|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследования в области рекламы (XIX – 1-я половина ХХ века)
Первые исследования, посвященные вопросам рекламы, появляются на рубеже XIX-ХХ вв. Это, как правило, издания, по содержанию представляющие собой описания практической рекламной деятельности. Но среди них уже в тот период можно было обнаружить попытки систематизировать опытные данные и сделать научные обоснования. Одними из первых авторов специальной литературы о рекламе были американские психологи. Среди них выделяется Уолтер Дилл Скотт (Walter Dill Scott) – преподаватель Северо-Западного университета в Чикаго, который в 1903 г. публикует «Теорию рекламы» (“Theory of Advertising”), а в 1904 и 1908 гг. издает одно из первых исследований в области психологии рекламы – работу «Психология рекламы» (“The psychology of advertising”). Среди известных в этой области знаний авторов: Уго Мюнстерберг (Munsterberg) и Виктор Матайя (Mataja). В 1912 г. в Берлине выходит работа Хартунгена (Hartungen) «Теория практической рекламы». Исторические аспекты развития рекламы привлекают исследователей этого феномена общественной жизни уже на начальном этапе развития научных знаний о рекламе. Об этом свидетельствуют попытки осмысления истории рекламы, относящиеся к концу XIX в. В 1874 г. в Англии вышел фундаментальный труд Генри Сэмпсона по истории всемирной рекламы. Его отличает широкий культурологический контекст, богатейшая эмпирическая база и доброжелательно взвешенные суждения относительно достижений рекламного творчества. В то же время Г. Сэмпсон не закрывает глаза на многочисленные рекламные злоупотребления. В 1894 г. частично публикуется работа П. Датца (P. Datz) «История рекламы с древнейших времен до наших дней» (книга не окончена). Ранее всех историю рекламы начали изучать американские, французские и английские исследователи: Дж. Поуп (J. Pope) «Взгляд на рекламу» (“The making of Advertising”), С. Ивен (S. Ewen) «Доверие под влиянием» (“Confiences sous influenses”). Как собственно учебную дисциплину в высших учебных заведениях рекламу стали преподавать во втором десятилетии ХХ в. сначала в Америке, а затем уже в Европе. Одним из самых значительных исследований для нескольких поколений рекламистов, ясно представлявших возможности «рационалистической рекламы» еще в период между 1904 и 1920 гг., стала работа Октава-Густава Жерэна «Суггестивная реклама, теория и техника», опубликованная в 1911 г. и переизданная в 1927 г. Начав свою деятельность в рекламе достаточно рано, в 1904 г. в Париже Жерэн организует один из первых «Кабинетов консультаций по рекламе». Публикуя статьи в рекламных и коммерческих журналах, участвуя в научных конференциях, Жерэн занимается популяризацией своих идей. В 1916 г. он начинает преподавать первый учебный курс по рекламе. Благодаря этому, после 1920 г. его популярность в рекламном мире еще больше возрастает. В практической части «Суггестивная реклама» основана на американской рекламе, но в теоретическом плане она более приближена к работам И. Бенгейма в школе психологии Нанси, так же, как и к психологии формы, которая вводит понятие «деятельной интеракции» между индивидуумом и его окружением. Реклама, по определению Жерэна, «овладевает покупателем, преобразует его вкусы и привычки, вовлекая его в постоянный процесс познания, трансформируя его менталитет. Реклама не только является для покупателя источником знания, но и заставляет его совершать покупку товара». Это – суггестивная реклама. Она становится частью коммерции и привносит в коммерцию знания о методах воздействия на потребителя, идеи и взгляды на технику политической пропаганды, которую позже будет рассматривать в «Бунте толпы» Луис Ческин. Жерэн распространяет во Франции организационные формы рекламы, позаимствованные у американских рекламистов: рекламную кампанию и ее план. Он утверждает, что эффективность рекламы зависит от комбинации всех способов рекламирования: и от средств рекламы, и от продолжительности ее действия. Лучше, чем какой-либо ученый-теоретик, Жерэн-практик смог объяснить суть рекламной коммуникации с помощью научных идей. В Англии в процессе интенсивного развития рекламного дела реклама изучается как элемент массовой информации. Английское общество по-разному относится к рекламе. Умонастроения англичан наглядно отражаются в прессе. Скептически-негативным характеристикам рекламы как средства давать «большие обещания», постоянно появлявшимся на страницах британской прессы в XIX в., противопоставляется позитивная оценка рекламного дела, признающая его острую необходимость для успешного развития производственных, коммерческих, конфессиональных и иных общественных и межличностных отношений. В 1846 г. в помощь рекламодателям Чарльз Митчелл опубликовал «Справочник газет», где он дает представление о ведущих английских периодических изданиях, времени их выхода, тираже, политической направленности. Подобные справочники переиздавались в 1855, 1871 и 1890 гг. Еще более обобщающий теоретический характер носила книга «Гид по рекламе», где вниманию читателей предлагались лучшие рекламные образцы, рекомендовались надежные рекламные агенты, а также давались советы относительно качественных, а не только количественных критериев анализа рекламных текстов. Некоторые аспекты изучения рекламного дела в этой книге создают начальные предпосылки современного системно-маркетингового анализа. В Америке в 1911 г. публикуются научные статьи Стронга. Известны своими ранними работами в области рекламы немецкие исследователи. В 1912 г. в Германии выходит в свет работа Гертинга «Психология рекламы». В России в 1924 г. становится популярной «Прикладная психология» Эриха Штерна, который исследует отношение различных слоев населения к рекламе. Он, в частности, пишет: «Если хотят заинтересовать определенные круги теми или иными товарами, то реклама должна приспосабливаться ко всему психическому складу этих кругов». Штерн указывает также на то, что привлечение покупателей премиями и скидкой особенно удается в рабочих предместьях: «публика не учитывает того, что все это оплачивает она сама; она видит лишь то, что дается ей даром или что в конце года, преимущественно на Рождество, ей выплачивается небольшая сумма по представлению талонов на скидку. В буржуазных кварталах, напротив, описанный способ рекламирования не пользуется успехом, ибо даваемые премии или пара марок в виде сбережений в конце года здесь ни к чему, не нужны». Уже в этот период развития научных знаний о рекламе исследователями поднимается важная проблема, от решения которой зависит эффективность национальных и будущих международных рекламных кампаний. В частности, немецкий исследователь д-р Хартунген рассматривает межкультурные аспекты рекламы или особенности восприятия разных народов и рас. Он указывает на то, что «каждая нация имеет свои психические особенности, которые и должны учитываться психологически правильно организованной рекламой. Природный рекламист, как дитя своего народа, инстинктивно почувствует правильный путь. Германец или англосакс по складу своего ума, по своим воззрениям и чувствам устроен совсем не так, как итальянец. Поэтому вместо простого чутья нами должно руководить строгое, логическое мышление, указывающее, каковы должны быть приемы, затрагивающие психику того или иного народа. Душа народа должна быть изучена и со стороны ее положительных, и со стороны ее отрицательных свойств, имеющих отношение к успеху рекламного воздействия». Таким образом, в начале ХХ в. на Западе формируются научные представления о рекламе и начинает развиваться собственная наука о рекламе. Практически, не отставала от западных стран и Россия, в которой появляется своя оригинальная литература по рекламе: «Путь к богатству. Реклама, ее значение, происхождение, история. Примеры рекламирования» Н. Плиского (Петербург, 1893); «Реклама в ХХ веке как необходимость в каждом торгово-промышленном деле» Н. Верхового (Ярославль, 1902); «Объявления и другие средства рекламы. Задачи рекламы, составление и распространение различных видов ее» (Москва, 1904); «Техника рекламы объявлениями» (сост. А. Ратнер, 1909) и др. Предлагаются первые теоретические трактовки рекламного образа (теория Р. Гамана). Исходя из их содержания, можно сделать вывод, что уже в конце XIX в. рекламодатели старались посредством изучения запросов своих потребителей сделать рекламу целесообразной. Так, в книге «Объявления и другие средства рекламы» в основном рассматриваются такие способы распространения рекламы, как публикация объявлений в газетах и журналах. Интересно заметить, что большое значение рекламодатели придавали неоднократному повторению объявлений, поскольку этот прием «имеет целью, во-первых, захватить больший круг читателей и, во-вторых, укрепить в их памяти свое объявление». Для большей убедительности в этой книге дается отсылка к опыту зарубежной рекламы: «В Америке и Западной Европе уже давно отрешились от предрассудков в отношении рекламы. Там без рекламы никто ничего теперь не сделает. Инженер не построит моста, архитектор не выстроит дома, адвокат не возьмется ни за один процесс. Даже религия не избегла общей участи, и о мессах с музыкой, о церемониях и проповедях объявляется в афишах… Понятно, что там реклама признается первым другом и помощником всякого торгового или промышленного предприятия, и рекламирование поставлено на широкую ногу». Впечатлению оправданности рекламы товара способствовало, по мнению авторов цитируемой книги, ее профессиональное исполнение, которому в России стали уделять все большее внимание: «Хорошо составленная реклама, ловко показывая все без исключения достоинства своего товара, умело замалчивая или прямо отрицая дурные его стороны, как бы мимоходом забрасывая грязью своих конкурентов, завоевывает полное доверие публики и это доверие не могут поколебать неуклюжие похвалы местных торговцев своим, часто действительно хорошим товаром, а их злобные нападки на ловкого рекламиста еще более укрепляют к нему доверие публики». Исследовательский интерес к рекламному плакату («художественной афише») впервые проявляется в связи с организацией международных выставок в Петербурге, Москве и Киеве в 1898-1900 гг. Тексты каталогов, энциклопедические статьи позволяют реконструировать процесс формирования как общественных, так и собственно художественных требований к рекламной продукции на рубеже XIX-XX веков. Публикации свидетельствуют о достаточно глубоком понимании эстетической сущности нового явления. В это время утверждалось отношение к прикладной графике как к искусству высоких профессиональных критериев. Прежде всего, объектом критики стала торгово-промышленная реклама. «Золотой век» плаката, его первые выставки в России, приобщение широких слоев общества к печатной рекламе стали темой обстоятельных критических обзоров в журналах «Живописное обозрение», «Нива», «Всемирная иллюстрация» (1897), «Театр и искусство» (1906). Среди них особо нужно отметить материал в «Живописном обозрении» (1897, автор С.К.). Основной темой статьи стал вопрос об отношении общества к промышленному искусству: «Высоким является жанр исторический и бытовой; пожалуй, и пейзаж, а искусство декоративное, прикладное, промышленное – совсем игнорируется; его не только не ставят рядом, но стараются даже всячески выразить свое презрение к искусству, служащему промышленности». Сравнивая положение в России и за рубежом, он констатировал: «За границей уже признано, что искусство как выражение мысли и красоты одинаково велико, каким бы путем оно ни проявлялось, в форме ли холстов, писаных масляными красками, или декоративных панно, рисунков ковров и даже переплетных оберток изданий… Большие промышленные фирмы поняли важность художественной рекламы; платя большие деньги, они привлекли талантливых художников, в руках которых обыкновенная торговая реклама превратилась в художественное производство». В конце XIX в. в России вышли две книги, в которых впервые уделено пристальное внимание бытованию товарного знака: «Законодательство о фабричных и товарных клеймах в России и за границей» А. Неболсина (1886) и «Промышленная, литературная, художественная и музыкальная собственность» А. Кобеляцкого (1896). Для нас ценность этих книг неоспорима, т.к. это наиболее ранние публикации о товарном знаке на русском языке. Однако чисто практическая направленность, отсутствие каких бы то ни было намеков на эстетическую сторону явления несколько обедняют их значение для истории рекламы. В 1909 г. в связи с развитием всех видов рекламы на IV съезде архитекторов обсуждались стилевая целостность и тесная взаимосвязь городской рекламы с градостроительными требованиями и конкретными архитектурно-художественными условиями. Размещение рекламной информации еще не сопровождалось требованиями унификации и единства, на что и было обращено внимание в выступлении архитекторов Е. Баумгартена и Л. Ильина, пафос которого сводился к тому, что «общее развитие культуры не обязательно должно сопровождаться ростом рекламного безобразия». Выставки плакатов и книжной графики в Петербурге, Москве, Киеве и др. дали материал для новых обобщений. Критик В. Славенсон едва ли не впервые в России предложила классификацию плаката на основе анализа его социальных функций. В 1917 г. она первой подняла проблему авторства в печатной рекламе, актуальную и сегодня: «Общедоступная художественная печать вообще остается до сих пор безличной и не претендует на самостоятельность. В частности, авторство в этой области искусства – явление у нас сравнительно новое, да и теперь даже лучшие образцы не всегда закреплены подписью художника». Концепция рекламы в период первой мировой войны и некоторое время после ее завершения теоретически основывалась на учении о «массовой психологии». Считалось, что «человек массы» или толпы легко поддается действию так называемой «барабанной рекламы», т.е. рекламы, основанной на назойливых повторениях и попытках оказать воздействие. На противоположных посылах базировался элементарно-психологический подход. В его рамках утверждалось, что психические процессы можно разложить на мельчайшие элементы: чувства, ощущения, эмоции. Кроме того, утверждалось, что между силой раздражителя и силой ощущения имеется пропорциональная связь, которую можно рассчитать. Типичный вопрос того времени: если 100 человек обратят внимание на объявление величиной в страницу, то сколько человек обратят внимание на объявление величиной в половину этой страницы? Предполагалось, что путем изоляции влияния отдельных частей рекламы (величины, технического и графического оформления, расположения) и последующего их сложения можно синтезировать общее действие рекламы и прогнозировать силу рекламного воздействия. В России в середине 1920-х гг. вышли переводы исследований немецких ученых, социологов, психологов: «Реклама и плакат как орудие пропаганды» и «Психология рекламы, ее современное состояние и практическое значение» Т. Кенига (1925), «Реклама» Г. Бермана (1924), «Путь к покупателю» К.Т. Фридлендера (1926). В это же время шел активный культурный обмен с Германией, двусторонняя выставочная деятельность. В 1920-30-х гг. происходит теоретическое осмысление художественных особенностей и специфики печатной рекламы и ее новых художественных средств – типографики и фотографики. Искусство плаката уже не рассматривается как дело «вкуса» или «вдохновения», формулируются возможные способы художественного воздействия на представителей различных социальных слоев. Отчасти эти рекомендации опирались и на теоретический и практический опыт Германии в области рекламы, оказавшийся доступным в связи с активным культурным обменом. Выставки, переводы научных трудов, немецкие журналы «Das Plakat”, “Die Reclame”, “Gebrauchs-Graphik” были известны в Советской России. И более того, многие теоретики рекламы – А.Н. Орлов, А. Богачев, Н.М. Тарабукин и другие – были с ними хорошо знакомы, ссылались на них, вступали в полемику и т.д. Работы немецких теоретиков с присущей им склонностью к систематизации любого эмпирического материала, помогли внести некоторую определенность в разработку жанровой структуры проектной графики. Так, Г. Берман самым подробным образом останавливается на роли и значении торговой марки в рекламной кампании, на значении шрифтов, разновидностях печатной рекламы, ее преимуществах и недостатках. В какой-то степени опирались на исследования и опыт немецких социологов и психологов такие практические руководства, как «Умело пользуйся плакатом» Д.И. Рейтынбарга (1928), «Как сделать плакат, лозунг, декорацию в избе-читальне» М. Бродского (1926), «Как сделать плакат» Г. Лабунской и А. Эйснера (1927) и др. С развитием рекламы в ней отрабатывались способы воздействия рекламного сообщения на поведение человека. Речевое убеждение, используемое в рекламе, выходило на аргументацию, что, в свою очередь, предопределило использование в рекламе знаний о когнитивных процессах в психике человека. На Западе это выразилось в развитии экспериментальной риторики, которая вошла в рекламу несколькими теориями из области экспериментальной психологии. Исследовательская работа в области рекламы привлекла к себе ученых и практиков, организаторов рекламного бизнеса, тяготеющих к творчеству. Описывая впоследствии опыт своей работы, они ввели в рекламный внутренний оборот огромное количество несистематизированных концепций и представлений, не обоснованных психологическими теориями. Спектр этих знаний и гипотез постоянно расширялся. Новые исследования и разработка способов измерения эффективности рекламы в 50-е гг. привлекли специалистов из разных областей наук: психологов, социологов, психоаналитиков, экономистов. С 1943 по 1954 гг. американские рекламные издания “Advertising Age”, “Printer’s Ink”, “Business Week” публикуют многочисленные исследования в области мотивации. Среди признанных авторов – Вэтсон, обосновавший закономерности рекламного воздействия: «Мы есть то, что мы делаем. Мы делаем то, что нас заставляет делать окружающая среда». В исследованиях мотивации и поведения потребителя ведущая роль принадлежит Э. Дихтеру, Л. Ческину, П. Мартино. Изучению воздействия рекламы на подсознание посвятил многие работы В. Паккард. Механизм воздействия рекламы подробно рассмотрел Д. Адам. В частности, он разделил процесс рекламирования на три составляющих: 1) предварительные исследования рекламного сообщения (мотивация и форма сообщения); 2) исследования СМИ для проведения более эффективных рекламных кампаний; 3) изучение методов контроля эффективности рекламы. С середины ХХ в. в рекламе широко применяется психоанализ. В процессе поиска более эффективных средств сбыта товаров, будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние, специалисты по рекламе считали его незаменимым. Увлечение психоанализом объясняется падением спроса на многие американские товары и разочарованием в традиционных методах исследования рынка. Самым распространенным из них был статистический метод подсчета перспективных потребителей или «метод подсчета сторонников», заключающийся в предварительном выявлении лиц, склонных приобрести тот или иной товар. С помощью углубленных наблюдений установлено, что люди часто не знают, чего хотят, и вовсе не расположены откровенно делиться своими симпатиями и антипатиями. Журнал «Бизнес уик», комментируя кажущееся часто неразумным поведение покупателей, писал о том, что, на первый взгляд, люди действуют как будто неблагоразумно, но их поведение приобретает смысл, если рассмотреть его именно с точки зрения их потребностей, целей и побуждений. В этом, возможно, и состоит секрет понимания людей и воздействия на них. Многие исследования в области мотивации потребителей были инициированы по причинам объективного порядка и выполнены американскими специалистами. Быстрые темпы роста производства товаров в США и возникшая вместе с этим опасность перепроизводства вызвали настоятельную необходимость стимулировать торговлю любыми средствами. Специалисты-производственники стали обучаться коммерческой деятельности. Некоторые фирмы начали вкладывать в рекламу до четверти своих доходов. На пути увеличения спроса возникли два препятствия: полная видимая удовлетворенность населения прежними приобретениями и все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков. Именно в это время практики рекламы применили новые приемы, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и побуждать к новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей. Слово «бессознательное» стало девизом и содержанием нового направления в рекламе. Новые специалисты называли себя «аналитиками мотивов» или «исследователями мотивов». На звание родоначальника этого направления претендуют два американских исследователя: Эрнст Дихтер, основатель Института анализа мотивов и автор работы «Стратегия желания», и Льюис Ческин, директор Института цвета. Последний отнес анализ мотивов к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор при совершении покупки. В этих исследованиях использовались средства, предназначенные для постижения области бессознательного и подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми. Фактически покупатель действует эмоционально, реагируя на образы и побуждения, связанные в подсознании с продуктом. Сообразно этому люди покупают не мыло, а чистоту, не апельсины, а жизненную силу, не автомобили, а, например, престиж. Э. Дихтер утверждал, что к приобретению товара побуждают чувства, таящиеся в глубинах мозга, и именно их надо мобилизовать при помощи рекламы. Продавайте, сказал он однажды владельцу обувной фирмы, не туфельки, а красивые ножки. Л. Ческин стал одним из первых исследователей эмоционального отклика людей на упаковки, начав свои изыскания в этой области в 1930-х гг. Он долгое время работал с Институтом исследований цвета. Эксперимент, с которого началась его работа, заключался в том, что Ческин помещал один и тот же продукт в две разные коробки: на одной были изображены круги, а на другой – треугольники. Он не спрашивал тестируемых об упаковке. Его интересовало только то, какой продукт они предпочитают и почему. 80 % испытуемых выбрали продукт в коробке с кругами. По их мнению, он был выше качеством, чем тот, что в коробке с треугольниками. Затем Ческин немного изменил тест. Он давал испытуемым две коробки и просил их угадать (не пробуя), какой продукт лучше. Те же 80 % предпочли продукт с кругами. Затем он просил их попробовать и выбрать снова. Результат отличался всего на 2 %. Ческин повторял эксперимент на огромном количестве разных продуктов и обнаружил, что внешний вид упаковки влияет на мнение о том, какие крекеры вкуснее, какое мыло лучше отстирывает и какое пиво самое густое и вкусное. Он назвал это явление «чувственным переносом». Эксперимент лег в основу не только карьеры Ческина как консультанта Procter & Gamble, Standart Oil, McDonalds и других компаний, но и многих исследований упаковочного дизайна, появившихся в последующее время. Позже в опубликованном руководстве по упаковке говорилось о том, что базой для исследования упаковочного дизайна являются две концепции. Первая: потребители в действительности не делают различий между продуктом и его упаковкой, для них многие продукты – это упаковки (а многие упаковки – это продукты). Вторая: потребители эмоционально связаны не с фактом (реальностью) продуктов – упаковок, но скорее с их воспринимаемой реальностью. Другими словами, все исследования упаковочного дизайна, какие бы методы не использовались, строятся на ческинском принципе «чувственного переноса». Не так важно, что люди думают об упаковке. Главное в том, как упаковка заставляет их воспринимать продукт. Эксперименты показали важность упаковочного дизайна. Не сразу, путем проб и ошибок, они заставили понять, что отдельные детали упаковки вызывают нужную или, наоборот, нежелательную реакцию. Работа Ческина открыла дверь множеству разных аналитических подходов, от физиологических до эстетических. Основной научной темой Ческина стали исследования в области визуального анализа формы и цвета. Его теории можно было проверить путем эксперимента. Он не подчинил дизайн науке, но, по меньшей мере, дал некоторые научные обоснования для его оценки и некоторые принципы для работы, найденные в ходе исследований. Так, например, дизайн коробок Oxydol и Tide основывался непосредственно на идеях Ческина. Во время своих лекций он любил показывать диапозитивы, сделанные с коробки Tide, разрезанной на 16 квадратов. Эти квадраты собирались затем в произвольном порядке, и в любой комбинации немедленно узнавалась коробка Tide. Это стало одним из сильнейших когда-либо разработанных дизайнерских решений, которое обеспечило высокий уровень узнаваемости и запоминаемости торговой марки Tide.
Литература
Александров Ф. Хроники российской рекламы. – М.: Гелла-Принт, 2002 Аржанов Н.П., Пирогова Т.А. История отечественной рекламы. Галерея рекламной классики. – Харьков: Студцентр, 2004 Бабурина Н.И. Русский плакат: вторая половина XIX – начало ХХ века. – Л., 1986 Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате. – М., 2005 Берман Г. Реклама / Под ред. В.С. Глязера. – М., 1925 Богачева Н.М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. – М.: Междунар. совет по рекламе, 1969 Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. - М.: Известия, 2000 Васильев В.В. Советская торговая реклама. – М., 1951 Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. – М.: Прогресс, 1986 Верт В.О. Плакаты, лубки и календари. – М., 1931 Воловая М.Д. Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. – М.: Нива XXI век, 1994 Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала ХХ века. – Л., 1978 Глазунова В.В. Торговая ренклама. – М., 1982 Глинтерник Э.М. Реклама в России XVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. – СПб.: «Аврора», 2007 Говриловец А.В. Тайны рекламного двора. – М., 1994 Горощенко Г.Т. Оформление упаковок. – М.- Л., 1932 Денисов В. Война и лубок. – Пг., 1916 Евстафьев В. Рекламные коммуникации в Японии. – М., 1999 Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. 1991-2000. – М.: ИМА-ПРЕСС, 2002 Карась Н.А. Увлекательный мир московской рекламы XIX – начала ХХ вв. – М, 1994 Кениг Т. Реклама и плакат как орудие пропаганды / Пер. с нем. под ред. А.Н. Егорнова. – Л., 1925 Клебанова Л. Героический бизнес: Немного о российской PR-истории // Сообщение, 2001, № 1 Коваленко П.Н. Вывеска, ее история, развитие и производство. – М., 1917 Корнилов Л.В., Дегтярев Ю.А. Торговая реклама: экономика, искусство. – М., 1969 Корнилов А., Фильчикова Н. От глашатая до неона. – М.: «Знание», 1978 Куренина С.И., Сухановская Р.А. Печатная торговая реклама. – М., 1968 Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат: 1917 – 1932; Торговая реклама. Зрелищная реклама. – М., 1972 Макашина Л.П. Русская реклама: отечественная практика (1703 – 1918) – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995 Мануйлов М.А. Реклама. – М., 1924 Моролев Р. Советская печатная внешнеторговая реклама. – М., 1964 Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М.: Право и закон, 1996 Народная картинка XVII-XIX веков. Материалы и исследования. – СПб.: Дм. Булганин, 1996 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – Л., 1984 Павлов К.А. Основные отличия социалистической рекламы от капиталистической – М., 1964 Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. 2-е изд. – М., 1994 Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. – Л., 1990 Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью. – СПб.: Питер. 2007 Рахманинов Б.Н. К истории упаковки в России // Тара и упаковка. 1999. № 3 Реклама. Сб. материалов. – М., 1960 Рожков И.Я. Реклама в «доперестроечный» период отечественной истории. – М.: Моск. гуманитар. ун-т, 2008 Русский графический дизайн. 1880 – 1917 / Авт. текста Е. Черневич. Сост. М. Аникст, Н. Бабурина. – М., 1997 Русский лубок XVII – XIX веков / Авт.-сост. В. Бахтин, Д. Молдавский. – М.-Л., 1962 Русский рекламный плакат / Авт. Текста Н. Бабурина, С. Артамонова. – М., 2001 Савельева О.О. Живая история российской рекламы. – М.: Гелла-Принт, 2004 Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. – СПб.: Питер, 2002 Смиренный И., Рахманинов Б. Два века русской этикетки. – М., 1998 Советский зрелищный плакат: театр, цирк, балет, кино. 1917 – 1987 / Авт.-сост. Н. Бабурина. – М., 1990 Современная российская реклама: тенденции развития / Научно-практическая конференция. – М.: Общественный Совет по рекламе, 1999 Тарасов Е.Ф., Школьник Л.С. Язык улицы. – М., 1977 Торговая реклама и упаковка в России XIX-XX вв. / Авт. вст. ст. И.Н. Палтусова. – М.: Гос. истор. музей, 1993 Увлекательный мир московской рекламы XIX- начала XX века. / Авт.-сост. Н.М. Карась. – М.: Музей истории Москвы, 1996 Уперов В.В. Исторический очерк рекламы // «Гермес» - СПб.: Аллегория, 1994 Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. – М., 1982 Ученова В.В. История отечественной рекламы. – М., 2004 Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. – М.: Смысл, 1994 Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Изд. 2-е. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003 Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М., 1995 Чеботарев А.М. Культурно-досуговая деятельность и зрелищная реклама Петровской эпохи. – Челябинск, 1998 Чередниченко С.И. История и теория рекламы. – М.: Моск. экст. гуманит. ун-т, 1992 Школьник Л. Уроки рекламных королей. – М.: Валент, 1998
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |