|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема первой наукиИстория греческой философии показывает, с каким трудом было выработано первое определение философии. Греки на- 7 Аристотель. Никомахова этика. I 1, 1094 b 24—25 // Соч. Т. 4. С. 56. 8 См. там же. 1094 b 26—27. 'См., например: Аристотель. Метафизика. VI 1, 1026 а 14—32 // Соч. Т. 1. С. 181—182 (и в ряде других мест). 10 Там же. II 1, 993 b 9—11. С. 94.
звали "софией" высшую форму знания, которую ищет философия. Но, как свидетельствует история, они отождествляли ее поочередно с каждым из уровней знания, которые различал Аристотель. В этом смысле он "столь же философичен, сколь и учен"1, ибо каждый уровень знания, выделяемый абстрактным размышлением, соответствует какому-либо историческому моменту развития греческой мысли. Но недостаточно перечислить и связать этапы: надо также продемонстрировать на деле вечное критическое требование, в соответствии с которым, показывая раз за разом, как недостаточно достоверно то, чем удовлетворялись сначала, необходимо безостановочно отодвигать все дальше идеал знания. Со времени диалогов Платона этот критический инстинкт основателя философии навечно связан с фигурой Сократа. а) Поиски "софии" В таких диалогах, как "Теэтет", прежде всего критикуются сенсуалистские и эмпи-ристские тезисы (исторически плохо очерченные современной критикой), которые ограничивают развитие знания чувственным познанием. Сократовская критика показывает, насколько чувственная достоверность противоречива, будучи переменчивой во времени и зависимой от различных условий. Так, качества, казавшиеся принадлежащими самим предметам, могут им приписываться чувствующим субъектом в зависимости от изменений его внутреннего состояния (одно и то же вино может казаться сладким здоровому человеку и горьким больному) и в зависимости от последовательности восприятий (одна и та же вода кажется холодной руке, которую только что вынули из горячей воды, и теплой для той, которую вынули из ледяной). Любое чувственное познание колеблется между противоположностями (большое и маленькое, горячее и холодное, твердое и мягкое, сладкое и горькое), не имея возможности остановиться на чем-то определенном2. То, что чувственное познание не 1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1.4. 1. Гл. 1 // Соч. Т. IX. С. 150. 2 См.: Платон. Теэтет. 151 d—186 е // Соч. Т. 2. С. 237—284. дает четкого критерия для определения вещей, это истина, которая, как может показаться современному читателю, обосновывается в диалогах Платона чересчур и даже по-детски тщательно и демонстративно. Но препятствия, на которые наталкивается любая новая наука при определении четких критериев, показывают, к каким сложностям ведет неопределенность эмпирического и чувственного познания. Так, в работе "О частях животных" биологический гений Аристотеля обнаруживает свою беспомощность перед проблемой определения температуры животных. Поскольку термометра в то время еще не изобрели, он определял ее, как и врачи школы Гиппократа, исключительно прикосновением рук, что давало лишь смутные, приблизительные оценки. Итак, можно допустить, что методичная и кропотливая критика непосредственных чувственных данных необходима для становления наук. Благодаря накоплению эмпирических знаний, их продуманной систематизации, использованию измерения, подсчета и взвешивания, которые противостоят колебаниям и неопределенности чувственных данных3, то, что мы ранее назвали "искусством", поднимается над расплывчатыми чувственными впечатлениями, достигая ясности и точности. Вот почему у греков такой уровень знания часто назывался "софией", то есть мудростью, или ученостью: Мудрость в искусствах мы признаем за теми, кто безупречно точен в [своем] искусстве; так, например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета — мудрым ваятелем статуй4. Из такого языкового обычая и такой интерпретации "софии — мудрости" и возникло в досократовский период употребление термина "софист" в смысле "ученого". До Платона и в его первых диалогах термин "софист" обозначал "обладателя мудрости" и не имел отрицательного смысла, в противоположность термину "философ", который мог обозначать "желающего знать", по той простой причине, что он чего-то не знает. Софисты — непосред- 3См.: Платон. Государство. X 602 d // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 431. 4 Аристотель. Никомахова этика. VI 7, 1141 а 9—12 // Соч. Т. 4. С. 178.
ственные предшественники и современники Сократа — фактически владели той формой знания, которую мы описали в анализе искусства. Одни, такие, как Гиппий, занимались чем-то вроде политехнического обучения. Платон1 представляет нам его наивно гордым тем, что все надетое на нем сделано его руками: кольцо, печать, скребница, графинчик для масла, обувь, плащ, туника и даже "знак высокой мудрости" — "поясок для хитона, хотя такие пояса обычно носят богатые персы"2, но, кроме того, как автора поэм и произведений в прозе самых различных жанров, изобретателя мнемотехнического приема, астронома, математика и грамматика. Другие, такие, как Протагор или Горгий, преподавали основные искусства греческой демократии: искусство спора ("эристику") и публичной речи ("риторику"). В любом случае все они находились на уровне искусства, то есть на уровне первой систематизации практики, включающей начала теоретической рефлексии и возможность преподавания. Критика Сократом и Платоном искус-ства вообще, которая не щадит ни Гомера ни трагиков3, затрагивает также и софистов. Эта критика прежде всего направлена против утилитарных аспектов искусств. Уже второе поколение софистов, поколение Протагора и Горгия, высмеивало Гиппия за то, что он занимался ручными искусствами и ремеслами. Софисты тем самым отдавали дань предубеждению против ручного труда как труда рабского, которое все больше распространялось в греческих городах одновременно с развитием рабства. Но Сократ и Платон направили свои обвинения против самой риторики и эристики". Софисты понимали их лишь как инструменты политического превосходства, делая из них не свободные дисциплины, а утилитарные. А единственная свободная форма культуры это та, которая учит доходить до 'См.: Платон. Гиппий меньший. 368 be; Гиппий больший. 285 b // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 209, 391. 2 Платон. Гиппий меньший. 368 с. Греки восхищались уровнем технического развития, который был достигнут персами и египтянами. 3См. наст. изд. Гл. 1. С. 18. 4См., в частности: Платон. Горгий; Теэтет. сути проблем, не ограничиваясь скудным прагматическим знанием, достаточным для решения задач повседневной жизни. Итак, платоновская критика не является лишь аристократическим предубеждением против утилитарности. Она вскрывает существенную ограниченность искусства, основанного на простом обобщении практических успехов опытного знания. Такому искусству не хватает теоретической строгости, вследствие чего оно неспособно пойти дальше повторения заученных рецептов. А надо идти дальше эристики и риторики софистов, являющихся лишь искусствами, с тем чтобы создать науку рассуждения или политики, и надо идти дальше любых утилитарных занятий, чтобы дойти до наук, на которые первые лишь отдаленно походят. Так, надо: ...обратиться к искусству счета, причем заниматься им они должны будут не как попало, а до тех пор, пока не придут с помощью самого мышления к созерцанию природы чисел — не ради купли-продажи, о чем заботятся купцы и торговцы5. При этом, согласно различию, которое за Платоном повторит Аристотель, должен совершиться переход от плана "производства", или "становления", который относится к искусству, к плану "истины", или "бытия", который относится к науке. Однако Платон доводит это различие до противоположности следующего рода: если сфера науки — это сфера бытия и истины, то сфера искусства может выступать лишь как сфера заблуждения и притворства. Тем самым из истинности исключается все, что связано с умением, а не со знанием в собственном смысле этого слова. Такова основа платоновской аргументации против искусств, которые "либо имеют отношение к человеческим мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание [вещей] или же целиком на поддержание того, что растет и сочетается"6. Это замечание имеет в виду практические искусства, имеющие дело с изготовлением и использованием предметов (в ремесленном производстве) или производством естест- 5 Платон. Государство. VII 525 с // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 335. "Там же. 533 Ь. С. 344—345.
венных благ (в земледелии); но оно также имеет в виду музыкальное, поэтическое, изобразительное искусство и "великое искусство" риторики, в котором одерживали свои победы софисты. Такое осуждение искусств может удивить и даже шокировать, поскольку оно затрагивает без разбора и некоторые важнейшие достижения греческого гения. Однако оно может представиться обоснованным, если учесть, что уровень производства ремесленной цивилизации имеет свою степень совершенства, которой она удовлетворяется и далее которой она может прогрессировать лишь в отдельных ограниченных случаях. Искусство, в самом общем смысле слова, может лишь систематизировать с помощью рефлексии достижения опытного знания. Но оно не может дойти до четкой формулировки общих правил и универсальных основ, которые доступны лишь науке. Современная цивилизация смогла найти в прикладной науке возможность решительного рыв-ка в области практической и производственной эффективности, лишь совершив тысячелетний обходный маневр через сферу чистой мысли. Можно только восхищаться проницательностью сократовского и платоновского разума, узревшего недостатки греческого искусства, хотя оно только что проявило себя в своем полном блеске. Однако здесь появляется возможность нового смешения -- отождествления философии с научным знанием. Это смешение имеет место во всей досократовской мысли, с того момента как Пифагор, если верить преданию, изобрел философию и дал ей имя. "Философия" вначале обозначает скорее "желание знать", которое проявляется в формировании первых наук, опиравшихся на чисто эмпирические знания Египта и Востока. Именно в этом смысле Евдем в одном знаменитом тексте определил вклад Пифагора в математическую науку: Пифагор преобразовал философию, придав ей свободную форму культуры, возвысившись до поиска ее начал и обосновав теоремы при помощи мысли'. ' Eudeme. Fgt. 84. Cite par Proelus in Eucl. 65. II Friedl. "Теорема" самим своим названием демонстрирует теоретическую сторону математической мысли. Таким образом, философия предстает как внутренне присущая самому процессу построения математики, происходящему путем поиска знания, которое отворачивается от чувственной реальности и действует с помощью доказательств, исходя из определенных начал. В качестве поиска принципов и оснований научного знания подход Пифагора можно считать философским. Однако его самого еще нельзя назвать философом, поскольку он не занимался философией как дисциплиной, отдельной от науки. Так же обстоит дело и со всеми мыслителями-досократиками — математиками, астрономами, физиками, биологами, логиками. Философия тут еще не является занятием, которое можно было бы законно отделить от научной работы, чье развитие оставалось недостаточным для того, чтобы такое отделение стало возможным. Из этого следует всеобщая путаница в понятиях, так что подлинное формирование философии как независимой формы знания может быть признано, учитывая их критику научного знания, лишь делом рук Сократа и Платона. h) Критика наук Исторически наука формируется на базе достижений опытного знания искусств, сохраняя в своих методах и результатах нечто от своих источников. Так, современные Платону науки, и в частности математика, включают важный операциональный элемент, унаследованный от искусств. Конечно, геометрия и арифметика ищут принципы, позволяющие обосновывать теоремы путем простого рассуждения. Но чертеж и "рассмотрение фигур"2 занимают в них существенное место, так же, как это будет и два века спустя, когда Евклид изложит в систематическом виде результаты всех этих подготовительных работ. С точки же зрения платоновской критики этот опе- 2 См.: Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Ч. 2 // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 260.
рациональный фактор относится еще к искусству и вносит в научную работу элемент, противоречащий требованиям мысли в ходе доказательства: Они выражаются как-то очень забавно и принужденно. Словно они заняты практическим делом и имеют в виду интересы этого дела, они употребляют выражения "посмотрим" четырехугольник, "проведем" линию, "произведем наложение" и так далее: все это так и сыплется из их уст. А между тем все это наука, которой занимаются ради познания1. Устранение операционального аспекта из математических наук действительно сообразуется с требованиями их развития. Уже в "Началах" Евклида замечается поиск чисто рационального доказательства, недоверие к чувственной интуиции и наглядной операции. Но платоновское требование чистой науки, превосходя уровень, достигнутый греческой математикой, предвосхищает требование полной абстракции и чисто рационального доказательства, существующее в современной аксиоматике. Поиск доказательного рассуждения приводит платоновскую философию к критике как недостаточного такого научного доказательства, которое вынуждено предполагать свои основные положения: ...Те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих положений, они разбирают уже все остальное и последовательно доводят до конца то, что было предметом их рассмотрения2. Таким действительно был подход математиков в эпоху Платона. Наука занималась отдельными теоремами геометрии и арифметики пифагорейцев, Фалеса и его последователей. Речь идет, как правило, о положениях, замечательных своей очевидностью, но зачастую очевидность является их единственным оправданием. Хорошим примером тому служит чисто интуитивное построение удвоенного квадрата, которое ' Платон. Государство. VII 527 а // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 337. 2Там же. VI 510 cd. С. 318. Сократ демонстрирует в "Меноне"3. Для этих результатов, полученных случайным и интуитивным путем, математический разум ищет строгое доказательство. С этой целью он сначала обращается к простым понятиям (например, к определениям, на которые намекает Платон), предполагаемым любым сложным положением. Этот первый прием был назван "анализом", или "разложением на простые части", так как он разлагает на составляющие, доходя до самого простого. Второй прием — "синтез", или "сложение" — заключается в том, что математический разум путем дедукции выводит следствия из простых понятий, возвращаясь в конечном итоге — и при этом обосновывая их — к положениям, послужившим отправной точкой анализа. В послеплатоновскую эпоху эти детальные исследования достигнут уже такого уровня, что Евклид в своих "Началах" сможет дать систему исходных понятий математики, представленную в виде определений, обыденных понятий и постулатов, из которых при помощи дедукции выводится целая совокупность положений. Однако платоновская критика не была преодолена евклидовской систематизацией. В самом деле, математический метод включает фундаментальное противоречие, присущее любому обратному анализу. Оно состоит том, что анализ доходит до оснований, которые, в свою очередь, уже не могут быть обоснованы: ...Ибо очевидно, что для определения первых терминов необходимы предшествующие им разъяснения, равно как для доказательства первых предложений требуются предшествующие...4 Таким образом, в ходе поиска предпосылок приходится останавливаться на некоторых терминах или ограничиться определенными допущениями, далее которых идти нельзя. Первые положения математического рассуждения являются лишь предположениями, или, отдавая дань платоновскому термину, "гипотезами" (что, собственно, и означает "предположения"). 3См. наст. изд. Гл. 1. С. 28. ' Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 436.
Под гипотезами не нужно понимать ни произвольные допущения (что не соответствовало бы научной строгости математики), ни предварительные объяснения, нуждающиеся в проверке фактами (что имеет смысл лишь в опытном знании). В соответствии с этимологией слово "гипотеза" означает то, что необходимо поставить вначале, чтобы заложить фундамент здания дедукции. Тем не менее математик, не имея возможности обосновать гипотезы, вынужден их постулировать (то есть просить принять их на веру). Евклид считал возможным свести постулаты к нескольким положениям, основывая в то же время дефиниции и "обыденные понятия" на их очевидности и общем согласии людей. Однако и то и другое, строго говоря, — не доказательства, так что современная аксиоматика вынуждена ставить на одну доску все исходные положения, представляя их как постулаты, обосновать которые — одна из задач современной математики. Поэтому можно считать, что даже самая современная наука не ускользает от критики Платона, адресованной науке его времени: Что касается остальных наук, которые, как мы говорили, пытаются постичь хоть что-нибудь из бытия (речь идет о геометрии и тех науках, которые следуют за ней), то им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть, пока они, пользуясь своими предположениями, будут сохранять их незыблемыми и не отдавать себе в них отчета. У кого началом служит то, чего он не знает, а заключение и середина состоят из того, что нельзя сплести воедино, может ли подобного рода несогласованность когда-либо стать знанием?' Стоит отметить, что в конечном счете Платон отказывает математике в названии "наука". Он называет ее "рассуждением" -— дискурсивным знанием2. Очевидно, под этим надо понимать знание, которое ограничивается рассмотрением следствий из согласия мысли с самой собой, начиная с определенных предположений. Возможно, когда современная эпистемология называет математику "гипотетико-дедуктивным знанием", она точно передает мысль Платона. Во всяком случае, для "науки" в собствен- 1 Платон. Государство. VII 533 be // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 345. 2 См. там же. VI (в ряде мест). ном смысле этого слова греческий философ открывает область, находящуюся за этим знанием, через предположение, которым удовлетворяется математика: Пойми также, что вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним3. Платоновское определение философии представляет, во всей ее чистоте, идею науки, которая ничем более не обязана чувству, а идет чисто рациональным путем от понятия к понятию. Метод такой науки, как и метод математики, является дедуктивным, но вместо того чтобы отталкиваться от гипотез, эта дедукция исходит из подлинного первоначала. Однако ничто не оправдывает внезапного перехода от научных "гипотез" к схватыванию "первоначала всего". Даже более того: переход к пер-воначалу явно представлен как скачок, то есть как резкий разрыв с предшествовавшим ходом мысли. с) Противоречие философии Метод Платона представляется первоначально не как дедуктивный, а как критический. С этой точки зрения платоновский вывод о возвышении мысли от чувственного познания к философии представляет собой прямую противоположность рассуждению Аристотеля. Последний сознательно встает на точку зрения уже приобретенного знания. Размышления Аристотеля идут по пути, уже пройденному мыслью, таким образом, что каждая форма знания представляется здесь как результат внутреннего движения той, которая ей предшествовала, и благодаря этому находит свое место в продолжающемся развитии, где каждый момент скрыто содержит последующий 3 Платон. Государство. VII 511 be // Там же. С. 319.
и тем самым образует ступень знания со своим собственным вкладом и возможностью дальнейшего движения вперед. В отличие от этого ход мысли Платона, предшествующий аристотелевскому, более точно воспроизводит неопределенности исторического движения. В самом деле, прогресс знания может иметь место, если только каждая форма оказывается недостаточной. Задачей сократической критики как раз и было выявить негативную сторону всякого знания, его сомнительность и ограниченность. Она совпадает, таким образом, с движением самого знания и глубоко отличается от взгляда, обращенного в прошлое, для которого неопределенности развития поглощены результатом. Эта сторона в учении Сократа и Платона привела, через философию последователей Платона в Новой Академии, к античному скептицизму. Конечно, после гегелевского анализа необходимо обратить внимание на все то, что отличает античный скептицизм от современного. Последний разуверился в возможности познания, хотя и не прочь пококетничать своей беспомощностью. Первый же скорее представляет собой беспокойство об истине, которое способствует развитию знаний, подвергая строгой проверке на прочность любое готовое знание. Тем не менее есть нечто парадоксальное в том, как резко Платон поворачивает от критики наук к утверждению абсолютной науки, завершая скептическую проверку основатель-ности знания таким результатом, который фактически оказывается зародышем идеалистической метафизики. У последователей Платона этот парадокс обостряется, выливаясь в противоречие между скептицизмом Новой Академии и торжествующей догматикой платонизма, который обычно связывают с тем, что Ницше назвал "идеалистическим опьянением". Это противоречие проистекает из загадочной краткости соответствующих платоновских текстов, где проблема перехода от научной мысли к философии ставится, но остается нерешенной. Так, краткая и неясная формулировка из "Государства", указывая на происхождение аристотелевского определения философии как "науки о первых началах", в то же время демонстрирует его двусмысленность. Рассматривает ли эта "первая наука" диа- лектически научные принципы, чтобы выявить их ограниченный и противоречивый характер? Такое понимание роли философии, безусловно, ставит ее над науками, но при этом ее содержание оказывается проблематичным и чисто критическим. Более удовлетворительным кажется определение философии как позитивного знания принципа любого познания. Такое определение соответствует первоначальной задаче философии, как ее понимали уже досократики. "Желание знания" выразилось в формировании первых наук, а философия появляется как поиск наиболее строгой формы знания, которую можно назвать "наукой". Однако назвать саму философию наукой — значит проявить, пожалуй, чрезмерные и во всяком случае противоречивые претензии. Ведь "желание знать" угасает в знании. Формирование науки увенчало бы усилие философии, но в то же время завершило бы ее, сделав отныне лишней. Претензия Платона на создание философии как абсолютной науки обнаруживает ее противоречивую сущность. И не только платоновская, но и любая философия мечтает завершить науку, таким образом упраздняя себя как философию. Последнее противоречие философии заключается в том, что она может существовать, лишь стремясь к своему собственному исчезновению в абсолютной науке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |