АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понимание и объяснение

Читайте также:
  1. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  2. Вера и понимание в контексте коммуникации
  3. Взаимопонимание между интеллектами
  4. Внести ясность в понимание собственности
  5. Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
  6. Вопрос №5. Понимание и толкование иностранного права
  7. Восприятие и понимание в процессе общения.
  8. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  9. Восприятие и понимание человека человеком.
  10. Глава 2. Миропонимание, мировоззрение: типы
  11. Глава 4. Объяснение
  12. Гуманизм и его историч. формы. Права, свободы и обязанности чел, их понимание в истории философии.

 

Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой.

Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е. осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное овладение в смыслах, практическое овладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.

Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.

Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания.

Объяснение — важнейшая функция научного познания, цель которой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения.

В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснении поступка некоторой исторической личности анализируются мотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным.

Существует телеологическое (интенциональное) объяснение, которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.

 

Литература

 

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2001.

2. Губин В. Д. Онтология: Проблемы бытия в современной европейской философии. М., 1998.

3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.,2001.

4. Кохановский В. П. Философия и методология нации. Ростов-на-Дону, 1999.

5. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

6. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. 2-е изд., доп. М., 1998.

7. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

8. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. Разд. 2—4.

9. Основы философии в вопросах и ответах. 2-е изд. перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2002. Разд. III-VI, IX-X.

10. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

11. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.,2001.

12. Спиркин А. Г. Философия. М., 2001.

13. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.

14. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2002. Гл. III-VI, IX—XI.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)