|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Труд, сознание, мозг
Итак, труд — ключевой элемент в понимании возникновения и сущности сознания. Что же такое труд в интересующем нас аспекте? · Труд — процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя внешнюю природу, человек изменяется сам и в этом процессе формируется его сознание. · Животное пользуется готовыми продуктами природы, человек же, благодаря труду, заставляет природу служить своим целям, подчиняет ее своим нуждам и потребностям. Тем самым труд есть коренное условие существования людей, вечная естественная необходимость. · Процесс труда включает в себя три момента: а) целесообразную деятельность (сам труд); б) предмет труда; в) средства труда (орудия производства) — именно они играют главную роль в процессе труда и формировании сознания человека, который есть животное, систематически изготовляющее орудия труда и регулярно пользующееся ими. · Труд изначально носит коллективный, общественный характер. Он невозможен вне общества, так же как в основе жизни общества лежит труд. · Труд представляет собой активную целесообразную деятельность: человек не только изменяет форму того, что дано природой, но вместе с тем он осуществляет и свою созидательную цель. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т. е. идеально. · В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности сознание не только отражает объективный мир. В процессе труда человек создает новые предметы, которых нет в природе, — «вторую природу». Но прежде чем приступить к их изготовлению, человек должен иметь в своем сознании мысленный план, образ того, что он должен создать. Без такой активной творческой деятельности сознания, без идеального воспроизведения действительности невозможен труд, а тем самым и само существование человеческого общества. · Труд — не только источник, причина возникновения сознания (мышления), но и основа его дальнейшего развития. Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу. · Мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая трудовая деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: диалектика понятий все глубже и всесторонне выражала логику вещей и предметного мира. Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе, каким он выходит из «рук природы», не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи (языка). Однако мозг — не источник сознания, а его орган, ибо сознание — объективный образ субъективного мира, а его «стержень» — целеполагание. В этом образе отражены не нейродинамические процессы мозга, а внешний мир, практика, хотя это отражение происходит не без участия указанных процессов. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Способность мыслить не наследуется вместе с мозгом (хотя «безмозглого мышления» быть не может), а она передается от поколения к поколению через формы предметного мира, созданного трудом, через «тело» цивилизации, через формы культуры. Чтобы отдельный мозг обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общечеловеческих отношений и развит в соответствии с ее требованиями и нормами. Приучаясь активно действовать с вещами окружающего мира сообразно нормам культуры, человек только тогда и становится человеком — обретает способность говорить и мыслить, иметь сознание в человеческом смысле. Степень и мера развития способности мыслить в отдельном индивиде определяются не его индивидуально-морфологическими особенностями, а прежде всего объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Нельзя стать человеком, не овладев тем многообразным опытом, который накопился в обществе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |