АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Цивилизация как социокультурное образование. Учения о локальных цивилизациях
Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными учеными работы можно было бы кратко выразить следующим образом.Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную,историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель -сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения. Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
Значительный вклад в развитие концепции локальных цивилизаций внес немецкий ученый О. Шпенглер (1880-1936), автор знаменитой работы «Закат Европы» (1918). Это исследование также построено на основе идеи органической целостности и уникальности каждой культуры. Общечеловеческая культура - это философский миф, не имеющий оснований, считал Шпенглер. По аналогии с жизнью человека, культура проживает свой цикл от рождения, через детство, юность и зрелость вплоть до старости и смерти. Завершение жизни культурного организма Шпенглер называет стадией цивилизации. Циклические теории культурного развития рассматривают каждую культуру как ценность в себе независимо от меры ее «циви-лизованности», то есть близости к европейским культурным образцам. Весь цикл жизни культуры длится около тысячи лет. Цивилизацию Шпенглер считает симптомом и выражением отмирания целого культурного мира, затухания одушевлявшей его культуры. Отсюда и название его книги. Идея культурно-исторического круговорота, по Шпенглеру, подтверждается фактами истории различных культур, между которыми он не находит ни пространственных, ни временных взаимосвязей, заимствований, наследования. Его концепция рассматривает восемь равноценных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, античную, византийско- арабскую, западноевропейскую и южноамериканскую (майя). Шпенглер также предполагает возможность рождения русско- сибирской культуры. Продолжая аналогию с живым организмом, Шпенглер говорит о «теле» и «душе» культуры, сознательно вводя эту метафору. Из восьми названных им культурных организмов исследователь выделил три с целью показать взаимодействие культурной «души» и «тела». Душа культуры первична, она наполняет ее жизнью и смыслом. В основе античной культуры лежит «аполлоническая» душа, византийско-арабской - «магическая», западноевропейская культура пронизана фаустовским духом движения и противоречия. Олицетворением своеобразия каждой культуры Шпенглер считал «прасимвол». Это, например, «дорога» - для Египта, «телесная пластика» - для греко-римского культурного мира, «пещера» - для византийско-арабской и «бесконечность» - для европейской культуры. Культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубокую, неразрывную связь с человеческой душой. Душа культуры живет в душах людей, воспринимающих символы, смыслы и ценности данной культуры. Срок жизни каждой культуры - около тысячи лет. Ее последняя стадия - старость и смерть культуры - это цивилизация. Ее признаками становятся внешняя экспансия, урбанизация и упадок сельской жизни, индустриальное производство и некритическое доверие к технике, деградация искусства, подавление личностного начала (господство масс), отказ от демократии. Отметим, что основные черты цивилизации, по Шпенглеру, одни и те же, идет ли речь о египетской или современной западной культуре. Иную концепцию локальных цивилизаций предложил британский культуролог А. Тойнби (1889-1975) в своем 12-томном труде «Постижение истории» (1934-1961). Многообразие форм социокультурной организации человечества, по Тойнби, основано на своеобразии систем ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых ее проявлений до высочайших взлетов творчества. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлом и распад (дезинтеграция). Определяющим элементом ценностной системы А. Тойнби считал религию, а экономическая и политическая сферы жизни цивилизации, по его мнению, подчиняются «духовному началу». Количество цивилизаций, по Тойнби, колеблется от трех десятков до 13, а наиболее развитых в современном мире осталось всего несколько. Это западная, дальневосточная, исламская, индуистская, православно-христианская (византийская) цивилизации. Взаимосвязи между культурами и в прошлом, и в настоящем имели огромное культурное значение. Тойнби считает, что по этому признаку цивилизации являются либо независимыми, либо «сыновне родственными». Отсутствие взаимодействия с окружающим культурным миром ведет к замедлению развития. Поэтому наряду с развитыми существуют так называемые «застывшие» цивилизации. Непреходящее значение данной концепции состоит в раскрытии диалогической сущности развития культуры как серии «Вызовов», бросаемых природой и обществом, и «Ответов», которые находит человеческая творческая духовность. Говоря о социокультурной динамике, Тойнби подчеркивает роль «творческого меньшинства», элиты, способной найти решение общественных проблем. Вместе с тем, воплотить в жизнь новые идеи элиты должно «пассивное большинство», массы. Если массы разочарованы, культурно дезориентированы, то элита может использовать силу власти, чтобы добиться своих целей. Превращение ее в «правящее меньшинство», как считал Тойнби, исчерпывает творческий потенциал элиты. Таким образом, здесь затрагиваются некоторые теоретические аспекты культурной политики. В целом, теории локальных цивилизаций оказали существенное влияние на культурологическую мысль ХХ столетия, способствовали развитию методологии познания культуры, выявили современную проблематику, наметила важнейшие направления исследования.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | Поиск по сайту:
|