|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Законодательство РБ об охране и использовании памятников отечественной истории и культурыЗаконодательство об охране историко-культурного наследия как система отраслевых правовых норм начала формироваться в первой четверти XX столетия. До этого времени большинство памятников истории, культуры, архитектуры и искусства находились в частной собственности, в связи с чем ответственность за повреждения памятников наступала по законам об ответственности за посягательства на частную собственность. Осознание необходимости и важности сохранения для потомков достижений культуры, воплощенных в ценностях исторических предметов, мест и зданий, археологических пластов, способствовало принятию государственных мер по сохранению памятников. Одним из первых таковых актов можно считать постановление Временного рабоче-крестьянского правительства БССР от 30 января 1919 г. «О передаче культурных ценностей науки и искусства, которые находятся в усадьбах и разных учреждениях, Комиссариату просвещения и об организации их учета, охраны и сбора»1. Этим документом предписывалось всем учреждениям передать отделам народного образования находящиеся у них на учете культурные ценности. В некоторых нормативно-правовых актах первых лет советской государственности отчетливо просматриваются основные принципы охранной деятельности государства в данной сфере: запрет на отчуждение памятников старины без разрешений специально уполномоченных органов; воспрещение вывоза предметов старины за границу; принятие мер по предотвращению разрушений памятников и др. Таким правовым документом является постановление СНК от 5 июля 1926 г. «О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, объявленных государственным достоянием»5. В дальнейшем система охраны, учета и использования историко-культурного наследия регулировалась общесоюзным законодательством, а также принятыми на его основе республиканскими нормативными актами. Важным этапом нормативного регулирования вопросов охраны и использования историко-культурного наследия стало принятие 26 декабря 1969 г. закона БССР «Об охране памятников культуры»7. Этот первый белорусский закон, принятый в данной сфере культуры, установил ряд императивов, впоследствии перенесенных в законодательные акты, а именно: учет и охрана государством всех находящихся на территории Белоруссии памятников; ведение государственных списков памятников; сосредоточение вопросов управления и контроля историко-культурным наследием (учет, охрана, реставрация, использование и пропаганда) в органах Министерства культуры республики; установление зон охраны недвижимых памятников и др. 29 октября 1976 г. был принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»8, утвердивший структуру органов охраны памятников в союзных республиках (в том числе и БССР). Закон разграничил компетенцию союзных, республиканских и местных органов. Он установил классификацию памятников истории и культуры по видам: памятники истории, памятники археологии, памятники архитектуры и градостроительства, памятники искусства, документальные памятники. Фактически воспроизвел основные положения указанного выше союзного нормативного акта закон БССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»9, с введением которого утратил силу прежний закон БССР «Об охране памятников культуры». Данный закон действовал в Беларуси с 1978 по ноябрь 1992 г., а некоторые его положения сохраняли юридическую силу и в 1993 г В 80-е гг. минувшего столетия также принимались важные нормативные акты, прежде всего на общесоюзном уровне После провозглашения Беларусью независимости начался новый период в сфере охраны культурного наследия страны. Связан он с принятием закона «Об охране историко-культурного наследия», положившего начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области. В дальнейшем в данный закон неоднократно вносились изменения - в большинстве случаев редакционного характера. В 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила право граждан на участие в культурной жизни (ст. 51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. В соответствии со ст. 54 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин обязан беречь историко-культурное наследие и другие национальные ценности. В Основном Законе Беларуси определены правовые основы деятельности органов государства в области культурного строительства, охраны и использования культурных ценностей, а также в регулировании всех общественных отношений. Вслед за Конституцией Республики Беларусь к верхнему уровню иерархии нормативно-правовых актов об охране историко-культурных ценностей следует отнести законы «Об охране историко-культурного наследия», «О культуре в Республике Беларусь»17, «О музеях и Музейном фонде Республика Беларусь»18, «Об особо охраняемых природных территориях»19 (в части определения статуса национального парка и заповедника), «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности»20, Гражданский кодекс Республики Беларусь, «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»21, «О библиотечном деле в Республике Беларусь»22. Важные нормативно-правовые акты23 приняты в 2001-2003 гг. Большое значение для сохранения исторического наследия имеет принятое 23 июля 2001 г. постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1085 «О первоочередных мерах по сохранению и возрождению исторических центров городов Беларуси»24. Этим законом упразднено разделение памятников по видам, все объекты объединены общим родовым понятием «историко-культурная ценность», минимизированы формы общественного контроля за охраной и использованием историко-культурного наследия. В контексте государственных мер по восстановлению исторического наследия находится Программа мероприятий по реставрации дворцо-во-паркового ансамбля в г. Несвиже и замкового комплекса в г. п. Мир, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1370 от 2 октября 2002 г. 9 января 2006 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь". Принятие Закона Республики Беларусь "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь" было вызвано необходимостью устранить недостатки правового регулирования, выявленные в процессе реализации норм Закона 1992 года "Об охране историко-культурного наследия". .
Многие археологические памятники располагаются на территории исторически сложившихся и активно развивающихся городских и других населенных мест. Поэтому одной из актуальных научно-методических проблем сохранения и использования памятников археологии является охрана древних центров с их культурным слоем. Основной путь использования памятников археологии - их музеефикация. В археологической реставрации, способах сохранения и экспонирования археологических раскопов не может быть единого метода, единого подхода. В каждом конкретном случае выбор метода зависит от того, как мы хотим представить посетителям данный музей, как сможем преподнести им научные знания, материализовать их, какие цели ставим при сохранении найденных ценностей.- К настоящему времени опробованы три метода музейно-консервационной деятельности на памятнике археологии: • первый - метод «колпака» музейное экспонирование археологического объекта в так или иначе закрытом помещении, возводимом, как правило, над раскопанным археологическим объектом. В редких случаях - над перемещенным и вновь смонтированным в удобном месте памятником. К преимуществам данного метода относятся традиционность и разработанность реставрационной и консервационной методики, применяемой к отдельным деталям объекта, помещаемым в привычные музейные условия, возможность доступа к памятнику в любое время года. · Второй - метод натурной консервации. При его использовании как можно меньше вносится изменений в открытую при раскопках археологическую, стратиграфическую, архитектурную ситуацию. Объект подвергается фиксации физико-химическими или строительными консервационными способами на возможно длительный срок для демонстрации зрителям. Такой способ наиболее приемлем при демонстрации архитектурно-археологических руинных остатков, всегда представляющих историко-архитектурный или даже художественный интерес. В то же время данный способ консервации имеет ряд негативных сторон. Имеющиеся у строителей и химиков консерванты несовершенны. Повторные пропитки, перекладки на растворах через каждые 10-15 лет постепенно ведут к уничтожению архитектурно-археологического объекта. Поэтому, если нет надёжного способа его консервации, лучше просто засыпать раскоп. · Третий – метод реконструктивно-археологического макетирования. Когда утраченный, но реконструируемый по сохранившимся деталям объект, восстанавливается на своем месте. Его воссоздание осуществляется из того же материала с использованием не только сохранившихся элементов, но и другой информации о данном объекте (описание, сохранившиеся чертежи, аналоги и т.д.). Особого режима существования требуют музеи-заповедники под открытым небом, создаваемые на основе археологических памятников. Этот режим предусматривает комплексное осуществление ряда организационно-технических мероприятий: 1) вычленение музея-заповедника из сферы городской застройки, 2) определение зон охраны, в т.ч. охранной зоны вокруг заповедника, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта, 3) создание защитных сооружений, проведение консервационно-реставрационных работ, строительство или приспособление существующих помещений для организации музейной экспозиции и размещения фондов, которые постоянно пополняются. Эти мероприятия предполагают и ведение на территории заповедника систематических археологических раскопок на новой методической основе с целью их последующего использования. Как же музеефицируются археологические памятники в республике Беларусь? Как уже отмечалось, существует несколько способов подготовки к музейному показу археологических памятников с учетом климатических и других условий. Наиболее крупные работы в Белоруссии по музеефикации археологического объекта были проведены на городище древнего Берестья [21]. Здесь вскрыты деревянные срубные сооружения второй половины XIII в., имеющие сохранность до 9-12 венцов. Планировка и застройка Берестья отличается исключительно высокой плотностью. В конце XIII-начале XIV вв. на площади 1444 кв.м. одновременно сосуществовали 37-39 жилых и хозяйственных построек (вскрыты полностью или частично). Вскрыты три уличных мостовых, между которыми постройки располагались в 3-4 ряда и были обращены к улицам глухими стенами. В 35 постройках выявлены дверные проемы, в 57 - печи, в 3 - оконные проемы. Хорошая сохранность деревянных конструкций, разнообразие и многочисленность коллекций вещевого материала, элементов городской застройки дали возможность создать на ограниченной площади уникальный музей древнерусского города, включающий перекрытый павильоном участок древнего города и экспозицию предметов материальной культуры. Павильоны сооружаются над такими археологическими памятниками, которые наиболее подвержены разрушению от воздействующих сил природы. Консервация конструкций Берестья осуществлялась методом поверхностной и глубинной пропитки древесины водным раствором феноловых спиртов с последующей термообработкой. Во избежание деформации отдельных бревен, пропитка и термообработка производились без разборки срубов. Павильон был сооружен над участком раскопа площадью 40 х 60 м, снабжен смотровой площадкой. Внутри павильона предусмотрены ниши для экспозиции вещевого материала, служебные и технические помещения. Строительство музея начато в 1977г. и завершено в 1981 г. Он представляет большой познавательный интерес и имеет воспитательное значение.
Причины появления городов:
Основой первых городов стали племенные центры (кривичи, радимичи, дреговичи). Возникли города в первую очередь в наиболее экономически развитых регионах (Подвинье, Поднепровье, бассейн реки Припять).
Пути возникновения городов: 1) Возникновения городов из феодального замка (Волковыск, Браслав, Клецк, Рогачев, Слоним, Гомель). Эти города своими размерами и топографичными чертами напоминали феодальные замки 2) Возникновение городов вдоль торговых путей (с варяг в греки и др.) – Пинск (1097), Брест (1019), Витебск (974). Полоцк и Туров стали столицами особых княжеств благодаря транзитной торговле. 3.) Города возникали по воле князей (Браслав (1065), Борисов (1102), Гродно (1116), Новогрудок (1252). Скорее всего, они являлись военно-административными или пограничными крепостями (Киев с целью установления контроля над Центральной Беларусью основал крепость Заславль (985), на что Полоцк ответил возведением Минска (1067) и Лагойска (1078).)
Результатом урбанистических процессов стало существование в Беларуси в XII веке более 30 городов (862 г. – Полоцк, X век – Туров, XI – 12 городов, XII – 17 городов При этом в некоторых случаях необходимо уточнять первоначальное местонахождение города. После уничтожения города во время военных действий или пожара имели место переносы городов в более удобные и большие по площади места с сохранением старых названий. Полоцк после уничтожения Владимиром в к. X века был перенесён на 800 м ближе к р. Двина, где разместился на взгорке площадью 7 га (размеры старого городища 1 га). Такая же судьба у Заславля. Спорный вопрос с Минском (р. Менка, а затем перенесён на 12 км севернее в место впадения Немиги в Свислочь). Существует проблема с определением времени основания городов Беларуси. Общепринятым считается объединение дат основания и первого упоминания в летописях. Хотя понятно, что в большинстве случаев это разные вещи. Например: по свидетельству археологов Полоцк, Витебск, Лукомль существовали уже в VIII веке; Рогнеда была сослана Владимиром в Заславль в к. X века (впервые упоминается под 1127), Минск же в 1167 году вообще был разрушен во время «битвы на Немиге». Точную датировку с первых отечественных городов имеет только Борисов (по Лаврентьевской летописи основан полоцким князем Борисом) Название «город» от слова «городить», объясняется наличием в населённых пунктах того времени мощных оборонительных сооружений, которые объединяли природные припятствия (реки, обрывистые берега, узгорки, болота) с искусственными укреплениями (земляной вал с деревянными стенами и ров). Валы достигали высоты 8 м и имели ширину у основания до 30 м. Зимой внешняя сторона вала обливалася водой и покрывалась толстой коркой льда. Широта рва перед валом 20-30 м при глубине 3-10 м. он заполнялся водой, а берега дополнительно укреплялись частоколом. Дальнейшим развитием отечественного оборонительного зодчества стало появление башен – брам, защищавших вход в город. В XII – XIII вв. в Полоцке и Гродно деревянные крепостные стены были постепенно заменены на каменными. Параллельно с оборонительными сооружениями усложнялась и общая структура города, которая состояла с 4-х основных частей. 1) Городской центр – детинец. Это был наиболее древний и укреплённый район города, который занимал возвышающийся взгорок (Полоцк, Витебск, новогрудок0, обрывистый мыс (Туров, Гродно, Минск) или остров (Брест). Здесь размещались основные административные и культовые сооружения, жили князь, бояре, дружина и часть богатых горожан. Детинец являлся обязательным структурным компонентом древнего города. В Белоруси он не вфявлен только в Могилёве, который как считают археологи сформировался в XI – XIII вв. с нескольких сельских поселений по двум берегам Днепра. 2) Окольный город. (Небольшие размеры детинца вынуждали горожан селиться за его границами, основывая тем самым – окольный город, который так же укреплялся валами и рвом.) Селмлась преимущественно средняя часть горожан. Наличие этой части города не было обязательным и её имели только некоторые города. (Новогрудок, Волковыск, Туров, Гомель). 3) Большую часть города занимали торгово-ремесленные пасады, где селилась обедневшая часть горожан. Они не имели искусственных укреплений и развивались вдоль рек или дорог. С течением времени значительная часть посада так же включалась в систему оборонительных сооружений. 4) В непосредственной близости к городу располагался некрополь (большая группа захоронений). (Витебск, Минск, Новогрудок, Могилёв)
Искусство — особая сфера человеческой деятельности. C его помощью каждый народ доносит до следующих поколений свои мысли и чувства, заветные мечты, самое важное из пережитого. Оно наиболее ярко отражает национальную неповторимость. Развитие искусства неразрывно связано с историческим развитием, религиозными взглядами и этическими принципами. Начало становления белорусского искусства относится к IX — XI вв. В это время на территории, заселенной восточнославянскими племенами кривичами, дреговичами и радимичами), формируются первые княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Минское. Самым могущественным и развитым среди них было Полоцкое, оно занимало выгодное местоположение на торговом пути «из варяг в греки». Укреплению международных связей, росту авторитета и культуры Полоцкого княжества способствовало принятие в конце X в. христианства. С его распространением возникает культовая каменная архитектура, которая ориентируется на византийское храмовое строительство, формируется сословие духовенства, в которое входили самые образованные и влиятельные люди своего времени. Первое упоминание Полоцкой земли встречается в «Повести временных лет» и относится к 862 г. Своего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в., в период правления князя Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем (1044 — 1101). По его повелению в Полоцке был возведен первый каменный храм, ставший символом политического, экономического и религиозного равенства Полоцка с Киевом и Новгородом, — собор святой Софии — Премудрости Божией. С него начинается история монументального белорусского каменного зодчества. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней искажённым позднейшими перестройками. Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой. Вместе с тем витебская церковь имеет и ряд интересных особенностей. Она опиралась на высокий цоколь, который поднимает пол храма почти на метр над уровнем земли. В отличие от полоцких построек XII века, которые возводились из плоского кирпича в технике «спрятанный ряд». Благовещенская церковь сложена из кирпича и тщательно обтёсанных камней, их ряды чередовались. До наших дней дошли лишь незначительные фрагменты фресок, которые хранятся
Первое упоминание Полоцкой земли встречается в «Повести временных лет» и относится к 862 г. Своего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в., в период правления князя Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем (1044 — 1101). По его повелению в Полоцке был возведен первый каменный храм, ставший символом политического, экономического и религиозного равенства Полоцка с Киевом и Новгородом, — собор святой Софии — Премудрости Божией. С него начинается история монументального белорусского каменного зодчества.
В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней искажённым позднейшими перестройками. Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой.
В XII в. кроме полоцкой на белорусских землях сформировалась ещё одна местная школа архитектуры – гродненская. Её уникальный памятник — церковь Борисоглебская (Коложская) в Гродно, вощведенная на берегу Немана. За многолетнюю историю своего существования она неоднократно находилась под угрозой уничтожения, но главной опасностью для нее стала река.В 1853 г. в результате оползня южная стена церкви и часть западной обрушились, а чуть позже обвалилась и южная апсида. В 1897 г. берег был укреплён (ремонтные работы велись и в ХХ в.), на месте разрушенных стен поставлены деревянные. Уцелевшие части Борисоглебской церкви позволяют говорить о гродненской архитектурной школе как о самостоятельном и самобытном явлении белорусской архитектуры XII в. Её отличия наиболее очевидны в строительной технике, для которой характерна своеобразная трёхярусная кладка стен. В нижнюю часть вводятся валуны, размеры которых постепенно уменьшаются вверху, далее идут ряды из плоского кирпича, создающие внутреннее пространство, которое заполняли битым кирпичом и бутом. В верхней части в стен включали кувшины-голосники, обращённые горловинами внутрь храма. Они служили резонаторами звуков, создавая многоголосое эхо.Декоративным гродненским приёмом является инкрустация внешней стороны стен разноцветными майоликовыми плитками, выложенными в форме ромбов, крестов и розеток. Кроме того, в отличие от полностью расписанных интерьеров храмов Полоцкой земли в Борисоглебской церкви фрески располагались лишь в алтарной части.
Живопись На западных землях Руси монументальная живопись получила самобытное развитие, соединив народные традиции и лучшие византийские образцы. На современной тер. Беларуси самыми древними произведениями этого искусства являются фресклвые росписи полоцких храмов: Софийского собора (11 в.), Бельчицкого и Спасо – Ефрасиньевского монастырей (первая половина 12 в). Миниатюра. Художественный уровень миниатюры в значительной степени зависел от состояния письменности, которая распространялась с принятием христианства. До середины 14 в. рукописи писались на пергаменте, а позднее на бумаге иностранного производства. Текст писали специально обработанными гусиными перьями (реже вороньими). Первоначально страница линеилась иголкой. Чернила готовились с чернильных орешков, вишнёвого клея. Цвет чернил был тёмно-коричневым или чёрным. Мниниатюры писались разведёнными на желтке красками растительного или минерального происхождения. Часто использовалось золото (листовое, сусальное или в виде порошка), которое накладывалось на специально приготовленный грунт. Краски были свежие, яркие, насыщенные, в них преимущественно праздничная золотисто-тёплая, огненная гамма. (Оршанское Евангелле 13 в) Скульптура и мелкая пластика Многочисленные памятники искусства 9-10 вв. отображают языческие магические представления древних славян. Обоготворялись солнце, луна, горы, камни, деревья, леса, животные. Боги, которые олицетворяли стихийные явления природы, часто изображались в виде людей. На первом месте среди них был Перун – бог грома, молнии и вероятно земледелия. Статуи языческих богов устанавливались в капищах. В 11 в. на беларуских землях появляются вырезанные из кости шахматные фигурки 9традиция пришла с Персии и Средней Азии). Так как ислам запрещал изображение живых существ – шахматные фигурки носили абстрактный характер (фигурка коня на поселение на Менке 11 в) Большинство ш. фигур имела форму цилиндриков, конусов, пирамидок (цилиндрик с одним выступом в верху – конь (Новогрудок, Туров), с двумя – слон (Друцк)) Кроме абстрактных ш. фигур популярнымибыли так называемые ш. фигурки «с личиком», которые изготавливались в реалистичной манере. Их делали с кости и камня. На Беларуси найдено 5 таких фигурок (12-13 вв) Ухочистка с Новогрудка, с изображением древнего музыканта, который играет на струнном щипковым инструменте. Подлинный шедевр белорусского декоративно-прикладного искусства середины XII в. — крест Евфросиньи Полоцкой, изготовленный по её заказу в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшей для Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Крест содержал в себе драгоценные реликвии, привезённые посольством Евфросиньи из Константинополя: частицу Креста Гсподнего, каплю крови Христа, частицу камня от Гроба Богоматери, части мощей св. Стефана и Пантелеймона и кровь св. Димитрия.Крест был вырезан из кипариса и обложен золотыми пластинами, на которых в технике перегородчатой эмали на высоком художественном уровне были изображены Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель), четыре евангелиста (Иоанн, Матфей, Лука и Марк), архангелы Михаил и Гавриил, а также небесные покровители Евфросиньи и ее родителей — св. Евфросинья Александрийская, святые мученики Георгий и София. Художественный образ лицевой стороны дополняли 8 драгоценных камней и жемчужная обводка. На обороте — изображения святых, чьи мощи хранились в кресте — Стефана, Пантелеймона и Димитрия, а также апостолов Петра и Павла и трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. По боковым граням креста шла надпись, сообщавшая имена заказчицы и мастера и дату создания. По уровню художественного мастерства крест Евфросиньи Полоцкой не уступал современным ему образцам византийского декоративно-прикладного искусства.В 1941 г. национальная святыня Беларуси была утрачена: крест исчез из Могилевского краеведческого музея, в котором хранился. В 1992 — 1997 гг. на основе рисунков, фотографий и описаний оригинала его образ был восстановлен брестским художником-ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом. До наших дней в музеях Беларуси сохранилось довольно много предметов мелкой пластики, найденных археологами при раскопках древних городищ и замчищ Беларуси. Среди них встречаются произведения подлинно художественные, на примере которых можно видеть, с одной стороны, внимательное усвоение христианских традиций византийского и древнерусского искусства, а с другой — сохранение довольно устойчивой преемственности с верованиями языческих времен. Ведь христианизация белорусских земель в конце X в. не обозначала мгновенного отказа от язычества.Этот процесс был достаточно длительным, священнослужители стремились не столько уничтожить языческие верования и обряды, сколько приспособить их к христианским ритуалам. Одно из замечательных произведений мелкой пластики — двухсторонняя каменная иконка «Богоматерь. Пeтр», которая хранится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ). Иконка найдена на замчище древнего Минска и датируется первой половиной XIII в. На одной ее стороне располагается поясное изображение Богоматери, на другой — апостола Петра.Трактовка их образов соответствует православным канонам, сложившимся в Византии в IX — X вв. Богоматерь показана в молитвенной позе — это довольно распространенный вариант изображения Богоматери-заступницы, молящейся о людях. Однако предназначение иконки — охранять владельца в сражениях, путешествиях и в повседневной жизни — сближает ее с языческим оберегом..Достаточно крупные черты лица, упрощенность фигуры, а также графичность манеры исполнения позволяют с большой долей вероятности предположить, что иконка была сделана белорусским мастером. XII век был временем интенсивного становления светского искусства, прекрасными образцами которого являются шахматные фигурки. Игра в шахматы получила широкое распространение на белорусских землях уже в XI в., придя из Персии, а к XII в. на Беларуси появился изобразительный вариант шахмат, когда каждая фигурка становится миниатюрной скульптурой, сочетающей в себе наблюдательность, внимательное отношение к деталям и опыт художественной резьбы, приобретенный славянами еще в дохристианский период.
Истоки белорусского военного зодчества, как и архитектуры вообще, теряются в глубине столетий, когда на землях Беларуси появились первые искусственные оборонительные сооружения. Вначале это были простые деревянные ограды, а затем мощные стены и башни древних городов. Первые каменные башни в Беларуси были возведены во второй половине XIII в. Причины этого следует искать в развитии военно-инженерного искусства восточных славян, необходимости замены тактики пассивной осады активным штурмом с помощью новой военной техники — камнеметных машин. Кроме того, это было связано с определенным влиянием традиций средневекового западноевропейского фортификационного искусства. Новая тактика осады существенно изменила организацию обороны и строительство самих укреплений. Основой обороны городов и замков стала высокая многоярусная каменная или деревянная башня, возведение которой сочеталось с дальнейшим усовершенствованием естественных (природных) защитных рубежей. Башня была труднодоступной для техники, которая применялась при осаде укреплений в то время. Возвышаясь над поселением, она позволяла защитникам вести прицельную стрельбу по врагу из луков и самострелов. В некоторых каменных башнях Беларуси были помещения, приспособленные для проживания защитников укреплений. В этом они в определенной степени схожи с жилыми башнями типа «донжон» или «бергфрид», которые были широко распространены в XII — XIII вв. в странах Скандинавии, Прибалтики, Центральной и Западной Европы. Уникальным памятником оборонного зодчества второй половины XIII в. является каменная башня, которая сохранилась до нашего времени в г. п. Каменец Брестской области. Каменецкая башня (каменецкий столп) стоит на высоком песчаном пригорке на левом берегу реки Лесной. История башни тесно связана с городом Каменец, который возник как пограничный опорный пункт. Здесь войска князя Владимира Васильковича не раз вступали в битву с отрядами литовского князя Тройдена. В 1276 г. После очередного примерения с Тройденом Владимир Василькович решил заложить град на реке Лесной. Для этого сюда был послан известный «градоруб» Алекса, срубивший немало «градов» ещё при отце Владимира Васильковича. Через некоторое время при участии местных жителей в Каменце соорудили «столп камен высотою 17 саженей, подобен удивлению всем зрящим на нь». Точная дата возведения этого памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летаписи, его «помуровали» между 1276 и 1288 г. Толщина стен этого 30-метрового «столпа» достигает 2,5 м., внешний диаметр – 13,5 м. Башня возведена на мощном фундаменте из булыги, пересыпанной чистым мелким песком (высота фундамента составляет около 2,3 м, а его внешний метр — около 16 м). Она сложена из брусчатого кирпича тёмно-красного и желтоватого колеров с чрезвычайно xopoшей перевязью швов. Величественная, монументальная башня вверху несколько более узкая, она не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Ствол ее сложен с легким наклоном к вертикальной оси. В стенах башни прорезаны бойницы. В первом ярусе иx две во втором и третьем — по три, а в четвертом — две бойницы и один большой стрельчатый проем. Когда-то он выходил на балкон, устроенный на консольных балках. Бойницы четырех нижних ярусов узкие, щелевидные, они расширяются внутрь и завершаются полуциркульными арками. Пятый ярус имеет четыре бойницы. Форма их стрельчатая, но арки скруглённые и имеют незначительную стрелу подъема. Бойницы пятого яруса, в отличие от остальных, расширяются не только вовнутрь но и вовне. Между этими бойницами расположены четыре плоские ниши с полуциркульным завершением. Фотоснимки Каменецкой башни конца XIX — начала XX в., на которых видны эти ниши со следами древней побеленной штукатурки, свидетельствуют о том, что ниши сначала штукатурили, а потом белили. Это и давало строгому и величественному сооружению скромную броскую красоту. Над пятым ярусом башни сохранились остатки кирпичного купольного свода, который существовал ещё в середине XIX в. С третьего яруса начинается кирпичная лестница, которую освещают два узких окошка. Она находится в толще стены и выходит на самый верх башни, на боевую площадку, прикрытую 14 зубцами. Каждый зубец имеет сквозное отверстие, которое по форме и размерам равно «тычку» или «ложку» кирпича. Отверстия скорее всего служили защитникам башл качестве наблюдательных щелей во время интенсивного я жеского обстрела. Каменецкая башня, как и большинство других военных оружений того времени, имеет вытянутые вверх формь: ничные и простые, стрельчатые проемы и окна с трехл ным завершением, нервюрные своды на «гирьках». Они тм прорисовываются на могучем теле сооружения вместе с па циркульными арками плоских ниш и бойниц, характерных j романской архитектуры. Завершает башню зубчатая лента поребрика из четырех рядов кирпичей, положенных на угол. Она перекликается с орнаментальными мотивами народного искусства и подчеркивает особенности местных строительных традиций, истоки их своееобразия, с которых начался постепенный переход от романского стиля к готике Теперь Каменецкая башня стала филиалом Брестского областного краеведческого музея, местом проведения многочисленных туристических экскурсий. Что касается названия «белая вежа», которое прочно закрепилось за Каменецкой башней, то оно ошибочное. Это название возникло в XIX в. благодаря местным краеведам, которые полагали, что башню в древности белили. На самом деле впервые ее побелили в начале 50-х гг. XX в.
Абарончыя збудаванні старажытных беларускіх гарадоў уключалі ў сябе роў і вал з драўлянымі сценамі, якія абкружалі дзядзінец, вакольны горад і некаторыя з пасадаў. Ускладненне сістэмы ўмацаванняў спачатку праводзілася праз узвядзенне на вуглах крэпасці і пры ўваходзе шмат'ярусных драўляных вежаў. Разам з тым у XII—XIII стст. у Беларусі абвастрыліся міжусобныя войны і значна ўзрасла знешняя пагроза з боку крыжакоў і татара-манголаў. Гэта патрабавала ўзмацнення традыцыйных абарончых збудаванняў, якія ўжо былі не ў стане гарантаваць спакойнае існаванне. Гродна і Полацк здолелі замяніць драўляныя сцены дзядзінцаў на мураваныя, але адсутнасць вялікай колькасці прыроднага матэрыялу рабіла такі шлях вельмі складаным і дарагім. У сярэдневяковай Заходняй Еўропе выйсце было знойдзена ў стварэнні на тэрыторыі горада альбо крэпасці асобнага добра ўмацаванага аб'екта. У Францыі гэта былі так званыя "данжоны", якія ўяўлялі сабой комплекс мураваных збудаванняў з магутнай вежай-дамінантай, прыстасаванай пад жыллё феадала. У Германіі — "бургфрыды", дзе насельніцтва шукала апошні паратунак у час прарыву ворага праз знешні пояс умацаванняў. На беларускіх землях падобныя абарончыя збудаванні пашырыліся з Заходняй Украіны, а таму былі вядомы пад назвай "валынскіх вежаў". Раманскі стыль тут праявіўся, па-першае, у выкарыстанні прыродных камянёў і вялікапамернай брусковай цэглы. Па-другое, у вендскай ці балтыйскай сістэме муроўкі, калі дзве прадольна пакладзеных цагліны чаргаваліся з адной папярэчнай. Па-трэцяе, у адпаведнай канструкцыі скляпенняў і паўцыркульных завяршэннях ваконных праёмаў і плоскіх ніш. У адрозненне ад Заходняй Еўропы гэтыя збудаванні ў Беларусі мелі больш спрошчаную кампазіцыю (асобна стаячыя вежы альбо вежы абараняючыя ўваход у крэпасць), а таксама маглі ўзводзіцца з дрэва. Апошнія з іх зніклі толькі ў XVI—XVII стст. з прычыны змен у фартыфікацыйнай справе і пераўтварэнні замкаў у шыкоўныя палацы.
Из разных источников известно, что оборонительные башни, аналогичные Каменецкой, были построены в Бресте, Турове, Полоцке, Гродно, Новогрудке и других городах. Берестейский столп, согласно Ипатьевской летописи, был «высотою яко Каменецкий». Установлено, что Берестейская башня находилась на юго-восточном мысе древнего Брестского городища, которое располагалось на правом берегу реки Буг при слиянии с ним Мухавца. На всех планах города 1798, 1800, 1803 и 1830 гг. она обозначена графически. В начале 30-х гг. XIX в. во время перестройки замка и сооружения земляных бастионов Брестской крепости башню разобрали. Однако ее следы на планах позволяют предполагать, что башня была четырехугольная, размером 5,9 х 6,3 м, а толщина ее стен достигала 1,3 м. Исходя из имеющихся данных, можно считать, что башня древнего Бреста больше похожа на такую же башню в Столпье, что на Волыни, чем на Каменецкую. Однако ее форма, вытянутая и узкая, видимо, позволила летописцу сравнить Берестейский столп с Каменецким. О башне в древнем Турове известно, что в 30-х гг. XIX в. она также была разрушена. Теперь на Туровском городище от нее осталось возвышение диаметром около Им. Две оборонительные башни (одна в Верхнем замке, вторая — в Среднем) были построены в Полоцке, древнейшем городе Беларуси. Время их сооружения неизвестно, однако черты планово-композиционного характера (размещение в центре замка, несвязанность со стенами) позволяют предполагать, что возведены они были не позже XVI в. Во всяком случае полоцкие башни существовали еще в конце 70-х гг. XVI в. Об одной из них, скорее всего о башне Верхнего замка, Р. Гейденштейн, секретарь короля Стефана Батория, писал в 1579 г.: «Враг также не дремал и с высоких башен, особенно из той, что находилась посредине замка и возвышалась над всеми другими, сильно палил из пушек во все стороны». Не исключено, что эти башни были возведены между 1563 и 1579 гг. В инвентаре Полоцка 1580 г., однако, при перечислении укреплений Верхнего замка ни одна из башен, упомянутых Р. Гейденштейном, не названа. Это дает основание предполагать, что они были сооружены из дерева и, вероятно, сгорели во время осады в 1579 г. Традиция строить одиночные башни посреди замкового двора была широко распространена в Беларуси в XVI и XVII вв. Это интересная перифраза местного военного зодчества более ранних времен. Такие башни, кстати, довольно часто возводили не только в замках больших королевских «вольных» городов, как, например, Полоцк, но и в небольших частновладельческих и королевских замках. В XVI—XVII вв. они порой сочетали в себе функции оборонного и хозяйственного сооружения. Как свидетельствует «Попис замку радошковичского» за 1549 г., на его дворе в окружении деревянных городней и четырех башен отдельно стояла еще одна. В ней было четыре яруса, она возвышалась над остальными замковыми сооружениями.
В Шклове в 1661 г. кроме городских фортификационных сооружений существовали деревянные укрепления замка графов Сенявских. Посреди замкового двора здесь также стояла высокая, срубленная из бруса многоярусная башня, из которой во время осады вели обстрел на подступах к замку. Остатки восьмигранной деревянной башни типа «донжон» были обнаружены в ходе археологических раскопок в Мстиславле. Плановая композиция Горского городища и Пинского замчища также позволяет предполагать наличие здесь одиночных башен, находившихся около въезда. Каменная башня, очень близкая к Каменецкой, обнаружена в ходе раскопок в Мяделе. Она была воздвигнута в XV в. В диаметре башня достигала почти 13,7 м, толщина ее каменных стен равнялась 3 м. Таким образом, начиная со второй половины XIII в. и вплоть до XVII в. на территории Беларуси находилось много замков с одиночными башнями типа «донжон». Их возникновение связано с влиянием западноевропейского военного зодчества Значнае мураванае будаўніцтва вялося і ў Гродна. У другой палове XIII ст. для ўзмацнення абароны ва ўсходняй частцы дзядзінца была ўзведзена мураваная вежа, якая размяшчалася звонку за перыметрам сцен (для лепшага абстрэлу подступаў да маста і брамы). У дакументальных крыніцах упершыню яна ўпа-мінаецца ў 1277 г. У далейшым вежа стала важным элементам мураванага замка Вітаўта, але ў 1580 г. пры перабудове комплексу каралём Стэфанам Баторыям была знішчана.Будаўніцтва мураваных вежаў не абыйшло і першую сталіцу ВКЛ — Навагрудак, які знаходзіўся пад пастаяннай пагрозай з боку крыжакоў. У другой палове XIII ст. у пояс драўляных сцен дзядзінца была ўключана чатырохвугольная вежа-брама памерам 12x12 м, складзеная з вялікіх камянёў і цэглы. Улічваючы, што яе падмурак уходзіў у зямлю на глыбіню 3,5 м, вышыня вежы перавышала 25 м. У 1394 г. крыжакі значна пашкодзілі Навагрудскую крэпасць. Аднаўленчыя работы прадугледжвалі стварэнне якасна новага гатычнага мураванага замку. Пры гэтым старая вежа-брама была рэканструявана і далей стала вядома пад назвай "Шчытоўка". У канцы XIII—пачатку XIV ст. у Навагрудку была пабудавана яшчэ адна мураванаявежа, якая абараняла ўваход у вакольны горад. Яна мела памеры 10,9x12,3 м з таўшчынёй сцен 2,6 м. 3 канца XV ст. вакольны горад паступова пераўтвараўся ў мураваны Малы замак. У сярэдзіне XVII ст. ён быў цалкам разбураны рускім войскам і страціў стратэгічнае значэнне, а рэшткі вежы-брамы прыстасавалі пад вятрак.
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи "Великого переселения народов", Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. (На примере Минской Замковой церкви. Параграф 6.3. по учебнику Самусик А.Ф.)
Развитие материальной и духовной культуры в средневековой Европе привело к значительному усовершенствованию техники строительства и средств изобразительного искусства. Это позволило в 19 веке выделить два стилевых направления в истории средних веков. Первый из них характеризуется доминированием романского стиля, а второй известен под названием «готика». Этот термин происходит от итальянского слова «gotico», в употребление он был введён гуманистами эпохи Ренессанса. Таким образом они хотели подчеркнуть архаичность и варварскую сущность средних веков. Ведь пленена готов, населявшие Европу в первые столетия нашей эры считались образцом дикости в сравнении с античным Римом. В Западной Европе готичный стиль начал формироваться в 12 веке во Франции и достиг своего развития в 15 – 16 веках, когда существовала так называемая «пламенная готика» с повышенной декоративностью. В Беларуси исследователи выделяют раннюю (конец 13 – первая половина 14 вв) и позднюю (середина 14 – первая половина 16 вв) готику. В целом готика, как и романский стиль, развивалась в рамках феодальной системы, где архитектура по-прежнему сохраняла преимущественно крепостной или культовый характер. Вместе с тем, появление нового стиля свидетельствовало про перемены в средневековом обществе. Всё большее влияние начинают играть светские круги общества, что привело к развитию жилищного и общественного строительства. Складывались целые городские ансамбли, в которых соединялись светские, культовые и оборонительные сооружения. Формировался новый городской центр – рыночная площадь, от которой расходились улицы, сооруженные 2 и 5этажными жилыми сооружениями с высокими фронтонами. Под влиянием готики усовершенствовались и фортификационные сооружения. Города обносились мощными стенами с высокими башнями Характерные черты готического стиля: · Формирование новой каркасной конструкции сооружений, которая позволяет преодолеть массивность и приземлённость романских строений, значительно облегчить стены и своды, а так же существенно увеличить объём (за счёт создания каркаса из камня и внутренних столбов, которые переходили вверху в стрельчатые арки нервюров тонкого крестового соединения, а вес которого передавался на поддерживающие стены контрфорсы). В результате существенно изменился внешний вид зданий. Арки и завершения оконных и дверных проёмов получили стрельчатую форму. Храмы значительно увеличили свои размеры, стали более утончёнными и величественными, что отражало стремление души на небо с отрывом от её земных проблем. Большие соборы того времени рассматривались в качестве высшего образца соединения архитектуры и изобразительного искусства, что должно было оказывать эмоциональное воздействие на верующих через пространство храма, направленность до небес его башен и сводов, насыщенностью внутренней динамикой скульптур, ирреальными светотенями от витражей. · Значительные изменения в искусстве, где углубился и усложнился синтез разных его направлений, что способствовало расширению количества сюжетов. Здесь по-прежнему доминировала религиозная тематика с признанием господства в мире высших сил, но основным видом изобразительного искусства стала скульптура, которая вновь после античности появилась на фасадах и алтарях культовых сооружений. При этом застылость романских статуй сменилась динамичной подвижностью готических изображений, выразительностью их драпировок. Скульптурное украшение храмов включало сцены из Святого писания, изображения фантастических животных (химер), светские скульптурные композиции из жизни ремесленников и крестьян. Появились в храмах того времени и створчатые алтари, где позолоченные скульптуры располагались в центре, а подвижные боковые части расписывались. При этом сохранялось нарушение пропорций человеческого тела с определённой вытянутостью форм. Особенности готического стиля на Беларуси: · Широкое распространение готического стиля начинается в конце 14 в, в более ранних памятниках встречаются только особые черты стиля (стрельчатые арки и нервюрные украшения). · Готические храмы и замки имели оборонительный характер с лаконичным внешним декором, а единственным примером пылающей готики в ВКЛ стал костёл святой Анны в Вильно (конец 15 в) Причины: отсутствие непосредственных связей с Западной Европой, войны с крестоносцами, феодальная раздробленность. · Влияние на отечественное зодчество 14 – 16 вв. византийских, романских и местных архитектурных традиций. К тому же всё большее распространение с течением времени приобретали идеи Возрождения. В результате, когда в Западной Европе граница между романским стилем и готикой, готикой и ренессансом прослеживается достаточно точно, то в Беларуси даже в 17 веке все названные стили одновременно ощущались в архитектуре и искусстве. Благодаря этому, отечественные памятники готики приобрели неповторимый колорит и всемирную художественную ценность
В 14 -16 веках на смену прежним «градам», характерным для древнерусского периода, с присущими им детинцами и окольными городами, приходят замки, укрепленные дворы и городские («меские») укрепления. В 14-15 вв. в ВКЛ параллельно с прежним термином «град» («грод») начинает использоваться термин «замок». Этот термин происходит из Польши, где первоначально он существовал со своим синонимом «грод», а польское название возникло в результате попытки точного перевода немецкого «дер шлос». (замок,замыкать) Историки архитектуры под замком понимают комплекс оборонительных, жилых и хозяйственных построек, связанных общей линией укреплений, приспособленной к круговой обороне в условиях изоляции. (но град обладает теми же признаками) Однако, в социальном смысле замок – это укрепленная частновладельческая резиденция, даже если ее хозяином является монарх или духовные лица. Главные тенденции в замковом строительстве в ВКЛ в 14-16вв.;
Основную массу до конца 16века составляли деревянные замки. Они имели много общего с древними «градами»,чаще всего имели нерегулярную планировку и приспосабливались к рельефу местности. В некоторых замках могли существовать дополнительные укрепленные секторы, замок мог дополняться «подзамками». В источниках ВКЛ они фигурируют часто как Нижний (Дольний) замок, тогда как основной замок, расположенный преимущественно на более высоком месте, назывался Верхним (Высоким, Горным). Нижний мог называться «пригородком» (Кобринский замок в 1597г.) или «падзамаччам» (Семков Городок в 1583г.). Здесь располагалась большая часть гарнизона с семьями, которые отступали в Верхний замок только при нападении неприятеля в случае необходимости. Исключение – Полоцк, где в Верхнем замке в 1552 году находилось 130 домов шляхты и горожан.Нижний замок выступал и как хозяйственный двор. Верхний и нижний замок, как правило, разделялись рвом, через который вел мост. Мосты могли быть постоянные, разъемные, подъемные. Подъемные мосты упоминаются в инвентарях Родошковичского замка 1549, Гомельского 1561, Пинского 1561-66, Семкового Городка 1583, Глусского 1571, Полоцкого 1552. Рядом с замками, расположенными в низовьях Немана, порой возводились своеобразные мосты-форбурги, укрепленные башнями, к-е препятствовали продвижению крестоносцев по Неману. Основу деревянных замков составляли частоколы, или, чаще всего, стены-городни. В 16-м веке укрепления из частокола (острог) обычно встречались в укрепленных магнатских дворах или использовались для укрепления Нижних замков, но в сочетании с городнями. Городни представляли собой бревенчатые срубы, соединенные между собой так, что образовывалась цельная линия укреплений. Нижняя часть часто заполнялась грунтом или камнями, либо в ней находились помещения («каморы»). Могли строить трехслойные городни и грунтом заполнять лишь места между двумя внешними стенами, а внутреннее пространство использовалось под каморы. Городня – прямоугольный сруб, нередко засыпанный землей и камнями, звено оборонительной стены. В верхней части городен обычно находились открытые боевые галереи с бойницами или обломами (заборолы) – невысокие деревянные брустверы высотой до 7 венцов (1,5м), которые служили прикрытием защитникам во время неприятельского штурма. В перекрытиях боевых галерей могли быть сделаны так называемые «подсябитья» -- горизонтальные бойницы для стрельбы вниз, «под себя». Галерея – длинное крылатое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон. Обламы (обломы)- нависающие выступы сруба в верхней части оборонительной стены или башни для ведения стрельбы по противнику, подошедшему вплотную к стенам: создавали верхний ярус бойниц. Бойница – отверстие для стрельбы в крепостной стене или в стене башни. В 14-16 вв. городни дополнялись деревянными башнями. Выступая за линию стен они позволяли вести фланкирующий огонь по противнику. Некоторые башни служили замковыми брамами. Брама – парадные ворота. В некоторых замках (в Мозыре в 1522) в линию стен включались вместе с башнями и укрепленные дома. В Кобринском Верхнем замке в 1597 фиксируется дом для замковой стражи, расположенный на городнях замковой стены. Попасть в дом можно было по внешней лестнице. Наверху дома находилась наблюдательная площадка. Дом был приспособлен и для жилья (2 камина, изразцовые печи для обогрева, туалет, столы, лавки). Дом-башня выполнял те же функции, что и башни-донжоны в Западной Европе. В Радошковичском замке дом-башня стоял отдельно на замковом детинце. Среди жилых башен выделяется единственная башня Дубровенского замка начала 16-го века. Она стоит на детинце и не включена в линию стен, выполненных в форме тына. Дубровенская башня классический донжон, хотя и построена с дерева. Кроме башен, в описаниях деревянных замков 16-го века упоминаются башты. Башты – это выступы стены, которые усиливали линию укреплений, создавая дополнительную возможность фланкирующего обстрела неприятеля. В ряде замков башни и башты могли иметь собственные названия. Для предотвращения возгорания деревянные укрепления снаружи часто обмазывались глиной. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.) |