|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние барокко на развитие искусства Беларуси (XVI– XVIIIвв.)Стилевые особенности барокко, его пышность и декоративность стали определяющим фактором, обусловившим подъём отечественного искусства в 17 – 18 вв. Преобладание светского начала содействовало дальнейшему развитию портрета. При этом главным стала передача индивидуальных черт персонажей с сохранением определённой идеализации образа, а так же ориентация на героические и психологические аспекты. Портреты К. Веселовского (1636), А.С. Радзивилла (1640), К. и М. Радзивилл. В дальнейшем под влиянием Франции портреты стали более манерными, а предшествующий психологизм образов сменила внешняя театральность и бутафорность. Большое внимание придавалось отображению богатства одежды, пышности окружающей обстановки – портреты Г.и М. Радзивилл, М.К. Огинского (после 1954), Станислава Августа (К.Гески, 1783) Более активно начинают использовать картины и для украшения интерьеров дворцов. Небольшие круглые или овальные панно вставлялись в рамы стенных панелей и использовались для украшения. Панно были в основном развлекательного характера, основной темой была любовь. В подобном направлении развивалась и фресковая живопись – «Богиня Леда в окружении шести амуров» (Несвиж, 18 век). Так же были распространены пейзажи и натюрморты. Значительные изменения произошли в украшении храмов. Для фресок были характерны пространственность, яркость и динамизм композиции, а так же натурализм особых элементов. С целью иллюзорного расширения пространства купол храма расписывался под небесный свод с облаками и ангелами. В 1750-1760 гг. художником К. Гески были заново созданы фрески Несвижского костёла иезуитов. Они сохранились до наших дней и состоят из крупных сцен аллегоричного содержания, изображения святых и декоративно-орнаментальных композиций. Особое место среди них занимает алтарная картина «Тайная вечерня», выполненная под влиянием итальянского Возрождения. Аналогичная по содержанию роспись украшала и алтарь Полоцкого Софийского собора. Однако, тут её дополнили ещё и фреской «Спас нерукотворный». Очень интересные настенные росписи сохранились в Могилёвском кармелитском костёле, где они сочетались с лепным орнаментом, который как будто прорастал из стены. В 1760 – 1780 гг. здесь был создан значительный фресковый библейский цикл, центральное место в котором занимали евангельские композиции «Преображение» и «Вручение ключей апостолу Петру» и «Вознесение Марии». Проникает в храмовую роспись 18 в. и светская тематика. В Мстиславльском кармелитском костёле среди сохранившихся 20 фресковых композиций ряд посвящен трагической истории города – «Взятие Мстиславля московскими войсками в 1654 г.», «Убийство ксендзов» и др. Кроме этого, тут изображены музыкальные инструменты (орган, барабан, виолончель), которые украшали хоры храма. Значительный подъём в период барокко ощущался и в декоративном украшении храмов. Их фасады получили более светское оформление. Для богатства декора использовали скульптуры евангелистов, вазы, гирлянды (Волчин), а так же рельефные панно с доспехами и гербами (Вольно, Могилёв). В украшении интерьеров стали использовать сложные композиции из лепного декора: сочетания колонн и пилястр, волнистых карнизов, изготовленных из дерева или в технике «стука» (имитация под разноцветный мрамор). Значительно возросло количество алтарей, которые кроме центральной апсиды располагались в завершении боковых нефов. Оригинальным элементом декора стали рельефные изображения херувимов, которые символизировали земную любовь (Полоцк, Вольно). Яркие и утончённые формы приобрели исповедальни (Слоним, Боруны). Подобные барочно – рокальные интерьеры имело большинство отечественных храмов. В качестве примера можно привести гродненский иезуицкий костёл. Его главный деревянный алтарь (1736) в высоту достигал 21 м и полностью заполнял пространство центральной апсиды. Он был украшен 22 скульптурами, а так же многочисленными колоннами, пилястрами, вазами, растительным орнаментом. Кроме того, костёл имел 12 боковых алтарей и 14 фресковых композиций. В православных храмах барочные традиции проявились в утончённой и пластичной отделке иконостасов и царских ворот (Давид-Городоцкая Георгиевская и Туровская Всесвятская церкви). Выполненные из дерева они отличались объёмной резьбой с цветками и завитками. Украшались декором и оклады икон, которые продолжали писаться с учётом византийских кононов. Это хорошо прослеживается в образах с Житкович «Христос Вседержатель» и «Матерь Божья Адигитрия». (1640). В середине 18 века в Беларуси сложилась отечественная школа иконописи, где ощущались европейские реалистичные тенденции – икона «Рождение Матери Божьей» П. Явсеевича с Голынца (1649). Поздней произошёл частичный упадок иконописи, связанный с расширением светской культуры и заимствованием традиций парадного портрета. Настоящими предметами роскоши становятся книги. Их титульные листы напоминали пышные фасады барочных храмов, а текст был насыщен геральдикой, изображениями барочных сооружений и другими гравюрами. В иллюстрациях книг с кирилличным шрифтом был выработан самобытный стиль с простонародным типажом, сдержанностью форм и приближенностью к народным традициям, что в наибольшей степени ощущалось в произведениях могилёвских мастеров М. и В. Ващенков. В это время зародилась и бытовая гравюра со сценами сельской жизни и городских пейзажей. Возросшие потребности в средствах роскоши способствовали открытию в Беларуси первых мануфактур, самая известная из которых находилась в Несвиже и специализировалась на производстве поясов – обязательного атрибута шляхетского гардероба. Оригинальные гобелены и обои на историческую тематику изготавливала Кореличская мануфактура. Крупные фаянсовые мануфактуры действовали в Свержени и Гродно. Среди их продукции выделялась столовая посуда, вазы и мелкая пластика. Широкую известность приобрели стеклянные мануфактуры в Налибоках и Уречьи, которые выпускали зеркала, хрустальные гравированные бокалы и графины оригинальной формы. «Низовое» барокко развивалось в кругах простого народа. Местные самоучки создавали произведения живописи и скульптуры, которые параллельно с копированием европейских аналогов учитывали местные традиции и были выполнены с более дешёвых материалов. В свою очередь магнаты для придания своим резиденциям оригинального колорита обращались к фольклору и достижениям народной культуры, что ощущалось в постановках частных театров (Несвиж, Слоним), а так же при оформлении загородных потешных комплексов (Альба) Т.о., культурная жизнь в Беларуси в 17 – 18 вв. полностью соответствовала общеевропейскому направлению, в котором переплетение маньеризма, барокко, рококо и классицизма положило начало дальнейшей стилевой пестроте. Созданные в это время отечественные шедевры архитектуры и искусства выделялись оригинальностью решений, утончёнными, пластичными формами, что сделало их неотъемлемым элементом большинства с современных экскурсионных программ по нашей стране
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |