|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Барокко и рококо в дворцово-парковом зодчестве Беларуси (XVI– XVIIIвв.)
Подъём каменного зодчества проявился в создании больших дворцово-парковых комплексов. Почти целое столетие до этого в ВКЛ не строились новые шляхетские резиденции, а старые неоднократно разрушались в час войн. В результате местные традиции были утрачены, а местная элита стала копировать западноевропейские образцы. Это способствовало распространению в регионе барочно – рокального типа дворцов. Барокко было представлено общим композиционным решением. Декор фасадов и интерьеры создавались под влиянием французского рококо. Появление рококо в начале 18 века было связано кризисом абсолютизма и господством в аристократической среде гедонистического мировосприятия. Соперничество между магнатами приводило к всё более декоративному украшению их резиденций. При этом широко использовался сложный абстрактный орнамент, который напоминал раковину, что и определило название нового стиля (в переводе с французского языка «rocaille» значит «небольшой дробленый камень» или «раковина»). Среди характерных черт рококо можно выделить чрезвычайную утончённость, элегантность, лёгкость сооружений, криволинейные контуры и волнистые поверхности стен, а также чрезмерность декору. Именно в таком направлении происходило создание комплекса королевских резиденций в Гродно, которые возводились в 1730 – 1750 гг. для короля Августа III на месте старого и нового замков (архитекторы Д. Пёпельман, И. Кнёбель). Новый замок был перестроен в Королевский дворец. Он имел П-подобную форму, два основных и антресольный этажи. Въездом в комплекс стала Брама с изображением сфинкса. Парадный фасад дворца украшал ризалит (часть здания, выступающая за основную линию фасада) с удвоенными пилястрами (плоская вертикальная тяга, обработанная в форме того или другого ордера). Центральное место в планировке занимала большой Круглый зал, который выступал на тыльном фасаде полукруглым эркером, соединённым с каплицей. Во дворце проводились заседания сейма, поэтому здесь были и особые Сенаторский и Посольский залы. Старый замок так же получил новое барочное оформление, но выполнял только вспомогательную функцию. В дальнейшем этот комплекс был значительно перестроен и теперь приспособлен под краеведческий музей и библиотеку. В 1770 – 1780 гг. по желанию короля Станислава Августа в окрестностях Гродно архитектором Дж. Сакко были возведены ещё три потешные усадьбы – Станиславово, Августово и Понемунь, которые выделялись насыщенным декором и шикарными интерьерами. До наших дней сохранились первая их них, которую поздней достроили до двух этажей и отдали под сельскохозяйственный инструмент и третья, в которой часть каменных стен заменили на деревянные. Королевский комплекс в Гродно стал примером для местных магнатов и сформировал в Беларуси представление об идеальной резиденции того времени, которая имела полузамкнутую симитричную объёмно – пространственную композицию. При этом дворец размещался вокруг парадного двора, поэтому был или П-подобным или состоял с главного корпуса и двух боковых флигелей, связанных между собой арками или крытыми галереями. Большинство залов основных этажей отводилось под парадные апартаменты, а жилые и хозяйственные помещения располагались на цокольном уровне, а так же на антресольном этаже, который занимал бывший чердак, расширенный благодаря «ломанной крыше» и освещён круглыми окнами. Значительное внимание уделялось оформлению прилегающих к дворцу территорий. Перед ними создавался зеленый партер, а на остальной территории разбивался регулярный парк с аллеями, лабиринтами, беседками, оранжереями, скульптурами и водоёмами. Одними из первых восприняли перемены в дворцово-парковом зодчестве Радзивилы. Их замок в Несвиже во время Северной войны был значительно повреждён. Его восстанавливали в стиле барокко до 1780-х годов (архитекторы К. Жданович, М. Педети, К. Спампани). Дворцовый комплекс получил замкнутый вид с большим внутренним двором. Главный корпус был достроен до 4-х этажей. Его парадный фасад украшали пилястры и лепнина, а на треугольном фронтоне размещалось изображение родового герба. З тыльной стороны дворец имел террасу с четырьмя угловыми башнями. Анфилада (ряд залов, комнат, дворов, соединённых друг с другом дверями (входами), расположенными по одной оси.) парадных покоев состояла из 12 залов (Королевская, Гетмановская, Мраморная), украшенных утончённой резьбой, лепниной, росписями и обложенными кафлей каминами. Два старых боковых корпуса стали трёхэтажными и были соединены с дворцом. Главной доминантой комплекса стала пятиярусная башня с часами, которая возвышалась над зданием бывшей казармы. Ещё одна трехъярусная башня находилась над Брамой. Парк занимал площадь в 100 га и состоял из 5 ландшафтных композиций (Замковый, Старый, Японский, Английский и Новый парки), связанных между собой системой аллей, каналов и озёрами Замковое и Дикое. Сейчас Несвижский комплекс находится в стадии реставрации. Несвижский дворец считался резиденцией Радзивилов, поэтому рядом с ним в пригороде Альба с середины 18 века начали строить новый комплекс для отдыха, который занимал площадь более за 200 га. (архитекторы Л. Лутницкий, К. Спампани, М. Педети). За основу композиции тут были взяты многоконцовые звёзды с лучами аллеями и площадями в центре. Вид восьмигранной звезды получила система каналов. В месте их пересечения был создан круглый водоем с искусственным островом. Вдоль аллей и каналов, а так же на площадях и острове были возведены многочисленные сооружения - двухэтажный дворец и эрмитаж, деревянный Троицкий костёл с 12 разными алтарями, центральная трехъярусная беседка с башнями, четыре экзотичные мельницы и т.д. Гости жили в 180 крытых соломой четырёхкомнатных хатках в народном стиле. Среди других дворцово-парковых комплексов необходимо отметить резиденцию Валовичей в д. Святск под Гродно., которую возвели в 1779 г. по проекту Дж. Сака. Его главный двухэтажный корпус был соединён с боковыми флигелями выгнутыми крытыми галереями. Центром внутренней планировки являлась большой восьмигранный зал, выступающий на парковом фасаде застеклённым эркером. Дворец был расположен в глубине парка, который по периметру окружал каскад из 4-х искусственных водоёмов и сад. Сейчас здесь расположен санаторий. В Пинске до наших дней сохранился барочный дворец М. Бутримовича (1784 – 1790 гг., архитектор К. Шильдгауз). В плане П-подобный, он имел основной и цокольный этажи, его парадный фасад был ориентирован на берег реки, а эркер главного зала выходил на улицу. В советское время здесь размещался Дворец пионеров. В то время возводились и барочные резиденции духовных феодалов. В 1762 – 1785 гг. архитектором И Глаубицем для православного архиепископа Г. Каниского в Могилёве был построен трёхэтажный архиерейский дворец со сложной конструкцией крыши. Сейчас он полностью отреставрирован и отдан общественным организациям города. К сожалению, большинство остальных дворцов 18 века находится сегодня в полуразрушенном состоянии (резиденция Сапег в Ружанах, Хрептовичей в Щорсах, Тихоновецких в Бачейкове) или значительно перестроены (дворец М. Радзивила в Дятлово (1751 г) был лишён оригинальных угловых башен и перестроен под больницу) Возводились в то время и относительно небольшие барочные усадьбы. Они имели лаконичный декор, ломанную крышу и анфиладу парадных покоев. Подобный комплекс, приспособленный сейчас под школу-интернат, был построен в 1770-я гг. под Брестом в д. Скоки – родовом имении известного писателя Ю. Немчевича. Ещё одна знаменитая усадьба находилась в д. Мерочовщина (Ивацевичский район). В 1746 г. Тут родился Т. Костюшко. К сожалению, здание было сожжено в 1944 г., но уже идут работы по его восстановлению. Т.о. в 18 веке в Беларуси появились первые величественные дворцово-парковые комплексы, которые вобрали в себя все лучшие достижения европейского зодчества и искусства того времени
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |