АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа труда

Читайте также:
  1. B) Характер труда
  2. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  3. I. Понятие и значение охраны труда
  4. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  5. II. Законодательство об охране труда
  6. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  7. III. Требования охраны труда во время работы
  8. IV. Оплата труда
  9. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  10. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  11. Анализ показателей использования труда в торговле
  12. Анализ произ-ти труда и трудоем-ти

Здесь действительно есть проблема, ибо труд вначале выступает как деятельность целиком природная:

Веществу природы он сам [человек] проти­востоит как сила природы. Для того что­бы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голо­ву и пальцы".

Используя свои естественные силы, чтобы освоить внешнюю природу, человек дей­ствует, как все живые существа. Но в целом это освоение является преобразованием ма­терии, что составляет универсальную фор­му деятельности природы:

Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь фор­мы веществ5.

Однако такая деятельность, будь то со сто­роны неорганической материи или различ­ных живых существ, не может считаться трудом: не принято говорить, что природа или животные трудятся в собственном смысле этого слова.

а) Специфика человеческого труда

Человеческий труд отличается от прос­того естественного преобразования прежде всего тем, что он предполагает участие по­средников в производственном процессе.

4 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 188.

'Там же. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 2. С. 51-52.


 

 


Простое естественное присвоение состоит в "собирании готовых жизненных средств, например плодов"'. В этом случае нет тру­да в собственном смысле слова, и вот поче­му первобытное состояние человечества, когда род человеческий рассеян "в лесах среди животных"2 и живет тем, что ему дают сами растения, оставило в памяти людей воспоминание о золотом веке и уте­рянном рае. Вот почему также кочевая жизнь, когда люди существовали лишь за счет других живых существ, кажется счаст­ливым существованием, не нуждающимся в труде, освященным патриархальными нравами и созерцанием небесных светил:

Наиболее ленивые из них [людей] ведут образ жизни кочевников, которые питают­ся, не прилагая ни труда, ни заботы, мя­сом домашних животных, так как кочев­никам приходится в поисках пастбищ для своих стад постоянно переменять место своего кочевья, то они поневоле и сами следуют за своими стадами; они как бы возделывают живую пашню3.

Однако это простая видимость, так как прирученные животные — это уже "изме­ненные посредством труда, выращенные че­ловеком животные"4.

Между тем нужно отличать труд, явля­ющийся простой подготовкой природного предмета к потреблению, от труда, кото­рый производит сами орудия такой подго­товки. Обезьяна, снимающая кожуру с пло­да, птица, строящая гнездо, или бобер, со­оружающий плотину и хатки, поистине изменяют природу ради ее использования. Но они употребляют для этой деятельнос­ти свои естественные органы. Наоборот, в труде человека "данное самой природой становится органом его деятельности"5. Та­ким образом, в человеческую деятельность включается посредничество инструмента или орудия — изготовленного предмета, который нужно отличать от предметов, просто подготовленных для потребления:

1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 190.

2 Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Ч. 1 // Трактаты. М., 1969. С. 57.

3 Аристотель. Политика. I 3, 1256 а 31—35 // Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 388.

4 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 190.

5 Там же.


Ведь, пользуясь ткацким челноком, мы получаем нечто иное, чем его применение; одежда же и ложе являются для нас толь­ко предметами пользования6.

Муравейник, гнездо птицы, плотина бобра являются, как и кровать или дом человека, только предметами пользования. Правда, у обезьяны замечалось использование инст­рументов, но палка, которую она использу­ет, чтобы приблизить к своей руке банан, употребляется только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится, подобно орудию, для возможного употребления.

Таким образом, труд может быть оп­ределен как изменение природы посредст-

вом орудий труда, ибо:

Предмет, которым человек овладевает не­посредственно... есть не предмет труда, а средство труда7.

Включение орудий труда в процесс измене­ния природы открывает бесконечную се­рию опосредствований, при которых произ­водство может быть только сознательным. В самом деле, употребление органов может вызываться инстинктом. Но употребление различных орудий должно быть мысленно представлено и обдумано. В той форме, в которой труд "составляет исключитель-

ное достояние человека"8, он должен быть сознательной деятельностью:

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове'.

Труд, стало быть, управляется "сознанием" желаемой цели, которая "как закон опреде­ляет способ и характер действий" человека и которой "он должен подчинять свою во­лю"10. При этом постоянное подчинение цели держит волю в состоянии напряжения:

Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени

6 Аристотель. Политика. I 2, 1254 а 3—5// Соч. Т. 4. С. 381.

7 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 190.

8 Там же. С. 189. 'Там же. 10 Там же.


 

 


труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании...'

Характерное для труда опосредование со­знанием отличает его от счастливой непо­средственности инстинктивных форм дея­тельности. Если природа творит себя без видимого усилия и если животные, даже в их наиболее интенсивных видах деятель­ности, кажутся играющими, то труд требу­ет всегда тяжелых усилий.

Ь) Общество и потребности людей

Можно признать, что человечество не посвятило бы себя труду без настоятельной необходимости. Мифы о золотом веке или утерянном рае, зависть перед ленивым бла­женством туземцев южных морей достаточ­но показывают укорененность в сознании людей представления о том, что можно обойтись без труда там, где природа сама обеспечивает удовлетворение потребностей:

Слишком расточительная природа "ведет человека, как ребенка, на помочах". Она не делает его собственное развитие естест­венной необходимостью2.

Исходным пунктом труда является, стало быть, скудость природы и недостаточность ее даров.

Можно считать "естественным состояни­ем"3 человечества то, когда все потребности людей удовлетворены без труда. Труд, следо­вательно, является в некоторых отношениях состоянием противоестественным, так как его исходная точка — "противодействие"4 приро­ды, против которой человек должен бороться, чтобы отвоевать у нее условия своего сущест­вования. При этом естественные силы челове­ка уже недостаточны для него, ему нужно создать новую силу, которая может произой­ти только в результате кооперации людей.

Поскольку люди не могут создать новых сил, а могут лишь объединять и направ­лять силы, уже существующие, то у них нет иного средства самосохранения, как,

' Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

2 Там же. Кн. 1. Отд. 5. Гл. 14. С. 522.

3См.: Руссо Ж.-Ж. Об Общественном дого­воре, или Принципы политического права. Кн. I. Гл. 6 // Трактаты. С. 160.

4 Там же.


объединившись с другими людьми, обра­зовать сумму сил, способную преодолеть противодействие, подчинить эти силы од­ному движителю и заставить их действо­вать согласно3.

Труд выражает, стало быть, конфликт че­ловека с природой, в котором человечество выступает как коллективная сила.

Нужда заставляет создать первую фор­му коллективной организации, которую можно назвать "обществом нужды" или "государством нужды рассудка"6, если под "нуждой" понимают то, что нужно для жизни:

Государство... возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовле­творить сам себя, но нуждается еще во многом7.

Но поскольку именно нужда создает "госу­дарство"8 и поскольку речь идет о том, в чем человек нуждается безусловно, то можно выделить несколько основных по­требностей, а именно потребности в "пи­ще", "жилье" и "одежде"9. Этим трем по­требностям соответствуют, по Платону, три типа работников — "земледелец, стро­итель и ткач", и, так как эта реконструкция является чисто концептуальной, а не исто­рической, к ним можно добавить "сапож­ника"10 для полноты картины.

Таким образом, мы получаем в резуль­тате четыре основных потребности и соот­ветственно четыре основных вида деятель­ности, а также четыре типа работников, способных их выполнять. Первое решение состоит в том, чтобы поручить эти четыре деятельности каждому работнику, который будет выполнять каждую из них в четвер­тую долю времени, которым он располага­ет. Именно это осуществляется фактически в ранних сельских общинах, где крестьяне работают на земле, а в свободное от этой работы время прядут шерсть и лен, ткут ткани и кроят из них простыни и одежды, выделывают шкуры животных и делают из

'Там же.

6 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 183. М., 1990. С. 228 (ср.: Платон. Государство. II 369 b // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 145).

7 Платон. Государство. II 369 b /У Там же. С. 145.

8 Там же. 369 с. 'Там же. 369 d. 10 Там же.


 

 


'Там же. 7 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 1. С. 122. 8 См. там же. 9 Платон. Государство. II 370 с // Соч. Т. 3. ι Ч. 1. С. 146. ! '"См. там же. 371 Ь. С. 147. "Аристотель. Политика. I 3, 1257 а 19—20 //Соч. Т. 4. С. 391. | "Платон. Государство. II 370 е // Соч. Т. 3. '· Ч. 1.С. 147. 13 Аристотель. Политика. I 3, 1257 а 24—25 // Соч. Т. 4. С. 391.

них обувь и т. д. Другое решение состоит в том, чтобы разделить эти четыре вида работ между четырьмя основными типами работников таким образом, чтобы каждый во все время своего труда занимался толь­ко одним делом:

Самое меньшее, государству необходимо состоять из четырех или пяти человек... Так что же? Должен ли каждый из них выполнять свою работу с расчетом на всех вообще? Например, земледелец, хотя он один, должен ли выращивать хлеб на чет­верых и тратить вчетверо больше времени и трудов и уделять другим от того, что он произвел, или же, не заботясь о них, он должен производить лишь четвертую до­лю этого хлеба только для самого себя, тратить на это всего лишь четвертую часть своего времени, а остальные три его части употребить на постройку дома, из­готовление одежды, обуви и не хлопотать о других, а производить все своими сила­ми и лишь для себя?1

Если существует специализация каждого работника в его собственной деятельности, то говорят, что существует общественное разделение труда.

А разделение труда между различными работниками дает очевидные преимущест­ва. Прежде всего представляется, что оно соответствует различию естественных зада­тков:

Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различ­на, да и способности к тому или иному делу также2.

Кроме того, специализация в определенном виде деятельности имеет результатом боль­шую "ловкость"3. При этом для всякой де­ятельности существует свое "время"4 или определенный момент: нужно собирать урожай, когда он созрел, ковать железо, когда оно горячо, иначе "ничего не вый­дет"5. Нужно, следовательно, чтобы работ­ник располагал временем для своей дея­тельности:

И по-моему, никакая работа не захочет ждать, когда у работника появится досуг;

1 Платон. Государство. II 369 е — 370 а // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 146.

2 Там же. 370 ab.

3 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 6. М., 1993. С. 118.

"См.: Платон. Государство. II 370 b // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 146.

'Там же.


наоборот, он непременно должен следить за работой, а не заниматься ею так, между прочим6.

Наконец, время "обыкновенно теряется на переход от одного вида труда к другому"7, ибо, чтобы начать всякую новую работу, нужен период вхождения в нее, когда работа идет еще медленно и неловко. Иногда также нужно время, чтобы перейти с одного места работы на другое, чтобы собрать инстру­менты и т. д. А специализация в одном виде деятельности дает "экономию"8 времени. В целом можно заключить, что все будет сделано "в большем количестве, лучше и ле­гче"9 благодаря общественному разделению труда, которое может развиваться бесконеч­но — настолько, сколько может иметься различных предметов пользования и служа­щих для их производства орудий труда.

с) Обмен

Но чтобы создать при помощи разделения труда производственную "общность", нужно, чтобы различные работники обменивали между собой продукты своего труда10. Здесь уже речь идет не о первобытном состоянии, так как "в первой общине, то есть в семье" "не было явно никакой надобности в обмене"; действительно, "в первоначальной семье все было общим"11. Исторически первые обмены происходили между группами в силу разли­чия между производствами, к каким наиболее пригодны различные географические регио­ны. Так как почти невозможна местность, "где не понадобится ввоза"12, сложилась первая стихийная форма разделения труда между различными человеческими группами и вследствие этого первая форма обмена: "меновая торговля" — "такой способ обмена еще и в настоящее время практикуется у мно­гих варварских народов"13.


 

 


Этот первоначальный обмен состоит в обмене одних "необходимых предметов" на другие, например "вино на хлеб"1. Дан­ный пример типичен для обменов, прак­тикуемых на берегах Средиземноморья, где виноград рос на прибрежных равнинах, тогда как зерно выращивалось в горах. Ис­торически первая торговля осуществляется "купцами"2, она соответствует разделению труда между различными человеческими группами. Но когда община начинает "обнимать уже большее количество чле­нов"3, то разделение труда устанавливается внутри группы и обмен осуществляется между различными производителями. Тог­да он представляет собой "торговлю" в бо­лее точном смысле, как необходимость "ку­пли и продажи"4 внутри одной общности.

Эта форма обмена, которая происходит только от количественного расширения че­ловеческих общностей, качественно отлич­на от той, что имеет место между различ­ными общностями. Первоначальный обмен был связан с коллективным владением вну­три общности, тогда как внутренняя тор­говля предполагает, что каждый произво­дитель является собственником того, что он производит, чтобы иметь возможность обменивать это с другими. Внутренняя тор­говля требует, стало быть, частной соб­ственности на орудия и продукты труда.

Более того, она порождает новую роль в общественном разделении труда — роль торговца:

— Если земледелец или кто другой из ремесленников, доставив на рынок то, что он производит, придет не в одно и то же время с теми, кому нужно произвести с ним обмен, неужели же он, сидя на рын­ке, будет терять время, нужное ему для работы?

— Вовсе нет, найдутся ведь люди, кото­рые, видя это, предложат ему свои услуги. В благоустроенных городах это, пожалуй, самые слабые телом и непригодные ни к какой другой работе. Они там, на рынке, только того и дожидаются, чтобы за день-

1 Аристотель. Политика. I 3, 1257 а 26, 27 // Соч. Т. 4. С. 391.

2 См.: Платон. Государство. II 371 а // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 147.

'Аристотель. Политика. I 3, 1257 а 21 // Соч. Т. 4. С. 391.

"См.: Платон. Государство. II 371 d // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 148.


ги приобрести что-нибудь у тех, кому нуж­но сбыть свое, и опять-таки обменять это на деньги с теми, кому нужно что-то ку­пить5.

Эта новая социальная роль отличается от предшествующих тем, что выполняющий ее ни в какой мере не является производи­телем, но осуществляет только распределе­ние благ между производителями. Распре­деление осуществляется посредством обме­на, для чего требуется "и рынок, и монета — знак обмена"6.

Превращение продукта в товар пред­ставляет собой большую трудность. Ведь нужно, чтобы в обмене существовало равен­ство и каждый получал бы столько, сколько отдал. Но кажется невозможным устано­вить настоящее равенство, например, меж­ду обувью и домом. Абсолютное равенство:

одна пара обуви = один дом —

было бы несправедливым, так как нужно больше труда, чтобы построить дом, чем смастерить пару обуви. Нужно, стало быть, чтобы продукты труда соотносились между собой так же, как и виды работы, которые их производят:

труд сапожника _ обувь труд каменщика дом

Но кажется невозможным установить соот­ношение между трудом сапожника и тру­дом каменщика; эти работы несравнимы между собой, так как они количественно и качественно различны:

Ведь [общественные] взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть [скажем], врач и земледелец и вообще разные и неравные [стороны], а их-то и нужно приравнять7.

Однако общность требует обмена и равен­ства обмена, что не может иметь места, если "все, что участвует в обмене"8 не сопо­ставимо.

Решение трудности осуществляется с по­мощью "монеты", которая является "в из­вестном смысле "посредницей"' в обмене.

'Там же. 371 cd.

6 Там же. 371 Ь.

7 Аристотель. Никомахова этика. V 5, 1133 а 16—18 // Соч. Т. 4. С. 155—156.

8 Там же. 19. С. 156. 'Там же. 20.


 

 


В самом деле, "ею все измеряется" таким образом, что она может компенсировать "как переизбыток, так и недостаток"1. Если, например, дом стоит больше, чем обувь, то в обмене различие будет компенсировано деньгами. Тем не менее остается верным, что деньги устанавливают количественное равенство между качественно различными продуктами и работами. Таким образом, можно сказать, что определение посредст­вом денег стоимости вещей (того, что назы­вают их ценой) совершается не по "природе, а по установлению"2. Доказательством чего служит то, что "в нашей власти изменить ее (монету. — Перев.) или вывести из употреб­ления"3. Это хорошо показывает, что деньги имеют только принудительный курс или узаконенную стоимость. Они — лишь услов­ный представитель настоящей основы стои­мости, которая является в то же время "настоящей связью" общности — "потреб­ности"4:

Не будь у людей ни в чем нужды или нуждайся они по-разному, тогда либо не будет обмена, либо он будет не таким5.

Настоящей основой стоимости продукта оказывается, таким образом, употребление, какое могут из него сделать, чтобы удовле­творить потребность, и по отношению к этой фундаментальной стоимости фикси­рованная в деньгах цена имеет лишь услов­ную стоимость.

Отсюда получается, что при обмене невоз­можно определить настоящую цену, и прихо­дится удовлетворяться приблизительной оценкой, основанной на потребности:

Конечно, в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримы, но, если иметь в виду потребность, ос­нования [для соизмерения] достаточны6.

Итак, похоже на правду, что испытываемая потребность в тех или иных вещах опреде­ляет их стоимость, как это выглядит со­гласно закону спроса и предложения. Но данное правило отнюдь не универсально. Потребность является на деле двусмыслен-

1 Аристотель. Никомахова этика. V 5, 1133 а 20—21 // Соч. Т. 4. С. 156.

2 Там же. 30.

3Там же. 30—31.

4Там же. 29,27.

5 Там же. 27—28.

'Там же. 1133 b 19—20. С. 157.


ной категорией, и бывает, что вещь, имея большую потребительную стоимость, тем не менее не котируется на рынке:

Существующее в изобилии лучше того, что встречается как редкость, потому что пользование им более распространено, ибо "часто" имеет преимущество перед "редко", отчего и говорится: "Всего лучше вода"7.

Вода, которую Диоген черпал рукой из ру­чья, и необходима, и бесплатна, между тем как золото ему вообще было ни к чему.

В дополнение к сказанному можно отме­тить, что если перейти от опыта примитив­ных экономических обществ к опыту более сложных систем, то даже в том случае, когда доставленный на рынок продукт не соответ­ствует спросу и не находит покупателей, его цена не может опуститься ниже некоторой стоимости. Таково неотвратимое правило, которое лежит в основе банкротств и кризи­сов перепроизводства. Если, стало быть, существуют бесплатные потребительные ценности и если, с другой стороны, не нахо­дящий покупателей товар не теряет тем не менее свою цену (чаще его предпочитают уничтожить, чем продавать за бесценок), то нельзя согласиться, что потребность являет­ся единственным источником стоимости.

Конечно, экономическая практика, та­кая, как девальвация денег, наталкивает на мысль, что стоимость денег произвольна и коренится в законном соглашении. Но нельзя не видеть, что так как деньги явля­ются только посредником в обмене, то можно измерить стоимость продуктов не­посредственно друг через друга, как это и происходит в меновой торговле:

[Пусть] дом — а, десять мин8 — β, ложе — γ; а — это половина β, если дом стоит пять мин или равен пяти минам. Ложе γ есть десятая часть β; ясно тогда, сколько лож равно дому, а именно пять. Ясно также, что до монеты обмен происходил как раз таким образом, потому что без­различно, дать ли за дом пять лож или цену пяти лож9.

''Аристотель. Риторика. I 7, 1364 а 26—28 // Античные риторики. М., 1978. С. 38. Аристотель цитирует первую "Олимпийскую оду" Пиндара. См.: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 8.

8 Мина — греческая монета.

9 Аристотель. Никомахова этика. V 5, 1133 Ь23—28 //Соч. Т. 4. С. 157.


 

 


Впрочем, исторически установлено, что деньги, появившись для обеспечения обме­нов при расширении торговли, были внача­ле потребительскими предметами:

Когда стала больше требоваться чужая помощь для ввоза недостающего и вывоза излишков, неизбежно стала ощущаться по­требность в монете, так как далеко не каждый предмет первой необходимости можно было легко перевозить. Ввиду этого пришли к соглашению давать и получать при взаимном обмене нечто такое, что, представ­ляя само по себе ценность, было бы вместе с тем вполне сподручно в житейском обихо­де, например железо, серебро или нечто иное; сначала простым измерением и взвешивани­ем определяли ценность таких предметов, а в конце концов, чтобы освободиться от их измерения, стали отмечать их чеканом, служившим показателем их стоимости1.

Но если деньги являются полезным пред­метом (золото вначале просто металл, ко­торый в условиях примитивной металлур­гии легче обрабатывать, чем другие), прос­то имеющим свойство легко сохраняться, транспортироваться и делиться на кратные величины, то они представляют такую же ценность, как и любой другой товар.

При развитии обменов монета из метал- ла (первоначально определяемая измерени­ем или взвешиванием, как буасо или цент­нер зерна) была отмечена знаком, указыва­ющим на количество металла. Именно этот знак является результатом общественного соглашения, и им можно манипулировать более или менее произвольно:

Государи и правительства нередко вооб­ражали, что в данный момент им выгодно уменьшить количество чистого металла, содержащегося в их монете, но им редко приходило в голову увеличивать его2.

Эти манипуляции были во многом облег­чены, когда торговая необходимость приве­ла к введению бумажных денег — денеж­ного знака, совершенно отличного от его реальности как товара. Тем не менее оста­ется верным, что по своей основной стои­мости, если только они реально стоят, деньги являются просто одним из полезных предметов, выражающим стоимость дру­гих предметов в таком количественном от-

1 Аристотель. Политика. I 3, 1257 а 31—41 // Соч. Т. 4. С. 391.

2 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 5. С. 149.


ношении, в каком он может быть обменен на них. Ведь всякий продукт труда может быть обменен на другие в определенном соотношении.

Существование рынка является, следова­тельно, фактическим3 доказательством того, что продукты, обмениваемые на рынке, во­преки качественным различиям, существую­щим между ними и между работами, лежащи­ми в их основе, реально соизмеримы. Именно из этого факта должна исходить политическая экономия, чтобы найти точку зрения, исходя из которой количественно и качественно различные продукты труда могли бы оцени­ваться как равные. По крайней мере есть один аспект, в отношении которого продукты оказываются тождественными: все они ре­зультаты человеческого труда. Итак, труд — это та цена, которую естественно стоит всякая вещь тому, кто хочет ее приобрести:

Действительная цена любой вещи — чего реально стоит человеку всякая вещь, кото­рую ему хочется добыть, — это телесные и душевные тяготы, связанные с ее до­быванием".

Именно своим трудом Робинзон платит природе за то, что ему необходимо. И дело не меняется от того, что вместо одного человека налицо деятельность объединен­ных производителей: все равно цена5 лю­бой вещи определяется количеством труда, необходимого для ее производства.

Вот почему некоторые блага остаются бесплатными — ведь они не произведены человеческим трудом:

Таковы: воздух, девственные земли, есте­ственные луга, дикорастущий лес и т. д.6

С другой стороны, за блага, представля­ющиеся самыми естественными, — воду, воздух, солнце, море и т. д. — приходится платить, как только какой-нибудь челове­ческий труд предоставляет их в распоряже­ние того, кто ими наслаждается. А такие

3См.: Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 4 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 83—84.

4 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 5. С. 144.

'Точнее говоря, не цена, которая может ко­лебаться в зависимости от спроса и предложе­ния, а лежащая в ее основе стоимость. — При­меч. ред.

6 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 49.


 

 


малоупотребимые блага, как золото или бриллиант, имеют очень высокую цену, по­скольку добываются большим трудом:

И то, что встречается реже, лучше того, что бывает в изобилии, как, например, золото лучше железа, хотя оно и менее полезно, обладание им представляется большим благом, потому что оно труднее1.

В этом смысле стоимость определяется не полезностью, а количеством труда, содер­жащимся в предмете.

Что касается измерения этого количест­ва, то сам принцип разделения труда ука­зывает, как оно может быть осуществлено. Различные продукты имеют равную стои­мость, если только они произведены рав­ным количеством труда:

Соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения различ­ных предметов, было, по-видимому, един­ственным обстоятельством, которое мог­ло давать какое-либо руководство для их взаимообмена2.

Но нужно еще определить количество тру­да, учитывая, что при разделении труда разные работы оказываются качественно разнородными. Так вот, их можно урав­нять, так как изначально разделение труда осуществляется на основе уравнивания ра­бочих дней различных работников. Разные работы могут, стало быть, рассматривать­ся как равные, если только они занимают одинаковую часть рабочего времени:

Естественно, что продукт, обыкновенно требующий двух дней или двух часов тру­да, должен быть вдвое ценнее продукта, обыкновенно требующего одного дня или одного часа труда3.

В обмене стоимость продуктов может быть определена согласно количеству труда, ка­кое они представляют, само же это количес­тво измеряется продолжительностью труда. Несомненно, учет одной только продол­жительности недостаточен, так как нужно еще учитывать интенсивность труда, кото­рая позволяет производить больше в мень­шее время, а также учитывать относитель­но исполненного труда то время, которое было необходимо, чтобы ему научиться:

' Аристотель. Риторика. I 7, 1364 а 24—26 // Античные риторики. С. 38.

гСмит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 6. С. 165.

3 Там же.


Часто бывает трудно установить соотно­шение между двумя различными количес­твами труда. Это соотношение не всегда определяется только временем, затрачен­ным на две работы различного вида. Во внимание так или иначе следует прини­мать различную степень претерпеваемой трудности и проявленной искусности. Один час какой-нибудь тяжелой работы может заключать в себе больше труда, чем два часа легкой работы; точно так же один час занятия таким ремеслом, обуче­ние которому стоило десяти лет труда, может содержать в себе больше труда, чем месячное усердствование в каком-нибудь заурядном и общедоступном занятии4.

"Нелегко, однако, найти точное мерило для трудности или ловкости"5. Существует только приблизительное равенство в изме­рении работ. Но хотя оно не является точ­ным, оно "достаточно все же для обычных житейских дел"*.

Можно допустить, что "сложный" или "квалифицированный" труд содержит толь­ко "помноженный простой"7 труд, не тре­бующий никакого особенного расходова-ния силы или ловкости:

Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда1.

Нужно еще уточнить, что труд должен рас­сматриваться в его "среднем"9 исполнении в данном обществе. Иначе "могло бы по­казаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара"10. Поэтому время труда, которое принимается в рассмотрение при определении стоимос­ти. — это "необходимое в среднем или об­щественно необходимое рабочее время"":

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потреби­тельной стоимости при наличных общест-

вам же. I. 5. С. 145.

3 Там же.

'Там же.

7 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 53.

' Там же.

' Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 6. С. 173.

10 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 47. "Там же.


 

 


венно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда1.

Стоимость товаров определяется, таким образом, исходя из количества среднего об­щественного труда, которое они содержат, но речь здесь идет об "абстрактном поня­тии"2.

Поэтому, для того чтобы это понятие было введено в теорию Адамом Смитом, нужно было дождаться, пока оно по-настоя­щему не обретет свой смысл на практике. Только в капиталистическом обществе, ког- да рыночная экономика стала преобладаю­щей, продукты различных видов труда, идет ли речь о работе дворника или философа, стали безжалостно сравниваться друг с дру­гом посредством универсального "торга"3, обнаружив себя таким образом как взаимо­заменяемые продукты одного и того же абстрактного человеческого труда. С другой стороны, если "гений Аристотеля" в выра­жении стоимости товаров открыл "отноше­ние равенства"4 (например, "1 дом = пять лож"), он все же не смог открыть основу этого равенства по причине неравенства ра­бот в греческой экономике, разделенных между рабами и свободными тружениками:

Но того факта, что в форме товарных стоимостей все виды труда выражаются как одинаковый и, следовательно, равно­значный человеческий труд, — этого фак­та Аристотель не мог вычитать из самой формы стоимости, так как греческое об­щество покоилось на рабском труде и по­тому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил5.

Если такой великий мыслитель, как Ари­стотель, первый проанализировал форму стоимости, посредством которой выража­ется соизмеримость всех товаров, тем не менее "тайна выражения стоимости" могла "быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобре­ла прочность народного предрассудка"6, то

1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 47.

2 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 5. С. 146.

3См. там же.

4 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 1. Гл. 1. § 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 70.

'Там же. С. 69.

'Там же.


есть после того, как капитализм освободил рабов.

Но если человеческое равенство стано­вится народным предрассудком, то призна­ние труда источником стоимости таковым еще не стало. Поэтому стоимость товара выражается обычно не в труде, а соответ­ственно количеству тех благ, которые мо­гут быть обменены на него.

Товары обмениваются, а потому и сравни­ваются гораздо чаще с другими товарами, чем с трудом. Поэтому более естественно устанавливать меновую стоимость това­ров через количество какого-нибудь друго­го товара, а не труда, который можно на него приобрести. К тому же большинство людей лучше понимает, что означает опре­деленное количество какого-нибудь това­ра, чем определенное количество труда7.

Исчисление стоимости вещей должно было бы восходить изначально к отношению между различными работниками в разделе­нии труда, но оно фактически останавлива­ется на отношении между товарами:

Поэтому когда Галиани говорит: стои­мость есть отношение между двумя лица­ми... то ему следовало бы добавить: отно­шение, прикрытое вещной оболочкой8.

Товар ценится в обычной экономической деятельности и без того, чтобы осознавали, откуда происходит его стоимость: в силу этого он приобретает "фетишистский ха­ рактер"9. Это особенно верно в отношении товара, более, чем какой-либо другой, слу­жащего для определения стоимости, то есть золота — бога Плутона, вытащенного "из недр земных"10.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)