|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Высокий уровень информационной культурыСовременная информационная культура, т.е. человеческая культура в условиях развития цивилизации, по большому счету должна быть определяющим индексом развития гражданского общества в современных и особенно будущих информационных реалиях. Не самые совершенные компьютерные, телефонные и телевизионные устройства, не самые наукоемкие высокие технологии будут определять векторы движения человека к своему совершенству. Главные черты информационной цивилизации будут определяться степенью и уровнем информационной культуры. Основной критерий развития информационного общества тесно связан с самим человеком, с его духовным содержанием, с его поступками в новом технологически обустроенном мире. Поэтому проблемы нравственности и этики будут определяющими. Информационная культура как возможность поступать ответственно, самостоятельно реализуя свои информационные потребности и действия, тесно связана с понятием «информационная свобода», т.е. возможностью поступать беспрепятственно, но сообразуя свои информационные действия с аналогичными потребностями и действиями других членов человеческого сообщества. Иначе говоря, каждый должен сопоставлять свои информационные желания (хотения) и, особенно, действия с тем, что обычно определяется этическими правилами, вне зависимости от того, поддерживаются такие правила силой и принуждением или нет. Необходимо заметить, что конкретная информационная среда только тогда становится привлекательной для человека, когда она не имеет жестких правил и условий ее использования. Иначе и быть не может, так как в противном случае пользователь ищет другое место приобретения и приложения своих знаний. Информационная свобода обычно понимается как всеобщая вольность в поиске, передаче и использовании абсолютно любой информации в обществе. В то же время свобода информации должна пониматься как естественная необходимость человека в получении наиболее адекватного отражения существующей действительности с тем, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и находить для себя наиболее правильные варианты достойного выхода из кризиса. Это особенно актуально в настоящее время, когда жизнь наполнена кризисными ситуациями и опасными их проявлениями. Человек заинтересован в адекватном отражении и именно этот интерес, эта потребность носит естественную природу, поэтому право на информацию совершенно справедливо относят естественным правам человека. Однако в этот естественный процесс отражения всегда пытаются проникнуть структуры, заинтересованные в том, чтобы естественный ход отражения действительности направить по иному вектору, в другое русло, выгодное для этих структур. К таким структурам относятся, например, средства массовой информации, которые призваны влиять на состояние информированности населения. В основном они правдиво отражают действительность, но нередко и весьма искаженно. К сожалению, информационная культура нередко трактуется как уровень владения знаниями и навыками работы с информацией и средствами ее обработки, а свобода пользования информационной сферы нередко трактуется произвольно и не в интересах потребителя. Это касается и среды Интернет, где наряду с благом можно несанкционированно получить «грязную информацию» в форме невостребованной графики, либо несанкционированное почтовое отправление. Пользователю информационной сферы нередко навязываются искаженные представления о культуре, примитивные и совершенно дикие смыслы, не имеющие ничего общего с благом. А именно для получения социально полезной информации задумана массовая информация как общественный феномен. Информационная культура предполагает не только возможность овладения информационными знаниями, но и обязанность человека не злоупотреблять своими правами и свободами в общем информационном пространстве, поскольку невыполнение этого бремени может вызвать ущемление либо уничтожение аналогичных прав и свобод других людей. Участникам информационных отношений ничего не остается, как только соблюдать этот исторический постулат, а потому самим непосредственно участвовать в организации правил поведения, используя всеобщую конструкцию поведения, основным содержанием которой должны быть разум и добрая воля. На основании отмеченных признаков можно сформулировать определение информационного общества: информационное общество – такое состояние развития общества, которое характеризуется высокоразвитой информационной культурой, инфраструктурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |