|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные расхождения юнгианства и фрейдизмаЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако, в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. — отношение к бессознательному. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия. Фрейда рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, а Юнг провел четкую дифференциацию между "индивидуальным" и "коллективным бессознательным". Индивидуальное бессознательное ("личное бессознательное") отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными. Коллективное бессознательное - представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества(в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих). - В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. - Религиозность и оккультизм, к которым Юнг относился серьезно, Фрейд воспринимал с брезгливостью. Невротические фантазии и мифологические образы, всплывавшие при анализе, Ф. толковал как символы вытесненных сексуальных желаний. Юнг, напротив, индивидуальное объяснял коллективным. - Одним из элементов "аналитической психологии" Юнга является теория "комплексов ", то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В понимании Фрейда комплекс – всего лишь совокупность образов и представлений относительно чего либо, не несущая эмоционального заряда. - Символы в работах Фрейда указывают на частное с помощью общего. Видеть во сне короля и королеву, значит, видеть своих отца и мать. Подход Юнга – прямо противоположный. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, элементам психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду. - Интерпретация сновидений. Юнг не соглашался с Фрейдом в том, что сон – это некий заслоняющий смысл «фасад». Он считал, что нельзя игнорировать содержание сновидения, из него можно извлечь жизненно важную информацию. - тема инцеста в сновидениях. Фрейд исходил из того, что суть инцеста - регрессия взрослой психики к детскому состоянию, когда сексуальность направляется на мать. Для Юнга инцест - символ, причем, неоднозначный. - Существовали расхождения и во взгляде на терапию. Задача оздоровления психики связана у Фрейда с индивидуальным самопознанием, тогда как Человек, по Юнгу, прежде всего, нуждается в вере и идеологии, которые придают смысл жизни. Фрейд был позитивистом, рационалистом и просветителем, в то время как Юнг - романтиком, мистиком, модернистом и консерватором.
10. Коллективное бессознательное, основные архетипы, процесс индивидуации. ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако, в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. Согласно Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. Он утверждал, что личность в целом, или психика состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное - это хранилище следов памяти, наследуемых человеком из жизни предков. Коллективное бессознательное отделено от личного и является абсолютно всеобщим, так как все люди имеют одинаковое строение мозга и общую эволюцию. Наследуются не родовые воспоминания, а возможность восстановления психических элементов предшествовавших поколений. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинктами. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения, основные из них: инстинкт смерти и инстинкт жизни.
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов («первичных моделей»). Архетипы — врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Архетип - это форма, матрица, которая заполняется индивидуальным содержанием. Архетипы становятся явными в образах фантазий, мифов, сновидений, ритуалов и т.д. Количество архетипов очень велико. Основные архетипы - Рождения, Смерти, Энергии, Героя, Бога, Мудрого старца, Возрождения, Ребенка и т.д. Наиболее значимыми для развития личности являются следующие архетипы: Персона, Тень, Анима (Анимус).
Персона - представляет собой маску, которую носит человек, чтобы удовлетворять требованиям социальных норм и традиций Тень - низшая часть личности, совокупность всего, чем человек не хочет быть, всего, что относится к биологическому началу (животные инстинкты), всего того, чего человек страстно желает, но боится.
Анима и Анимус. Эти архетипы компенсируют мужскую или женскую природу индивида. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Анима мужчины содержит вытесненные в бессознательное женские качества - нежность, сострадание, сентиментальность. Анимус - мужество, твердость, активность, агрессия.
Самость - центральный архетип личности, максимальная полнота реализации. Самость включает сознание и бессознательное, ее развитие не имеет предела.
По Юнгу, цель психического развития - самореализация, этот процесс он назвал индивидуацией и считал его главной задачей человеческой жизни. Целью индивидуации является становление Самости, обретение личностью целостности и гармонии. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивидуального и коллективного опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.
Индивидуация - это путь к себе. Она предполагает интеграцию основных архетипов. К ним относятся Тень, Персона, Анима (Анимус). Осознание и объединение этих архетипов вокруг Я является основным содержанием индивидуации.
Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Карл Густав Юнг систематизировал наблюдения из своей практики и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия, которые касаются восприятия действительности. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека. С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам), либо внутренних (погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта, он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию.
Согласно теории Юнга, обе установки сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует.
Далее Юнг ввел понятие психологических функций. Одни люди лучше оперируют с логической информацией, а другие – с эмоциональной. Одни обладают более развитой интуицией, другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей).
Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение: Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Функция интеллектуального познания и формирования логических заключений. Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво. Функция субъективной оценки Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов. Мышление и чувство — функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения "истина — ложь", а чувство — "приемлемо — неприемлемо". Эти функции образуют пару противоположностей (если человек более совершенен в мышлении, то ему явно недостает чувственности). Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление — чувство, ощущение — интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них оказывается обычно более развитой, чем остальные (ведущая, подчиненная).
По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Функциональные типы в чистом виде встречаются в реальной жизни крайне редко. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |