|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Противоречия исторической необходимостиДвижение абстракции, которое ведет от первоначальной истории к философии истории, переворачивает в своем конечном пункте значение исходного пункта. Исходным пунктом является свободное и сознательное действие человека в истории, а конечным — утверждение исторической рациональности и необходимости. Если же история становится понятной и значащей ' Hegel G. W. F. Lemons sur la Philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 14. Ср.: "Сражение, великая победа, осада перестают быть самими собой, но резюмируются в простых определениях" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 7). — Примеч. пер. 2 Hegel G. W. F. Lemons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 14. 3Ibid. 1830. A. P. 29. как рациональная целостность, то она должна представить свободные действия как необходимые, что является очевидным противоречием. а) Необходимость и случайность Свободное действие выступает в границах исторического объяснения как детерминированное. Конечно, в текущей истории, какую каждый может проживать день ото дня, индетерминация и непредвиденность кажутся правилом. Никто не может знать, что будет завтра. Но мы знаем, что было сделано вчера, и то, что могло быть непредвиденным, отныне зафиксировано в реальности. А ретроспективный исторический анализ применяется как раз к совокупности того, что было сделано, то есть к установившимся и полностью связанным между собой детерминациям. Ретроспективный анализ использует в объяснении явлений принципы разума и, следовательно, осмысливает детерминацию индивидов совокупностью обстоятельств, в которых они действовали. Появление великих людей часто пытаются истолковывать как нечто абсолютно случайное и приписать единственно их деятельности непредвиденный ход событий. Так, говорят, что без Ленина революция 1917 г. и ее огромные последствия не имели бы места в России. И наоборот, когда бедствие обрушивается на нацию, непреодолимо хочется думать, что его можно было избегнуть, если бы был более энергичный государственный деятель или более толковый генерал, которого, к несчастью, в стране не оказалось. Но рассмотрение прошлой истории показывает, что само появление великих людей зависит от ряда обстоятельств, которые им благоприятствуют, и что каждый момент истории имеет тех государственных деятелей, каких он заслуживает: При философском рассмотрении истории должно воздерживаться от таких выражений, как: "Государство не устремилось бы к своей гибели, если бы в нем имелся человек, который..." и т. д. Индивиды стушевываются перед субстанциальностью целого, которое формирует для себя своих
собственных индивидов, тех, кто ему необходим для его собственных целей. Но индивиды не мешают происходить тому, что должно произойти1. Но если появление великих людей обусловлено общими обстоятельствами, то в своем способе действия они еще более обусловлены всей совокупностью внутренних и внешних детерминаций. Они могут действовать только благодаря исключительной твердости своего характера. Но характер представляет естественную детерминацию, так что свобода великих людей является тем более действенной, чем более жестко она детерминирована в качестве характера. Предположение, что Наполеон мог бы и не напасть на Россию или не покинуть остров Эльбу, является лишь умственной забавой. В первом случае логика его завоеваний, во втором — логика его ситуации и характера сделали его действия неизбежными. Свободная деятельность великих людей, будучи зависимой от обстоятельств и от их характера, оказывается детерминированной. Но ход событий, поскольку он осуществляется благодаря непредвиденному пересечению бесконечного числа детерминированных действий, оказывается случайным. Битва, мятеж, а также годы более мирной и почти неощутимой эволюции наций показывают, как взаимопересе-каются и переплетаются наугад в неопределенной мешанине тысячи судеб, каждая из которых имеет свой ход и свои собственные детерминации. Самые ничтожные обстоятельства влияют случайным образом: Если бы нос Клеопатры был покороче, лик земли был бы иным2. Если, таким образом, свобода каждого необходима, то взаимопересечение этих необ-ходимостей, в свою очередь, случайно: Случайность является тем же самым, что и внешняя необходимость, то есть она является необходимостью, которая восхо- 1 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1830. A. P. 60. 2Паскаль Б. Мысли. 413 (162). M., 1995. С. 184. дит к причинам, являющимся не чем иным, как простыми внешними обстоятельствами3. Необходимость, до которой поднимается объективное историческое объяснение, применяя к объяснению фактов принцип детерминизма, оказывается тем же, что и случай- ность. Ь) Законы истории С этой точки зрения история есть последовательность отличающихся друг от друга событий, осуществляющаяся среди непрерывных вариаций, связанных с постоянным различием обстоятельств, людей и ситуаций. Именно в этом смысле говорят, что история никогда не повторяется, и справедливо настаивают на особой трудности исторической науки, где всякое событие объясняется бесконечностью причин всякого рода и где нужно столько труда, чтобы различить те из них, влияние которых могло быть преобладающим: Формальный рассудок при рассмотрении какого-либо богатого обстоятельствами события (например, французской революции) может совершать выбор между бесчисленным их множеством и решить, на какое именно он возлагает вину за случившееся4. История проявляется, таким образом, как бессвязная последовательность множества событий, одновременно абсолютно случайных и абсолютно оригинальных. Общим местом является мнение, что в непрерывной изменчивости исторических обстоятельств разум не может выявить никакого закона. Однако сказанное — полуправда, ведь в истории можно найти и примеры повторений, в которых не было ничего случайного. Например, смерть Людовика XVI на эшафоте повторяет смерть Карла I в Англии, а поражение гитлеровских армий перед лицом российской необъятности повторяет поражение Наполеона и шведского ко-роля Карла XII. В том, что касается 3 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1830. P. 29. "Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 115. Μ., 1990. С. 161.
примера с Гитлером, можно считать, что его поражение не было случайным, ибо еще Клаузевиц, анализируя походы Карла XII и Наполеона, писал, что "Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать; по крайней мере этого нельзя сделать... силами современных европейских государств"1. Действительно, это страна огромных размеров, относительно мало организованная и где центры национальной жизни отделены друг от друга огромными расстояниями, так что завоевание значительной части национальной территории и даже Москвы, как это было в кампанию Наполеона, не дает завоевателю решающего преимущества: Россия своей кампанией 1812 г. засвидетельствовала, во-первых, что государство с большой территорией не может быть завоевано (что, впрочем, можно было бы знать и заранее) и, во-вторых, что вероятность конечного успеха не во всех случаях уменьшается в соответствии с числом проигранных сражений и потерянных столиц и провинций (раньше это представлялось дипломатам... неопровержимым принципом)2. Военные кампании в России, по существу, показали, что "часто именно в сердце своей страны обороняющийся может оказаться всего сильнее"3. Эта парадоксальная истина объясняется тем фактом, что нападающий должен по мере своего наступления наращивать изнуряющие усилия, удлинять линии коммуникаций, отвлекать все большую часть своих войск для охраны своих тылов на все более протяженном пространстве. Напротив, у обороняющегося линии коммуникаций сокращаются, он сражается на своей земле, которую хорошо знает, и он обретает удвоенную моральную энергию в борьбе за свою собственную родину, между тем как моральная энергия нападающего истощается, а его силы расходуются в атаке4. Нападающий, таким образом, рискует то ли в силу потерь, которые он несет "от меча обороняющегося", то ли в силу истощения 1 Клаузевиц К. О войне. В 2 т. М., 1936. Т. II. Ч. VIII. Гл. 9. С. 44. 2Там же. Т. I. Ч. III. Гл. 17. С. 246. 'Там же. 4 См. там же. Т. II. Ч. VI. Гл. 1—3. С. 6—19. в результате "собственного напряжения сил"5. Вот почему существует стратегия — стратегия всех выжидающих, с тех пор как Фабий победил Ганнибала, — которая состоит просто в том, чтобы заставить противника самого истощить свои силы в нападении. Таким образом, на войне существует сложное отношение нападения и обороны. С одной стороны, "оборона... легче, чем наступление"6. С другой стороны, "оборона преследует негативную цель, удержание, а наступление — цель позитивную, завоевание"7. А при завоевании нападающий "увеличивает наши средства вести войну"8, чего не позволяет оборона. Можно, следовательно, сказать, что "оборонительная форма ведения войны сама по себе сильнее, чем наступательная"9, но исход все же зависит от того, чего нападающий смог достичь до "кульминационного пункта наступления"10. Так можно назвать тот момент, когда наступление захлебывается, потому что истощение, причиненное обороной противника и вызванное собственными усилиями, не позволяет ему более продолжаться. Если к этому времени ничего решающего не достигнуто, оборона может проявить на деле превосходство, каким она обладает сама по себе, и пересилить атакующего, развертывая контрнаступление, так что "естественный ход войны и сводится к тому, чтобы начинать ее с обороны и заканчивать на ступлением"11. Ценность таких анализов покоится прежде всего "на опыте", то есть на истории, из которой извлекают уроки, взяв на рассмотрение факты и исходя из принципа, что реальное возможно и может, следовательно, воспроизводиться в будущем: Раз мы должны учиться у истории, то надо смотреть на явления, имевшие место в действительности, как на возможные и в будущем. Что ряд великих событий, которые последовали за походом на Москву, являлся не рядом случайностей, 5 Там же. Ч. VI. Гл. 8. С. 44. 6 Там же. Ч. VI. Гл. 1.§2. С. 6. 'Там же. С. 7. "Там же. 9 Там же. 10Там же. Ч. VII. Гл. 5. С. 272. 11 Там же. Ч. VI. Гл. 1.§2. С. 7.
с этим согласится всякий, кто может претендовать на право судить в таких вопросах1. Не случайно, что наступление Ганнибала захлебнулось у дверей Рима, а наступление Наполеона закончилось в Москве, скорее, это следствие закона войны, который говорит о превосходстве обороны над наступлением. И эта же неумолимая необходимость объясняет, почему танки гитлеровской армии остановились на подступах к Москве без решающей фактической причины. И действительно, превосходство обороны над наступлением не является очевидной истиной на уровне фактов. Переплетение обстоятельств таково, что всегда можно дать другое объяснение. Так, один из сподвижников Ганнибала счел своего вождя неспособным использовать свои победы, тогда как карфагенская армия, пройдя Испанию, юг Галлии, север Италии, перейдя Пиренеи и Альпы и истощившись в многочисленных схватках, была просто не в состоянии преодолеть отчаянное сопротивление римлян, сражавшихся за свои алтари и очаги. Но если превосходство обороны перед наступлением может скрываться за сложностью фактов, нужно его установить иным путем — на уровне всеобщности, где оно не затерялось бы за противоречивостью явлений. Если посмотреть, что представляет собой война, то видно, что военная оккупация, не встретившая сопротивления, является вооруженной аннексией страны, а не войной. Война начинается только вместе с обороной, и поскольку последняя выражает сущность войны, она и содержит ее главную силу: Вполне естественно, что если оборона первая вводит в действие стихию войны, и лишь с ее нарождением образуется деление на две стороны, то оборона же первая устанавливает и законы войны2. Но речь здесь идет об абстракции, использованной "теорией для определения своего пути"3. Не история, взятая в единичности ее фактов, дает мысли ее ос- 1 Клаузевиц К. О войне. Т. II. Ч. VIII. Гл. 8. С. 396. 2 Там же. Ч. VI. Гл. 8. С. 34. 3 Там же. нование, а само "понятие войны", взятое как "точка опоры"4. Таким образом, можно признать, что историческое действие включает законы, от которых зависит то или иное его протекание, и что повторения и поразительные аналогии, обнаруживаемые в истории, не случайны. Но если эти законы скрываются за сложностью или противоречивой видимостью фактов, — так, некоторые удачные кампании могут послужить примером для отстаивания идеи о превосходстве наступления перед обороной, — то нельзя считать, что эти законы выражают историческую реальность как таковую. Представляясь необходимыми следствиями вневременного понятия, они помещаются скорее по ту сторону исторической реальности, которая связана с эволюцией во времени. Хотя фактически принцип превосходства обороны перед наступлением и может прояснить некоторые исторические события, все же он не является законом истории. Это собственно закон войны, и его необходимость вытекает из вечной сущности войны. Недаром он заставил склониться под своей тяжестью, несмотря на различие эпох и обстоятельств, как Наполеона перед Кутузовым, так и Ганнибала перед Фабием. с) Необходимое зло Нет, стало быть, законов истории, а есть вообще законы социального бытия. Их примером или частным случаем и являются законы войны, но они включают также экономические, политические, географические и другие законы. Но тогда обнаруживается новая форма превращения человеческой свободы в историческую необходимость. Человеческое действие вполне может свободно ставить себе свои цели, однако воздействовать на социальную реальность оно может только так же, как оно воздействует на природу, то есть соблюдая законы детерминизма. Таким образом, свобода вольна делать лишь то, что ей позволяют необходимые законы природного и социального бытия человека. То есть свобода, на самом деле действующая в истории, — это такая "Там же. С. 33, 34.
свобода, которая ведет себя как орудие необходимости. Однако правила социальной необходимости, это не правила морали. Война означает кровавое столкновение и стремление к физическому уничтожению противника, политика требует завоевания и удержания власти с помощью соответствующих методов, экономическая жизнь связана с самыми корыстными интересами и эксплуатацией чужого труда посредством самых циничных средств. Принятие некоей исторической роли, по-видимому, включает также принятие средств, которые представляются необходимыми для достижения поставленных целей. Таким образом, здесь проявляется новая форма исторической необходимости — та, которая требует выбора внутренне дурных средств для достижения целей, даже если цели сами по себе хороши. Конечный характер человеческого действия имеет то следствие, что не все возможно в одно и то же время. В условиях недостаточного экономического развития невозможно обеспечить всем полное удовлетворение их потребностей, и всестороннее развитие одних может иметь условием только предельное рабство других. А экономическое развитие не может осуществляться без усиленной эксплуатации труда и без жертв, которые приносят настоящие поколения ради счастья будущих. Что касается войны, то можно, конечно, отвергать применение силы. Но "овцы созданы, чтобы быть съеденными волками"1. Нужно, стало быть, защищаться, и тот, кто хочет мира, должен не молить богов о спасении, а стремиться стать таким, чтобы победить в бою2. Средством победить является сила, и, так как она используется с обеих сторон, из этого вытекает такое взаимное ожесточение, которое в современных войнах ведет к безграничному насилию, использующему "изобретения искусств и открытия наук" в борьбе, где разгул дикости наталкивается лишь на "едва достойные упоминания ограничения"3. В силу того факта, что не все одновременно возможно в истории, достижению 1 Platin. Enneades. 2 Ibidem. 3 Клаузевиц К. О войне. Т. I. Ч. I. Гл. 2 С. 34. благой цели нередко могут служить в качестве средства дурные поступки. Таково оправдание зла в Лейбницевой метафизике: план Бога в отношении мира включает самый строгий подсчет различных возможностей, так что зло, реально констатируемое в истории, наверняка компенсируется в другом месте большим добром. Между тем никакого реального доказательства такой компенсации не дано: зло можно непосредственно констатировать в границах человеческого опыта, но подсчет добра, которое должно бы его компенсировать, возможен только в бесконечном разуме. Следовательно, лишь только вера может утешаться тем, что добром где-то вознаграждают за зло, непосредственно констатируемое и испытанное. Впрочем, необходимость веры присуща не только теологической перспективе. Атеистический социально-политический режим тоже может требовать от живущих ныне поколений жертв ради счастья потомства. Но это счастье не есть ощутимая реальность, оно относится к сфере возможного. Нужно, стало быть, верить, что ход истории будет таким, как предсказывают руководители, принять, что они абсолютно правы и что никакая непредвидимая причина не собьет историю с пути, который они предвидели и по которому они стремятся ее вести. Но никакого достоверного доказательства будущего представить нельзя. Как показывает прошлая история, в ней всегда существовало непредвиденное и оно остается возможным и сегодня. Конечно, можно верить, что в будущем должен, например, осуществиться всеобщий социализм. Но есть также серьезные основания считать, что социализм не сможет предложить экономическую модель, превосходящую модель капитализма, или же что вся цивилизация будет уничтожена в термоядерной войне. В этом случае окажутся напрасными жертвы во имя строительства социализма, жертвы сталинских репрессий и судебного произвола, противостоявшего требованиям морального сознания, во время процессов в Москве или в Будапеште. Зло — это непосредственная реальность в страданиях, рабстве и смерти. И очень сомнителен тезис о том, что зло, непосредственно реальное и достоверное в рамках истории, явля-
ется средством благой цели. Ради какого такого благого дела можно причинять мучения невинному ребенку? Моральное сознание может по праву отказаться оплачивать такой ценой спасение мира'. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |