АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие и понимание в процессе общения

Читайте также:
  1. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  2. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
  3. Апелляция в российском процессе (глава 39)
  4. В гражданском процессе
  5. В какой последовательности обычно протекают действия в процессе проведения черной PR кампании?
  6. В познавательном процессе
  7. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
  8. В процессе их хранения
  9. В процессе приготовления хлеба
  10. В процессе производства
  11. В процессе самоподготовки обратите внимание
  12. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

Общение определяется тем представлением о партнере, кото­рое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, устано­вок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее устано­вить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно го­ворить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Личное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочно считается неслож­ным процессом, но на точность восприятия влияет множество ха­рактеристик субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При вос­приятии людьми друг друга можно выделить несколько возмож­ных ситуаций:

1) «Я — Он» — восприятие одним индивидом другого как от­дельной личности;

2) «ЯОни» — восприятие индивидом группы как единого целого;

3) «Мы — Они» — восприятие одной группой другой группа

4) «МыОн» — восприятие группой индивида.

 

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представле­ние сформировано, он пренебрегает полученными позже допол­нительными сведениями.

Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотноше­ний и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.

Процесс восприятия представляет собой не механическое вос­произведение образа человека, а систему с обратной связью. Пред­ставление о том, как воспринимают его другие люди, в определен­ной степени определяет поведение человека. Разнообразные допу­щения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окру­жающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впе­чатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию ис­каженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Большое значение для взаимного понимания имеет «откры­тость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредствен­ным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне.

Неадекватное представление о себе создает многие психологи­ческие барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфлик­тному поведению.

Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других лю­дей путем получения и изучения информации обратной связи.

Сознательный контроль за информацией о себе и ее созна­тельное искажение затрудняют не только восприятие партнеров по общению, но и самосознание человека, его социальную иден­тификацию, для чего ему необходимы исчерпывающие сведения об окружающих и об их представлении о нем. Если человек за­крывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя. Проблема восприятия достаточно хорошо

Общение определяется тем представлением о партнере, кото­рое складывается в восприятии. Как было сказано выше, под вос­приятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешне­го вида и поведения, а также понимания партнера по общению.

В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе вос­приятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже име­ется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть ко­торого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереоти­пом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вы­рабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее из­вестны этнические или национальные стереотипы — представле­ния о членах одних национальных групп с точки зрения других.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его одеж­де, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некото­рые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейт­ральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присут­ствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который со­здается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различ­ным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, вы­бор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, ко­торые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схе­мам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факто­ров: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие
атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоцен­
ности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как маши­
на, оформление кабинета и т.д.;

2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговарива­
ет, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «заклады­вается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерар­хии, а также положения других людей во многом определяют об­щение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства ка­кими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии челове­ка заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людь­ми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его лич­ностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены ДЛЯ оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстни­ками'. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки дава­лось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых

и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оцен­ку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оце-нок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непри­влекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивиду­альным впечатлением, она скорее носит социальный характер. По­этому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значе­нии того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень при­ближения к тому типу внешности, который максимально одобря­ется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлека­тельности являются усилия человека выглядеть социально одоб­ряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким об­разом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнерах нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, озна­комили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения1. Оказалось, что чем бли­же чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем больше сходство его взглядов с собственны­ми. Убежденность в "этом предполагаемом «родстве души» была Настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — опре­деление вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает опреде­ленную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В по­стоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным бо- Механизмы лее ГЛубокое и объективное понимание партне- восприятия ра _ его актуального эмоционального состоя-и понимания ния^ намерений, его отношения к нам. Здесь вос­приятие и понимание партнера происходят на другой основе.

психологическими механизмами восприятия и понимания при меж­личностном общении являются идентификация, эмпатия и реф­лексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспЛ чивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентя фикации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основа­на в значительной степени на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия — понимание на уров­не чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько проду-мывается, сколько прочувствуется. Один из основоположников'; гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений дру­гого человека и увидеть, правильно ли мое понимание'. Эмпати­ческое понимание возможно в отношении немногих, поскольку! составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения и идентификация, и эмпатия требуют решения еще одного вопроса — как тот, другой! партнер по общению, будет понимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

В социальной психологии под рефлексией понимается осозна­ние действующим индивидом того, как он воспринимается парт­нером по общению'.

Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркально­го отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъек­тов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Ген­ри. Какие субъекты включены в общение?

Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

1) Джон, каков он есть сам по себе 1) Генри, каков он есть сам по себе

2) Джон, каким он сам себя видит 2) Генри, каким он сам себя видит

3) Джон, каким его видит Генри 3) Генри, каким его видит Джон.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации, доба­вив четвертую позицию:

Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона; Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социаль­ной психологии Г. Андреевой2.

Есть два субъекта общения: А я Б. Между ними устанавлива­ются коммуникации:

■*~А

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: ААь а Б—Б2, а также представление о другом: у А—Б2, у Б—А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следую­щим образом: А (в качестве Л,) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве />,) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б еще Надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпа­дающие с реальностью Ах, Би А2, Б2, и при этом между А и А2> Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет Максимальным при минимальном разрыве в линии А—АхА2 и

Б—Б]—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление') о себе (/4,), о слушателях 2) и, главное, о том, как его воспри-.; нимают слушатели 2), то его взаимопонимание с аудиторией' будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг другу сложный процесс, требующий специальных усилий.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)