АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Основные способы существования, уровни и формы бытия: дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия
Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира: — мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека; — мир материальный, природный, мир физических состояний. Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени. Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга». Обычно духовный мир делят на две разновидности: — объективный дух — субъективный дух Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида. Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль. религия, политика и пр. Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа. Также выделяют два уровня бытия на основе модальности: — потенциальное бытие, уровень существования в возможности — актуальное бытие, уровень существования в действительности. Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь. (св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»). При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы: 1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)? 2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?
Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира. Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами: — протяженностью; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого; — однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек; — изотропностью: — равноправностью всех возможных направлений; — трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин. Классическое время характеризуется следующими свойствами: — длительностью; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого; — одномерностью; — необратимостью (невозможность возврата в прошлое); — однородностью (равноправие всех его моментов). Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного, и о них мы будем говорить отдельно на семинаре «Пространство и время». 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | Поиск по сайту:
|