|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История театра. Ольга Пурчинская1. Русский театр эпохи классического реализма: зритель, репертуар, актерское искусство, постановочная культура. 2. Малый театр эпохи классического реализма: зритель, репертуар, актерское искусство, постановочная культура. 3. Александринский театр эпохи классического реализма: зритель, репертуар, актерское искусство, постановочная культура. 4. Русский провинциальный театр эпохи классического реализма: зритель, репертуар, актерское искусство, постановочная культура. 5. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина. Общая характеристика. 6. Динамика развития действия в трилогии А.В. Сухово-Кобылина. 7. Драматическая трилогия А.К. Толстого. Общая характеристика. 8. Трилогия А.К. Толстого: история, власть, человек. 9. Драматургия М.Е. Салтыкова-Щедрина. 10. Театральные воззрения Л.Н. Толстого. 11. Драматургия Л.Н. Толстого. 12. «Власть тьмы» как религиозная драма. 13. Актерское искусство А.Е. Мартынова 14. Актерское искусство В.В. Самойлова. 15. Актерское искусство П.В. Васильева. 16. Актерское искусство С.В. Шумского. 17. Актерское искусство Г.Н. Федотовой. 18. Актерское искусство М.Н. Ермоловой. 19. А.П. Ленский – артист и театральный деятель. 20. А.И. Южин – артист и театральный деятель. 21. Актерское искусство Е.К. Лешковской. 22. Актерское искусство М.Г. Савиной. 23. Актерское искусство В.Н. Давыдова. 24. Актерское искусство К.А. Варламова. 25. Актерское искусство Н.Х. Рыбакова. 26. Актерское искусство М.И. Писарева. 27. Актерское искусство П.А. Стрепетовой. 28. Актерское искусство В.Н. Андреева-Бурлака
История театра. Ольга Пурчинская Часть первая
Многие любители театра не задумываются, как давно существует этот вид искусства. Я не исключение, воспринимала храм Мельпомены, как вечную ценность и лишь недавно заинтересовалась историей: как все зарождалось, с чего начиналось, когда это чудо вообще появилось.
А начало свое театр берет в античные времена, то есть зародился он в Древней Греции и Древнем Риме в период примерно с VI по IV век до новой эры. Среди греческих богов важное место занимал Дионис – бог плодородия и виноделия. В античных мифах рассказывается, что на долю Диониса выпало множество тяжелых испытаний – потеря матери, скитания, плен у разбойников. А затем было возвращение на Балканы из Азии, причем вернулся он не один, а с неистовой, бурной свитой – вакханками и сатирами. Спутники Диониса украшали себя виноградными листьями и плющом, плясали и пели гимны во славу своего бога. В его честь устраивались пышные праздники. Именно тогда, из обрядов, посвященных Дионису, и возник древнегреческий театр.
Основу древнегреческой драматургии составляют мифы. Их хорошо знал каждый грек, и зрителям особенно была интересна трактовка событий автором пьесы и актерами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V век до новой эры. Именно тогда свои произведения творили величайшие драматурги эпохи – Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их трагедий – Эдип, Антигона, Прометей – стали вечными образцами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес часто продолжали обращаться драматурги последующих эпох. До наших дней дошли некоторые сочинения Аристофана – создателя жанра политической комедии.
В повседневной жизни греков важную роль играли различные спортивно-соревновательные мероприятия: состязались возницы колесниц и всадники, раз в 4 года проводились Олимпийские Игры. Театральные представления тоже организовывались как соревнования – как между актерами, так и между авторами пьес. Спектакли игрались 3 раза в год: на Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря – начало января) и Линнеи (конец января – начало февраля). Мастера трагедии представляли зрителям и судьям три трагедии и одну сатирическую драму. Комические поэты выступали с отдельными сочинениями.
Обычно постановка пьесы осуществлялась один раз, повторы были большой редкостью. В Древней Греции театр считался делом на государственном уровне, за спектакль отвечал архонт – высшее должностное лицо города. Именно он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирался хор. Все материальные расходы брал на себя хорег – богатый горожанин, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег.
Все спектакли были платными, но бедным людям выдавали специальные деньги. Неплохая традиция, не правда ли? Билетами служили специальные круглые жетоны (свинцовые или бронзовые). На них обозначался только сектор (как трибуны на стадионе).
Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрителей первых представлений рассаживали на склонах холмов, а внизу, на поляне, выступали актеры. Из-за огромных размеров театральных площадок пришлось прибегнуть к помощи масок, ибо черты лица актеров зрители просто не смогли бы разглядеть.
Каждая маска выражала определенное состояние (страх, радость, грусть и т.д.). В соответствии с текстом пьесы актер в течение представления просто менял свои «лики». Кроме того, маски усиливали громкость голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому актеры вставали на котурны – специальные сандалии на платформе, а под одежду надевали толщинки. Котурны делали рост намного выше, движения – заметнее. Ткани, из которых шились костюмы, были очень яркими. Это зрительно укрупняло фигуру и подчеркивало ее. Цвет и длина одежды были символичны. Так, черный цвет означал траур, несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. В комедиях маски были карикатурными, часто они копировали известных людей. Костюмы шились и такие, что подчеркивали недостатки фигуры – слишком большой живот, толстый зад. Артистов хора часто одевали в костюмы животных.
Актеры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. В театре могли играть только мужчины, рожденные свободными, женщин к исполнению ролей допустили значительно позже. Сначала в спектаклях принимали участие только один актер и хор, Эсхил ввел второго актера, Софокл – третьего. Обычно на одного исполнителя приходилось сразу несколько ролей. В трагедии хор состоял из 15 человек, в комедии мог включать 24.
Обычно хор не принимал участия в действии, он лишь обобщал и комментировал происходящие события. В комедиях Аристофана появилась особая партия – парабаза, когда хор снимал маски и обращался к зрителям от своего имени. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины – сатирические песни, отличающиеся некоторой грубостью. Пользовались народной популярностью и сатуры – представления, произошедшие от танцев этурийцев (ныне тосканцев). Сатуры состояли из драматических сценок бытового и комического характера вперемежку с музыкальными номерами, танцами и пением. Самая долгая судьба была уготована ателлане. Так называлось представление, как правило, комическое, главными действующими лицами которого были маски-характеры.
Именно эти маски стали прообразом итальянской комедии дель-арте (комедии масок). Каждая маска обозначала определенный тип личности, четыре постоянных персонажа: Макк (лат. Maccus) - тип неуклюжего дурака, подвергающегося вечным насмешкам и побоям, выступал в ролях изгнанника, солдата и даже девушки, обычная маска.- с лысой головой, длинным крючковатым носом и ослиными ушами. Буккон (лат. bucco, от bucca - надутая щека) - смышленый обжора, болтун и сплетник, ради сытного обеда готовый на любое плутовство, маска подчеркивала отвисшие губы и раздутые щеки. Папп - тип богатого и глуповатого старика, обычно сельского жителя, изредка приезжающего по делам в город и попадающего здесь в переделку. Часто изображался неудачным претендентом на гос. должности и несчастливым искателем любовных приключений. Доссен (лат. Dossennus, от лат. dorsum - горб) - тип проходимца, выдававшего себя за ученого и прорицателя и наживавшегося на доверии или глупости окружающих, внешним его признаком являлся горб
Действие было коротко и ограничивалось обыкновенно одним актом. Текст ателланы сочинялся прямо по ходу представления, и только в I веке до новой эры появились ее литературные обработки. Содержание ателланы редко представляло собой какой-нибудь мифологический сюжет; чаще всего на сцене выступали представители разных национальностей — кампанец, галл, трансальпинец, пометийский солдат. Многие сюжеты изображали деревенскую жизнь, жизнь городских ремесленников. Очень нередки были политические намеки, иногда отличавшиеся резкостью. Главные действующие лица пьесы ставились в самые разнообразные положения - Макк являлся то молодой девушкой, то воином, то трактирщиком, то опальным; Папп — поселянином; Буккон — невестой Паппа или учеником гладиаторской школы. Комизм ателлан отличался грубоватым остроумием и нередко непристойностью.
На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Это название произошло от названия широкого греческого плаща – палия. В них ходили все герои этих произведений. Действие происходило в Греции, но все греческое было, как бы, декорацией, ведь герои занимали должности, существовавшие только в Древнем Риме, упоминались римские монеты, даже поведение этих «греков» скорее напоминало римлян.
Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта, который своим творчеством заложил основы комедии нового времени. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий.
Римский театр, в отличие от греческого, не был связан с культом божества, следовательно, не имел того общественного значения, какое имелось в Греции. Актеры были не просто не уважаемыми, а даже презираемыми людьми, их набирали из рабов и вольноотпущенников, а за плохую игру могли побить. В основном, представления давались главным образом на больших общественных праздниках, Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновских июльских играх, во время Мегалесий – апрельских празднеств в честь великой матери богов Реи-Кибелы. По инициативе знатного гражданина спектакли могли ставиться и в любое другое время.
Для представлений строились специальные сценические площадки, которые по окончании действа разрушались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землей на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка, по которой поднимались персонажи, приехавшие по сюжету из другого города. Такие спектакли можно было смотреть только стоя.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |