|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТМежду С. Нактом с одной стороны, и группой, в которую входили Д. Лагаш, Ж. Бутонье, Ф. Дольто - с другой, возникли конфликты, связанные с формой функционирования института и вопросами обучения. К этим конфликтам добавилось беспокойство, вызванное деятельностью Лаканакаканалитика. 16 июня 1953 года эти разногласия закончились расколом ППО, в котором образовалась фракция, фактически объединившая вокруг Д. Лагаша, М Фаве-Бутонье и Ф. Дольто всех бывших учеников Лафорга. Они образовали учебную и исследовательскую группу, к которой вскоре примкнул Лакан. Впоследствии эта группа превратилась во Французское общество психоанализа, которое в свою очередь раскололось в 1963 году. В результате после смерти Г. Паршеминье (в августе 1953 года) ППО насчитывало 13 членов. Раскол в рамках этого общества привел к возникновению двух новых групп. - Ассоциация психоаналитиков франции (АПФ) насчитывает сегодня около тридцати членов. - Школа Фрейда, основанная в 1964 году, занималась развитием психоанализа на основе учения Жака Лакана. Эта группа включает всех заинтерессованных лиц, не прошедших учебного анализа. «Психоаналитиком является каждый, кто считает себя таковым». Школа насчитывает сегодня около 100 членов.
24. Причины сопротивления психоанализу во Франции, особенности пересечения ПА с сюрреализмом и психиатрией. Представители литературных кругов сюрреализма, решительно поддерживая внедрение психоанализа во Франции, одновременно популяризировали труды Маркса. Поэтому в среде марксистской интеллигенции сложилось амбивалентное отношение к психоанализу, колеблющееся между симпатией и антипатией. Таким образом, история этих отношений определялась двумя противоположными течениями: периодическими колебаниями между попытками интегрировать психоанализ в марксистскую социальную критику и невозможностью вывести подобную социополитическую функцию из фрейдовской теории (Фрейда называли «буржуазным» ученым). Первым представителем этого мифического процесса был Г. Полицерпо мере своей интеграции во французскую компартию становился критиком психоанализа. Это приводило к тому, что многие коммунисты не имели доступа к психоанализу, и все же коммунистически ориентированных психоаналитиков, входивших в ППО, так и не удалось приобщить к такой идеологии. Психоанализ во Франции внедрялся несколькими действовавшими порознь психиатрами и медленнее, чем в большинстве других крупных европейских стран. Психоанализ наталкивался на враждебность со стороны французских врачей, а потому он оказывал гораздо большее влияние в литературных кругах, особенно среди писателей-сюрреалистов. (Примером тому является Андре Бретон, который был лично знаком с Фрейдом.) До окончания Второй мировой войны психоанализу приходилось ограничиваться тесными рамками. С тех пор сферы его влияния постоянно расширялись и значительно возросло число сторонников. Представители определенных направлений в философии, психосоматической медицине, психиатрии, психогигиене, а также представители средств массовой информации и пытались применять его в своей работе. Положение “неврачей” на правовом уровне остается двусмысленным. Поэтому им приходится сталкиваться с проблемами, касающимися профессиональной ответственности, от которых избавлены медики. Не находит большинства сторонников и идея о том, чтобы государство сделало возможным получение образования, в той или иной степени вмешиваясь в деятельность психоаналитических учреждений, которые во Франции находятся в частных руках. Можно сказать, что в большинстве своем психоаналитиком считается тот, кто получил образование (прошел личный и провел контрольный анализ, а также изучил психоаналитическую теорию) и занимается частной практике с использованием классического психоанализа. ПА осуществляется в виде частной практики. Как правило, пациенты полностью оплачивают все расходы. Они имеют возможность частично возместить убытки из фондов социального страхования. Однако размер возмещения зависит от того, имеет ли аналитик звание врача: терапевтическую работу во Франции согласно существующему правопорядку разрешается проводить только врачам. Возмещение будет большим, если лечение проводилось врачом, работающим по договору со службой социального страхования. Психоанализ практикуют также в различных центрах, старейшим и основным из которых является Парижский центр психоаналитического консультирования и лечения, в поликлиниках и амбулаторных консультационных пунктах при больницах. В подобных учреждениях пациент либо платит за свое лечение в минимальном размере, либо не платит вообще. Таким образом, возникает проблема нахождения приемлемого решения, которое бы позволило сделать для пациентов дорогостоящее, но все же соответствующее высокой квалификации терапевта лечение полностью или почти бесплатным. Литературный подход в психоанализе строится на обращении к театральным персонажам и художественным образам, служащим для наглядной демонстрации, а также на тематических анализах и обзорах. Мы назовем лишь некоторые работы: “И одного ока много” А. Грина (Green 1969) и “Гёльдерлин” Жана Лапланша; “Психоанализ искусства и творчества” Ж. Шассеге-Смиргель (Chasseguet-Smirgel 1971)
25.Предпосылки адаптации психоаналитических идей в России Предпосылки адаптации п/а идей в России можно разделить на две части - положительные и негативные факторы. - Положительные факторы адаптации, ассимиляции п/а в России: 1. Идеи п/а пришлись на «эпоху аномии» (это такие отрезки времени развитии общества, когда терпят крах прежние культурные традиции, ценности, а новых идей ещё нет). На фоне аномии всегда возрастает интерес людей к естественным наукам (и психологии и п/а в том числе), в которых люди и общество в целом ищут ответы на важные вопросы индивидуальной и групповой идентичности. (кто я-мы? Зачем я-мы? И т.д.) В России в 20-столетии было несколько таких регрессивных периодов: первое десятилетие 20 века(когда, по словам Ницше «умер старый бог»); постреволюционный период, послевоенное время; и 80-е,90-е гг. – период перестройки и развала СССР. 2. Ориентация русского человека на познание внутреннего мира и повышенная чуткость к своему бессознательному, т.е. готовность к эмоциональному принятию концепций Ф. 3. Готовность к интеллектуальному принятию концепций Ф. (у интеллектуальной элиты России), которая может дать новый взгляд на проблемы эпохи. 4. Высокая восприимчивость русских к идеям западной культуры, философии, науки. Благодаря этим предпосылкам, с 1904г. психоаналитические идеи начинают входить в обиход российской культуры, не встречая того сопротивления, с каким эти идеи сталкивались в Европе. - Негативные факторы адаптации, ассимиляции п/за в России: 1. «Детскость» инфантильность среднего россиянина по сравнению с европейцами (выражается в импульсивности, амбивалентности, нетерпимости, неготовности к долгому поиску истины). 2. Традиционное российское пуританское непринятие сексуальных лейтмотивов, которыми пронизаны ранние работы Ф. Неприятие концепций Фрейда связано ещё и с неправильным пониманием «детской сексуальности» и термина «сексуальности» вообще. Фрейд говорил о сексуальности как о тенденции к получению удовольствия от какой-либо части поверхности или органов собственного тела, а в сознании массы русских людей сексуальность представлена лишь генитальными отношениями полов. 3. Преобладание в российской науке начала 20 столетия научного позитивизма, специфический материально-физиологический подход к вопросам духовным, поэтому символические понятия, на которых выстроен концепт психического аппарата Фрейда, принимаются с трудом. 4. Особенность русской ментальности в том, что научная и философская мысль часто превращались в статичную идею и не развивалась дальше, характерен поиск истины «в последней инстанции» И деи п/за принимались легко на веру, но не были «выстраданы и пережиты» русскими специалистами. 5. Особенность безобъектной ментальности русского человека Русский человек, в силу исторических, культурно-религиозных особенностей бытия, словно не преодолел стадию сепарации от России-матушки, не вышел ещё из матки, в которой зародился. Русские народные сказки, былины, легенды, демонстрируют ещё одну детскую черту русского человека – их герои, как правило, ничего не зарабатывают своим трудом (…по щучьему велению, получают в подарок,) ведь только дети удовлетворяют свои потребности вне зависимости от затраченного труда.
26. Психоанализ в России в 1904-1911 г.г. Период с 1904 по 1914 г можно назвать «серебряным веком» российского ПА или просветительский период. В начале ХХ века Россия стала одним из центров, наряду с Австрией, Германией, Швейцарией, где п/а получил не только распространение, но и развитие. ПА идеи в России стали важной частью духовной жизни интеллегенции. Идеи Ф. воспринимались здесь быстро и без того сопротивления, которое они встречали на Западе. С 1904 года, после переиздания работы Ф. «О сновидениях», в течение десятилетия интерес к психоанализу в обществе был весьма высок. На русском языке выходили труды Ф, К. Абрахама, А. Адлера, Г.Сакса, О.Ранка, В. Штекеля — что дало Ф. повод, написать Ю. в 1912 году: «В России началась... подлинная эпидемия психоанализа». Широкую известность учение Ф. стало приобретать в России с 1907 года благодаря усилиям русских врачей, особенно Н.Е. Осипова. В российской медицине тех лет в качестве наиболее популярного радикального психотерапевтического средства лечения неврозов пребывал гипноз, особеннов школе В.М. Бехтерева, доминировавшей в России. Предпринимались попытки соединения гипноза с методом Ф. (гипноаналитический метод- Н.А. Вырубов). Три предпосылки для адаптации ПА в России: 1. Среди русских врачей был высок авторитет западной медицины. 2. Философия, литература, искусство Европы, особенно немецкоязычных стран, оказали большое влияние на русскую интеллигенцию. 3. В среде русской интеллигенции был велик интерес к бессознательному, иррациональному. Негативные предпосылки, которые сдерживали безоговорочное принятие идей ПА: 1. Традиционное для России отношение к сексуальности как к табуированной теме. 2. Российской медицине всегда был присущ материалистический, физиологический подход к изучению психики, что противоречило психодинамической теории. 3. В России научная мысль всегда превращалась в идею. Главным выразителем идей того времени в России был Ницше. То, что было в Европе «полетом духа», в России стало попыткой социальной практики. Принадлежавшая Ницше идея о создании сверхчеловека, стала главной задачей ПА в России. Первые русские психоаналитики в основном знакомились с идеями Ф., живя и учась за границей. Были лично знакомы с Фрейдом, проходили у него анализ: Лу Андреа Саломе, Макс Эйтингон, Сабина Шпильрейн. В 10-20-е годы начала формироваться собственная ПА традиция. Николай Осипов, Моисей Вульф, Татьяна Розенталь, Михаил Асатиани обучались у Фрейда, Юнга или Абрахама. Все они до революции вернулись в Россию, чтобы начать работу в качестве практиков и популяризаторов ПА. В это время появились оригинальные ПА исследования, которые публиковались в журнале «Психотерапия» 1908 — 1909 гг. были годами популяризации психоанализа в среде российских врачей. Первые скоординированные в этом направлении усилия Н.А. Вырубова, А.Н. Берпштейна, и Н.Е. Осипова были затем поддержаны М.М. Асатиани, О.Б. Фельцманом. В 1908 году в «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» выходят статьи Н.Е. Осипова об ассоциативном эксперименте Юнга и фрейдовском методе, ставшие первыми отечественными ПА публикациями. Впоследствии Н.Е. Осипов называл себя первым популяризатором ПА в России. В 1911 году состоялся съезд русского союза невропатологов и психиатров. В состав правления вошли ученые, разделявшие идеи ПА: Осипов, Вырубов, Баженов. Но несмотря на то, что идеи ПА широко распространились, ведущим направлением в психиатрии оставалась психорефлексология. ПА в России был воспринят не только как терапевтический метод, а главным образом, как мировоззрение. Им больше интересовались философы, литераторы, деятели искусства, чем врачи. Из-за отсутствия клинической базы и личного ПА его идеи были не проработаны самостоятельно, а приняты на веру, и развитие их двигалось не от практики к теории, а наоборот.
27. Психоанализ в России в 1911-1914 г.г. Период 1910-1914гг называют адаптационный период психоанализа, который характеризуется распространением и адаптацией психоаналитических знаний в профессиональной среде, установлением связей с европейскими психоаналитиками, созданием первых психоаналитически ориентированных структур, проверкой и развитием психоаналитических идей, методов, методики и техники, а также использованием психоанализа в качестве нового способа психотерапии. 1910-1914 гг. в Москве издавался журнал "Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии" (Вырубов Н.А., Асатиани М.М., Бернштейн А.Н., Каннабих Ю.В., Осипов Н.Е.,. и др.), фактически являвшийся объединительным органом российских сторонников психоанализа. До 1914 года журнал «Психотерапия» публикует 40% о психоанализе, 1912г. - 60%, 1913г. - 80%, 1914г. 98%. В 1914 году журнал «Психотерапия» перестал выходить. - вступление С. Шпильрейн в Венское психоаналитическое общество (1911) - начало издания в Москве серии книг "Психотерапевтическая библиотека" (Осипов Н.Е., Фельцман О.Б.), в которой были опубликованы труды Ф. и его последователей (1911) - вступление Вырубова Н.А. в Общество индивидуальной психологии А.Адлера (1912). - Московский психиатрический кружок "Малые пятницы" (с 1912) (Сербский В.П., Асатиани М.М., Баженов Н.Н., Довбня Е.Н., Осипов Н.Е., Фельцман О.Б. и др.). В этот период российские сторонники психоанализа начинают активно публиковать свои работы в европейских психоаналитически ориентированных журналах. Активное участие в дискуссиях по психоаналитической проблематике принимали философы (Лосский Н.О., Радлов Э.Л. и др.) и психиатры (Балицкий В.Е., Вяхирев А.В., Горин Н.И, Шапиро М.Б. и др.). В 1911 году - съезд русского союза невропатологов и психиатров. (Осипов, Вырубов, Баженов). Этот съезд объединил всех психиатров России, в то время как в Европе ПА сообщество было раздроблено. Но несмотря на то, что идеи ПА широко распространились, ведущим направлением в психиатрии оставалась психорефлексология. ПА в России был воспринят не только как терапевтический метод, а главным образом, как мировоззрение. Им больше интересовались философы, литераторы, деятели искусства, чем врачи. В 1913-1914 годах на фоне разногласий в мировом ПА сообществе часть российских аналитиков стала склоняться к концепциям Адлера. Начало Первой мировой войны приглушило интерес к ПА. Этому способствовало то, что большинство врачей отправились на фронт, в России усилились антигерманские и антисемитские настроения, из-за неплатежеспособности клиентов пошел на спад клинический анализ.
28.Психоанализ в России в 1918-1925 гг. Постреволюционный период в России характеризуется возрождением интереса к естественным наукам, в том числе к проблемам психологии. - 1918 г. В. М. Бехтерев возглавляет Психоневрологическую академию с Детским институтом в составе. Параллельно широко развивается наука о ребенке — педология, возглавляемая П. П. Блонским. Внимание новых руководителей страны и ученых, принявших социальный заказ, обращается и к идеям Ф. - 1921 г. И. Д. Ермаков и М. В. Вульф в целях реабилитации п/а движения создают в Москве «Психоаналитическую ассоциацию исследований художественного творчества». - 1922 г. на основе Ассоциации, при поддержке Главнауки и лично Л. Д. Троцкого и Н. К. Крупской, учреждается Российское психоаналитическое общество (РПО) численностью 14 человек. Работа Общества организуется в двух секциях: медицинской и педагогической. С этого же года начат выпуск книжной серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека». С 1923 г. основными направлениями работы российских психоаналитиков, находившихся под сильным давлением власти и вынужденных ориентироваться на внутреннюю политику государства, становятся попытки синтеза учений Ф. и К. Маркса, с одной стороны, и школ Ф. и В. М.Бехтерева— И.П.Павлова — с другой, с целью создания единой «подлинно материалистической концепции личности». -1923 г. И. Д. Ермаков организует и возглавляет Государственный психоаналитический институт (ГПИ) с амбулаторией и клиникой; под его руководство переходит Детский дом-лаборатория, открытый в 1921 г. при Московском психоневрологическом институте. - 1925 г. Совет народных комиссаров принимает резолюцию о ликвидации ГПИ в связи с несоответствием результатов работы вложенным средствам. В 1927 г. после двухлетнего перерыва выходит последняя книга в серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека». С этого года работа в Российское п/а обществе фактически прекращена.
29. Психоанализ в России в 1925-1930 г.г.
Говорить о «спокойствии» и «принятии» трансформированного фрейдизма было преждевременно: если до 1925 года восприятие психоанализа было преимущественно позитивным, то впоследствии стали преобладать жестко-критичные взгляды. С одной стороны, эта перемена, возможно, была связана с прекращением деятельности Государственного психоаналитического института в 1925 г. и началом фактического застоя в работе Российского психоаналитического общества. С другой - попытки соединить (теоретически и практически) психоанализ с другими науками или учениями нередко, сталкивались с сопротивлением со стороны этих последних. Не случайно И.П. Павлов так и не ответил на письмо Троцкого, предлагавшего объединить усилия физиологов и психоаналитиков. В.М. Бехтерев незадолго до смерти на одном из заседаний общества психиатров признал важность психоанализа; но он уже подготовил учеников, которые психоанализ абсолютно не принимали. Также надо вспомнить и об изменении политической ситуации в России во второй половине третьего десятилетия. В значительной степени на отношение к психоанализу повлиял приход к власти сталинской бюрократии и начало гонений на последователей Троцкого. Психоанализ как «подопечная наука» Троцкого, естественно, не мог в эти годы переживать свой расцвет.
- Л.С. Выготский в 1925 году совместно с А.Р. Лурия он пишет предисловие к русскому переводу «По ту сторону принципа удовольствия» продемонстрировал двойственное отношение к попыткам синтеза разнородных учений. Большинство работ второй половины 20-х годов — пять из восьми — посвящено теме художественного творчества как наиболее безопасной в силу наименьшей злободневности. с 1926 по 1930 гг. опубликовано 41 исследование; из них 14 затрагивают тему связей психоанализа с философией и марксизмом; 10 посвящены критике психоанализа; 6 — связям психоанализа с гипнозом и рефлексологией; 5 — приложению психоанализа к искусству. Остальные 6 исследований относятся к различным областям -сентябрь 1927 года на конгрессе в Инсбруке Русское психоаналитическое общество принято в ряды мирового психоаналитического движения, и с этого времени активность его работы особенно снижается. И.Д. Ермаков какое-то время пытается упрочить позиции РПО в научном мире, консолидировав усилия с гипнологами: в 1926 г. в Москве проходят два заседания аналитиков с участием Гипнологической ассоциации. В 1927 г. М.В. Вульф эмигрирует из России, вероятно, предвидя перемены; на посту президента РПО его отныне замещает Ю.В. Каннабих. Почти одновременно с этим А.Р. Лурия оставляет должность секретаря РПО и уходит из психоанализа, отныне отдав себя прикладной психологии. Многие психоаналитически ориентированные ученые стали склоняться на сторону И.П. Павлова, который в эти годы пользовался поддержкой государства. - 1928 году прекращен выпуск книг серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека». 27 июля 1930 года принято постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества.
30. Психоанализ в России после 1930 года
Если 20-е годы были своеобразным пиком развития психоанализа в России, то в 30-е годы явственно обнаружились симптомы неизбежного поражения психоанализа. - 27 июля 1930 - ликвидация Российского психоаналитического общества. Не многие русские психоаналитики в 30-е годы продолжали свою работу нелегально или полулегально: Шпильрейн в Ростове-на-Дону, Марголис в Ленинграде. Психоанализ не исчез, но перешел на подпольное положение. Психоанализ не попал под официальный запрет, но возникло непринятие его со стороны властных и научных кругов. Основная причина такого положения заключалась в том, что для тоталитарного общества было неприемлемо само представление о человеке как личности с субъективным внутренним миром. Психоанализ с его стремлением вскрыть и довести до сознания человека вытесненные идеологией и культурой желания был обречен на изгнание в системе, противостоящей любому инакомыслию. Узнав о гонении на свое учение в России, Ф. не мог понять, почему это произошло. Ведь согласно его взглядам, психоанализ является нейтральной наукой, не примыкающей к политике. Разгром психоанализа происходил относительно мягко, на идеологическом уровне. Большинство психоаналитиков мигрировали в смежные научные области. Те, кто подобно Вульфу и Осипову, выбрали буквальную эмиграцию, оказались дальновиднее педологов и психотехников, так как эти направления были вскоре запрещены. Российский психоанализ оказался не жизнеспособен в новых условиях в силу отсутствия научной самостоятельности: из-за отсутствия клинической базы не формировались собственные научные идеи, принимались взгляды зарубежных ученых. Широкое, но поверхностное увлечение психоанализом привело к легкому отказу от его важнейших положений. Психоанализ был предметом контроля со стороны власти, так как в России сформировалось всеобъемлющее государственное регулирование. Таким образом, психоанализ, оторванный от клинической базы, был превращен в мировоззрение и редактировался со всех сторон. Попытки синтеза марксизма и фрейдизма оказались бесперспективными. Создание нового человека - нереальным. Сам же психоанализ был лишен автономии и не мог существовать самостоятельно. Психоанализ пал жертвой тоталитарного господства, которому не было надобности в развитии индивидуальности. Человек советского общества был без остатка растворен в социальном, формируемом и управляемом.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |