|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ кантианской моралиГлавная и оригинальная особенность кантианской морали состоит в том, что она основывает мораль на автономии воли, показывая, что моральное долженствование не находится в противоречии со свободой, а, напротив, вытекает из нее. Однако тут есть очевидная трудность: не так просто представлять добрую волю и как автономную, и как подчиняющуюся нравственному закону, поскольку тем самым ей приписывается одновременно и суверенность, и зависимость. Отсюда возникает сомнение в том, что кантианская мораль делает действительно возможным моральное благо: ведь она определяет его в явно противоречивых терминах. также как с целью самой по себе"1. Этот закон имеет значение для всех разумных воль и, таким образом, универсально определяет природу их взаимных отношений. Можно, стало быть, сказать, что этот закон конституирует общество, иначе говоря, систематическую "связь разумных существ через общие... законы"2. Между тем, говоря об обществе "умов", то есть разумных и свободных существ, Лейбниц употреблял понятия "общины (cite) или государства (republique)"3. Последний термин соответствует тому, что говорил Руссо: "...я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредством законов"4, и он, как представляется, еще более подходит для того, чтобы обозначить государство, все члены которого обладают законодательной властью. Однако Кант, рассуждая об обществе разумных, свободных и обладающих волей индивидов, говорит не о республике, а об империи, или царстве ("Reich")5. Это определение означает, что человеческая воля не только автономна, но также и — как это ни противоречиво — абсолютно подчинена законодательству морального царства. Без сомнения, человек принадлежит к такому царству как "член", поскольку он в нем "устанавливает... всеобщие законы", но в то же время он и подчинен "этим законам"6 царства, поскольку он абсолютно подчинен долгу. Такое подчинение означает, что долг навязывается человеческой воле извне и выступает, следовательно, как веление, то есть как императив, извне воздействующий на волю, но не обязательно получающий ее согласие и повиновение: Представление об объективном принципе, поскольку он принудителен для воли, называется велением (разума), а формула веления называется императивом. Все императивы выражены через долженствование и этим показывают отношение объек- а) Невозможность добродетели Поскольку воля автономна, постольку она и законодательна. Однако закон, который она сама себе предписывает, заставляет ее обращаться с самой собой "и со всеми другими не только как со средством, но ' Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 275. 2 Там же. 3 Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике. § 35 // Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 161. "Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре. Кн 2. Гл. VI // Трактаты. М., 1969. С. 178. 5 См.: Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 275. 6 Там же.
тивного закона разума к такой воле, которая по своему субъективному характеру не определяется этим с необходимостью'. Человеческая воля на самом деле не только разумна, она также определяется желаниями, склонностями, потребностями, которые проистекают из чувств человека и не обязательно подчиняются разуму. Для этой воли, определяемой "патологически" (то есть, если следовать этимологии этого слова, страстями и чувственностью вообще), нравственный закон представляется, таким образом, как "принуждение"2. Если, следовательно, человеческая воля, поскольку она определена разумом, является законодательной, то в той мере, в какой она определяется чувственностью, она только подчиняется принуждению нравственного закона. Вот почему человеческой воле, являющейся волей рядового члена царства нравственности, следует противопоставить волю "главы"3 этого царства. Об этом главе Кант говорит, что его воля как законодательствующая "не подчинена воле другого"4. Данная формулировка, похоже, означает, что человеческая воля со своей стороны, даже если она провозглашает нравственный закон, подчиняется чужой воле. Противопоставление главы и членов в царстве нравственности допускает, следовательно, в некоторых отношениях гетерономию в определении нравственного закона. В царстве нравственности глава есть существо "совершенно независимое", "без потребностей", поэтому его способность действия является "без ограничения" "адекватной воле"5. Такое существо, очевидно, не знает подчинения долгу, "долг принадлежит не главе"6. Таким образом, одна его воля абсолютно автономна, и, как таковая, она божественная, или святая, воля: Совершенно добрая воля, таким образом, также подчинялась бы объективным законам (добра), но на этом основании нельзя было бы представлять ее как принужден- 1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 251. 2 Там же. 3См. там же. С. 275. 4 Там же. 'Там же. С. 276. 'Там же. ную к законосообразным поступкам, так как сама собой, по своему субъективному характеру, она может быть определена только представлением о добре. Поэтому для божественной и вообще для святой воли нет никаких императивов; долженствование здесь не на своем месте, так как воление само собой необходимо согласно с законом7. Итак, божественная воля в кантианской морали — это воля главы царства нравственности, в котором человек всегда выступает лишь членом и подданным. Это, несомненно, противоречит критике "мистицизма", из-за которой кантианская мораль отказывается обосновывать "применение моральных понятий" с помощью запредельного утверждения о созерцании "невидимого царства Божьего"8. Правда, Святое царство моральных воль "есть лишь идеал"9, то есть не идея разума, а только чувственное представление, соответствующее идее, и кантианская мораль претендует лишь на то, чтобы этим представлением пользоваться как "символом"" — только чтобы показать — негативным образом, — чем по отношению к моральному закону не является человеческая воля. Но как раз в таком понимании моральная воля человека предстает не абсолютно автономной, а подчиненной "заповедям" чужой воли, что ведет нас "к познанию всех обязанностей как божественных заповедей"". Веление морального закона, в самом деле, представлено Кантом как чуждое человеческой природе, поскольку принципом моральности является полная незаинтересованность поступка, а человеческой природе присуща существенная заинтересованность. От морального поступка требуется не только то, чтобы он внешне соответствовал долгу, но чтобы он совершался "единственно из чувства долга". Однако при таком требовании получается, что "на самом деле совершенно невозможно из опыта при- 7 Там же. С. 252. 8 Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 1. Гл. 2. О типике чистой практической способности суждения // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 395. 9 Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 275. 10 Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 1. Гл. 2. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 395. "Там же. С. 463.
вести с полной достоверностью хотя бы один случай, где максима вообще-то сообразного с долгом поступка покоилась бы исключительно на моральных основаниях и на представлении о своем долге"1. Конечно, опыт дает нам примеры моральности, то есть поведения, действительно сообразного с моральным долгом; но скрупулезный анализ всегда может обнаружить в нем и присутствие личного интереса. Это становится очевидным, например, при анализе честности торговца: Например, сообразно с долгом, конечно, то, что мелкий торговец не запрашивает слишком много у своего неопытного покупателя; этого не делает и умный купец, у которого большой оборот, а, напротив, каждому продает по твердо установленной общей цене, так что ребенок покупает у него с таким же успехом, как и всякий другой. С каждым, таким образом, поступают здесь честно. Однако этого далеко не достаточно, чтобы на этом основании думать, будто купец поступал так из чувства долга и по принципам честности; того требовала его выгода2. Коммерческая честность на самом деле — это всего лишь следствие экономической конкуренции и, таким образом, не имеет никакой моральной ценности, поскольку вытекает исключительно из закона прибыли. Действительно, коммерческая деятельность руководствуется главным образом интересом. Но даже из побуждений к самому "хорошему поступку и... самоотверженности" нельзя "с уверенностью заключить", что идея долга не была простым предлогом, под которым скрывалось "тайное побуждение себялюбия"3. Ведь принципы кантианской морали для оценки моральной значимости поступка требуют рассмотреть не его очевидные результаты, а побудительные причины, которые не лежат на поверхности и "тайные мотивы" которых мы "никогда не можем полностью раскрыть"4. Но как только мы начинаем подозревать, что существуют скрытые мотивы и бессо- 1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 II Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 243. 2 Там же. Разд. 1. С. 232—233. 'Там же. Разд. 2. С. 244. "Там же. звательные влечения, то начинаем неизбежно "в какие-то моменты сомневаться в том, есть ли действительно в мире истинная добродетель"5. "...Моральный закон", таким образом, "неизбежно смиряет каждого человека, сопоставляющего с этим законом чувственные влечения своей природы"6. В этом смысле моральный закон есть тот самый божественный закон, с точки зрения которого "нет праведного ни одного"7: "Никто не благ, как только один Бог"8. Моральный закон проявляет себя в сознании не только тем, что унижает его: "...моральный закон как определяющее основание воли ввиду того, что он наносит ущерб всем нашим склонностям, должен породить чувство, которое может быть названо страданием"9. Кант, как царь Давид, предлагает человеку с повинным сердцем или потерявшему стезю правды путь морального совершенствования. Неспособное поступать только по предписанию долга, которое исключает всякий компромисс с интересом, моральное сознание оказывается по существу своему несчастным сознанием. Ь) Невозможность счастья Тем не менее "обеспечить себе счастье есть долг"10. Это является истиной, "по крайней мере косвенно"11: ...так как недовольство своим положением при массе забот и неудовлетворенных потребностях могло бы легко сделаться большим искушением нарушить долг11. Некоторый минимум благополучия и удовлетворенности есть в самом деле предварительное условие осуществления добродете- 5 Там же. 6 Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 1. Гл. 3. О мотивах чистого практического разума // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 399. 7 Рим 3:10. "Мф 19:17. ' Кант И. Критика практического разума Ч. I. Кн. 1. Гл. 3 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 397. "Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 234. "Там же. 12 Там же.
ли, и моральный долг заключается в том, чтобы добиваться его. Но трудиться ради осуществления счастья — это не только косвенный долг. Формула долга, которая обязывает меня видеть в человеческой личности цель, а не только средство, была бы "негативным, а не положительным соответствием с [идеей] человечества как цели самой по себе", "если бы никто ничем не способствовал счастью других, но при этом умышленно ничего бы у него не отнимал"1. Чтобы я действительно позитивным образом относился к человечеству как цели самой по себе, необходимо, чтобы цели каждого другого человека стали, "насколько возможно, также и моими целями"2. Значит, есть строгий долг, но долг негативный — не посягать на счастье других; содействие же счастью других является долгом, "вменяемым в заслугу"3, — то есть таким долгом, который можно поставить мне в заслугу, потому что он не является строго обязательным. Но тем самым кантианская мораль признает за "целью природы"4, каковой является стремление к счастью, значение всеобщей моральной цели. Здесь налицо явное противоречие между осуждением морали счастья и естественными интересами человеческой природы. Это противоречие в некоторых отношениях исчезает, если проанализировать особые условия, при которых Кант видит в счастье моральную цель. В самом деле, может случиться, что "предписание стремиться к счастью" вступит в противоречие с "некоторыми склонностями"5. Например, если здоровье есть способ достижения счастья, то императив счастья будет включать в себя соблюдение правил здорового питания, которые могут войти в конфликт с влечением к чревоугодию. В таком случае мгновенное влечение, обещая немедленное и вполне определенное удовольствие, часто одерживает верх над смутной идеей счастья: 1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 2 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 272. 2 Там же. 3 Там же. "Там же. 'Там же. Разд. 1. С. 234. ...Человек не может составить себе никакого определенного и верного понятия о сумме удовлетворения всех [склонностей], именуемой счастьем. Поэтому нечего удивляться, что одна определенная склонность в отношении того, что она обещает, и того времени, в какое она может быть удовлетворена, в состоянии перевесить неопределенную идею6. "...Например, подагрик выбирает еду, какая ему по вкусу, а страдание — какое он способен вытерпеть"7, поскольку почти не имеет надежды выздороветь, и, следовательно, он ничего не выигрывает, следуя правилам диеты, но лишает себя многих наслаждений. Однако "здесь, как и во всех других случаях", его воля подчиняется закону, который предписывает ему искать средства достижения своего счастья "не по склонности, а из чувства долга, и только тогда поведение человека имеет подлинную моральную ценность"8. Так совершается примирение между отказом от морали счастья и утверждением счастья как всеобщей моральной цели: поиски счастья имеют моральное значение при условии, если они осуществляются лишь по велению долга, то есть когда потеряна всякая надежда на достижение счастья. с) Моральная вера Кантианская мораль, как представляется, делает достижение счастья столь же невозможным, как и достижение добродетели. Во всяком случае, она вполне определенно считает добродетель неспособной достичь счастья, поскольку счастье доступно скорее инстинкту, чем всеобщему разуму, и поскольку долг быть счастливым появляется, по существу, лишь тогда, когда быть счастливым невозможно. Однако такой вывод неправомерен. С одной стороны, мораль в самом деле требует, чтобы добродетель вела к счастью, и поэтому если воля Божья свята, то мы не можем представлять себе Бога иначе как счастливым: 6 Там же. С. 234—235. 7 Там же. С. 235. 8 Там же.
Иметь потребность в счастье, быть еще достойным его и тем не менее не быть ему причастным — это несовместимо с совершенным волением разумного существа, которое имело бы также полноту силы'. С другой стороны, картина счастья злых людей или, по крайней мере, существ, находящихся во власти одних инстинктов, не может удовлетворять моральное сознание: Разумному беспристрастному наблюдателю никогда не может доставить удовольствие даже вид постоянного преуспеяния человека, которого не украшает ни одна черта чистой и доброй воли...2 Мораль вообще не может соглашаться ни с несчастьем праведника, ни со счастьем недостойного, ибо и то и другое — явная несправедливость. Таким образом, требованием нравственного сознания является союз счастья и добродетели. Верно, что добрая воля должна быть "высшим благом"3. Неспособность самого разума реализовать счастье с успехом демонстрирует это. А если разум, как характерная черта человеческой природы, не может обеспечить счастья, то это потому, что человечество предназначено к "гораздо более достойной цели", и "именно для этой цели, а не для счастья предназначен разум"4. Но если добрая воля является высшим благом, она тем не менее не может быть верховным, то есть "единственным и всем благом"5, которое может состоять только в сочетании счастья и добродетели. Таким образом, в кантианской морали существует кардинальное противоречие. Это противоречие прямо сформулировано Кантом как "антиномия практического разума"6. В самом деле, с одной стороны, нравственность требует верховного блага 1 Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 2. Гл. 2. О диалектике чистого разума в определении понятия о высшем благе // Соч. Т. 4. Ч. 1.С. 441. 2 Кант И. Основы метафизики нравственности. Разд. 1 // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 228. 'Там же. С. 231. "Там же. 5 Там же. 6 Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 2. Гл. 2. Антиномия практического разума//Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 444. как единства счастья и добродетели. Но, с другой стороны, это единство невозможно, поскольку счастье зависит от интереса, а не от добродетели и добродетель не составляет счастья. Удовольствия, из которых складывается счастье, достигаются познанием "законов природы" и физической способностью "пользоваться этими законами для своих целей", а отнюдь не "моральными намерениями воли"7. Если, следовательно, верховное благо как сочетание счастья и добродетели невозможно, "то и моральный закон, который предписывает содействовать этому благу, фантастичен и направлен на пустые воображаемые цели, стало быть, сам по себе ложен"8. Для спасения морали необходимо, следовательно, чтобы по ту сторону эмпирического мира существовал умопостигаемый мир, где добродетель могла бы претендовать на вечное счастье. Критика практического разума ведет, таким образом, к постулированию бессмертия души, а также существования Бога в качестве верховного судьи добродетели. Так, кантианская мораль возвращается для разрешения своих противоречий к основным положениям христианской религии. Она берет их в качестве постулатов, то есть в качестве недоказуемых истин, которые требуется просто принять и, более того, принять как просто практические истины, то есть как положения, не имеющие теоретического содержания, не дающие познания. Кант, следовательно, не только принимает по содержанию положения христианской морали, но и трактует их как религиозные истины: в качестве недоказуемых утверждений они относятся к сфере "веры"9, а поскольку их содержание не может быть предметом теоретического разума, они представляют собой таинства. Такое "устранение" противоречий своей морали Кант представляет как "критическое"10. На деле же такое "устранение" относится не к критике, а к области религиозной 'Там же. С. 445. 8 Там же. 9 Там же. Бытие Божье как постулат чистого практического разума. С. 459. 10Там же. Критическое устранение антиномии практического разума. С. 445.
веры и надежды. Если в мире, быть может, не было ни одного добродетельного поступка, то как счастье в другом мире сможет вознаградить добродетель, которая в этом мире не существует? Но я могу, следовательно, "надеяться на осуществление" высшего блага "только благодаря соответствию моей воли с волей святого и благого творца мира'", то есть благодаря его снисхождению которое "несовместимо со справедливостью"2. Действительно, поскольку требовать добродетели, не связанной со счастьем, невозможно, то остается только надеяться на милость Божью, которая подарит счастье, не заслуженное добродетелью. Но такая надежда уже не относится к морали: это надежда на спасение. "Так моральный закон через понятие высшего блага как объект и конечную цель чистого практического разума ведет к религии"3. Правда, эта религия претендует на то, чтобы существовать в рамках "лишь беспристрастного разума"4. Тем не менее противоречия кантов-ской морали находят свое разрешение только в вере, хотя ее и можно было бы назвать "верой, основанной на чистом разуме"5. Кантианская мораль отсылает к христианству не только в решении проблем нравственности, но и в самой предпосылке, которая требует как раз такого решения; эта предпосылка — представление о человеческой природе столь глубоко извращенной, что от нее невозможно ожидать какой-то реальной добродетели. При наличии такой предпосылки кантианская мораль может определить долг только как простое долженствование, которое противостоит действительному бытию и никогда не может быть осуществлено. При этом нравственный закон не может быть настоящим законом для человечества, если понимать под этим термином правило, которое действительно подчиняет себе реальность, как это, ' Кант И. Критика практического разума. Ч. I. Кн. 2. Гл. 2. Бытие Божье как постулат... // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 463. 2 Там же. Бессмертие души как постулат чистого практического разума. С. 456. 3Там же. Бытие Божье как постулат... С. 463. "Там же. С. 457. 'Там же. С. 459. например, имеет место в случае с законами природы. Моральное правило есть скорее не закон, а простая заповедь, если понимать под этим предписание, с которым можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Эта заповедь является божественной в том смысле, что она говорит о совершенстве, доступном только божественной природе. Но для Бога заповедь, собственно, и не может предписывать долга, поскольку для божественной воли с ее священным характером не существует императива, которому она могла бы подчиняться. Если, следовательно, нравственный поступок есть действие, совершенное из чувства долга, то он оказывается невозможным для человеческого действия и излишним для действия божественного. Таким образом, можно сказать, что кантианская мораль "не придает серьезного значения совершению моральных поступков"6. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |