|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 14: Развитие культуры Казахстана в XVIII-XIX векахШколы. В XVIII-XIX вв. крепости превратились в центры торговли со Средней Азией и Восточным Туркестаном, поэтому необходимы были переводчики (толмачи). В 1789 г. открыта Азиатская школа, готовившая переводчиков и писарей из имущих слоев коренного населения. Главная цель открываемых русско-казахских школ в 1-й пол.XIX в. – это подготовка кадров чиновников для правящей колониальной администрации из казахов. Пример тому открытое Военное училище в Омске в 1813 г., которое в 1847 г. будет преобразовано в Сибирский кадетский корпус, а в 1841 г. во Внутренней Орде Джангир-ханом открыли русско-казахскую школу с обучением на татарском языке. В 1850 г. в Оренбурге открыли школы для обучения казахов русскому языку, а в Гурьеве открылась школа мореплавания. Для открытия при мечетях мектебов нужно было получить специальное разрешение от уездного правления, а позже от генерал-губернатора. В борьбе с исламом правительство наложило ограничения на образование в мектебах и медресе, которые до реформ 1867-1868 гг. работали без ограничений. В 1867 г. губернатор Оренбурга Крыжановский (с 1865 г.) издал «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России». Правительство видело в мектебах и медресе «рассадники пантюркизма и панисламизма». В 1870 г. принимается указ «Об особых правилах…преподавания русского языка…» изменивший работу мектебов, в результате русский язык стал обязательным, иначе закрывали мектебы. Т.е. в образовании учитывались в основном интересы Империи. Развитие просвещения во 2-й пол.XIX в. в Казахстане тормозило: · скудость средств (на человека тратили от 5,5 до 19,5 коп.); · нехватка учебных пособий и учителей (низкая оплата их труда). Во 2-й пол.XIX в. в медресе изучали предметы: · фараиз (закон о наследовании и разделе имущества); · усул-фшш (исследование мусульманских законов); · акаид (догматика); · монтик (логика); · хикмет (энциклопедию наук); · наху (грамматика арабского языка); · арифметика, русский язык и др. В 1831 г. при военном училище в Оренбурге открыт музей, который показывал историю края и быт населения, а в 1844 г. это училище преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. В 1883 г. в г. Орске Оренбургской губернии открылась 1-я казахская учительская школа. Во 2-й пол.XIX в. в Семипалатинске открылась 1-я публичная библиотека. Исследование Казахстана. Исследовали Казахстан в XVIII в.: · Миллер – представил ценные данные о Среднем Жузе в книге «Сибирская история»; · Рычков – сыграл значительную роль в изучении истории Казахстана. В 1-й пол.XIX в. Казахстан исследовали: · Левшин – пишет 3-томный труд по истории Казахстана («Описание киргиз-кайсацких орд...»; · Карелин (вместе с ним изучает Казахстан Старков) – участвует в экспедиции по изучению северо-восточного берега Каспия; · Вольховский - составил «Карту племен Младшего Жуза»; · Бутаков – участвует в экспедиции по изучению Арала в 1848-1849 гг.; · Пушкин - цель его приезда в Казахстан в 1830-ые гг. – это запись поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» (в Уральске) и сбор материала для «Истории Пугачевского бунта» (в Оренбурге), которая вызвала интерес в России к жизни казахов. В конце XIX в. исследованием Казахстана занимались: · Вельяминов-Зернов – изучал историю Казахстана (XV-XVI вв.) и Младшего Жуза (cep.XVIII в.); · Семенов-Тяншанский – исследовал в конце ХIХ-нач. ХХ вв. Казахстан и написал книги «Киргизы», «Туркестанский край»; · Коровков – пишет очерк «Поездка в Илийскую крепость»; · Радлов (знал казахский язык), востоковед и академик – автор «Образцов народной литературы тюрок...»; · В.Даль – автор повести «Бокей и Маулен», где описал жизнь казахов Оренбургского края; · Художник Н.Хлудов рисовал картины на казахские темы; В 1845 г открылись отделы Русского Географического Общества (РГО) в Оренбурге, Омске, Семипалатинске. Областные статистические комитеты сыграли большую роль в изучении Казахстана. В 1878 г. в Семипалатинске открыт областной статистический комитет. Этот город во 2-й пол. XIX в был 1-м из центров научных исследований Казахстана. В конце XIX в. здесь открыт подотдел РГО, внесший вклад в изучение края. Представители Российского освободительного движения в Казахстане. Особенностью общественной жизни Казахстана XIX в. является пребывание здесь представителей освободительного движения. 29 августа 1881 г. принято решение «О распространении ссылки на Степное генерал-губернаторство». Наибольшая концентрация ссыльных наблюдалась в Восточном и Центральном Казахстане, т.е. в Акмолинской и Семипалатинской областях. 1880-е гг. – стали периодом массовой ссылки. Ещё до восстания 1825 г. некоторые будущие декабристы работали и посещали Казахстан. П после разгрома восстания 1825 г. декабристы были сосланы в Сибирь и северный Казахстан. Политические ссыльные внесли вклад в просвещение Казахстана. Декабристы: · Семенов сослан в Усть-Каменогорск и участвовал в немецких экспедициях; · Муравьев-Апостол – в 1-й пол. XIX в. «много лечил, много помог в Бухтарме»; · Т.Шевченко – украинский поэт, был в ссылке в 1847-1857 гг. в Казахстане (в стихе «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца). Петрашевцы распространяли русские демократические идеи среди казахов: · Достоевский – русский демократ, после 4 лет каторги в Омске, сослан в Семипалатинск солдатом за политические взгляды. Здесь он собирал археологические памятники края. Народовольцы: · Михаэлис изучал Тарбагатай в 1880-х гг. Особое место в социально-политической жизни России занимает национально-освободительное движение в Польше 1863-1864 гг. 10 тыс. участников этого восстания сослали в Казахстан. · Зелинский Г. – автор поэмы «Киргиз» («Казах»), сослан в Семипалатинск; · Гросс С. – друг Абая, автор «Материалов по юридическим обычаям киргиз» (труд написан на основе сведений о обычаях и суде биев в Семипалатинских уездах), сослан в Семипалатинск. Подъем в 1880-е гг. российского освободительного движения привел к притоку ссыльных революционеров. Невзирая на полицейский надзор, они организовали здесь подпольные кружки. В 1890-е гг. ссыльные открыли в городах Казахстана публичные библиотеки. Деятельность ссыльных повлияла и на периодическую печать в крае. Ч.Валиханов (1835-1865 гг.). Родился в крепости Кусмурун. Имя при рождении – Мухаммед-Канапия. Большое влияние на него оказала бабушка Айганым. Учился в Сибирском кадетском корпусе (Омск) в 1847-1853 гг. Здесь он познакомился с востоковедом Березиным и благодаря ему занялся изучением средневековых восточных хроник. Закончил корпус в звании корнета. Изучал русский язык с 12 лет. Его друг Достоевский, будучи в Семипалатинске оказал влияние на него и высоко ценил поиски молодого ученого. Об обучении в мектебах аулов сказал: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика...». Внес огромный вклад в изучение народов Центральной Азии. В 1856 г. участвует в экспедиции на Иссык-Куль, где осуществляет съёмку бассейна озера. Знакомится с Семеновым-Тян-Шанский, который впоследствии принимал участие в его экспедициях. Записал отрывок эпоса «Манас». С 1857 г. Чокан член РГО. 1858-1859 гг. совершил поездку в Кашгарию, где занимался изучением Восточного Туркестана. В результате составил труд «О состонии Алтышара...» (переведён на английский язык), который принёс ему мировую известность. В 1859-1861 гг. жил в Питере, в 1864 г. в Верном. В этом же году принимает участие во взятии Аулие-Аты. В 1865 г. вышел его последний труд о восстании дунган в Китае. Умер в Алтын Емеле. Ыбрай Алтынсарыулы. Получил главное воспитание от деда Байгожи. Закончил школу в 1857 г. с золотой медалью. В 1864 г. открыл 1-ю казахскую школу. Автор стиха «Идите дети учиться». Выдающийся просветитель, педагог-новатор. Основоположник женского образования (открыл 1-ю женскую гимназию в Иргизе) и этим вошел в историю Казахстана. Как просветитель организовал ремесленные, и сельскохозяйственные школы. С 1879 г. был назначен инспектором школ в Тургайской области. В этом же году была опубликован его труд «Киргизская хрестоматия» для русско-казахских школ, написанная русским алфавитом, что способствовало вытеснению арабицы. Также одним из его главных трудов является «Руководство по обучению киргиз русскому языку». Свои земли Ыбрай завещал сельскохозяйственной школе в Тургае. Также он осуждал аграрную политику царизма. Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.). Настоящее имя Абая – Ибрагим, из рода табыкты. Его нежно Абаем называла мама Улжан. Учился в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Отец не дал ему доучиться, привлекая к управлению народом. На творчество Абая повлиял Л.Толстой. Через русскую литературу узнал о культуре Запада. Его другом был Северин Гросс. Абай – основоположник письменной казахской литературы, занимался переводами, в частности перевёл Гете. В 1884 г. избран (по предложению политических ссыльных) членом областного статистического комитета. Ему принадлежат строки: «Я презрел познанье, юноша пустой...». Одна из его знаменитых песен «Козымнын карасы». Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике художественно-философской прозы «Гаклии»/«Слова назидания». Также ему принадлежат «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды» (1900 г.). Сын Абая Абдрахман учился в Питере. После смерти второго сына Магауи через 40 дней Абай умер. Традиционная казахская культура. В 1-й пол. XIX в. (1820-е гг.) на средства царского правительства был построен ханский дворец в Букеевской Орде, в местности Жаскус. По заказу хана Жангира казахами Зайсана была изготовлена юрта (вышита золотом, серебром и шелком), которую преподнесли в дар русскому царю Николаю I. В 1868 г. казахские ювелирные изделия и костюмы показывали на выставке в Париже. Почти все поэты XVIII в. писали о последствиях ойратской агрессии. Например, Бухар-Жырау Калкаманов писал историко-философские сочинения, а также описывал политическую историю Казахского государства. Один из лучших вариантов «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» принадлежит Жанаку. В XIX в. были широко распространены кюи, жыр, толгау, терме. Айтыс – состязание акынов-импровизаторов. В 1-й пол.XIX в. в Казахстане работали: · Абыл – поэт, сохранивший эпический цикл и передавший поколениям «40 ногалинских батыров»; · Акан Серы – автор песен «Макпал», «Сырымбет», «Балхадиша», «Манмагер», «Кулагер»; · Жанторе, хан Младшего Жуза (убит в 1809 г.) – автор кюя «Шалкыма»; · Сармалай – крупный композитор и сыбызгист; · Сегиз Серы – композитор-песенник; · Шернияз – акын, поэт и оратор, в чьем творчестве развились традиции импровизаторства. Во 2-ой пол. XIX в. в Казахстане работали: · Биржан Кожагулулы – на его талант выдающегося композитора повлияла встреча с Абаем; · Дулат Бабатайулы – автор сборника стихов «Осиет-нама» (1880 г.), который был запрещен царской цензурой. На его творчество повлияли жырау, дастаны; · Даулеткерей Шигайулы (1820-1887 гг.) – на его взгляды повлияло восстание 1836-1838 гг. Тайманова в Букеевской Орде. В кюях «Кос-алка», «Кудаша», «Акбала-кыз», «Кыз Акжелен» он создал женский портрет и стал основоположником лирического направления в домбровой музыке; · Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.) – кобызист, кюйши-композитор, возродивший традицию кобыза времен Коркута; · Жаяу Муса – композитор и поэт-публицист. По обвинению сыновей султана Шормана выслан в 1860 г. в Тобольск, подвергался гонениям и притеснениям. Он написал тексты к своим 70 песням, а для стиха Алтынсарина написал музыку. На его творчество повлияли декабристы и петрашевцы. · Шоже Каржабайулы – записал лучший в художественном отношении вариант «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»; · Муса Бен Сайрами – уйгур, автор «12 Мукамов»; · Таттинбет Казангапулы – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки стиля шертпе. Получил в 1855 г. серебряную медаль в Питере. Его привлекали кюи-легенды XIII-XVII вв.; · Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889 гг.) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки из Букеевской Орды. В его кюе «Сары арка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе и безграничной степи. Свой 1-й кюй «Кишкентай» посвятил И.Тайманову. До нас дошло 60 его кюев; · Суюнбай – самый популярный поэт Жетысу (его лучший ученик – Жамбыл). Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |