|
|||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психический аппарат и сознаниеОдновременно с определением души через сознание картезианство дало первое научное описание нервной системы как сово-купности аппаратов, сочлененных в пространстве и подчиняющихся определенным правилам функционирования. В этом, как признавал Павлов, Декарт был родоначальником современной нейрологии. Но в рамках картезианского дуализма механистическое объяснение функционирования нервной системы оторвано от полагания самосознания как абсолюта в тезисе "Я мыслю". Нужно, таким образом, попытаться теоретически преодолеть этот дуализм. а) Система рефлексов Анализ функционирования нервной системы приводит к понятию рефлекса как его простейшего элемента. Рефлекс определяется как элементарный органический ответ на простую внешнюю стимуляцию, причем природа стимула, как и природа ответа, предопределена строением нервной системы. Взяв в качестве примера реакцию слюноотделения, можно констатировать, что если ввести в пасть собаки гладкие камешки, то слюна не выделяется, тогда как она обильно выделяется при вводе песка. Такие разные реакции свидетельствуют об органической адаптации к ситуации: собака может без труда выплюнуть камешки, но, чтобы освободиться от песка, она должна его связать при помощи слюны. Также у собаки наблюдается довольно слабое слюноотделение, если ей положить на язык мясо, и сильное — если хлеб. Это объясняется тем, что слюнные диастазы участвуют в процессе переваривания хлеба, но не мя- са1. Физиологически эти рефлексы управляются высшей частью спинного мозга. Павловская школа дала им название "абсолютных" (безусловных) рефлексов. У собаки, уже евшей мясо, слюна будет выделяться при виде и запахе куска мяса. Этот рефлекс физиологически отличается от предыдущего. Прежде всего стимул является зрительным или обонятельным, а ответ находится на уровне полости рта. Однако нервные пути расположены таким образом, что нервный импульс должен обязательно проходить через головной мозг. Кроме того, данный рефлекс имеет место, только если соответствующий абсолютный рефлекс уже возбуждался: нужно, чтобы собака уже пробовала мясо, чтобы у нее выделялась слюна при его виде2. Такой рефлекс, следовательно, зависит от условий. Школа Павлова поэтому называет его "обусловленным" или "условным". Рефлекс есть наиболее простой вид реакции нервной системы. Если поведение, являющееся ответом на стимул, более сложное, то можно говорить о "реагировании". Но примечательно, что законы, управляющие рефлексами, в целом относятся и к более сложным реакциям, особенно это касается законов обусловливания. Безусловные реакции на стимулы являются инстинктами. Но эти реакции могут быть обусловлены и как следствие — изменены. Это то, что возникает в процессе дрессировки: Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановиться, а звук выстрела, который они слышат, когда охотник стреляет в куропатку, заставлял их подбегать к ней3. Если охотничью собаку учить при помощи ошейника с шипами, повернутыми вовнутрь, то, когда собака инстинктивно бросится вперед при виде дичи или попытается сбежать при звуке выстрела, она испытает ' Для более детального объяснения см.: Павлов И. П. О психической секреции слюнных желез // Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. Ч. 1. С. 41. 2 См. там же. С. 43. 3 Декарт Р. Страсти души. Ч. I. § 50 // Соч. Т. 1.С. 505.
сильную боль. Эта негативная стимуляция, условно связанная с ее реакцией, приводит собаку к воздержанию от реакции: такое поведение "нереагирования" есть результат обусловливания. Картезианцы выявили также психологический эквивалент условных реакций: эти реакции имеют свое соответствие в сознании в виде ассоциаций идей, так что обусловливание может быть описано как в тер-минах поведения, так и сознания: Память дает душам род связи по последовательности, которая походит на разум (raison), но которую нужно отличать от него. Именно, как мы видим, животные при восприятии чего-нибудь их поражающего, от чего они имели до этого подобное же восприятие, благодаря памяти ожидают того, что было соединено в этом предшествовавшем восприятии, и в них возбуждаются чувства, подобные тем, какие они тогда имели. Например, когда собакам показывают палку, они припоминают боль, которую она им причиняла, и воют или убегают'. Условная ассоциация рождается либо в результате повторения стимула, либо вследствие его интенсивности: И сильное представление (imagination), поражающее и волнующее их, происходит или от величины, или от множества предшествовавших восприятий. Ибо сильное впечатление часто сразу производит действие долгой привычки или множества повторенных умеренных восприятий2. Посредством обусловливания реакций можно объяснить явления реминисценции, когда характерный стимул (как в случае с косоглазием у любимой Декартом девочки) влечет за собой условную реакцию (в данном примере — чувство любви). Процесс реагирования на стимул теория рефлексов называет "раздражением". Но наличие стимула может больше не вызывать реакции, и тогда теория говорит о ее "торможении". Использование данного термина оправдано тем, что реакция не просто исчезает. Всякая условная реакция действительно пропадает, если за условным стимулом больше не следует абсолютный: например, звук звонка перестанет вызывать слюноотделение у собаки, если при повторных опытах за этим звуком не будет следовать подкрепление мясом. Но если возобновить выдачу мяса после звонка, то условная реакция возникнет вновь, и притом быстрее, чем первоначально3, доказывая тем самым, что реакция является не угасшей, но латентной, как это объясняет картезианский образ листка бумаги, который гораздо легче сложить по линиям предыдущих сгибов. Торможение условных связей способствует совершенствованию поведения и познания мира. Оно прежде всего позволяет отделить случайные связи (как связь между звонком и получением мяса) от по-настоящему постоянных (например, между видом и запахом мяса при его поедании). Также оно позволяет с большой точностью различать стимулы. Условные стимулы являются первоначально общими, плохо дифференцированными. Например, у первой собаки, у которой Павлов вырабатывал слюноотделение на звуковой сигнал, не наблюдалось никакого слюнотечения во время демонстрации опыта в Санкт-Петербургской академии наук, поскольку условием для выделения слюны был не только звук, но и все сопутствующие раздражители: помещение лаборатории, белая одежда ассистента, церемония кормления и др. Торможение, отделяющее переменные факторы от постоянных, дифференцирует стимулы. Так, ответ, подчинявшийся ранее музыкальному сигналу вообще, может быть привязан затем более специфично к одному определенному музыкальному инструменту и даже к одной ноте данного инструмента, а некоторые собаки могли даже различать звуки, отличавшиеся на четверть тона. Но связь раздражения и торможения может быть и еще более сложной, хотя, конечно, это редко случается у животных, живущих в их естественных условиях обитания. Например, один экспериментатор из школы Павлова приучил собаку выделять слюну при виде круга. Однажды собаке показали эллипс. Эта форма, в общем похожая на форму круга, возбудила условную реакцию. Но эта реакция, не подкрепленная мя- 1 Лейбниц Г. В. Монадология. § 26 // Соч. Т. 1.С. 417. 2 Там же. § 27. 3См.: Павлов И. П. Естественнонаучное изучение так называемой душевной деятельности высших животных // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 1. С. 73—75.
сом, была заторможена. Круг представлял, таким образом, стимул, возбуждающий реакцию, тогда как эллипс ее тормозил. Затем форму эллипса стали постепенно приближать к форме круга. Собака оказалась способна отличать круг от эллипса вплоть до такого эллипса, у которого соотношение малой и большой оси равнялось 8 к 9. Стимулирование такой формой эллипса, очень похожей на форму круга, спровоцировало у собаки невротическую реакцию1. Данное наблюдение зафиксировало один из первых экспериментальных неврозов и позволило выявить процесс его порождения — процесс жесткого столкнове-ния раздражения и торможения как результат воздействия слишком похожими стимулами. Исходя из подобных опытов, путем аналогии можно предложить теорию, объясняющую этиологию душевных болезней человека. Разумеется, аналогии могут быть более или менее полными. Наиболее подходящие здесь опыты — те, которые демонстрируют возникновение невротических реакций у животных, подвергнувшихся сильному напряжению от раздражения или торможения. Например, животные, подвергнутые воздействию слухового сигнала чрезмерной интенсивности, продуцирующего излишек возбуждения, проявляют невротические реакции. Равным образом можно вызвать перенапряжение торможения, используя монотонный повторяющийся возбудитель, который вследствие взаимосвязи раздражения и торможения влечет за собой торможение, постепенно трансформирующееся в гипноз; в этом случае также могут возникнуть невротические симптомы. Здесь можно не сомневаться, что точно так же порождаются неврозы на войне или на промышленных предприятиях. Во всех этих случаях нервные расстройства появляются в результате расстройства процессов раздражения и торможения, возникшего вследствие внешних физических воздействий — шума боя, бомбардировок и прочего, либо вследствие мо- 1 См.: Павлов И. П. Отношения между раздражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и экспериментальные неврозы у собак //' Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 39. нотонно, тысячи раз повторяющихся раздражений, идущих от машин, за которыми нужно внимательно наблюдать, несмотря на возрастающий гипноз и т. д. Но те экспериментальные неврозы, которые возникают в результате конфликтов между раздражением и торможением, представляют собой более отдаленную аналогию с человеческими неврозами. Они провоцируются у взрослых животных вследствие столкновения физических стимулов, тогда как, согласно психоаналитическим наблюдениям, похожие неврозы у человека связаны с конфликтами, восходящими к детскому периоду и, во всяком случае, возникшими на основе бесконечно более сложных условий социальной жизни2. Но в отношении роли социальной среды теория рефлексов предлагает объяснение, диаметрально противоположное психоанализу. Рефлексология рассматривает невроз как результат коллизии противоречивых условий. Для человека же условия носят в основном социальный характер, и поэтому истоки невроза следует искать в противоречиях социальных условий. Для психоаналитика, наоборот, конфликт возникает между инстинктом индивида (прежде всего сексуальным) и цензурой, посредством которой "Я" интериоризирует моральные требования общества. Тезис психоанализа состоит, таким образом, в утверждении, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта обществом. Данный тезис на первый взгляд похож на правду, поскольку кажется, что в нем выражен общий смысл достаточного количества хорошо знакомых фактов. Общеизвестно, что общества, пропитанные христианской моралью, относятся к сексуальности с пуританским осуждением и что они стремятся искоренить и секс вне брака, и отклонения от общепринятых норм путем как публичного осуждения, так и уголовного преследования, что они преувеличенно стыдливо и лицемерно контролируют в этом отношении общественное сознание и т. д. Несмотря на неоспоримость этих фактов, они тем не менее не представляют 2 Cosnier. Les nevroses experimentales. Ch. 6. Paris, 1966.
собой подавление сексуального инстинкта обществом — по крайней мере, если оставить в стороне широкое понимание "сексуального инстинкта" как "принципа удовольствия" и сосредоточиться на его точном воспроизводительном смысле. Общество, подавляющее сексуальный инстинкт индивидов, — это общество, препятствующее свободному деторождению: например, общество, обязывающее по закону подвергнуть стерилизации отцов четырех детей. Но если действительно такие общества существуют, то Фрейд не знал о них и не интересовался ими. Наоборот, то, что психоаналитики называют "христианской моралью", устанавливает в качестве обязанности безграничное деторождение в рамках законного брака. Таким образом, психоанализ путает подавление удовольствия с подавлением сексуальности. Верно, что общественная мораль пуританских стран осуждает сексуальное удовольствие, взятое вне функции размножения. Правда, что с этой точки зрения она тормозит сексуальный инстинкт. Но, с другой стороны, она возбуждает этот же инстинкт, признавая моральной нормой обязанность "плодиться и размножаться". А поскольку сексуальное удовольствие и деторождение естественно связаны, пуританское воспитание требует особенно трудного их разграничения, порождая тем самым постоянную причину для возникновения невротических конфликтов. Для понимания противоречий пуританства в их развитии необходимо выйти за узкие рамки конфликта между христианской моралью и сексуальностью, чем по сути дела ограничился психоанализ. Вообще, пуританство есть мораль промышлен-но развивающихся обществ. Эти общества стремятся развивать возможности потребления посредством увеличения производства. Поскольку конечная цель индустриального общества — увеличение потребления, то индустриализация общества дает мощный толчок потреблению. Но, с другой стороны, и потребительские блага, и средства производства суть только продукты человеческого труда. Следовательно, рост производства возможен лишь путем ограничения потребления и направления доста- точной части доходов на увеличение количества средств производства. Таким образом индустриальные общества должны, с одной стороны, побуждать к потреблению, с другой — ограничивать его. Например, реклама постоянно предлагает стимулы, являющиеся возбуждающими, поскольку манят людей потребительскими благами, и тормозящими, поскольку цены этих благ превышают финансовые возможности потребителей. Тем самым потребители подталкиваются к производственной деятельности ради зарабатывания достаточного количества денег для потребления, но одновременно они лишаются необходимого времени для потребления. Постоянный конфликт между производством и потреблением, характерный для этих обществ, особенно затрагивает производство важнейшего средства производства — человека. С этой точки зрения пуританское общество возбуждает сексуальный инстинкт, как мы это видим на примере американского общества. Но, одновременно с возбуждением инстинкта как производящего, он подавляется как средство удовольствия, то есть в его простом потребительском аспекте. Нужно добавить, что точка зрения потребителя есть точка зрения индивида, тогда как точка зрения общества — это точка зрения производства. Индивиды видят, что их возможности потребления ограничиваются количеством их детей. Они стремятся поэтому подавить инстинкт размножения, тогда как общество старается его возбудить. Дан-ная ситуация, будучи прямо противоположной той, которой ограничивается психоанализ, тем не менее чревата конфликтами, способными породить невротические реакции, но по причинам, которые психоанализ не может объяснить. Эти причины коренятся не в противоречии между инстинктом и обществом, но, что более точно, в противоречивом характере обусловливания инстинкта. Итак, нужно отказаться от всего монолитного в психоаналитической интерпретации. Нет монизма инстинкта, исходящего из единства сексуального инстинкта. Фактически существует столько же инстинктов, сколько есть рефлекторных цепочек безусловных реакций, опирающихся на нервные
структуры. Что же касается развития "Я", то оно не является результатом нераздельного влияния общества в чисто внешнем противопоставлении инстинкту. С одной стороны, общество не может сохраняться и развиваться без производства индивидов. Сексуальный инстинкт имеет, таким образом, признанную обществом ценность, хотя, как простое желание индивидуального наслаждения, он является анархичным элементом, безразличным к социальному порядку вплоть до конфликта с ним. С другой стороны, общество — не что иное, как совокупность индивидов. Поэтому если в одном смысле индивид, как относительно независимая частица, противостоит той целостности, чьей частью он является, то в другом смысле он есть глубоко социальное существо. Противоречие, таким образом, более личное и сложное, чем то, которое выражено в механическом противопоставлении инстинкта индивида социальному подавлению. Более того, "Я" развивается через противоречия своего социального обусловливания, которое порождает множество цепочек условных реакций, более или менее соседствующих, интегрированных или противоречивых. Ь) Топология "Я" Итак, основное в психическом объяснении заключается в более или менее гармоничном или конфликтном переплетении различных цепочек реакций. Их можно представить себе как рядоположенные, но также и как расположенные на разных уровнях, соответствующих последовательным этапам эволюционного развития (применительно к человечеству) и различным моментам в жизни каждого индивида. Описание нервной системы действительно показывает наличие иерархизированной совокупности цепочек реакций, связанных со спинным мозгом, с областью подкорки или корой головного мозга. Эволюционная теория доказывает, что эти три реагирующие системы появились одни раньше, а другие позже, а физиологический анализ подтверждает, что они способны одни к более, а другие к менее примитивным реакци- ям. Например, эмоциональные реакции связаны, по-видимому, с подкорковыми областями головного мозга, в то время как интеллектуализированные и социализированные реакции предполагают участие его коры. Что касается условных цепочек, то их более или менее примитивный характер зависит от собственной истории индивида, а не от эволюции рода. Условные реакции более или менее инфантильны, в зависимости от затормаживания и дифференциации первоначального обусловливания последующим развитием индивида. Уже Фрейд отмечал при объяснении неврозов "прилипчивость либидо", то есть "упорство, с которым либидо держится за определенные направления и объекты"1. Но при этом он вынужден был констатировать, что данная особенность необъяснима в рамках его анализа. Действительно, фрейдовский анализ оставался чисто психологическим, тогда как рефлексология, изучая животных, подвергшихся процессу вызывания экспериментальных неврозов, смогла выявить нервные типы, по-разному предрасположенные к невротическим реакциям. Классификация этих типов нервной системы основана только на различии (в их тесной связи) раздражения и торможения. Таким образом, можно измерять силу или слабость этих процессов, их уравновешенность или неуравновешенность, наконец, их лабильность или ригидность (т. е. большую или меньшую легкость перехода из одного состояния в другое). Так, Павлов смог констатировать, что неуравновешенные темпераменты (с сильным раздражительным процессом) являются в то же время ригидными, а слабые темпераменты являются также неуравновешенными (процессы раздражения и торможения слабые). 24 возможные математические комбинации шести выделенных элементов эмпирически были сведены к четырем, которые Павлов описал, использовав классификацию темпераментов Гиппократа. Их можно расположить по степени сопротивляемости неврозам: ' Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 22. С. 222.
Сильные, уравновешенные, лабильные — сангвинические (большая сопротивляемость). Сильные, уравновешенные, ригидные — флегматические (большая сопротивляемость). Сильные, неуравновешенные — холерические (достаточная сопротивляемость). Слабые — меланхолические (плохая сопротивляемость) '. Конечно, данная типологизация не может быть непосредственно применена к человеку, поскольку в этом случае ее надо дополнить влиянием факторов интеллекта и воображения. "Меланхолический" темперамент может найти способ в большей или меньшей степени избежать неврозов, например, в интеллектуальных упражнениях или воображаемом удовлетворении. С другой стороны, Павлов смог экспериментально доказать, что составляющие указанных нервных типов темпераментов могут модифицироваться либо психологически под воздействием социальной среды, либо химически. Тонизирующие средства, такие, как кофеин, усиливают возбуждение, а такие лекарства, как бром, усиливают тор-\можение. Но особый теоретический и практический интерес павловской классификации состоит в следующем: она показывает, что различные типы нервных систем тем более склонны к невротическим реакциям, чем они слабее, неуравновешеннее и ригид-нее. Теория рефлексов позволяет также интерпретировать "фиксацию либидо" как цепкость условной реакции, чья "прилипчивость" характерна для нервных типов, недостаточно способных к торможению и недостаточно лабильных. Данное объяснение проливает новый свет на фрейдовскую теорию, говорящую о двух результатах ранних фиксаций — извращении или неврозе. Извращение — это ранняя незаторможенная фиксация, интегрированная личностью, оставшейся, по сути, инфантильной. Невроз же является ре-зультатом неравномерности развития: интеллектуальная активность, чувство социальной и моральной ответственности уже развиты, тогда как некоторые области поведения блокированы инфантильным 1 См.: Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 231. обусловливанием, которое социальное воспитание и сам индивид тщетно пытаются затормозить. В этом случае процессы возбуждения и торможения сталкиваются в безвыходном конфликте, порождая неврозы. Развитие психических аппаратов и цепочек имеет двойное значение. С одной стороны, оно способствует прогрессу поведения. Но, с другой стороны, более сложная, менее примитивная организация является в то же время более нежной, более подверженной угрозе расстройств и надрывов. Никакая предустановленная гармония метафизически не гарантирует согласование цепочек реакций, абсолютных или условных. Разнообразие цепочек означает их соседство в пространстве, при котором они внешни по отношению друг к другу. Такая взаимная внеположенность усугубляется законом взаимной индукции, по которому возбуждение одной области влечет за собой торможение других. Возбуждение более развитых секторов, соответствующих сложным видам социальной и интеллектуальной деятельности, тормозит более примитивные цепочки реакций. Поэтому сознательное, интеллектуальное и социальное "Я" может их более или менее игнорировать. Но тем самым они не устранены — они только заторможены, то есть являются латентными, всегда готовыми прореагировать на определенные условные стимулы, тормозя, в свою очередь, интеллектуализированные и социализированные секторы. Итак, именно пространственное различие, означающее соседство и взаимную внеположенность различных психических аппаратов, может объяснить феномены, которые психоанализ пытался истолковать при помощи путаных понятий вытеснения и цензуры. Некоторые элементы "Я" остаются пространственно отделенными. Они не включены в ясное сознание интеллекту-ализированных и социализированных элементов "Я". Но если они заторможены, пока действуют высшие функции, то они все же способны прийти к осознанию самих себя, когда их собственная деятельность, в свою очередь, затормаживает интеллектуализированные и социализированные стороны "Я". Так, физиологические эксперименты над сном показали, что сновидения возникают
на стадиях наиболее глубокого сна. Объяснение этого парадокса может быть найдено в общих законах, регулирующих отношения между возбуждением и торможением. Длительное возбуждение после распространения концентрируется и окружается зоной торможения. Психологически это феномен внимания: концентрация сознания на объекте затормаживает другие случайные стимуляции. Если такое торможение длится и распространяется, оно производит гипноз, то есть почти тотальный сон, характеризующийся торможением большей части стимулов, при котором остаются лишь некоторые изолированные очаги возбуждения. Если и эти очаги гаснут, то наступает тотальный сон1: Перед нами постоянно находятся те или иные предметы, которые действуют на наши глаза или на наши уши и, следовательно, оказывают влияние и на душу, а между тем мы не замечаем этого, так как наше внимание приковано к другим предметам до тех пор, пока какой-нибудь предмет не привлечет к себе внимания своим усиленным действием или по какой-нибудь другой причине; это как бы своего рода частный сон по отношению к данному объекту, и сон этот становится общим, когда мы отвращаем свое внимание от всех предметов вместе2. Можно предположить, что в результате гипнотического торможения в его завершенном виде возникает возбуждение частей психического аппарата, обычно заторможенных деятельностью бодрствования. Тогда в сознании пробуждается целый мир примитивных эмоций и диких мыслей. Спящий может прожить собственную версию путешествий Кука или Бугенвиля и увидеть встающие среди звенящих струй фрагменты потерянного рая чарующей первобытной красоты. Однако этот мир сновидений именно первобытный. Его невинность есть не что иное, как дикарская нечувствительность к добру и злу, а его мысль всецело занята пустяковыми и бессвязными событиями, которые выдают инфантильное сознание. 1 См.: Павлов И. П. Проба физиологического понимания симптомологии истерии. § 1 // Поли, собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 197; Павлов И. П. Проблема сна // Там же. С. 424—425. 2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 1. § 14 // Соч. Т. 2. С. 115. Итак, сознание сновидений соответствует условиям психического развития, "существовавшим до развития языка нашего мышления"3. Психоанализ соотносит его поэтому с языком первобытного мышления, которое оперирует не абстрактными понятиями, а образами и символами. Таков же, согласно психоанализу, и язык невротических симптомов. Но в то же время психоанализ признает, что спящий, осознающий свой сон, или больной, переживающий развертывание симптомов невроза, не знает, что означают образы его сновидений или символическое поведение его неврозов. И нет никого, кто сказал бы хоть слово, поскольку сны и символы — это выражения инстинкта, а инстинкт, будучи отделенным от "Я" элементом, не есть кто-то — некое "Я", но есть самое большее что-то — некое Оно. Наконец, совершенно очевидно, что ни сновидения, ни символы не адресованы какому-либо собеседнику. Сны и невротические симптомы — это речь, которую никто не произносит, которая ни к кому не обращена и которая сама не знает, что она хочет сказать. Так что это, собственно, не языки, ибо язык только там, где кто-то говорит с кем-то другим, чтобы ему что-то сказать. Конечно, можно сказать, что сновидения и симптомы имеют смысл, поддающийся расшифровке психоаналитиком и выраженный на абстрактном и социализированном языке науки. Похоже, что психоаналитик переводит на свой язык то, что спящий или больной выражает на своем. Но интерпретировать знак — это не всегда есть то же самое, что переводить язык, поскольку если всякий язык есть знак, то не все знаки — язык. Например, следы, оставленные животным, есть знаки его пребывания, но как следствие есть знак причины, а не как язык есть знак передаваемого смысла. С этой точки зрения возможно дать чисто объективистскую интерпретацию психоанализа. Сновидения и невротическое поведение рассматриваются в этом случае как чистые симптомы, то есть как вторичные следствия, вытекающие причинно-механическим путем из основного расстройства, — как, например, сыпь есть симптом кори. 'Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 13. С. 125.
Безусловно, подобная интерпретация в некоторых отношениях более удовлетворительна, чем рассмотрение сновидений и невротического поведения как формы языка. В собственном смысле слова есть только язык "Я", то есть сознание, которое, осознавая себя, осознает также и значение языка, который оно образует, чтобы обратиться к другим. Да и сам психоанализ в этом убежден, поскольку, чтобы представить сновидения и невротическое поведение как язык, он должен приписать инстинкту способность деформировать и зашифровывать послания предположительно ясные и понятные первоначально. Итак, нужно отбросить гипотезу, которая наделяет эти отпавшие от "Я" фрагменты, чьими знаками являются сны и неврозы, самосознанием, которым они как раз не могут обладать. Тем не менее сны и невротическое поведение являются сознательными выражениями. Правда, сознательное выражение есть только форма выражения вообще. Прышевая сыпь, например, есть также выражение расстройства, чья сущность скрыта, но которое ясно проявляется вовне. Однако сознательное выражение не сводится к механическому выражению. Смысл сновидения и невротического расстройства является однопорядковым с чувством, желанием, намерением: он восходит к мысли. Решение состоит в том, что сновидение и невротическое поведение действительно представляют смысл, который может быть выражен ясным языком науки, но к такому смыслу можно добраться в результате целой исследовательской работы. Его нельзя брать как исходную предпосылку и поэтому нельзя интерпретировать символизм выражения в сновидениях и неврозах как результат маскировки, с помощью которой исходно ясный смысл драпируется символической мишурой. Скорее наоборот, использование символа означает, что сознание не дошло до адекватного понимания I того, что оно выражает. Сновидение — это 1 не шифрованный язык самосознания, а выражение сознания, которое еще не обрело языка, потому что оно не достигло осознания себя самого. По отношению к осознанию "Я" самого себя сознание сновидений есть другое место сознания — внутренний остров Пасхи, который предлагает спящему загадку своих символов. Сновидение и невроз действительно знаки, то есть они отсылают к чему-то иному, помимо их видимого значения, которым сознание не может удовлетвориться. Но этот знак остается загадкой, поскольку является выражением психических элементов, отпавших от "Я", имеющих смысл в себе, но не для себя и которые не могут себя адекватно выразить в языке: Мы только знак, но невнятен смысл,...мы в изгнанье едва ль родной язык не забыли1. с) Душа и "Я" Таким образом, психика не сводится к самосознанию или даже к сознанию, но представляется разделенной на внеполо-женные друг другу психические аппараты, каждому из которых соответствует особая форма сознания. Сознание выступает как связанное с функционированием органических аппаратов. Вообще представлять его по-другому — значило бы представлять себе способность, независимую от каких бы то ни было средств реализации, или функцию, работающую без функционирующего аппарата: Философия некоторых философов и врачей прошлого, которая носила еще на себе печать варварства того времени и которую теперь презирают... спасала явления тем, что выдумывала для них специально скрытые качества или способности, считавшиеся похожими на небольших демонов или домовых, способных выполнять беспрекословно все то, что от них требуют, вроде того как если бы карманные часы указывали время благодаря некоторой часопоказывающей способности, не нуждаясь ни в каких колесиках, или как если бы мельницы мололи зерна благодаря некоторой размалывающей способности, не нуждаясь в таких вещах, как жернова2. Часы отмечают время не благодаря своей временной способности, а благодаря дви- 1 Гёльдерлин Ф. Мнемозина // Соч. М., 1969. С. 181. (Мы истолковываем эту поэму безумия не как выражение человеческого бытия, но как выражение душевной болезни поэта.) 2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Предисловие // Соч. Т. 2. С. 67.
жению колесиков и стрелок. Так и сознание не является психическим свойством, способным действовать независимо от функционирования нервной системы вообще и головного мозга в частности. С этой точки зрения развитие психофизиологии должно привести к восстановлению в своих правах — в противовес картезианскому дуализму — аристотелевско-томистской концепции, согласно которой душа есть "идея тела", то есть принцип его организации и функционирования. В этом смысле существует столько душ, сколько есть различных типов организованных существ. Например, растения имеют растительную душу, соответствующую исключительно вегетативным функциям: рост, ассимиляция, дыхание, воспроизводство и т. д. Животные обладают сверх того другой душой — чувствующей и двигающей, а человек — мыслящей. Такой взгляд в общем подтверждается современной физиологией, с той разницей, что он более конкретизирован, так что данными способностями наделяются различные дифференцированные и скоординированные системы: нервно-вегетативная, мозговая и их подразделения. Тем самым отвергается картезианский дуализм, а также то, что было дуалистическим в аристотелевско-томистской концепции. Дело в том, что, не зная истинных функций головного мозга, Аристотель не обозначил органа, пригодного для рационального мышления. Мы же не можем не признать органом такой функции кору головного мозга, отказываясь тем самым от всякого разделения мысли и тела. Факты достаточно убедительно подтверждают отсутствие такого разделения, поскольку, например, с трудом преодоленные тяжелые переживания могут спровоцировать язву желудка, которую можно вылечить чисто психическим воздействием, и т. п. Такие явления были сначала названы "психосоматическими", поскольку в них усматривалась внутренняя связь между душой и телом. Но правильнее их называть "корко-висцеральными", поскольку они являются результатами воздействия на нервно-вегетативные функции расстройств сигналов, идущих от коры головного мозга. Эти расстройства могут породить органические болезни, которые можно было бы назвать "органическими неврозами". Здесь невротические изменения проявляются не в нарушениях поведения, а в органических болезнях. Если сознание есть не что иное, как органическая функция, а жизнь — только форма организации материи, надо признать за материей потенциальную способность к мышлению. Лейбниц, однако, отвергал данное следствие на том основании, что сознание не может быть построено по законам механики. Если и можно построить мысляющую машину, то в этой машине будут "только части, которые толкают друг друга". То же самое — ситуация, если строится достаточно большая модель работающего мозга, "так что можно будет входить в нее, как в мельницу"1. Действительно, пример гигантских электронных машин, моделирующих сегодня работу человеческого мозга, убедительно показывает, что в них не возникает ничего подобного сознанию. Но смоделировать функционирование мозга можно, только используя досточно большие модели. Увеличение масштабности имеет в данном случае решающее значение. Как показывает теория "малых перцепций", феномены, способные послужить для объяснения сознания, начинаются с величин меньших, чем те, на которых сознание уже можно наблюдать. Именно это подчеркивал Лейбниц в своей полемике с картезианством по вопросу о чувственных качествах. Физическая оптика учит, что красный цвет, голубой и др. сводятся к световой вибрации, уловленной сетчаткой и переданной нервной системой, то есть к совокупности движений в пространстве. Однако если наивно полагаться на данные сознания, то нужно признать, что не видно никакой связи между передвижениями в пространстве и цветовыми ощущениями: Ибо несомненно, что простолюдин, например, прекрасно видит цвета и отличает их от всего, что не есть цвет; точно так же несомненно, что он не замечает движения ни в окрашенных предметах, ни внутри своих глаз. Следовательно, цвет отнюдь не есть движение2. Лейбниц Г. В. Монадология. § 17 // Соч. Т. 1. С. 415. 2 Малъбранш Н. Разыскания истины. I. 13. §2. Спб., 1903. Т. 1. С. 97.
На этот простой аргумент здравого смысла есть ответ: движения, о которых идет речь в оптике, являются "малыми движениями", то есть невоспринимаемыми по отдельности, и чье цветное представление выражается в ином масштабе, что при их суммировании дает осознанное представление: Кто-то может сказать, что ощущение жары не похоже на движение; да, действительно, оно не похоже на чувственное движение, подобное движению колеса кареты, но оно похоже на совокупность малых движений огня и органов их восприятия, или, вернее, их представления. Так же и белизна не похожа на выпуклое зеркало, тогда как она является только объединением определенного количества маленьких выпуклых зеркал, как это видно в пене, если смотреть с близкого расстояния1. Уровень величины является для механического моделирования жизни фундаментальным вопросом. Всякая машина, созданная искусством человека, состоит из элементов, которые, как бы они ни были малы, все же обладают своей естественной организацией, то есть организацией, независимой от той цели, ради которой построена машина: Машина, сооруженная искусством человека, не есть машина в каждой своей части; например, зубец латунного колеса состоит из частей, или кусков, которые уже не представляют более для нас ничего искусственного и не имеют ничего, что выказывало бы в них машину, в отношении к употреблению, к какому колесо было предназначено2. Наоборот, в органической машине специфически живое улавливается уже на молекулярном уровне. А то, что организация атомов в живой молекуле уже специфична, фактически означает, что сама эта молекула есть органическая машина: Тело бывает органическим, когда оно образует некоторого рода естественный автомат или естественную машину — маши- 1 Leibniz G. G. Addition a ['explication du Systeme nouveau touchant l'union de l'äme et du corps, envoyee ä Paris ä l'occasion d'un livre intitule "Connaissance de soi-meme" // Die philosophischen Schriften von G. W. Leibniz. Hrsg. C. J. Gerhardt. Berlin, 1887. Bd. IV. S. 575. 2 Лейбниц Г. В. Монадология. § 64 // Соч. Т. 1. С. 424—425. ну не только в целом, но и в мельчайших своих частях, какие только можно заметить3. Таким образом, живое тело гораздо в большей степени машина, чем любая искусственная машина. Данное замечание позволяет выяснить, в какой мере сознание поддается механистическому объяснению. Мы хорошо понимаем лишь то, что мы можем произвести или воспроизвести сами. Поэтому мы и объясняем мышление или сознание, исходя из законов функционирования искусственных машин, способных достигать того же результата, что и машина мозга. Подобному типу объяснения соответствует материалистическое утверждение, что мозг производит мысли так же, как печень желчь. Однако эта формула явно неверна. Действительно, продуктом мозговой деятельности является результат этой деятельности, например сумма сложения, остаток от вычитания, перевод с одного языка на другой и т. п. Но таких результатов можно достигнуть (более или менее успешно) и с помощью компьютеров, работающих бессознательно. Значит, сознание не отождествляется с результатом функционирования мозга. Скорее оно является специфи-ческим способом этого функционирования. Без сомнения, сознание есть не что иное, как функция мозга — иначе это была бы функция без органа для ее осуществления. Но мозговое функционирование сознательно потому, что оно достигает такого уровня механической сложности, какого не может достигнуть ни один искусственный интеллект. В этом смысле материю можно считать потенциально способной к мышлению, так как сознание проявляется в живой материи. С другой же стороны, его проявление возможно только там, где организация материи, причем живой материи, достигает очень высокого уровня сложности. Вот почему, собственно, невозможно механистическое объяснение феномена сознания. Ведь подлинно механистическое объяс-нение состоит в том, что есть комбинация простых механических элементов, каждый 3 Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме. § 3 // Соч. Т. 1. С. 405.
из которых можно уловить в отдельности, тогда как объяснение сознания требует наличия комбинации элементов, каждый из которых "слишком мал" для того, чтобы их соединение могло быть четко представлено. Вот почему суть перехода от материальных движений к сознанию можно объяснить аналогией с математическим интегрированием. Интеграл есть сумма "бесконечно малых" элементов, то есть слишком малых, чтобы пересчитать их в отдельности: Все, на что мы способны по отношению к бесконечностям, — это неотчетливое познание их, а отчетливо мы знаем по крайней мере, что они существуют1. Сознание представляется объяснимым, то есть, по-видимому, его можно свести к функционированию элементов нервной системы. Эта возможность объяснения подтверждается тем, что элементарные законы функционирования нервной системы — возбуждение, ассоциация, торможение — оказались действенными и для сознания. Однако эффективное объяснение сознания требует обращения к бесконечности. Нужно, таким образом, отличать объяснимое от реально объясненного, так что механистическое объяснение остается просто возможностью: обращение к бессознательному, к бесконечно малому показывает, что объяснение нельзя свести к точной детерминации. Поэтому реальное схватывание сознания через самосознание остается неизбежно качественным. Несомненно, ошибочно останавливаться на чисто качественном аспекте непосредственных данных сознания и в результате провозглашать их необъяснимыми. Но не меньшей ошибкой было бы принимать простую возможность объяснения за реальное объяснение. Сказать, что сознание есть результат интегрирования функций элементов нервной системы, — это не значит объяснить сознание, исходя из этих элементов, так как интегрирование не сводится к суммированию отдельно взятых элементов. Если соотнести сознание с жизнью, то можно сказать, что возникновение сознания выражает высокий уровень жизненной 1 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Предисловие // Соч. Т. 2. С. 57. организации. Этот высокий уровень организации жизни имеет форму интеграла, то есть единства, несводимого к сумме своих элементов. Такое интегрирование и может быть названо психикой, если под ней — или под душой — подразумевать принцип организации, сохраняющий органическое единство, несмотря на постоянное обновление всех его элементов: Организованное тело уже спустя мгновение не то же самое, оно только эквивалентно. И если не иметь в виду души, то не будет ни той же самой жизни, ни тем более жизненного единства2. "Тело" находится "в постоянном изменении"3. Конечно, единство его организации поддерживается такими специфическими носителями информации, как гены, ДНК и др. Но отсюда нельзя заключить, что принцип организации тела — его душа — "помещается... в каких-то предназначенных для нее атомах"4, ибо сохраняются не сами атомы, а схема их организации. Чисто органическое единство есть лишь единство субстанции с "массой, состоящей из бесконечного множества"5 частных систем. Но в этой машине машин единство просто дано в пространстве — оно не исключает простой рядоположенности. Поэтому возникают частные интеграции, соответствующие различным формам сознания. Сознание сна тому пример. Но и самосознание может быть только частным интегрированием, которое игнорирует некоторую часть "Я" и не может присоединить к самосознанию те отпавшие и раздробленные элементы, загадочными выражениями которых являются сновидения и невротические симптомы. По крайней мере эти частичные интеграции делают возможным познание личности. Правда, полное познание реальной личности невозможно, потому что "ее изгибы бесконечны". Но так как бесконечное множество элементов, составляющих реальное единство "Я", поддается 2 Там же. Кн. II. Гл. 27. § 6 // Соч. Т. 2. С. 233. 3 Там же. "Там же. 5 Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме. § 3 // Соч. Т. 1. С. 404—405.
более или менее сознательному частичному интегрированию, то "Я" может быть определено как совокупность характерных черт личности, познание которой представляет собой уже не бесконечную программу, а задачу, доступную конечным существам: Всегда существуют сотворенные духи, которые знают или могут узнать, как обстоит дело1. Я могу, следовательно, научиться познавать себя, то есть присоединять к сознанию себя осознание элементов своей реальной личности, остающихся еще внешними этому самосознанию. Но привязывать к самосознанию необъединенные элементы реальной личности — значит изменять их природу. Из бессознательных или просто сознательных эти элементы должны стать сознающими себя, то есть должны реально включиться в личностное единство самосознания. Поэтому единство самосознания отличается от единства, которое объективное научное познание может вносить в описание реальной личности. Разумеется, эта личность фактически едина. Психиатр, психоаналитик могут нарисовать связную картину, поскольку все проявления личности в самосознании, а также в ошибочных действиях, сновидениях, невротическом поведении и проч. по-разному обозначают единство одной реальной личности. Но в таком единстве нет ничего, кроме простой связанности. Элементы реальной личности целиком привязаны к фактическому единству "Я", чего недостаточно для предотвращения их взаимной отчужденности и конфликтов. Данная ситуация не прекращается, даже когда "Я" объективно себя познает. Когда в процессе лечения психоаналитик объяснит больному смысл его сновидений или невротических поступков, больной "будет обладать им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и это очень мало что меняет"2. Знание о себе оставляет, следовательно, обособившиеся элементы психики в их взаимной отчужденности. Несомненно, "больной знает что-то, чего до сих пор не знал, т. е. смысл своего симптома"3. Но это знание о себе не является самопознанием, так как бессознательная психика не становится при этом сознающей саму себя: в этом смысле "больной так же мало знает... как и раньше"4. "Так мы узнаем, что есть более чем один вид незнания"5 и, следовательно, более чем один вид знания. Простое самосознание доходит только до видимого личностного единства, поскольку оставляет вне себя элементы реальной личности, не интегрированные в нее. Так самосознание предается иллюзиям и каждый, как Эдип, познает себя лишь через загадки и пророчества. Нужен прорицатель для толкования знаков и снов, для наделения смыслом поступков, которые человек совершил, не зная почему, а иногда и не зная, что он их совершил. Но такое толкование, как бы объективно оно ни было, дает смысл лишь видимости, которую каждый демонстрирует себе и другим. В истинном самопознании каждый осознает, кто он есть, но таким образом, что в процессе осознания этого он перестает им быть. Эдип действительно убийца своего отца и супруг своей матери, и он был бы только таковым, если бы в нем не жило бесконечное требование самосознания и если бы это требование не делало его кем-то другим. В объективном — научном — познании себя сознание постигает, кем фактически является каждый. Без сомнения, "самость" присутствует в этом фактическом бытии, поэтому Эдип должен был признать, что он убийца своего отца и супруг своей матери, и считать себя ответственным за совершенные им действия. Однако подлинная "самость" — это та, которая может сказать "Я" в рефлективном сознании, осознающем себя. Поэтому истина "Я" — не в простом фактическом бытии, а в конце "работы"6, посредством которой оно приходит, трансформируясь, насколько это возможно для конечного противоречивого существа, к требованию самосознания.
1 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 27. § 29 // Соч. Т. 2. С. 248. 2 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 27. С. 279.
Из 577 параграфов "Энциклопедии философских наук" Гегеля всего один1 посвящен языку. Или самое большее четыре2, если также учитывать все те места, где Гегель анализирует связь языка с воображением в его функции порождения символов и знаков. В современной философии, наоборот, проблема языка предстает как фундаментальная. Во многих отношениях она оказывается в центре философских размышлений последнего десятилетия, в частности во Франции. В этом господствующем и даже исключительном интересе к проблемам языка видна диспропорция, о которой свидетельствует сравнение с последней великой классической философией — философией Гегеля. Негативный аспект этого дисбаланса не раз подчеркивался3. В самом деле, это искусственное увлечение современной философской мысли, которое намеревалось продемонстрировать ее жизненность и глубину, скорее показывает ее слабость и бедность. Точно так же, как эта философия предпочитает собственно философствованию постоянное разглагольствование об обоснованности философии, так же она оказалась неспособной и использовать язык иначе, как для постоянного объяснения природы языка — как будто люди говорят лишь для того, чтобы разъяснять, что значит говорить. Однако надо признать, что от этих рассуждений о рассуждениях есть и позитивная польза. Всякая рефлексия негативна, поскольку в ней мысль отворачивается от сво- 1 См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. § 459. М., 1977. Т. 3. 2 См. там же. § 456—459. 3Ср., например: Lefebvre H. Centre les technocrates. его объекта, сосредоточиваясь на себе. Но она также и позитивна, поскольку она есть осознание самой себя. Рефлексивное обращение языка к себе связано с созданием новой науки — лингвистики. Правда, определение философией основных понятий этой науки — дело не новое, поскольку еще в трудах Платона4 и Аристотеля5 можно найти наброски фундаментальных проблем науки о языке и понятия, способные послужить для их разрешения. Следует, однако, признать, что исследования античных философов слишком тесно связаны с лингвистическими структурами, присущими древнегреческому языку, вследствие чего научные поиски, которым дала толчок греческая философия, ограничились созданием греческой я латинской грамматики. Лингвистика как наука появилась лишь тогда, когда научное исследование, перешагнув границы одного или двух исторически определенных языков, начало изучать языковой феномен в его общности и абстрактности. Но, конечно, такая степень обобщенности науки о языке характерна лишь для ее современного уровня развития. Философское вопрошание языка оправдано становлением и успехами новой науки, появившейся в сфере наук о человеке. Но если такое вопрошание должно остаться философским, оно должно для начала ясно осознать границы проблемы, возникшей в связи с появлением лингвистики, и не трактовать ее ни как исключительно свою, ни как философски важнейшую. В самом 4 См.: Платон. Кратил; Софист // Соч.: В 3 т. М., 1968—1970. Т. 1—2. 'См.: Аристотель. Категории; Об истолковании // Соч.: В 4 т. М., 1978. Т. 2.
деле, в той мере, в какой лингвистика добилась успехов и неопровержимо утвердила некоторые результаты, соответствующая проблематика может считаться перешедшей в область научного знания. Но философский интерес может быть обращен к тем сторонам проблемы, которые остаются научно неразрешенными, хотя они в некоторых отношениях являются основными. Дело в том, что наука лингвистика главным образом интересуется особенностями функционирования языка, независимо от вопроса его природы. Уточняя различие между философским и научным подходом к проблеме, можно сказать, что лингвистика точно описала структуры языка, то есть она разложила его на элементы и определила отношения между ними (фонетические, грамматические, синтаксические и т. д.). Но подобный анализ оставляет незатронутой основную проблему, поставленную языком. Безусловно, язык состоит из элементов, взаимоотношения которых можно определить, но самое главное, что его характеризует, — это то, что язык имеет смысл. Поэтому его основное отношение не то, которое связывает элементы между собой, а то, которое отсылает всю систему этих элементов к тому, что эта система означает. Обычно говорят, что язык — знак мысли. Но если возможно научно-объективным способом определить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно определить мысль, которую обозначает язык. В связи с этим стоит отметить как важнейшее для философии языка признание некоторых лингвистов, считающих, что "описание означаемого" (то есть того, что означает язык и что называют мыслью или еще как-нибудь) "является слабым местом в изучении языка"'. Итак, философски фундаментальная проблема — это проблема отношения языка к тому, знаком чего он является. В общем плане эта проблема может быть поставлена как вопрос о природе или сущности языка как способа выражения и передачи мысли. Но ее можно также поставить в историческом аспекте — как проблему происхождения языка. Научно эти два вопроса не 1 Блумфилд Л. Язык. М., 1968. С. 140. могут быть разрешены. Мысль может быть объективно констатирована лишь языком, который ее выражает, так что научно нет никакого смысла полагать мысль, отделенную от языка, хотя и обозначенную им. Что касается происхождения языка, отсутствие свидетельств и фактов оставляет место лишь для предположений и чисто рациональных объяснений без малейшей возможности экспериментального подтверждения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.037 сек.) |