|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия И. КантаИммануил Кант. Сын небогатых людей, окончил Кембриджский университет, естественный факультет. Работал в школе. Будучи учителем пытался написать книгу, которая не вышла, но при ее написании Кант явно повысил свой уровень, что дало ему возможность поступить на работу в Кембриджский университет. Обсуждая эти проблемы он написал 3 основные работы (критики): "Критика практического разума", "Критика чистого разума (рассудок)", "Критика способности суждений". В критике чистого разума Кант определил влияние воспитания и образования на познание. "Критика практического разума" – осмысление основания интуиции и соотношение практического разума с чистым. «чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение. По Канту: Практический разум - основа интуиции. Дается человеку богом. Рассудок. Присутствует у всех. Формируется воспитанием и образованием. Чувственное. Присутствует у всех. "Критика способности суждений" – в этой работе он рассматривает проблему эстетического сознания (эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного). Кант подчеркнул, что практический разум фактически командует чистым разумом. По Канту практический разум ставит перед рассудком проблемы которые надо решить. Иногда рассудок просто не в состоянии решать некоторые проблемы, которые ставит практический разум. У Канта одной из таких проблем стала проблема ноуменов и феноменов – именно в этом соотношении сложилась тематика по которой Кант известен многим – вещь в себе. Ноумен – объект, который человек хочет понять. Этому ноумену в духовном горизонте должен соответствовать феномен. Если он есть, то человек хоть что-то может сказать про объект, иначе – нет. Идеи о феноменах и ноуменах перешли с феноменологией Гусерля. По нему – феномен составляем основу духовного горизонта. А феномены в каждом духовном горизонте формируются жизненным опытом. Проблема феноменов в духовном горизонте людей, а так же их содержание является одной из наиболее актуальных в современной философии - антропологии. По Канту в духовном горизонте человека лишь некоторые участки освещены "постоянным светом разума". Это та же проблематика, которую в свое время поставил Фрейд и неофрейдисты, говоря о сознании, бессознательности и подсознании. Из сказанного следует, что Кант, более чем за 100 лет, стал обсуждать проблемы современной философской антропологии. Такие как структура духовного горизонта в виде феноменов и содержания этих феноменов; единство в духовном горизонте разума и других составляющих в виде бессознательного и подсознания. Кант считал, что в ходе познания человек может понять объект только на уровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующий феномен. Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления, поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность. Но Кант при этом считал, что некоторые люди могут понять сущности, но делают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальной интуиции. Выше уже неоднократно указывалось, что основа интуиции – ситуативное мышление, глубина памяти и личный жизненный опыт. Названные компоненты являются важными элементами бытия человека. Кант считал, что сущность и явление – плохо связанные вещи. На самом деле явление – верхняя часть сущности и человек, глядя на вещь, сразу видит сущность, но только ее верхнюю часть. В первой половине творчества Кант был материалистом. В 1755 г. Кант написал работу "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности. После того как Кант сформулировал проблемы познания и попытался увидеть их основания в соотношении реального мира и духовного мира людей Кант увидел много вопросов, на которые он не смог найти ответа. Развитие научного знания очень часто приводит подобным проблемам. Религиозная философия фактически исходит из следующих позиций: мир устроен гармонично, основа этой гармонии – разум бога. С этих позиций (всеобщей гармонии) можно найти ответы на многие вопросы. Выход бывшего материалиста за пределы научной системы того времени по всеобщей гармонии религиозной философии фактически явился прообразом философствования Гегеля. Он сразу же стал строить свою философию на всеобщей гармонии мирового разума. Кант блестяще опроверг доказательства существования бога, выдвинутые Ф. Аквинским, эти доказательства фактически повторил Лейбниц. Очень интересная позиция Канта о проблеме пространства и времени. Кант считал, что люди с самого начала раскладывают все по пространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время являются априорными формами чувственного познания. Это на самом деле серьезная проблема соотношения объективного пространства и времени и их отражения в духовном горизонте людей и различных теориях. В критике способности суждения Кант говорит об эстетике ее основания. По Канту получается, что человек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Кант фактически определил проблему, как человек в ходе своей жизни должен найти гармонию между этими двумя мирами. Эта проблема и сейчас очень актуальна. Гармония внешнего мира находит либо правильное, либо неправильное отражение духовного горизонта. Эстетика – это отражение духовного мира, духовного горизонта. Одной из существенных проблем является этика. Кант заметил, что крупные хищники, имеющие орудия убийства не могут убить себе подобного. Сейчас это рассматривают как запрет у крупных хищников. Но человек создал орудие убийства (оружие), следовательно, он не имеет генетических запретов на убийство себе подобного. Но с точки зрения Канта Бог эту проблему предвидел и дал человеку этику. Руководит, с точки зрения Канта, этикой категорический императив: "Поступай с людьми так, что бы максима твоей воли могла выступить в качестве всеобщего закона" (или поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой). Когда Кант говорит о воле и ее максиме он фактически говорит о состояниях духовного горизонта как целостной системе, а это современное понимание воли как таковой. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представитель классической философии. В рамках классицизма, особенно в новое время фактически поставлены все проблемы современной неклассической и постнеклассической философии, но есть отличия в обсуждении этих проблем. Обсуждение очень многих проблем в рамках классицизма имеет синкретический вид (синкретизм – нерасчлененность проблемы). Синкретизм – это не совсем четкая постановка проблемы, ядро которой многие люди того времени не видели или не понимали и только на уровне современной философии удается четко сформулировать обсуждаемую в рамках классицизма проблему. Это герменевтические возможности современного философствования. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |