АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические истоки возникновения психоанализа

Читайте также:
  1. A. Какова непосредственная причина возникновения этой аномалии?
  2. I. Психологические операции в современной войне.
  3. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
  4. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента
  5. Беседа. Психологические аспекты диалога
  6. Билет 2. Возникновения государства Русь. Русь как раннефеодальная монархия. Первые русские князья. Характеристика внутренней и внешней политики
  7. Биологическая теория возникновения генерализованного тревожного расстройства
  8. Боевой стресс и его психологические последствия
  9. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
  10. В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений.
  11. Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории
  12. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕХНИЗМ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

В тот день к нам приехал в гости мой отец. Он привез подарок для Симы. Когда дочь открыла коробку, то обвиняющим тоном произнесла: «Это маленькая кукла, я хотела большую!» Отец побледнел. «Дорогая, — сказал он, — неужели ты думаешь, что дедушка не старался? Я искал повсюду и даже сделал специальный заказ, но это самая большая кукла, которую я смог найти».

Сима отбросила коробку в сторону: «Это не та, я хочу большую».

Раньше я бы сказала: «Пап, не расстраивайся, она не понимает, она еще маленькая». Я всегда была рядом, чтобы извиниться за безобразное поведение дочери. Но на этот раз я поднялась, взяла Симу за руку и сказала: «Извини нас, дедушка».

После чего я отвела дочь в ванную комнату, закрыла дверь и очень медленно сказала:

— Сима, когда кто-то старается, покупает тебе подарок, то этот подарок нужно принять с благодарностью.
— Но он принес не ту куклу! — заныла дочь.
— Я знаю, — сказала я, — ты ждала одно, а получила другое. Так бывает.
Зареванная Сима грустно кивнула.
— В таком случае, — продолжила я, — нужно поблагодарить, подождать, пока человек уйдет домой. А потом ты можешь поделиться с кем-то близким, что подарок тебя разочаровал… И знаешь, почему так?
Сима помолчала, а потом ответила:
— Чтобы не обидеть того, кто сделал подарок?
— Именно, — кивнула я.
— Как ты думаешь, дедушка расстроился? — робко спросила дочь.
— А как ты думаешь?
— Не знаю.
— Я думаю, что да.
— Что же делать?
— Ты что-нибудь придумаешь, я знаю.

Я вернулась к отцу в комнату. Сима не появлялась несколько минут. А потом зашла к нам со стаканом вишневого сока в руках. Она протянула стакан деду. Он вернул его ей со словами: «Нет, дорогая, спасибо, выпей сама».

Тут я чуть было не взорвалась! Моя дочь впервые в жизни повела себя как настоящий человек, а мой собственный отец снова сделал из нее принцессу.

Я со страхом ждала, что Сима будет делать. Сначала она смутилась, а потом повторно протянула стакан дедушке:

— Нет, дедуль, я приготовила этот сок специально для тебя. Думаю, тебе он понравится.

Я ликовала! Она все же сделала это! Она обязательно станет «настоящим человеком».

Я не обманываюсь, знаю, что это только начало. Я целых семь лет делала из дочери принцессу, и на то, чтобы превратить ее обратно в человека, потребуется еще столько же. Но теперь я не собираюсь останавливаться.

Знаете, на моем подоконнике стоит цветок. Я не понимала, почему он настолько несимметричен. И только потом догадалась, что одна сторона растения недополучает солнечного света. Я стала поворачивать горшок с цветком, и постепенно растение стало симметричным и пушистым.

 

Психологические истоки возникновения психоанализа.

Психоанализ вышел из идеи Вундта об интроспекции и опоре на экспериментальный опыт. Все, что происходит в мире, происходит внутри человека. Эта идея дала основу понятию психическая реальность, столь значимому в психоанализе. Психическая реальность – термин Фрейда, обозначающий в психике субъекта то, что обладает такой же связностью и значимостью, как и объективная реальность. Таковы преимущественно бессознательные желания и фантазии, образы, мысли – то есть мир представлений субъекта. Информацию о психической реальности человека можно получить из сновидений, ошибочных действий, художественного творчества и т.п. – всего, что не является сознательным намерением.

Опора на эксперимент воплотилась в принципе Фрейда исходить из клинической практики. Вся теория психоанализа базируется на клинических случаях. Что касается медицины, то надо отметить, что наибольшее влияние на Фрейда оказали два направления: суггестотерапия (Шарко, Бернгейм) и школа психофизиологии (Брюкке, Гельмгольц). Учеба у Шарко и Бернгейма дала Фрейду две идеи:

· Человек не только гипнотизируется извне, но и находится под постоянным воздействием бессознательного.

· Симптом заболевания всегда имеет некое значение, смысл. То есть симптом что-то символизирует.

Идеи школы психофизиологии оказали большое влияние на научное мышление Фрейда. Как представитель научного направления, основанного его учителем Эрнстом Брюкке, Фрейд полагал, что все биологические организмы являются системами атомов, которые подчинены определенным законам, в особенности принципу сохранения энергии. Основные принципы психоанализа – динамический, экономический, топологический, генетический – это аналоги основных концепций физики по Ньютону.

Личностные предпосылки возникновения психоанализа связаны с одной стороны с необычайной научной, исследовательской одаренностью Фрейда, с его способностью увидеть в привычных жизненных явлениях то, чего не видели другие. С другой стороны такой предпосылкой явилось наличие собственного невротического конфликта, значимость инфантильных переживаний для всей дальнейшей жизни. У Фрейда была готовность привязать актуальную проблему к детству. Эта готовность и дала начало разработанной им стратегии возврата к детству(взаимоотношения с матерью, смерть младшего брата).

Психоанализ в отличии от других психологических теорий опирается на представление о наличии в психике бессознательной структуры, которая является основной движущей силой. Главенствующими в психоанализе являются принципы: детерминизма (причинности), динамических отношений между сознательным и бессознательным, исторический подход (основы психической жизни закладываются в детстве).

Как практический метод, психоанализ единственное направление в психотерапии, которое ставит своей задачей переструктурирование психики.

Клинические принципы психоанализа: трансфер, сопротивление, метод свободных ассоциаций, интерпретация.

 

 

2. Психоанализ и гипноз. Влияние на 3. Фрейда идей французской суггестивной психотерапии и причины его отказа от техники гипноза.

 

Особенно успешно использовали гипноз французские врачи, для изучения опыта которых Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (1886 г.). Шарко утверждал, что причину истерии следует искать только в психике. В одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенностях его половой жизни. Это наблюдение запало в голову Фрейда. За время учебы у Шарко Фрейд пришел к убеждению о психогенном характере истерии. Но эти новые идеи в Вене были холодно встречены медицинским сообществом, где царило убеждение, что истерия является либо притворством, либо следствием органических изменений в нервной системе. В 1889 году Фрейд вновь едет во Францию к знаменитому невропатологу Бернгейму. Здесь он обращает особое внимание на феномен постгипнотического внушения («случай с зонтиком»). Этот факт указывает на то, что человек может совершать поступки, мотивы которых он не осознает, но стремится подыскать им рациональное объяснение. Ни физиология, ни современная психология не могли дать объяснения этим явлениям. На первых порах главным и единственным методом работы Фрейда был гипноз. Но этот метод не всегда был достаточно эффективен, кроме того, Фрейд не владел им так мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом заставила его искать другие средства. На новый путь Фрейда направила одна из пациенток – Эмми фон Н. (Фани Мозер). Она настаивала на том, чтобы Фрейд позволил ей рассказывать все так, как она хочет, и не прерывал ее расспросами. Фрейд слушал ее и находил в беспорядочных мыслях спонтанные воспоминания и впечатления, которые говорили ему гораздо больше, чем подозревала пациентка. Так было положено начало методу свободных ассоциаций, который в дальнейшем стал «основой основ» психоанализа. Понятие «ассоциации» давно существовало в психологии, но их изучение проводилось в пределах сознания. Фрейд же искал в этом материале связь с бессознательными побуждениями и аффектами. Для этого надо было вывести ассоциации из-под контроля сознания, они должны были стать «свободными». Так родилась главная процедура психоанализа.

По признанию Фрейда, отказ от гипноза и замена его новой техникой – методом свободных ассоциаций (МСА) – послужили толчком к становлению и развитию психоанализа. Заменив гипноз МСА, Фрейд исходил из того, что от бодрствующего пациента можно узнать нечто существенное, о чем он даже не догадывается. Часто пациент утверждает, что, рассказав врачу о себе, он ничего больше добавить не может. Психоаналитик же уверяет пациента, что он многое знает и ему только следует говорить буквально обо всем, пришедшем ему в голову.

 

3. Сотрудничество с Й.Брейером. Катарсический метод лечения.

 

З.Фрейд в начале своей исследовательской деятельности пытался осмыслить проблемы своих пациентов с точки зрения физиологии. Он закончил медицинский факультет Венского университета и после его окончания стал работать в городской больнице.

После стажировки в парижской больнице у Шарко Фрейд сменил свои лабораторные анатомические исследования на исследование истерии, что, по сути, предопределило возникновение психоанализа.

Как практика его интересовали методы лечения нервнобольных. Этим методом стал гипноз, интерес к которому у него возник в больнице Шарко. Но для Фрейда гипноз стал не только методом гипнотерапии, но и способом исследования симптомов заболевания пациентов. Метод выявления причин возникновения симптомов с помощью гипноза был подсказан ему его старшим покровителем Й.Брейером. Й.Брейер рассказал Фрейду о том, что он стал применять к свой пациентке Берте Паппенхейм (Анне О) новый метод, основанный на гипнозе, чтобы выявить истоки ее невротических симптомов. Назвал он этот метод он катарсическим. Этот термин восходит ко временам Аристотеля, который под ним понимал эмоциональное потрясение, возникающее у зрителя античной трагедии за судьбу героя.

Катарсический метод (К.М.) – психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие – это очищение (катарсис), разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту припомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них.

В основе лежит следедующее представление: истерические больные страдают воспоминаниями; их симптомы являются остатками и символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание произошло потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и аффектам пришлось направиться в другое русло; став бсз, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, аффекты проявляются с необычайной силой, происходит отреагирование и невротические симптомы исчезают, тем самым достигается терапевт эффект. По Брейеру, К.М. предполагал приведение пациента в гипнотичесок состояние, в котором можно было получать сведения о патологических воспоминаниях и травмирующих переживаниях.

З.Фрейд, познакомившись со случаем Анны О, начал воспроизводить опыт Брейера на своих больных и использовать в своей частной практике метод катарсиса. В 1889 г. Фрейд приступил к лечению фрау Эмми фон Н., которая страдала спазмами лица. При ее лечении с помощью гипноза и катарсического метода Фрейд заметил, что исчезновение симптомов способствует установлению непосредственного контакта между врачом и пациентом. Прекращение этих контактов может привести к возобновлению симптомов. Получалось, что гипноз, способствующий выявлению причин невротических симптомов, может стать камнем преткновения на пути полного, бесповоротного излечения больных.

Это было началом сомнений Фрейда в эффективности не только гипноза, но икатарсического метода, так как оказалось очевидным, что успех терапии зависит не столько от катарсиса, достигаемого пациентом, сколько от личных отношений, устанавливаемых между ним и врачом.

Обнаружив ограничения связанные с гипнотическим внушением, Фрейд отказался от гипноза и тем самым он внес изменения в катарсическийметод Брейера. С этим изменением и связано появление психоанализа.

- Элизабет фон Р., испытывающая мучительные боли в ногах. Метод, который он применил к этим пациенткам, он назвал сосредоточением. - наложению руки на лоб, убеждая, что к ней обязательно придут воспоминания.

К концу работы с Элизабет фон Р. Фред изменил свой метод настойчивого воздействия на пациентку. Он пришел к методу свободных ассоциаций – говорить, что придет на ум, не думая ни о какой сознательной цели.

 

4. Становление психоаналитического движения. Концептуальные основания расколов в психоаналитическом движении: основные теоретические и клинические расхождения.

 

1 этап – 1902 – Ф. получил звание экстраординарного проф. ун-та. Осенью Ф. приглашает Канахе, Рейтлера, Штекеля, Адлера встретиться для обсуждения п/а идей. Стали встречаться регулярно – «Псих общ-во по средам». Общ-во посещали различные люди, были и те, кто впоследствии стали известными п/а. Присоединились Федерн, Ранк, Ференци, Закс, иностранные гости – Эйтингтон, Юнг, Абрахам (1907), Джонс (1908).

2 этап – 09.1907 – Юнг основал психоаналитическую группу в Цюрихе. В это же время, Ф. предложил распустить «общ-во по средам», чтобы реорганизовать его, и дать возможность выйти всем желающим.

3 этап – 04.1908 – Зальцбург – организована «Встреча по фрейдовской психологии», которая стала 1-м международным п/а конгрессом. Были предоставлены работы ученых из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии. Авторы – Фрейд, Джонсон, Абрахам, Штекель, Юнг, Адлер, Ференци. Было решено издавать «Ежегодник п/а и п/а исследований». 08.1908 – Абрахам основывает «Берлинское п/а обществово».

4 этап – 09.1909 – поездка Ф. в Америку в инс. Кларка вместе с Юнгом и Ференци. Ф. – читает «Лекции по введению в п/а», Юнг – по ассоциативному эксперименту. В «Лекциях» впервые содержалось целостное содержание основ п/а теории.

5 этап – 03.1910, Нюрнберг 3-й международный п/а конгресс – организовали Международную п/а ассоциацию (IPA), президент – Юнг. Основание «Международного п/а журнал» - редактор Штекель и Адлер. «Венское п/а общ-во» получает официальный статус, президент – Адлер. Так началось п/а движение, охватившее страны: Австрия, Венгрия, Германия, Голландия, Италия, Россия, США, Франция, Швейцария и др.

6 этап – 05.1911 – Американская п/а ассоциация – Джонс, Нью-Йоркское п/а общество Брилл. Раскол в Венском п/а обществе – выход Адлера, образовал «Объединение индивидуальной психологии» (из-за несогласия с Ф. о ведущей роли сексуальности).

Основания раскола:Фрейда и Адлера- Ф. – абсолютизировал бсз – человеком движут инстинкты, культура и социум – навязаны, вынужденно принятые правила. А. – человек разумное существово, есть Сз и бсз =» социум создан им самим и человек волен выбирать путь в каждом случае, все части психики подчинены одной цели и объединены одним стилем жизни. Ф. – классический п/а – наука о глубинах человеческой души. Кто я? А. – выводит человека за пределы своего Я – психического здравого смысла: куда я иду и зачем? Ф. – женщины чувствуют зависть к пенису, страдают от его отсутствия (комплекс неполноценности). А. – жен чувствуют неполноценность, но из-за того, что они недостаточно оценены в культуре и социуме. Ф. – невроз – цена, которую человечество платит за цивилизацию: культура и социум наложили запрет на желания определенного рода + то же самое с сексуальными впечатлениями =» трансформация влечения в творчество (сублимация). А. – невроз – человек платит за недостаток цивилизации, нет борьбы между человеком и культурой.

1912 – выход Штекеля, начинает издавать ИМАГО. Летом Джонс предложил организовать тайный комитет по поддержке Ф. и его идей (7 колец): Абрахам, Джонс, Закс, Ранк, Ференци, Эйтингтон и Фрейд (распался в 1924).

1913 – 4й конгресс, президент – Юнг (хотя есть разногласия с Ф.). Брит п/а общ-во – Джонс. 1914 – выход Юнга, «Школа аналитческой психологии».

Основания раскола: Фрейда и Юнга – Ф. – Либидо – сексуальная энергия, побуждающая человека к соответствующему отреагированию накопившегося возбуждения, при успешному вытеснению сексуальных желаний с сублимацией либидо в творчестве, либо при неуспешном вытеснении, либидо находит компромиссный способ отреагирования в виде симптома, имеющего сексуальный смысл. Ю. – Либидо – психическая энергия вообще, т.к. не все потребности контакта с внешним миров носят сексуальный характер. Ф. – Ассоциативный эксперимент – считал его лишь предварительной качественной стадией аналитического процесса, не дающей ничего нового. Ю. – терапевтический подход – соучастие, небеспристрастность, допустимость советов. Ф. – Причины неврозов – корни уходят в детство. Ю. – Причины неврозов – корни невроза кроются в текущих проблемах пациента, а фантазии детства вторичны. Ф. – Сновидения – неисполненные желания, часто запретные. Ю. – Сновидения – естественный способ связи соз. и бсз. частей психики. Они ничего не искажают, а лишь пользуются символическим языком бсз и поэтому непонятны для сознания.

1я мир война. 1918 – 5й конгресс, Будапешт. 1919 – швейцарское п/а обществово, Роршах.

1920 – 6й конгресс, Гаага. 1922 – основание Венской п/а поликлиники.

Сент – 7й конгресс, Берлин, последнее участие Ф.

1926 – Парижское п/а общество и Французский институт п/а.

1932 – Итальянское п/а общество, 8-й конгресс. Эмиграция Ф. из Германии.

1936 – 9й конгресс.

1938 – Ф. с семьей уезжает в Лондон.

1939 – смерть Ф.

 

5. Анализ теории раннего сексуального соблазнения. Раннее соблазнение и психопатология.

 

Фрейд впервые говорит о соблазнении в 1893 г. Теория Фрейда (1895 —1897) впоследствии им отвергнутая, в которой определяющая роль в этиологии психоневрозов отводилась воспоминаниям о реальных сценах соблазнения. В период основания психоанализа Фрейд считал, что теория соблазнения способна объяснить вытеснение сексуальности.

Теория соблазнения — это не только признание важнейшей роли (в возникновении душевных расстройств) сексуальных сцен по сравнению с другими травмами; для Фрейда особое значение сексуальных сцен стало опорой дальнейшего изучения механизма вытеснения.

В упрощенном виде эта теория предполагает, что травма возникает как бы в два приема или на двух этапах, отделенных друг от друга периодом полового созревания. Опирается на 2 ноги.

Первый этап, или этап соблазнения в собственном смысле слова, характеризуется Фрейдом как "досексуальное" событие сексуальной жизни, обусловленное факторами, внешними по отношению к субъекту, который пока еще не способен испытывать сексуальные эмоции. В тот момент, когда возникает сцена соблазнения, она не подвергается вытеснению. Лишь на втором этапе другое событие, не обязательно имеющее собственно сексуальное значение, вызывает в памяти — по ассоциации — первое событие.

Приписывая соблазнению столь важную роль в генезисе вытес­нения, Фрейд последовательно искал сцены пассивного соблаз­нения при неврозе навязчивых состояний и при истерии, где они и были прежде всего обнаружены. Фрейд отличал невроз навязчивостей от истерии стремясь тем не менее обнаружить и при неврозе навязчивостей более ранние пассивные сцены, напоминающие те, с которыми мы сталкиваемся при истерии.

Как известно, Фрейд впоследствии усомнился в подлинности сцен соблазнения и отказался от соответствующей теории, он написал это в письме Флиссу. Фрейд обна­ружил, что сцены соблазнения иногда являются продуктом фан­тазирования, причем это открытие подкреплялось постепенным раскрытием детской сексуальности.

Общепринято считать отказ Фрейда от теории соблазнения (1897) решающим шагом в обосновании психоаналитической теории, в выявлении понятий бессознательного фантазирования, психической реальности, спонтанной детской сексуальности.

Фрейд вынужден был признать, хотя и довольно поздно, что в фантазиях о соблазнении он "впервые столкнулся с Эдиповым комплексом..." И в самом деле, от соблазнения девочки отцом до эдиповской любви девочки к отцу — всего один шаг.

6. Теория сновидений З.Фрейда. История создания и основные положения.

 

В 1895 году ("сон об инъекции Ирме"), Фрейд выдвинул постулат о том, что сновидения доступны толкованию. С другой стороны, он фактически порывал с предшествующими научными теориями, согласно которым сновидения является соматическим душевным актом и проблема толкования их не может считаться научной. Фрейд подходил к осмыслению сновидений с позиции их психического источника возникновения и содержания. В противоположность символическому и расшифровывающему методам толкования снов, он предложил научный метод их толкования (свободные ассоциации). В основу метода толкований сновидений легли ряд предположений выдвинутых Фрейдом:

1.Сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психическое явление!

2. Человек видевший сон знает свое сновидение!

3.Первая пришедшая в голову видевшего сон мысль о своем сновидении должна давать желаемое объяснение его!

Психоаналитический метод толкования снов включает в себя установку, в соответствии с которой при спокойном самонаблюдении целесообразнее иметь дело не со сновидением в целом, а с составляющими его элементами. Для Фрейда сновидение как таковое - это "царская дорога" к познанию бсз. и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Оно является полноценным психическим актом. Сновидение это осуществление запретных, подавленных, вытеснненых желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. Процесс превращения скрытых мыслей сновидения в явное (психоанализе именуется манифестным) его содержание Фрейд назвал работой сновидения, которая осуществляется благодаря психологическим механизмам сгущения, смещения, и вторичной обработки. Помимо явного сновидения, имеются еще мысли, которые его вызвали или скрытые мысли сновидения, которые образуют латентное (скрытое, внешне не проявляющиеся) содержание.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)