|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О диалектике
(9) «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». (10) «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». (11) «Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно». (12) «Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными». (13) «Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех, ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия» (14) «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры». (15) «Совместны у круга (окружности) начало и конец». (16) «Путь вверх-вниз один и тот же». (17) «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная». (18) «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых». (19) «Бессмертные смертны, смертные бессмертны, одни живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают».
О человеке. (20) «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». (21) «Душе присуща самовозрастающая мера». (22) «Не к добру людям исполнение их желаний». (23) «Всякая тварь бичом спасается». (24) «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену города».
Текст 5. Парменид «О природе». ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.) - основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. В трактате «О природе» Парменид выразил главные принципы европейской онтологии. Трактат состоит из трех частей. В первой части Парменид указывает на источник обретенного им знания. Мысль его уносится в сферу умопостигаемого, где встречается с богиней Правдой, которая и открывает ему учение о путях познания: как «убедительной Истины непогрешимое сердце», так и «мнения смертных, в которых нет верности точной». Вторая часть поэмы посвящена пути Истины, третья – мнению смертных. Ниже публикуется вторая часть трактата Парменида по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 295-297. Нумерация строф дана составителем. Вопросы и задания к тексту 1. Сколько путей познания («изыскания») выделяет Парменид? Назовите их и укажите по тексту существенные признаки. 2. Найдите основной тезис и главный аргумент в тексте. 3. Сформулируйте все аргументы «за» выбор пути истины. 4. Сформулируйте все аргументы «против» пути заблуждения. 5. Выпишите все признаки бытия, сгруппируйте их так, чтобы тождественные признаки были собраны в отдельные группы. Сколько получилось групп признаков? 6. Выпишите все принципы, которые не относятся к характеристике бытия. 7. Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменита «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера. [Путь Истины] (1) Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав, (5) Путь второй — что “не есть” и “не быть должно неизбежно”: Ни изъяснить… Ибо мыслить – то же, что быть… (10) Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья, А затем от того, где люди, лишенные знанья, Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит (15) В их груди заплутавшим умом, а они в изумленья Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы, Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же И не тем же, но все идет на попятную тотчас. Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще». (20) Но отврати свою мысль от сего пути изысканья, Да не побудит тебя на него многоопытный навык Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим, И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, (25) «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. (30) Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. (35) Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, Иль погибать, но держит крепко. Решение — вот в чем: Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо, (40) Путь второй отмести как немыслимый и безымянный (Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом» «Было» — значит не есть, не есть, если «некогда будет». Так угасло рожденье и без вести гибель пропала. (45) И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше, Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно, (50) Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель Прочь отброшены — их отразил безошибочный довод. То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ Держит в оковах границ, что вкруг его запирают, (55) Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Ибо без бытия, о котором ее изрекают, (60) Сверх бытия ничего: Судьба его приковала (65) Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно (70) С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |