночью я плакал, чувствуя, что без нес могу умереть. Я хотел позвать кого-то в отчаянии, например, мать, но со страхом осознавал, что она не придёт, не услышит, что мой голос и чувства уйдут в никуда. Это было ужасное чувство одиночества, боли, депрессии, отвержения, хотя эти слова не передают того ужасающего переживания, что я могу умереть. В тот же период я пережил два ужасных ощущения, которые сопровождали меня во сне целую ночь. Одно из них основывалось на том, что моё горло и пищевод повреждены, н я умру; другое было чувством, что если я не переоденусь и не спрячусь, меня убьют. Я теперь понимаю это как приказ скрывать своп чувства и потребности, за несоблюдение которого мне грозит смерть. Мне каким-то образом удалось выжить. Я себя чувствовал так же, как когда испытал гнев жены, с которым она обрушилась на меня, обвиняя за связь с другой женщиной. Она была в панике, что вызывало панику также у меня. Я осознал, что моя мать также бывала в подобных состояниях. Я осознал, как отчаянно старался в то время помочь матери и каким бессильным себя чувствовал. Это бессилие позволило мне плакать над собой и ощущать собственное одиночество. Я почувствовал и осознал себя в этот момент таким несчастливым, каким был большую часть своей жизни, о чём стыдился думать, как будто я не имел права быть несчастным. С этим несчастьем я никогда не умел справляться, так как это было несчастье моей матери. Я присвоил его себе и ощущал как своё".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)