|
||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современная постановка проблемыКажется, что как раз современная наука смогла завершить и упразднить философию, выдвинув метод познания, который вроде бы обеспечивает абсолютный критерий истины. В самом деле, основное различие между современной наукой и античной заключается во введении эксперимен-тального метода, который, все более приближая теоретическую интерпретацию к фактам, избегает произвола и неопреде- ленности мысли. а) Победы науки над философией Картезианская интерпретация методических приемов науки ясно показывает, насколько изменилось само понятие науки
благодаря появлению нового метода в естествознании. Конечно, вначале картезианский метод традиционно выступает как определение начал и выведение из них возможных следствий: Порядок, которого я здесь придерживался, таков: во-первых, я старадся вообще найти начала или первопричины всего, что существует и может существовать в мире'. Но, разумеется, наука о природе не может быть сведена к математической науке, объект которой абстрактен и идеально прост. Определение принципов научного объяснения не может быть достаточным для объяснения действительно наблюдаемых явлений, так как существует слишком большая дистанция между абсолютной всеобщностью принципов и частностью конкретных случаев. Поэтому, переходя к наблюдению, следует руководствоваться опытом: Но я должен также созешться, что могущество природы простирается гак далеко, а начала мои гак просты и общи, что мне не представляется никакого частного следствия, которое не могло бы быть выведено из начал несколькими различными способами, так что самым трудным для меня было найти, каким способом лучше всего выразить эту зависимость. Ибо тут я не знаю другого приема, как вновь подобрать несколько опытов, с тем чтобы их исход различался в зависимости от того, каким способом приходится объяснять это действие2. Экспериментальный метод заключается в том, что из гипотезы, созданной ученым для объяснения наблюдаемых явлений, выводятся такие следствия, которые затем можно сравнить с экспериментальными фактами. Таким образом, экспериментальный метод устраняет ошибки теории и воображения. Сравнивая постоянное обращение к экспериментальному контролю в современной науке с беспорядочной фантазией платоновской физики в "Тимее", Гейзенберг с полным правом пишет, что "возможность экспериментально доказать... придает высказываниям современной физики большее значение, чем то, которым обладали выска- ' Декарт Р. Рассуждение о методе... Ч. 6 ' Соч. Т. 1.С. 287. 2 Там же. С. 288. зывания античной философии"3. Правда, по своему принципу платоновское объяснение не может быть противопоставлено объяснениям современной науки. Так, в "Тимее" предпринята попытка свести чувственные природные феномены к математическим, точнее геометрическим, структурам, от которой не отреклась бы и самая современная физика. Но из общего принципа объяснения Платон выводит совершенно нереальные следствия, следуя лишь свободной игре своего воображения. В современной же физике нет ни одной гипотезы, которая не подверглась бы строгому контролю фактов путем экспериментирования. Из современной концепции научной проверки (verification) вытекает глубокое изменение в самом понимании истины. Для античной науки истинно то. что подтверждается принципами, так что главная проблема здесь — поиск оснований. Для современной науки истинность определяется экспериментальной проверкой, то есть сопоставлением теории с реальностью фактов, — здесь налицо критерий истины, полностью независимый от философской рефлексии. Поиск оснований — это в самом деле нечто существенно философское. Но если истина определяется (по Декарту) как согласие мысли и реальности, то изобилие экспериментальных результатов и постоянное их подтверждение в эффективности соответствующей техники достаточны для определения законности научного знания, которому уже незачем иметь дело с философией. Таким образом, в ходе своего развития науки постепенно становились независимыми от философии. Правда, поиск общих принципов научного объяснения в определенной области реальности остается по существу философским. Не случайно и в современную эпоху, когда создаются новые науки и устанавливаются необходимые для них новые принципы, появляются ученые, которые выступают и как философы или по крайней мере формулируют философские принципы объяснения в соответствующих науках. Такими учеными были, например. Галилей. Декарт, Паскаль, Лейбниц, Клод Бернар, Маркс. Но наука считается сфор- 1 Гейзенберг В. Физика и философия. Гл. IV. М.. 1963. С. 52.
мировавшейся, когда она располагает своими принципами и своим методом. Тогда она свободно распоряжается областью реальности, являющейся ее собственностью, и как бы может впредь считать философию исторически пройденным этапом своего развития. Обращение к основанному на фактах экспериментальному методу имело следствием освобождение и разделение научного знания. Оно разделяется по различным областям, открытым для познания, так что становится возможной методическая группировка фактов различными специалистами. В результате получается громадное расширение научного поиска, которым занимается по мере развития технической и индустриальной цивилизации все большее количество специализированных работников. Подобная интеграция науки в прогресс индустрии вызвала огромный рост результатов. XX век насчитывает больше первоклассных ученых и больше научных результатов, чем все тысячелетия прошлой истории. Такое развитие науки оттесняет современную философию и ставит ее в приниженное положение. Сциентизм и технократия, провозглашая универсальную ценность науки и техники, отправляют философию в предысторию мысли. Сначала философия пыталась сопротивляться, выкраивая себе определенную область реальности, куда еще не проникло научное исследование, например жизнь или сознание. Но развитие биологии, а затем наук о человеке постепенно вытесняло философию из этого убежища, так что она была вынуждена отдать науке целую область теоретической рефлексии и, не смея более судить о фактах, оставила за собой лишь право судить о ценностях. Но идея "философии ценностей" тоже кажется иллюзорной. В самом деле, если такие науки, как физика или математика, не имеют ничего общего с ценностями, то этого нельзя сказать о биологии или науках о человеке, которые, имея дело с болезнью и здоровьем, с нормальным и ненормальным, с функциональным и неприспособленным, могут претендовать на право научно высказываться о ценностях. С другой стороны, философия, ограничивающаяся суждениями о том, что должно быть, и не смеющая высказываться о том, что есть, ведет к парадоксу обескровленной морали, которая лишена практической ценности, ибо не имеет действительной связи с реальностью. Поэтому философия попыталась, путем энциклопедического подхода, овладеть результатами научной работы. Такая попытка, конечно, не бесполезна, но ее возможности весьма ограниченны. Прежде всего, гигантское накопление результатов научной работы сделало невозможным охватить их в едином знании, и приобретение энциклопедической научной культуры сегодня признано нереальным. К тому же философия в этом случае стала бы вторичным занятием. Подобный подход критиковался уже греческой культурой, хотя развитие специальных знаний в искусствах и науках тогда еще только начиналось. Так, в одном сократическом диалоге, который содержит настолько примечательные высказывания, что его по ошибке приписали Платону1, собеседник Сократа представляет идеал "философа"2: Это именно тот, кто не рабствует ни в одном деле и ни одно дело не доводит до совершенства (чтобы не оказаться из-за единой этой заботы лишенным, подобно простому ремесленнику, всех остальных знаний), но ко всему приобщается в меру3. На это Сократ отвечает, что философ всегда будет занимать лишь вторые места во всем4, и для решения какой-либо реальной проблемы всегда будут предпочитать специалиста: Если случится занемочь тебе... то, стремясь обрести здоровье, кого пригласишь ты в свой дом — такого вот недоучку или же врача?5 Если необходимо сделать выбор, надо, очевидно, выбрать врача6, а потому Сократ и заявляет, что философы "люди скверные и бесполезные и будут такими до тех пор, пока среди людей существуют искусства"7. С точки зрения технократии философ будет всегда лишь компилятором и всезнайкой. 1 По мнению французских ученых. — Примеч. ред. г Платон. Соперники. 135 d // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 4. С. 597. 'Там же. 136 ab. С. 598. "См. там же. 136 а. 5 Там же. 136 с. 6 См. там же. 136 d. 7 Там же. 137 ab. С. 599.
Наконец, современная философия попыталась найти для себя последний выход, заняв по отношению к научному знанию позицию полного неприятия. Наука при этом предстала как вид аналитического и абстрактного знания, удаляющегося от реальности, которая конкретна. Так, по Бергсону, интеллект — это лишь маленькая часть нашего существа, и научному познанию сознания и жизни, которое остается внешним, он противопоставляет богатство и глубину непосредственной интуиции. Для Мерло-Понти наука является мышлением "обзора сверху"1, которому он противопоставляет, по примеру Гуссерля, феноменологическое "возвращение к самим вещам". "Феноменология" же есть познание реальности такой, какой она предстает в феноменах непосредственного опыта, не признающего анализов и объяснений научного знания. Можно сказать, что такая философия интуиции, как бергсонианство, или такая философия непосредственной видимости, как феноменология, представляют собой крайние попытки спасения философии как первостепенного теоретического знания. Интуиция и схватывание видимости даются здесь как "первичные" способы подхода к реальности (под этим подразумеваются способы более "первородные" или более "фундаментальные"), какими не может быть "поверхностное" и "обозревающее" познание с помощью научной абстракции. Исследования Мерло-Понти о Бергсоне показывают, что близость их взглядов не случайна: в философии интуиции, какой является бергсонианство, как и в "первом указании" Гуссерля, согласно которому феноменология начинает существовать как "описательная психология", то есть возвращается к "самим вещам", Мер-ло-Понти видит "непризнание науки"2. Ь) Противоречие философии интуиции и сциентизма Наступлению сциентизма, который считает философию этапом знания, окончательно превзойденным науками, феномено- ' Мер.ю-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 11. 2 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la Perception. Avant-propos. Paris, 1945. логия и в целом философия интуиции смогли противопоставить лишь откровенное отрицание науки в пользу непосредственного знания. Фактически же в эпоху, когда перспектива сциентизма и технократии стала доминирующей, попытка философии подорвать уважение к науке привела скорее к подрыву уважения к самой философии. В связи с этим следует пересмотреть альтернативу, предложенную столкновением сциентизма и философии интуиции. Заслуга феноменологической интерпретации заключается в том, что она напомнила об истине, которую уже Аристотель решительно подчеркивал: начало любого знания лежит в чувственном созерцании (intuition sensible). Действительно, мы "научаемся либо через наведение, либо через доказательство"3. Доказательство — это способ познания, который состоит в выведении доказываемых положений из других, более простых и более общих положений. Однако "созерцать общее нельзя без посредства наведения"4. Наведение же (или индукция) — это прием, который исходит из "частного", чтобы прийти к общему5. Пример математики показывает, что до того, как перейти к доказательствам, наука должна исходить из истин, открытых чувственным созерцанием и опытом, чтобы из них извлечь путем индукции принципы, которые эти частные истины предполагают: Но умозаключать путем наведения невозможно тем, кто лишен чувственного восприятия, ибо чувственное восприятие направлено на единичное, иначе ведь получить о нем знание невозможно. В самом деле, как знание [единичного] посредством общего невозможно без наведения, так и знание его через наведение невозможно без чувственного восприятия6. Отсюда можно заключить, что "очевидно также, что если нет чувственного восприятия, то необходимо отсутствует и какое-нибудь знание"7. Всякая абстракция может приобрести смысл лишь при помощи примеров, которые показывают ее конкретное содержание. И наоборот, любое знание, 3 Аристотель. Вторая аналитика I 81 а 40 // Соч. Т. 2. С. 289. 4Тамже. 81 b 2. 'Там же. 81 b 1. 'Там же. 81 b 5—9. 7 Там же. 81 а 38—39.
в основе которого не лежит индуктивный вывод из чувства и опыта, является пустой абстракцией. Определенное развитие опыта есть, стало быть, необходимое предварительное условие для философии: Впрочем, можно рассмотреть и такой [вопрос]: почему, в самом деле, ребенок может стать математиком, но мудрым природоведом не может. Может быть, дело в том, что [предмет математики] существует отвлеченно, а начала [предметов философии-мудрости и физики] постигаются из опыта? И юноши не имеют веры [в начала философии и физики], но только говорят [с чужих слов], а в чем суть [начал в математике], им совершенно ясно?1 Такие науки, как математика, слабо перекликаются с опытом, потому что они целиком абстрактны. Математическое понятие полностью содержится в своем определении, так что математикой можно заниматься, не выходя из абстракции. Можно и философские формы повторять как пустые абстракции, но при их настоящем усвоении без опыта не обойтись. В конечном счете лишь опыт выявляет конкретный смысл абстрактных философских положений, показывая, как они связываются с жизненными установками, с принятием решений в повседневной жизни. Таким образом, надо поставить философию в реальную ситуацию, "на почву чувственно воспринятого и обработанного мира, каким он существует в нашей жизни, для нашего тела"2. Для феноменологии этот возврат к чувственному началу и к телу является фундаментальным и "конститутивным" опытом, так как этот опыт по-настоящему первичен и осуществляет "контакт с сырым бытием"3. Однако мир повседневного существования, чувственный мир, это как раз "обработанный мир", то есть мир, преобразованный трудом, а вовсе не "сырой" мир. Даже "природный" пейзаж — пейзаж человеческий. И если, например, окрестности Экс-ан-Прованса смогли вдохновить Мерло-Понти на его последнюю работу "Око и дух", ибо ранее они вдохновили художественное восприятие Сезанна, то это потому, что на фоне дикой голой горы 1 Аристотель. Никомахова этика. VI 9, 1142 а 17—20//Соч. Т. 4. С. 181. 2 Мерло-Понти М. Око и дух. С. 11. 3 Merleau-Ponty M. Signes. Paris, 1960. P. 31. особенно чувствуется, как чудесно слаженно расположились обработанные поля, дома и деревья на холмистой местности. Таким образом, "чувственный" мир — это не что иное, как мир "обработанный", который, будучи переделанным трудом, в свою очередь изменяет и формирует человеческую чувственность: Глаз стал человеческим глазом точно так же, как его объект стал общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека. Поэтому чувства... имеют отношение к вещи ради вещи, но сама эта вещь есть предметное человеческое отношение к самой себе и к человеку, и наоборот... Я могу на практике относиться к вещи по-человечески только тогда, когда вещь по-человечески относится к человеку4. Человеческая чувственность имеет в себе нечто изначальное: она содержит, как эстетическое чувство, начало искусства и мышления, "чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками"*, но это потому, что чувства были воспитаны, как человеческие, чувственным миром, изменсн-ным человеком: Ясно, что человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз... Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека: для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла... Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз... Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.), — одним словом, человеческое чувство. человечность чувств, — возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе6. Таким образом, чувственный опыт является началом, которое само является результатом. Но поскольку он конституирован, нужно отказаться от мысли найти в нем. при помощи феноменологии, самый первый и конституирующий фактор. Можно 4 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. 3 рукопись [VII];,/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 120—121. 5 Там же. С. 120. "Там же. С. 121 122.
даже сказать, что со стороны столь высокообразованных философов попытка вернуть себе "контакт с сырым бытием" и "дикое сознание" есть высшая изощренность, которая не лишена противоречия и даже некоторой комичности. То, что в самом деле характеризует образованное сознание, это возможность непосредственно располагать большим количеством знаний, являющихся результатом предшествующих приобретений. Непосредственное знание образованного сознания богато и глубоко, но только в той мере, в какой оно на деле есть "продукт и результат"' культурного развития. Феноменология противоречит себе, когда она, претендуя на глубину и критикуя поверхностный характер научного знания, в то же время сама ограничивается поверхностью феноменов. Фактически же то, что она противопоставляет науке, это не плоская простота дикого и необразованного сознания, а задняя мысль сознания, окультуренного самой наукой. Критика науки во имя конкретного характера чувственного созерцания тем более не оправданна, что современная наука в своих наиболее развитых областях, особенно в современной физике, проявляет "все большую верность конкретным картинам мира"2. Вообще относительно "чувственного конкретного" и "мысленного абстрактного" существует недоразумение, которое уже давно было отмечено Гегелем3. Чувственное конкретно лишь в форме общего недифференцированного созерцания. Его богатство чисто потенциально: оно состоит из элементов, ни один из которых не схвачен в своей определенности и в своем действительном отношении с другими элементами. Зато деятельность мышления — это деятельность анализа, который посредством абстракции схватывает по отдельности дифференцированные аспекты реальности. Это расчленение реальности абстрактным мышлением — единственное условие для того, чтобы последующее воссоединение могло уловить конкретные связи реальности в их определенности: 1 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. §66. М., 1974. Т. 1. С. 192. 2 Merleau-Ponty M. Structure du compor-tement. Paris, 1942. P. 194. 3См. его статью "Кто мыслит абстрактно?". Следует признать бесконечной способностью рассудка то, что он разделяет конкретное на абстрактные определенности и постигает ту глубину различия, которая при этом одна только и есть сила, вызывающая их переход4. "Впрочем, абстракция вовсе не пуста, как о ней обычно говорят... она имеет содержанием какую-то определенность"5. Единственное, в чем надо согласиться с общим мнением, — это то, что "каждое определенное понятие, разумеется, пусто постольку, поскольку оно содержит не це-локупность, а лишь одностороннюю определенность"6. Задача науки как раз в том, чтобы комбинировать абстрактные определения и тем самым постоянно приближаться к истинно конкретному, которое познается, как составленное из различных элементов, тогда как конкретность созерцания есть недифференцированная конкретность, где реальная связь элементов остается неопределенной: Конкретное, данное в созерцании, есть целокупностъ, но чувственная целокуп-ность, — реальный материал, безразлично существующий внеположно в пространстве и времени; эта разрозненность (Einheitslosigkeit) многообразного, в виде которой конкретное выступает содержанием созерцания, отнюдь не должна быть вменена ему в заслугу и считаться его преимуществом перед всем рассудочным7. Итак, реальный ход мысли отталкивается от чувственного и эмпирического созерцания, но именно с тем, чтобы освободиться от него в поиске подлинного конкретного, которое дается лишь с помощью научных и философских абстракций. Напротив, феноменология, вместо того чтобы возвышать опытную истину до уровня разума, все время отстаивает опыт, противопоставляя его абстрактному научному понятию. Таким образом, чтобы спасти философию, она толкает ее против течения — против усилия мысли, направленного на развитие наук. В то же время феноменология, усматривая в непосредственном опыте источник и критерий истины, оказывается эмпириз- 4 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Кн. 3. Разд. 1. Гл. 1. М., 1972. Т. 3. С. 46. 5 Там же. С. 45. 6 Там же. 7 Там же. С. 46.
мом. Тем самым она присоединяется к сци-ентистским противникам философии, которые надеются найти в опыте абсолютный критерий истины. Что касается эмпиризма как философии научного познания, то надо отметить, что он прежде всего пользуется двусмысленностью самого понятия опыта. Правда, "характер экспериментального метода заключается лишь в поддержании самого себя, потому что он содержит в себе свой критерий — эксперимент"1. Таким образом, экспериментальный метод, имея в себе свой собственный критерий, кажется достигнувшим абсолюта. Но тут должно быть очевидно, что научный эксперимент — это нечто иное, нежели простой донаучный опыт. В эмпирическом смысле слова опыт получается просто "в силу практики во всякой вещи"2. Такой опыт "смутен" (то есть получен без метода и случайно) и "бессознателен" (то есть не продуман)3. Такое знание ограниченно, коль скоро оно — простой результат пассивного и неосмысленного накопления. Чтобы получить от опыта действительную пользу, необходимо "туманное опытное рассуждение, сделанное безотчетно, и вследствие которого привлекаются факты, чтобы вынести суждение на их счет"4. Если опыт в самом общем смысле может быть определен как "умение или знание, приобретаемое посредством жизни", то для того чтобы "приобрести познание, обязательно нужно рассуждать о том, что было наблюдаемо, сравнивать факты и судить о них посредством других фактов, служащих проверкой"5. Если опытное знание способно развиваться в направлении наук, то это происходит потому, что оно уже содержит зародыш рассудочной активности, сравнивая факты и выводя из них следствия. Научный экспериментальный метод систематически развил "род проверки", который "посредством рассуждения и фактов и составляет, собственно говоря, опыт"6. 1 Берпар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. СПб., 1879. Ч. I. Гл. 2. 2Там же. Ч. I. Гл. 1. 'Там же. "Там же. 'Там же. 'Там же. В самом деле, экспериментальный метод состоит в проверке опытом объясняющей факты гипотезы, подсказанной ученому его наблюдениями. Проверка же заключается в сопоставлении фактов со следствиями, которые можно вывести из гипотезы путем рассуждения. Основным моментом экспериментального метода является рассуждение. Его можно понимать как "эксперимен-тальное рассужение", в котором два "крайних термина" — наблюдение и опыт: Наблюдение есть точка опоры для рассуждающего ума, а опыт есть точка опоры для заключений ума, или. еще лучше, есть плод некоторого правильного рассуждения, приложенного к истолкованию фактов7. Таким образом, в экспериментальном методе, работа разума при интерпретации фактов более важна, нежели простая констатация фактов, и из этого можно сделать заключение, что "опыт есть привилегия разума"8. Только с точки зрения поверхностного эмпиризма можно считать, что современная наука превосходит античную по той простой причине, что она осуществляет гораздо больше экспериментов. На деле экспериментальная деятельность, если она проводится "как попало", "чтобы посмотреть", без специального замысла, характеризует науку как пребывающую еще "в младенчестве" и свидетельствует о "сложном и отсталом состоянии"9, в котором находятся недавно созданные науки, еще не уверенные в своих теориях и принципах. Напротив, "в науках установившихся, как физика и химия, опытная идея выводится как логическое следствие господствующих теорий"10. Наука, в которой экспериментирование не направляется теорией, находится еще на до-научной стадии своего развития. Это скорее эмпирическая, чем собственно экспериментальная наука. Бернар говорил, что "такого рода опыты нащупывания" в свое время "чрезвычайно часто встречались в физиологии, в патологии и в терапии"11. 'Там же. 8 Там же. 9 Там же. 10 Там же. 11 Там же.
Сегодня они там встречаются не так часто, но зато они характерны для наук о человеке, где тесты, опросы, терапевтические опыты делаются на ощупь, в беспорядке, где имеет место эмпиризм без теоретического обоснования. Однако этот эмпиризм легко маскируется под науку, ибо в его распоряжении имеется достигшая очень высокого общего уровня современная техника: можно использовать сложную экспериментальную аппаратуру или заняться математической интерпретацией полученных результатов. Но нет науки, а есть лишь эмпиризм там, где упорство, терпение и изобретательность в деталях заменяют подлинную мысль. Античная наука не располагала такой массой фактов, какую накопил сегодня эмпиризм, вооруженный техническими средствами. Она не вторгалась своей экспериментальной деятельностью в природный порядок, а удовлетворялась наблюдениями с помощью чувств, иногда уже систематизированными опытом и искусством. Зато она использовала в своих наблюдениях строгое мышление. Но если допустимо определять экспериментальный метод просто как "правильное рассуждение относительно хорошо установленных фактов"1, тогда нет смысла жестко противопоставлять античную науку, как простую науку, основанную на наблюдении, современной науке, как экспериментальной. В самом деле, "наблюдение может служить проверкой другому наблюдению"2, так что античная наука не была полностью лишена подтверждения в опыте. К тому же, в противоположность эмпиристским замашкам современной науки, слишком заботящейся об эффективности и успехе, античная наука характеризуется глубиной мышления, которая позволила ей предвосхитить (например, в отношении математической интерпретации физического универсума, атомизма, эволюционизма, структуры жизни) самые современные научные концепции. Конечно, по сравнению с точностью, достигаемой в современном научном анализе, античная наука представляет собой лишь грубые наброски. Тем не 1 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 1. 2 Там же. менее, как отмечает Гейзенберг, "некоторые высказывания античной философии удивительно близки высказываниям современного естествознания"3. Надо лишь видеть, какова сила мышления, которая, не прибегая к эксперименту в собственном смысле слова, пытается с "неустанной" строгостью "создать логический порядок в опыте", пытаясь, "исходя из общих принципов, понять его"4. Если действительно верно, что развитие экспериментального метода это то, что отличает современную науку от античной и что привело к поразительному развитию знаний, то все же не надо преувеличивать ни это отличие, ни превосходство современной науки. В частности, очевидно, что в области математики античная наука не только достигла впечатляющих результатов, которые оказались необходимыми для развития современной физики начиная с Галилея, но кроме того предложила модель рассуждения в научной мысли. Эйнштейн говорил, что тот, кто не читал Евклида, или тот, кто его не полюбил, никогда не узнает, что такое теоретическая наука. Первое достоинство античной математики заключается в том, что поиск доказательств там всегда связан с проверкой очевидностью наблюдения: В математике было легче рассуждать демонстративно в значительной мере потому, что здесь... можно на каждом шагу проверить опытом правильность суждения5. Греческая арифметика и геометрия не удаляются от наглядного представления чисел и фигур, так что мышление может в любой момент найти точку опоры в созерцании. Но античная математика остается образцом и потому, что она никогда не удовлетворялась очевидностями созерцания, а всегда стремилась доказывать истины, даже самые очевидные. Созерцание и наблюдение — точки опоры и контроля, но доказательство всегда возлагается на рас- судок: 3 Гейзенберг В. Физика и философия. Гл. IV. С. 52. 4 Там же. 5 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. IV. Гл. 2. § 12 //' Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 378.
...необходимые истины — вроде тех, которые встречаются в чистой математике, и в особенности в арифметике и геометрии, — должны покоиться на принципах, доказательство которых не зависит от примеров, а следовательно, и от свидетельства чувств, хотя, не будь чувств, нам никогда не пришло бы в голову задумываться над этим1. Рисунок, начерченный геометром, служит лишь подпоркой для мысли, он не может заменить идею, несовершенной иллюстрацией которой он зачастую является. В самом деле, начиная с Протагора2 достаточно известно, что окружность, о которой рассуждает геометр и которая соприкасается со своей касательной лишь в одной точке, это не та окружность, которую он смог бы изобразить. Для греческой науки настоящая основа научного знания была уже ясна: она заключается не в непосредственной очевидности и не в практической эффективности, а в рациональном обосновании того, что непосредственно очевидно. Лишь рациональные принципы обладают точностью и общностью, необходимыми для прогресса теоретического знания. Шопенгауэр сравнивал геометра, который взваливает на себя труд доказывать интуитивно очевидные истины, с человеком, который ампутировал себе обе ноги, чтобы иметь удовольствие ходить на костылях. Но в этом высказывании недооценивается требование строгости со стороны математика, который занимается доказательством очевидного, чтобы предохранить себя таким образом от ошибок интуиции. Только путем рассуждения наука может продвигаться вперед с полной уверенностью, и это касается не только ее теоретического содержания, но и выводимых из нее практических следствий: Поэтому если... Вы... думаете, что было бы позволено принимать в геометрии то, что подсказывают нам образы... то я вам отвечу, что довольствоваться этим могут только люди, имеющие в виду практическую геометрию как таковую, но не те, кто желает иметь науку, которая сама служила бы усовершенствованию практики. Если бы древние придерживались этого 1 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. IV. Гл. 2. § 12 // Соч.: В 4 т. Т. 2. С. 49. 2 Protagoras. Fgt. В 7 (DK). взгляда... то, думаю, они не пошли бы далеко вперед и оставили бы нам в наследство лишь такую эмпирическую геометрию, какой была, по-видимому, египетская геометрия... В этом случае мы оказались бы лишенными прекраснейших открытий в области физики и механики, которые мы сделали благодаря нашей геометрии3. Именно стремлению к строгости, проявленной античной наукой в поиске рационального доказательства, и ее теоретичес-кой направленности обязана своими успехами современная наука, а современная индустриально-техническая цивилизация — своим превосходством над обществами, удовлетворившимися эмпирической и ремесленной эффективностью. Однако существует тенденция противопоставлять математику экспериментальным наукам, исходя из радикальной противоположности двух основных методов рассуждения — индуктивного и дедуктивного. "Индукцию определяют, говоря, что это прием разума, который идет от частного к общему, в то время как дедукция является обратным процессом, идущим от общего к частному"4. Благодаря этому противопоставлению, которое восходит к логике Аристотеля, можно определить математические науки как чисто дедуктивные, а естественные науки как индуктивные. Но данное противопоставление, несмотря на свою законность, все же не является безоговорочным. В самом деле, с одной стороны, "когда математики изучают предметы, им неизвестные, они делают наведение, подобно физикам"5. Точка отправления математических наук, как и всех других, находится в частных истинах, поставляемых опытом. С другой стороны, естественные науки, добившись значительного продвижения, начинают действовать дедуктивно. Так, например, обстоит дело в теоретической или математической физике, рациональной механике, термодинамике и т. д. В этом случае наука формулирует "принципы", отталкиваясь от которых "делаются заключения с помощью логической дедукции, которая 3 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. IV. Гл. 12. § 6. // Соч. Т. 2. С. 464. 4 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 2. 5 Там же.
не подчиняется опыту, потому что устанавливается, как в математике, правило — при истинности основного положения следствия также истинны"'. Но естествознание, даже еще не достигнув этого уровня развития, уже использует дедуктивные приемы, поскольку экспериментальное рассуждение состоит в том, что из выдвинутой для объяснения фактов гипотезы выводятся следствия, которые могут быть сопоставлены с экспериментальными фактами: Если ум экспериментатора обыкновенно исходит от частных наблюдений, чтобы возвышаться до принципов, до законов или до общих положений, то он точно так же необходимо переходит от этих самых общих положений или законов к частным фактам, которые он логически выводит из этих принципов2. Таким образом, дедукция и индукция выступают и в математике, и в науках о природе как два взаимодополнительных, прак-тически неразделимых приема. Однако недостаточно констатировать, что индукция и дедукция дополняют друг друга — надо установить, какой из этих методов обосновывает другой. В змпиристской интерпретации критерием истины является факт, поэтому основной прием тот, который идет от частного к общему, то есть индукция. Дедукция же, где истинность следствий зависит от истинности посылок, оправдывается лишь в том случае, если оправданны общие положения, полученные путем индукции. Но индукция всегда соотносится с частными случаями, обобщением которых она является. Ее результаты всегда условны, так как тесно связаны с наблюдаемыми фактами. Строя науку на выводах из фактов, эмпиризм, как точно подметил Кант, неспособен по-настоящему обосновать научные обобщения и, следовательно, объяснить, почему наука обладает истиной. Выступая против эмпиризма, Клод Бернар заявляет, что восхождение от частного факта к общей идее было бы невозможно, если бы идея не содержалась в факте. В самом деле, лишь при первом приближении кажется, что "опытное рассуждение производится над наблюдаемыми явлениями": "в сущности, оно прилагается только 1 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 2. 2 Там же. к идеям, пробуждаемым в нашем уме видом этих явлений"3. Подход научной мысли заключается в том, что объяснение явления находят в идее. Другими словами, научное объяснение состоит в показе того, каким образом явление зависит от идеи и может из нее выводиться. Таким образом, порядок исследования таков, что индукция предшествует дедукции, однако согласно подлинному порядку индукция подразумевает дедукцию: "так что, когда мы думаем, что идем от частного факта к принципу, то есть производим наведение, в действительности мы делаем выведение"4. Это старое утверждение эмпиризма — "nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu"5, но обратное тоже верно, поскольку при построении наук чувственный опыт не является абсолютным основанием: "факт сам по себе ничто, он имеет значение только вследствие идеи, с ним связанной, или того доказательства, которое он доставляет"6. Частные истины, полученные при помощи чувств, будут всегда лишь, по словам Лейбница, "примерами" идей. Развитие современного математического анализа привело, при построении аксиоматик, к выявлению самых общих логических отношений, наглядная иллюстрация которых может быть взята из самых различных областей. Например, фундаментальные законы арифметики можно свести к нескольким простым аксиомам: 1. Ноль есть число; 1. Следующее за числом есть число; 3. Несколько различных чисел не могут иметь одного и того же следующего; 4. Ноль не является следующим ни за каким числом; 5. Если нулю присуще какое-либо свойство и если, будучи присуще какому-либо числу, оно присуще и следующему за ним, то это свойство присуще всем числам7. То, что эти аксиомы прежде всего имеют логический и операциональный статус, очевидно из последней аксиомы, которая есть 3 Там же. "Там же. 5 Нет ничего в уме, чего ранее не было бы в чувствах (лат.). 6 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 2. 'Этот перевод аксиоматики Пеано в обыденные термины мы заимствовали из книги Бла-нше (Blanche M. L'axiomatique. Paris, 1959. P. 33).
не что иное, как постулирование логического механизма известного "рекуррентного рассуждения" Пуанкаре. В общем, эти аксиомы всего лишь постулируют простые отношения между терминами ("ноль", "число", "следующее за"), где смысл не может быть далее выявлен, так как налицо "первичные имена", которые не могут быть сведены к другим, более простым терминам. Придать им смысл может лишь созерцание. Первое, что приходит здесь в голову, это, разумеется, ряд целых чисел. Но, поскольку речь идет о логической структуре любой последовательности, можно также сослаться и на последовательность точек в пространстве или моментов во времени. Аксиоматика поднимается до уровня абстрактной общности, который снимает прежнее различие математических наук, связанное с различием их эмпирических корней: Прогресс, достигнутый аксиоматикой, заключается в том, что она четко разграничила логически-формальное от его объективного или наглядного содержания: согласно аксиоматическому подходу, только логически-формальное составляет содержание математики1. По контрасту с уровнем логической общности, достигнутым современной наукой, созерцание дает лишь примеры, или иллюстрации, которые могут считаться безликими, или взаимозаменяемыми, поскольку они могут быть взяты из самых различных эмпирических областей. Конечно, можно возразить, что это верно для математики, но не для естествознания. В самом деле, "математика представляет отношения вещей в условиях идеальной простоты"2, тогда как естествознание имеет дело с конкретной сложностью реальности. Условия математической истины "просты и субъективны, то есть насколько ум сознает, что он знает их все"3. Действительно, математическая истина выражает лишь согласие ума с самим собой, тогда как физическая истина основывается на экспериментальной проверке и требует обра- 1 Эйнштейн А. Геометрия и опыт // Собрание научных трудов. М., 1966. Т. 2. С. 84. 2 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 2. 3Там же. щения к чувственному опыту. Однако это возражение не может устоять перед математизацией и даже аксиоматизацией физики, которые демонстрируют возможность сведения самих наук о природе к их чистой логической структуре: Однако человек должен полагать, что объективные отношения явлений внешнего мира могли бы приобрести достоверность субъективных истин, если бы были доведены до состояния простоты, совершенно доступной его уму. Так в изучении самых простых естественных явлений опытная наука уловила некоторые отношения, которые, по-видимому, абсолютны4. Прогресс дедуктивного знания в науках о природе, кажется, все больше доказывает правомерность идеи Платона о науке, которая действовала бы, "вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении"5. Однако реализация платонизма, если бы она состоялась, означала бы завершение философии в абсолютном знании. Но двойственное движение науки, одновременно индуктивное и дедуктивное, имеет следствием значительную двусмысленность в том, что касается источника и статуса принципов, а также основания научной истины. Дело в том, что критерий истинности в экспериментальном методе не может выражаться без противоречий. Для экспериментального контроля критерием является факт: Опытный метод состоит не в чем ином, как в произнесении суждения над фактами, нас окружающими, при помощи критерия, который сам есть не что иное, как другой факт, расположенный так. что он проверяет суждения и дает опыт6. В этом смысле "факты судят идею"7. Но если экспериментальный метод — это поистине "экспериментальное рассуждение", факты имеют смысл лишь постольку, поскольку они могут быть связаны с принципами: "одним словом, в эксперименталь-ном методе, как и везде, единственным ре- 4 Там же. s Платон. Государство. VI 511 с / Соч. Т. 3. Ч. I.C. 319. 6 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. 1. Гл. 1. ^Там же. Гл. 2.
альным критерием является разум"'. Но из того, что критерий научной истины можно найти как в факте, так и в разуме, следует вывод, что возможна двоякая интерпретация природы принципов. Прежде всего, принципы могут рассматриваться как чисто логические истины, то есть выводимые единственно из природы разума. В этом качестве они участвуют во всякой работе мысли: Ведь общие принципы входят в наши мысли, душу и связь которых они составляют. Они необходимы для них, подобно тому как для ходьбы необходимы мышцы и сухожилия, хотя мы об этом и не думаем2. Но принципы также включены в сами явления, потому что в экспериментальном рассуждении явления апеллируют к разуму: Но если опытные истины, служащие основанием наших рассуждений, так закрыты сложной реальностью естественных явлений, что показываются нам только отрывками, то тем не менее эти опытные истины основываются на абсолютных принципах потому, что они, как и принципы математических истин, опираются на наше сознание и наш разум3. Однако в этом втором аспекте, поскольку принципы должны быть выделены из опытного материала, в который они включены, их приходится наводить индукцией. Если, с одной стороны, так как они адресуются к разуму, их истинность может показаться абсолютной, то, с другой стороны, поскольку они наводятся, можно сказать, что их ценность "всегда только не более как относительная и зависит от числа опытов и наблюдений, которые привели к ней"4. А относительность принципов, так же как и их зависимость от масштабов опыта, как раз является открытием современной науки. От Галилея до Ньютона наука развивалась в рамках математических принципов, законность которых признавалась начиная с Евклида и Архимеда. Древность этих принципов, их плодотворность в применении к классической физике побудили счи- 1 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. 4.1. Гл. 2. 2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. I. Гл. 1. § 20 // Соч. Т. 2. С. 85—86. 3 Бернар К. Введение в изучение экспериментальной медицины. Ч. I. Гл. 2. "Там же. тать их вечными истинами разума. В этой перспективе философия казалась исторически пройденным этапом, так как наука отныне располагала твердо установленными основаниями, и вопрошание насчет принципов представлялось бесполезным. Но в XIX веке открытие неевклидовых геометрий показало, что пятый постулат Евклида был действительно постулатом, то есть истиной, которую математик предложил принять без доказательств, ибо у нее не было математического обоснования. Аксиоматика, таким образом, должна была свести геометрию к различным системам аксиом или, скорее, постулатов. Отсюда в математике открылась новая область поиска — поиск оснований математики. В XX веке кризис первооснов захватил физику, где применение неевклидовых геометрий, открытие соотношения неопределенностей, распространение физического опыта на астрономические скорости и масштабы, проникновение на субатомный уровень элемен-тарных частиц привели к релятивизации принципов механики, поставили под вопрос принцип детерминизма и даже общие правила логического мышления. Наконец, недавние достижения биологической науки, успехи психофизиологии и появление кибернетики поставили вопрос о том, не может ли целенаправленность обрести смысл научного принципа5. Итак, современное состояние наук свидетельствует о том, что платоновский идеал абсолютной науки, выводящей следствия из рациональных принципов без обращения к чувствам, до сих пор жив, но все еще не достигнут. Кризисы современной научной мысли показывают, что принципы наук остаются гипотезами, обоснованность которых покоится на том объеме опыта, из которого они были выведены. Рефлексия относительно природы и законности научных принципов остается актуальной в современной науке. Аристотель точно определил философию как знание "начал"6. Он не хотел этим сказать, что философ обладает абсолютным знанием первооснов. Тако- 5 Эти проблемы будут рассматриваться в 9 главе о философии природы. 6 См.: Аристотель. Метафизика. IV 1 // Соч. Т. 1. С. 119.
ва была точка зрения Платона. Но Аристотель не мог ее поддержать, будучи убежден, что "дело опыта — доставлять начала каждого [явления]"1. Под выражением "знание начал" надо, следовательно, понимать лишь то, что за специализированной областью различных наук открывается область собственно философского поиска и философской теории2. Такое определение смысла и содержания философии вовсе не устарело. В самом деле, можно сказать, что множество крупных современных научных работ (например, Эйнштейна, Гейзенберга, Луи де Бройля) имеют философский смысл и оказывают немалое философское влияние. Если мы будем понимать под философией в соответствии с определением Аристотеля "знание начал", то любая научная работа, связанная с поиском основ науки, будет являться философской. Таким образом, видно, что идея "философии природы" отнюдь не устарела. В самом деле, если под ней понимать размышление о самых общих принципах, выведенных из опыта природы, то современная наука обязана развивать подобную философию. с) Философия и современная научная культура Итак, нет никакой необходимости замыкаться в альтернативе: или сциентизм, или интуитивная философия. Вопреки сци-ентизму можно утверждать, что наука не завершена и постоянно нуждается в философской рефлексии относительно природы и обоснованности своих принципов. И можно отстаивать ценность философии, не отрицая в то же время, как это делает философия интуиции, ценности науки. Однако проблема существования философии в современную эпоху тем самым еще не разрешается. Можно говорить, что работы Эйнштейна имеют философскую значимость, и в то же время не признавать существования философии, не зависимой от рефлексии самих наук относительно их соб- ' Аристотель. Первая аналитика. I 30, 46 а 18 // Соч. Т. 2. С. 182. 'См.: Аристотель. Метафизика. III I, 995 b 5 и далее // Соч. Т. 1. С. 99—100. ственных оснований. В самом деле, Эйнштейн — физик, а не философ. На самых первых этапах развития науки философ сам был ученым и мог, кроме того, располагать точным знанием результатов науки, находящейся вне области, в которой он специализировался и прогрессу которой способствовал своими собственными работами. В результате он мог использовать для своей философии без больших натяжек свои практические и теоретические, непосредственные и полные знания о науке своего времени. Но похоже, что разделение научного труда привнесло радикальную новизну. Философская работа, по-видимому, проводится внутри наук, самими учеными, когда они ставят вопрос об основах своего собственного знания. И тогда философия сама оказывается специализированной и разделенной, как и науки: ясно, что именно физику (как Эйнштейну) или математику (как Бурбаки) надлежит разрабатывать философию собственной науки. Конечно, философия еще существует в своей целостности, когда ею занимается профессиональный философ. Но это уже специалист по философии, но не ученый. А следовательно, можно оспорить правомерность его работы и не признавать его права высказываться обо всех областях, которые по-настоящему доступны лишь работающим в них специалистам. И если, без сомнения, верно, что ученый сегодня еще может разрабатывать философию своей собственной дисциплины, то философ уже не может быть ученым. Тем не менее считать, что его рассуждения совершенно безосновательны, — значит переоценивать науку. Все же есть основания для того, чтобы философ мог заниматься наукой и демонстрировать в ней свое мастерство. Но в той мере, в которой философ посвящает себя специальной научной дисциплине, он подвергается искушению видеть в ней единственный подход к реальности. Так, Платон был все более склонен смешивать философию с математикой и выставлять последнюю в качестве образца и правила для мышления. Поэтому Аристотель вынужден был для сохранения места философии выдвинуть против прав науки права культуры. Под этим можно понимать культуру вообще, которая позво-
ляет ознакомиться с разнообразными областями знания и предохраняет от искушения свести их к какой-нибудь единственной форме. Но культура может быть и специализированной: так, она может быть не просто культурой вообще, а литературной культурой, научной культурой или даже математической, биологической, исторической. Культура противостоит науке не только как общее образование специальному. Даже в рамках определенной дисциплины позиция образованного в культурном отношении человека противостоит позиции научного исследователя. В самом деле, наука — это поиск частностей и применение принципов. Культура, напротив, не углубляется в детали, а интересуется наиболее общими определениями мысли и научного рассуждения в соответствующих областях: При всяком наблюдении и способе исследования как более заурядного, так и более высокого порядка существуют, по-видимому, два пути к постижению предмета: один из них хорошо назвать научным знанием дела, другой — как бы известного рода образованностью. Ведь только надлежаще образованный человек в состоянии метко судить, правильны или неправильны толкования оратора...1 Отсюда нельзя сделать вывод о том, что функцией культуры является оценка литературных качеств изложения, — речь идет о его соответствии правилам и принципам подлинной мысли: Ясно поэтому, что и в естественной истории должны иметь силу известные подобного же рода правила, опираясь на которые можно принять способ изложения, оставляя в стороне вопрос об истине...2 Конечно, "истина", если под этим понимать фактическую истину, является делом специалиста, и знание фактов или частных положений, безусловно, относится к его компетенции. Но наука — это не только знание фактов. Она также является их изложением и истолкованием. Просто культурно образованный человек не может оценивать детали научных операций или фактическое знание. Здесь неизбежно приходится полагаться на специалиста. Но изложение 'Аристотель. О частях животных. I 1, 639 а 1—6. М., 1937. С. 33. 2Там же. 12—14. знания предполагает обращение к принципам и правилам, а следовательно, у образованного сознания сохраняется право судить об их применении. Когда речь идет о наиболее общих правилах мышления, обладание специализированным знанием не дает никаких преимуществ. Можно даже сказать, что уверенность, в которой пребывают специалисты в отношении своей особой компетенции, толкает их проявлять пренебрежение общими требованиями строгости мышления и соответствия принципам. Современная наука демонстрирует более чем достаточно случаев отсутствия теоретической строгости, которые философия, напуганная практическими успехами наук, не решается разоблачить3. В качестве примера можно указать на некоторые аспекты математической теории множеств. Эквивалентными, по этой теории, называются два множества, элементы которых могут быть поставлены в соответствие почленно таким образом, что каждому элементу одного множества может быть поставлен в соответствие элемент другого множества, и наоборот. Так, каждому элементу ряда целых чисел можно поставить в соответствие элемент из ряда четных чисел: Конечно, можно продолжать эти ряды до бесконечности, так как каждому целому числу можно привести в соответствие четное число, умножая данное целое число на два. Таким образом, можно сказать, что подмножество четных чисел эквивалентно множеству целых чисел. Этому высказыванию не было бы возражения, если бы специалисты по теории множеств не заметили, что оно "противоречит принципу, выдвинутому греческими математиками и философами, согласно которому целое больше части"4. Говоря иначе, множество целых чисел не больше чем подмножество четных чисел. А так как то, что не является большим, является меньшим или равным, надо понимать, что множество целых чисел рав- 3См. наст. изд. Гл. 8—12. 4 Fraenkel A. Theorie des elements et logique. Berlin, 1968. P. 23.
но подмножеству четных чисел. Однако теория множеств говорит об эквивалентнос ти, а не о равенстве, о множестве и под- множестве, а не о целом и части. Очевидно, она допускает, как допускал Лейбниц, что "можно сказать, что любому четному числу соответствует нечетное, и наоборот; но нельзя в точности сказать, что количество четных чисел равно количеству нечетных"1, и вообще "следует знать, что бесконечная совокупность не является ни целым, ни определенной величиной, ни числом"2. Начиная с Галилея, "конечные" множества (например, количество учащихся в классе) отличают от "бесконечных" множеств (например, множество целых чисел), потому что для конечных множеств верно следующее: если два множества эквивалентны (например, если каждый ученик класса сидит на стуле и свободных стульев нет), то они равны (есть столько же стульев, сколько и учеников), тогда как в бесконечных множествах эквивалентность должна быть отделена от равенства. Поэтому не следовало бы говорить, что в бесконечных множествах подмножество столь же велико, как и множество, частью которого оно является. Если тем не менее так говорят, то, значит, хотят, чтобы "конечные" множества и "бесконечные" множества считались равным образом множествами. Если же они таковы равным образом, то нет оснований использовать тот язык, который подходит для бесконечных множеств, а не тот, который подходит для конечных множеств. Следовательно, если с точки зрения бесконечных множеств можно сказать, что в конечных множествах собственное подмножество никогда не может быть эквивалентным множеству, то с точки зрения конечных множеств не запрещено сказать, что в бесконечных множествах целое не больше части. Конечно, можно было бы заявить, что единственная подлинная теория множеств — это теория бесконечных множеств. Но тогда следовало бы учитывать, что последние отличны от конечных множеств, которые может изучать та- 1 Leibniz G. G. Lettre ä des Bosses du l er septerabre 1706. 2 Leibniz G. G. Lettre ä des Bosses du 11 mars 1706. кая наука, как арифметика, и отказаться от объединения в теории множеств всей математики. В таком случае неизбежна непоследовательность, поскольку желательна единая теория, в то время как конечным и бесконечным множествам приписываются противоположные свойства. На это могут ответить, что нестрогость подходов необходима для прогресса науки и что, например, математика никогда бы не открыла исчисления бесконечно малых, если бы Кеплер и Кавальери не решились прибегнуть к методам, которые были отнюдь не логичными и которые ранее из-за строгости античной математики не допускались в науку3. Действительно, некоторая нестрогость на практике, некоторый безразличный к логике эмпиризм, если они обеспечивают операциональный успех, необходимы при становлении молодых наук и при обновлении старых. Но так же верно, что исчисление бесконечно малых смогло по-настоящему утвердиться и дать толчок бурному развитию научно-технической практики лишь тогда, когда Лейбниц и Ньютон сумели рационально обосновать его принципы и операции. Хорошо, что практический дух современной науки нашел в себе смелость освободиться от требований теоретической строгости, утверждавшихся античной наукой. Но за философией остается право судить современную науку, призывая ее к соблюдению условий ее собственной строгости, поскольку в долгосрочной перспективе теоретическая стро-гость остается необходимым условием практического успеха. Конечно, право судить науку может принадлежать лишь образованному сознанию, а не отсталому или невежественному. Но задача такой культуры сознания ограничена, так как она не может оценивать фактические детали, — ей доступны лишь принципы. Разумеется, научная работа в собственном смысле слова, заключающаяся в выведении следствий из принципов и их сопоставлении с опытом, требует использования особой математической и экспериментальной техники. Но "большинство фундаментальных научных идей по существу просты и могут быть выражены 3 См. наст. изд. Гл. 8.
языком, доступным всем"'. Это именно то, к чему стремились и стремятся великие ученые — те, кто увлечен теоретическим аспектом науки и кто желает сделать результаты своих работ, имеющие общий философский смысл, доступными широкой публике. Конечно, стоит добавить, что для качественной оценки принципов необходимо иметь некоторое представление о научных результатах и о связи принципов с конкретными фактами. Но из факта быстрого развития наук в современную эпоху не следует делать поспешный вывод о том, что приобретение культуры в этих областях невозможно. Что касается конкретных научных результатов, то их познание не должно представлять собой бесконечной задачи. Философская энциклопедия, как замечает Гегель, должна быть рациональной2, то есть она не должна охватывать бесконечное количество фактов, случайно полученных в результате первых эмпирических шагов, а включать только те, которые сами специалисты считают примерами и иллюстрациями принципов. Что же касается связи принципов с отдельными фактами, то она может быть продемонстрирована лишь в ходе экспериментальной практики и математического оперирования. Однако не следует забывать, что с точки зрения культуры чисто операциональный аспект наук является подчиненным. В самом деле он тесно связан с происхождением наук из практической стороны опыта и искусств, но не открывает их собственно спекулятивную сторону. Поскольку науки операциональны, они лишь искусства, которые не освобождают мысль. В эксперименте, в математическом расчете есть нечто докучливое, закрепощающее. Это, по резкому выражению Клода Бер-нара, "ужасная кухня". Единственное освобождение — для мысли, а позже и для практики — уловить общий результат в принципе. Операциональная строгость и метод избавляют от необходимости постоянно контролировать связь принципов 1 Эйнштейн А. и Инфелъд Л. Эволюция физики. М., 1956. Эти слова взяты, видимо, из предисловия к французскому изданию. — Примеч. ред. 2 См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. § 16. Т. 1. С. 101. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.042 сек.) |