|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА И ПРЕКРАСНОЕИсходя из этимологии слова, эстетику следовало бы определить как теорию чувственного восприятия. И, например, Кант как раз и употреблял данный термин исключительно в таком смысле1. Уточнение значения этого слова, по-видимому, нелишне, так как сегодня достаточно трудно дать определение эстетики. Речь идет о теории прекрасного? Но современная эстетика интересуется преимущественно произведениями, которые безразличны к красоте и даже отдают явное предпочтение ужасному и безобразному. Тогда, может быть, речь идет о теории произведения искусства? Но эстетика не может ограничиться только продуктами человеческой деятельности, оставляя в стороне проблему природной красоты. Кроме того, само понятие "произведение искусства" далеко не однозначно. В самом деле, сегодня мы выносим чисто эстетическое суждение о многих произведениях, создатели которых никогда не замышляли их, собственно говоря, как произведения искусства. Так, во всяком религиозном искусстве выражается в первую очередь вера, а не эстетическое намерение. Когда художник верующий, его замысел не является главным образом художественным: чувства, которые он пытается вызвать, религиозного порядка, и он стремится не столько сотворить произведение искусства, сколько вызвать ощущение божественного. Таким образом, в той мере, в какой современная эстетика интересуется тем, что Мальро называл "сакральным искусством", она уделяет внимание произведениям, созданным "художниками, 'См.: Кант И. Критика чистого разума. I. Ч.!.§!// Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 128—129. для которых сама идея искусства не существовала"2. Однако, если художник и может быть посредником для сакрального, его посредничество не такое, как у священника, — за исключением разве что греков, у которых поэты выступали в роли теологов. Так что даже в религиозном искусстве есть что-то, что роднит его со всяким искусством и затрагивает наше эстетическое чувство, даже когда религиозный смысл произведения нам безразличен. Поэтому, может быть, стоит вернуться к дефиниции эстетики через чувственность или чувствительность? В таком случае эстетической является чувствительность к той стороне вещей, которая позволяет рассматривать их как произведения искусства, даже если они не были задуманы их создателями в качестве таковых. Ведь всякая вещь, будь то сакральный или утилитарный предмет, или даже такое стихийное творение природы, как цветок или пейзаж, может рассматриваться как произведение искусства при условии, если в ней проявляется некоторый стиль3. Именно стиль более, чем красота, указывает на тот характер произведения, к которому чувствительна современная эстетика, и на вопрос: "Что есть искусство?" мы склонны отвечать: "То, посредством чего форма становится стилем"4. Но сказать, что произведение обладает стилем, это, в сущности, просто признать его оригинальность и специфичность. Назвать "стилем" специфичность произведения искусства — значит дать название цент- 2 Malraux A. La Metamorphose des Dieux. Paris, 1957. P. 3. 'Malraux A. Les Voix du Silence. Paris, 1951. P. 17. 4 Ibid. P. 270.
ральной проблеме эстетики, которая заключается как раз в том, чтобы определить, чем специфично произведение искусства. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |