АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субстанция. Материальное и идеальное

Читайте также:
  1. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  2. Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
  3. Идеальная пища, идеальное питание и две теории питания
  4. Идеальное дифференцирующие звено
  5. Идеальное и реальное (психическое и физическое)
  6. Интегрирующее (идеальное) звено.
  7. Материальное воплощение виртуальных понятий
  8. Материальное и социальное обеспечение судей
  9. Материальное нормирование
  10. Материальное производство
  11. Материальное производство диалектика его развития
  12. Материальное производство: структура и источники развития.

 

Понятие субстанции углубляет понятие материи с точки зрения поиска общей материальной основы всех явлений, их единства и многообразия. Уже в античной философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменения вещей, как сущность, лежащая в основе всего.

Особенно активно категория субстанции разрабатывалась в новоевропейской философии (XVII—XVIII вв.). Р. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Он выделяет две параллельно существующие независимые друг от друга субстанции — протяженную (телесную) и мыслящую.

Б. Спиноза, сохраняя определение субстанции Декарта, считал, однако, мышление и протяжение двумя атрибутами единой телесной субстанции как причины самой себя. Субстанция со своими атрибутами, т. е. природа (Бог), — это, согласно Спинозе, порождающая природа, а наш чувственно воспринимаемый мир как совокупность вещей-модусов — это порожденная природа.

В отличие от Декарта (дуализм) и Спинозы (монизм) Г. Лейбниц ввел множественность и многообразие в саму субстанцию (плюрализм). Он расчленил ее на бесконечное количество отдельных субстанциональных начал, которые он назвал «монадами». Последние, согласно Лейбницу, не есть нечто материальное, а представляют собой «индивидуальные духи», «спиритуальиые сущности», духовные формообразования.

Проблема субстанции активно обсуждалась в немецкой классической философии. По мнению Канта, субстанция явлений есть постоянное и непреходящее в вещах. Категория субстанции организует материал опыта в некоторую целостность, создает необходимое единство свойств объекта. Без этой категории невозможна наука как система знаний об одном и том же предмете.

Гегель считал, что субстанция — основа всякого подлинного развития, а категория субстанции — начало всякого научного мышления, систематически развивающего определения своего предмета. Ближайшим образом субстанция («субстанциональное отношение») раскрывается как причинное отношение и в конечном итоге как диалектическое противоречие.

Согласно диалектическому материализму, который универсальное единство мира усматривает в его материальности, в понятии субстанции материя отражена уже не в аспекте ее абстрактной противоположности сознанию (мышлению), а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех имманентных различий и противоположностей.

Категория субстанции является ключевой при решении проблемы единства и многообразия мира. Мир един не потому, что мы его мыслим единым, и не потому, что он существует. Единство мира состоит в его материальности. Оно находит свое выражение, во-первых, во всеобщей связи и развитии всех явлений; во-вторых, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время; в-третьих, в существовании всеобщих закономерностей бытия, действующих на всех уровнях структурной организации материи.

Единство мира нельзя понимать как однообразие его строения, а как единство в его многообразии, т. е. как материалистическое и одновременно диалектическое формообразование. Материальное единство и многообразие мира подтверждается всей историей и современным уровнем развития науки.

Материя (материальное) — противоположность духовного, идеального. Последнее — предельно общая характеристика человеческого сознания в его «чистом виде» (независимо от его форм, уровней и т.д.), основанная на его противопоставлении материи в «чистом виде» (независимо от ее видов, форм движения, атрибутов и т.п.), т. е. всему нематериальному.

Классическое определение идеального принадлежит К. Марксу, который писал, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Речь идет о том, что, во-первых, материальное пересаживается в голову человека как родового социального (а не только биологического) существа, не как «гносеологического Робинзона». Во-вторых, это «пересаживание» осуществляется в процессе отражения материального в ходе общественно-исторической практики. В-третьих, идеальное — это не мертвая, неподвижная копия, не пассивное зеркальное отражение материального, а активное его преобразование, ибо оно не рабски следует за материальным объектом, а творчески, конструктивно-критически отражает и преобразует его.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)